Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Краева Анжела Владимировна

При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как  средствами вычислительной техники создаются рисунки, каким образом происходит обработка цифрового изображения. Данная разработка может быть рассмотрена как практическое пособие для преподавателей информатики при изучении темы «Компьютерная графика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_otkrytogo_uroka_2010.doc69 КБ
Файл grafika.ppsx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

ПО ТЕМЕ: «РАСТРОВАЯ И ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА»

Преподаватель: Краева А.В.

ст. Брюховецкая, 2010 г.

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и естественно-научных общеобразовательных дисциплин

Протокол № ______ от  __________

Председатель цикловой комиссии

_____________ Е.В. Литовка

АВТОР: Краева А.В.

При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как  средствами вычислительной техники создаются рисунки, каким образом происходит обработка цифрового изображения. Данная разработка может быть рассмотрена как практическое пособие для преподавателей информатики при изучении темы «Компьютерная графика».


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                3

Подготовительный этап                                                                        4

План урока                                                                                        5

Структура урока                                                                                6

Методика проведения урока                                                                7

Заключение                                                                                        10

Литература                                                                                        11

Приложения                                                                                        12


ВВЕДЕНИЕ

Компьютер является универсальным средством хранения, обработки и передачи информации. Универсальным потому, что обрабатывает любой вид информации.

Для каждого вида информации созданы и используются свои прикладные программы. При изучении раздела «Прикладные программные средства» подробно рассматриваются вопросы автоматизированной обработки графической, текстовой, табличной информации.

Программы обработки графической информации вызывают большой интерес у учащихся, развивают моторику кисти и закрепляют навыки работы с мышью.

Навыки работы с графическими редакторами могут быть использованы для оформления рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.


Подготовительный этап

При подготовке к уроку преподавателю нужно провести большую работу:

  1. Приготовить пакет дидактических материалов:
  1.  Пакет № 1 для создания изображения по точкам.
  2. Пакет № 2 для создания изображения с помощью геометрических фигур.
  3. Распечатка окна графического редактора Paint.
  4. Шаблон сравнительной таблицы.
  1.  Подготовить ромашку для игры Лото.
  2. Создать презентацию в соответствии с планом урока.
  3. Найти в Internet и других источниках интересный материал, рассказывающий о компьютерной графике.

Если в группе есть ребята, умеющие четко и ясно излагать прочитанное, то преподаватель может дать студентам задание подготовить доклад и сделать сообщение (т.е. 4-ый пункт дать как опережающее задание).


План урока

Предмет: Информатика.

Тема занятия: «Растровая и векторная графика».

Вид занятия: урок.

Тип занятия: урок комбинированного типа.

Цели урока:

  1. Учебная: ввести понятие графики, сформировать у студентов представление о растровой и векторной графике, рассмотреть растровые и векторные графические редакторы;
  2.  Воспитательная: развивать творческие способности, стремиться к глубокому усвоению знаний;
  3. Развивающая: Увидеть многообразие форм графической информации;
  4. Деятельностная: Студент должен иметь представление, как формируется электронное изображение, знать достоинства и недостатки различных видов компьютерной графики.

Межпредметные связи: обеспечить плавный переход к изучению информационных технологий.

Мотивация:

Показать широкий круг использования графической информации в повседневной жизни (Лото-ромашка). Выяснить причину этого факта (рассмотреть свойства графической информации).

Методы: объяснительно-иллюстративный, элементы методики вовлеченного обучения.

Наглядные пособия: электронная презентация; репродукции художников-передвижников; картины, выполненные в стиле пуантилизма; рисунки, выполненные в редакторе Paint.

Раздаточный материал: пакет дидактических материалов для создания изображения, клей-карандаш, распечатка экрана редактора Paint, шаблон таблицы «Сравнительная характеристика компьютерной графики».

Технические средства обучения: IBM PC, программное обеспечение, мультимедийный проектор.

Учебные места: аудитория № 304.

Литература:

  1. Ю.Шафрин Учебник IBM PC, Москва Бином, Лаборатория знаний, 2005г.
  2. Ю.Шафрин «Информационные технологии» в 2-х томах, Москва, Лаборатория базовых знаний, 2002г. 

Структура урока

  1. Организационный момент:
  1. Приветствие;
  2. Перекличка;
  3. Физкультминутка;
  4. Сообщение темы урока.
  1. Актуализация опорных знаний:
  1. Повторение основных понятий, необходимых для изучения нового материала.
  1. Мотивация:
  1. Многообразие графической информации (лото-ромашка);
  2. Особенности (свойства графической информации).
  1. Сообщение нового материала:
  1. Создание рисунка человеком на бумаге;
  2. Создание рисунка человеком с помощью ПК;
  3. Знакомство с графическим редактором Paint.
  1. Закрепление.
  2. Выдача домашнего задания.
  3. Подведение итогов урока.

Методика проведения урока

 

Содержание

Примечание

  1. Организационный момент

Урок начинается с взаимного приветствия, староста называет отсутствующих.

Т.к. это первая пара, то для того чтобы создать позитивное настроение проводится физкультминутка (если это будет вторая или третья пара, то можно провести небольшой графический тест)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

После этого сообщаем тему и ставим перед студентами задачу.

  1. Актуализация опорных знаний

Для того, чтобы добиться желаемой цели нам нужно вспомнить несколько основных понятий, изученных ранее. Проводим Блиц-опрос.

  1. Что такое информатика?
  2. Что такое информация?
  3. Виды информации.
  4. Какой орган чувств воспринимает наибольшее количество информации?
  5. Как эта информация называется?
  6. На какие группы мы можем разделить эту информацию?
  1. Мотивация

Сегодня на занятии мы рассмотрим графическую информацию. Графика – это рисунок, знак и как говорил древний китайский философ Конфуций: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон».

Для того, чтобы увидеть как разнообразен мир знаков проведем игру Лото-ромашка.

Надеюсь, что вы убедились в многообразии графической информации. Мы не задумываясь пользуемся знаками, рисунками, схемами. Как вы думаете, почему знаковая информация так распространена? Какие свойства знака способствуют этому?

Напоминаю вам, что мы работаем с графической Операционной системой Windows.

  1. Сообщение нового материала

Пишет ли картину художник, чертит ли чертеж инженер, или ребенок рисует на асфальте, он пользуется карандашом, кистью, мелом, а сам рисунок состоит из точек, прямых и кривых линий.

Есть картины, которые созданы точками, посмотрите на экран, это направление называется пуантилизм.

Посмотрите картины художников-передвижников И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина.

А как создается рисунок с помощью ПК?

Для этой цели разработан целый класс программ, получивший названия ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ, он позволяют создавать и редактировать изображения.

Все компьютерные изображения делятся на два типа: растровые и векторные. И сегодня мы должны с вами понять принципы построения этих изображений, чем они отличаются друг от друга, в чем их достоинства и недостатки.

 Чтобы мы могли разобраться в этом, выполним небольшое творческое задание. Возьмите первый пакет с дидактическим материалом и соберите изображение утенка.

Отлично! Все справились!

А теперь возьмите следующий пакет, и опять соберите утенка, но на этот раз пользуясь геометрическими фигурами.

Справились? Молодцы!

Обратите внимание: и в первом, и во втором случае мы создавали один и тот же объект, но при этом пользовались разными элементами.


Элементы формирования изображения

Название данного способа формирования изображения

I случай

Цветные точки

Растровое изображение

II случай

Цветные геометрические фигуры

Векторное изображение

Примером растрового графического редактора является программа Paint, векторного – CorelDraw. Все графические файлы имеют большой размер. Это связано с тем, что в I случае изображение состоит из огромного количества точек, каждая из которых имеет свой цвет, во II случае изображение состоит из геометрических объектов, каждый из которых описывается математическим уравнением, и чем сложнее фигура, тем сложнее уравнение.

У каждого из видов компьютерной графики есть свои достоинства и недостатки.

Так у растрового изображения хорошо передается цвет и полутона, но при изменении размеров рисунка от исходного (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) теряется качество изображения. Поэтому растровые графические редакторы используются при обработке цифровых изображений, для удаления мелких дефектов, преобразования черно-белого изображения в цветное.

У векторного изображения качество при изменении размеров не изменяется, поэтому они используются там, где нужна высокая точность построения, например чертежи, схемы.

На практических занятиях мы более подробно познакомимся с работой растрового редактора Paint. Сейчас возьмите распечатку окна этого редактора, прямо на ней отметьте основные элементы.

Я предлагаю вам просмотреть ряд рисунков, выполненных в Paint, студентами, которые обучались в колледже ранее.

  1. Закрепление

Для закрепления изученного материала давайте заполним сравнительную таблицу, возьмите из пакета дидактических материалов шаблон таблицы и самостоятельно заполните ее.

Проверим, что у вас получилось.

  1. Выдача домашнего задания

Дома вам нужно будет изучить материал по книге Ю.Шафрина Учебник IBM PC, стр. 339-357; конспект; изучить экран редактора Paint; сравнительную таблицу компьютерной графики.

  1. Подведение итогов урока

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что вы усвоили, что такое графика, вам понятно как создается изображение с помощью вычислительной техники, вы получили представление о том, какие типы компьютерной графики существуют и чем они отличаются друг от друга.




3-5 мин.



Слайд № 1



Слайд № 3


Слайд № 4



Слайд № 5






Слайд № 6





Слайд № 7-17



Слайд № 18-19




Слайд № 20



Слайд № 21


Репродукции









15 мин










Слайд № 22
























Работа с раздаточным материалом

Рисунки



Работа с раздаточным материалом


 

Заключение

По завершению изучения темы «Растровая и векторная графика»

студенты должны:

  1. Иметь представление:

о том, что такое графика и как формируется электронное изображение;

  1. Знать:

достоинства и недостатки различных видов компьютерной графики.

Опыт показал, что такая форма проведения занятия позволяет достичь поставленных целей.

Форма проведения мотивации в виде лото-ромашки активизирует студентов, и позволяет вовлечь в работу наибольшее число студентов.

Применение методики вовлеченного обучения при изучении нового материала способствует четкому представлению студентом того, как формируется изображения в растровых и векторных редакторах; пониманию их достоинств и недостатков, а так же в каких случаях практичнее использовать растровый или векторный редактор.


Литература

  1. Ю.Шафрин Учебник IBM PC, Москва Бином, Лаборатория знаний, 2005г.

  1. Ю.Шафрин «Информационные технологии» в 2-х томах, Москва, Лаборатория базовых знаний, 2002г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информатика

Слайд 2

«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон» Конфуций «Растровая и векторная графика» 10.02.2010 г . ТЕМА:

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ – наука об информации и информационных процессах. – это сведения о ком-либо или о чем-либо, которые мы получаем из окружающего мира в виде сигналов, знаков и символов. ИНФОРМАТИКА ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 4

Виды информации: звуковая визуальная запах вкусовая тактильная

Слайд 5

ВИЗУАЛЬНАЯ информация: Текстовая Табличная Графическая

Слайд 6

 мир знаков

Слайд 7

6 8 9 5 4 7 2 3 1 ЛОТО ЛОТО ЛОТО

Слайд 8

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ? Cooking instructions. Oat flakes (4 portions): 1 l of water or milk and 500 ml of NORDIC oat flakes. Stir the flakes into the boiling water or milk. Cook for 1 minute, stirring occasionally. Cover with a lid and leave to stand for 2 minutes Add salt to taste and stir. Serve with milk, fresh fruits or berries or jam. NORDIC oat flakes can also be used for making bread and rolls.

Слайд 9

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ?    

Слайд 10

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ? 

Слайд 11

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ?   

Слайд 12

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ?    

Слайд 13

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ? * механизация сельского хозяйства * электрификация сельского хозяйства * техническое обслуживание и ремонт автотранспорта * экономика и бухучет, правоведение

Слайд 14

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ?

Слайд 15

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ? 

Слайд 16

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ? 

Слайд 17

   Р КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ НЕСЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ?

Слайд 18

ЗНАК рисунок, картинка, изображение, способствующее однозначному толкованию действия или события WINDOWS графическая и многозадачная операционная система

Слайд 19

Любой объект WINDOWS может быть представлен в виде рисунка

Слайд 20

ТОЧКА ЛИНИЯ КРИВАЯ

Слайд 22

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА Растровая Векторная

Слайд 23

Paint Растровый редактор CorelDraw Векторный редактор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"

Тема урока: Поисковые системыТип урока:         практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Электронные таблицы

В методической разработке представлен план проведения занятия по теме "Электронные таблицы" и презентация к уроку....

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: "Компьютерные сети"

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с использованием мультимедийной презентации "Компьютерные сети" и тестирования по изученному материалу ....

Методическая разработка занятия по теме: «Создание визитной карточки в программе векторной графики CorelDraw»

Конспект и презентация к занятию знакомит учащихся с историей возникновения, видами, назначением визитных карточек и этапами выполнения дизайн-проекта визитки в программе векторной графики CorelDRAW....

Интегрированный урок (технология и информатика) "Моделирование ночной сорочки средствами векторной графики"

Интегрированный  урок (технология и информатика)По теме «Моделирование ночной сорочки средствами векторной графики»2 часа 6 классЦель:1. Обучающая – ознакомить учащихся с последовательностью изго...

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» по теме: «Аппаратная реализация компьютера»

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» по теме: «Аппаратная реализация компьютера»...