Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Волкова Татьяна Борисовна

Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления", практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие №4

Запись и перевод чисел в различных системах счисления

Цель работы: научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.

В результате выполнения практического задания формируются и закрепляются следующие знания:

· знать и анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

· знать как определять диа

· знать правила перевода из одной системы счисления в другую;

В результате выполнения практического задания формируются следующие умения:

· уметь переводить целые числа из одной системы счисления в другую.

Оборудование:

· опорный конспект (Приложение 1.2)

· ручка,

· тетрадь,

· Практическое занятие

Информационное обеспечение

Основные источники:

· Н.В. Макарова, Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень, -СПб.: Питер Пресс, 2015.

· Н.В. Макарова, Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень, -СПб.: Питер Пресс, 2015.

Дополнительные источники: · http://www.lyceum95.ru/inform/binar_ss.htm · http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book_sod/structura/chapter1.htm; · http://slbazhenova.narod.ru/ss/texts/ls2.html; · http://inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html; · http://sissch.76202s006.edusite.ru/p25aa1.html.

Время выполнения – 4 часа

Раздел 1.

Проверка теоретической подготовленности по теме практического задания:

· Дайте определение понятию «Система счисления»?

· Какие системы счисления Вы знаете?

· Чем они отличаются друг от друга?

· Что называется основанием системы счисления?

· Приведите примеры позиционных и непозиционных систем счисления.

· Какую систему счисления используют компьютеры в своей работе и почему?

Раздел 2.

Инструктаж

1. Перед началом работы изучите инструкцию (Приложение 2) и теоретический материал.

2. Не начинайте работу без разрешения преподавателя.

3. Во время работы выполняйте указания преподавателя.

4. Строго выполняйте инструкцию к работе.

5. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок.

Раздел 3

Выполнение задания

Задание 1.

Переведите числа из двоичной системы в десятичную: 1011, 101, 1101, 10101, 100111, 11,01, 101,001.

Задание 2

Переведите числа из восьмеричной системы счисления в десятичную: 675, 123, 7602, 13266, 74,25, 456,201.

Задание 3

Переведите числа из шестнадцатеричной системы в десятичную: 19F, 42A, 69D1, FD1A, EA8B1.

Задание 4.

Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную: 75, 21, 46, 82, 111, 645.

Порядок выполнения задания:

· Внимательно прочитайте опорный конспект (Приложение 3).

· Выполните в тетради данные задания.

Пример 1:

Возьмем двоичное число, например 10112. Запишем его в полной форме и произведем вычисления:

10112:= 1*23 + 0*22: + 1*21 + 1*20 = 1*8 + 0*4+ 1*2 + 1*1 = 1110.

Пример 2:

Возьмем восьмеричное число, например 6758. Запишем его в полной форме и произведем вычисления:

6758= 6*82 + 7*81 + 5*80 = 6*64 + 7*8 + 5*1 = 44510

Пример 3:

Возьмем шестнадцатеричное число, например 19F16. Запишем его в полной форме (при этом необходимо помнить, что шестнадцатеричная цифра F соответствует десятичному числу 15) и произведем вычисления:

19F16 = 1*162 + 9*161 + F*80 = 1*256 + 9*16 + 15*1 = 41510

Пример 4:

Для перевода целого десятичного числа в двоичную систему счисления, используют последовательное деление на 2:

1. разделить число на 2, зафиксировать остаток 0 или 1и частное

2. если частное не равно 0, то разделить его на 2, и т.д. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки начиная с последнего, т.е. в порядке, обратном порядку их получения.

Переведем число 75 из десятичной системы в двоичную.

75|2

1 37|2 75=1001011

1 18|2

0 9|2

1 4|2

0 2|2

0 1

Форма предоставления отчета: Задание, выполненное в тетради

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если:

· учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач в тетради;

· работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

Оценка «хорошо» ставится, если:

· правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

· работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

· работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками, требуемыми для решения поставленной задачи.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

· допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

· работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы по проверяемой теме.

Анализ проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....

Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...

Урок в 9 классе "Магия числа или Перевод чисел в различные системы счисления"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы счисления» в 9 классе «Магия числа или Перевод чисел в различные системы счисления».Разработка состоит и...

Перевод чисел в различных системах счисления

Конспект урока для 8 класса "Перевод чисел в различных системах счисления"...

Перевод чисел в различные системы счисления

Приложение, созданное на языке программирования PascalABC.net. Программа-тренажер, контролирующая навыки учащихся по переводу десятичных чисел в двоичную, а двоичных чисел- в восьмеричную и 16- ричную...

Перевод чисел в различные системы счисления(обратная)

Приложение, созданное на языке программирования PascalABC.net. Программа-тренажер, контролирующая навыки учащихся по переводу  случайных чисел, в системах счисления родственных двоичной в десятич...