План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
статья по информатике и икт на тему
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokah_informatiki_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.
(С.И. Ожегов)
Но что же понимается под термином «одаренность»?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
А кто же они такие – одарённые дети?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних;
- креативность;
- включенность в задачу.
Как и большинство учителей, я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках. На уроках я придерживаюсь основных принципов работы с одаренными детьми.
1. Не навреди!
Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.
2. Принцип научности.
Этот принцип реализуется через диагностико - статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого -педагогический инструментарий.
3. Принцип взаимодействия с семьей
Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей.
4. Принцип гуманности и открытости.
Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы.
5. Принцип доступности.
Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.
6.Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.
Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.
7. Принцип коммуникативности.
Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад.
8. Принцип сотрудничества.
Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации, самообразование, методическую работу.
9. Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:
- выявление одаренных детей;
- построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
На основе этого мной был составлен план работы на 2014-2015 гг. по работе с одаренными детьми.
Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы:
- диагностика – изучение личности учащихся.
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики;
- внеклассная работа.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
- синквейн.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- кружковая работа;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальный
- марафон.
Содержание работы с одаренными детьми
1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.
Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие логического мышления;
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
- задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
- задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основной принцип работы – принцип “обогащения”.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными учащимися:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам информатики.
Критерии эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Увеличение количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его.
- Учащиеся становятся призерами олимпиад по информатики и лауреатами научно-практических конференций, победителями и участниками в различных Интернет - проектах по информатике
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
№ | Мероприятия | Класс | Дата |
1 | Диагностика одаренных детей по информатике | 5-11 | сентябрь |
2 | Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики | 5-11 | в течение года |
а) задания на развитие логического мышления | в течение года | ||
б) задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (по основным разделам информатики) | в течение года | ||
в) задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности | в течение года | ||
3 | Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся | октябрь | |
а) группы по подготовке к олимпиадам | 5-11 | первая неделя октября | |
б) группы по подготовке к научно-практическим конференциям | 5-11 | ноябрь | |
в) группы по участию в различных Интернет - проектах | 5-11 | октябрь | |
4 | Свободное самообразование учащихся | 5-11 | в течение года |
5 | Участие в школьном кружке по информатике «Юный программист» | 9-11 | в течение года |
6 | Участие в школьной олимпиаде по информатике | 5-11 | октябрь |
7 | Участие в научно-практических конференциях | 5-11 | декабрь, январь |
8 | Участие в Интернет – проектах по информатике | 5-11 | в течение года |
9 | Участие в городской олимпиаде по информатике | 9-11 | Ноябрь-декабрь |
10 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | в течение года | |
11 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | сентябрь, январь | |
12 | Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | 5-11 | в течение года |
13 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети в информатике» | май | |
14 | Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на школьном сайте | 5-11 | Апрель-май |
15 | Творческий отчет временных групп учащихся по итогам участия в олимпиадах, научно-практических конференциях и Интернет - проектах | 3-11 | май |
Как же суметь выделить одаренных детей?
Одаренные дети имеют ряд особенностей:
- Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.
- Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.
- Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.
- Высокий уровень развития логического мышления. Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.
- Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. - Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.
- Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
- Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.
- Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
- Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.
- Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
- Отличная память.
- Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время
Это доклад на тему о работе с одаренными детьми на уроках физкультуры. О способа,. методах и формах работы на уроке с такими детьми....
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...
«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год...