План-конспект урока по теме "Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы" (9 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Марченко Татьяна Петровна

Разработка урока "Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы" по учебнику Л.Л.Босовой для учащихся 9 классов. В методическую разработку входит: технологическая карта урока, презентация, практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок новых знаний и выработки умений).

Цели урока:

Образовательная: 

- ввести понятия: электронная таблица, книга, лист, ячейка, данные, типы данных, форматы данных;

- познакомить с интерфейсом табличного процессора;

- научить вводить данные в ячейки ЭТ, определять формат данных.

Развивающая:

- развивать способность учащихся анализировать информацию;

- развивать образное, критическое мышление;

- развивать системное мышление;

- развивать умение выражать свои мысли, слушать мнение собеседников.

Воспитательная: 

- воспитать интерес к предмету;

- воспитать навыки информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний;

- формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся;

- воспитать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Здоровьесберегающая:

- эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты;

- использовать коррекционные упражнения (для укрепления зрения, внимания);

- следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).

Решаемые учебные задачи:

  • знакомство с интерфейсом электронных таблиц;
  • рассмотрения правил размещения текстов, чисел и формул в ячейках электронных таблиц;
  • рассмотрения режимов работы ЭТ.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные:

- наличие представления об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах;

- введение основных определений (понятий) при работе с ЭТ;

- применение полученных знаний при выполнении практической работы в табличном процессоре.

- метапредметные:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;

- навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства;

- навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

- навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

- личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- представление о сфере применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: электронная таблица; табличный процессор; столбец; строка; ячейка; диапазон ячеек; лист; книга.

Оборудование (ресурсы): персональный компьютер учителя, ПК учащихся, раздаточный материал, презентация "Электронные таблицы", сайт http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/

Аппаратное и программное обеспечение: Компьютеры с операционной системой Windows, ПО «Microsoft Office».

Межпредметные связи: математика

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающиеся

Хронометраж

1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Подготовка класса к работе

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места (наличие дневника, учебника, тетради). Отмечает отсутствующих.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место, настраиваются на урок.

2 минуты

2. Актуализация опорных знаний

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала

Демонстрирует учащимся слайды, на которых представлены в табличной форме расписание движения транспорта, таблица результатов спортивного соревнования, прогноз погоды, ведомость начисления заработной платы. (слайды 3,4,5,6,7,8)

Задаёт вопросы учащимся:

  1. В какой форме представлены продемонстрированные данные?
  2. Как вы думаете, что было удобнее воспринимать: информацию, представленную с помощью табличной формы представления данных или текстовую информацию?
  3. В каких случаях удобно применять именно табличную форму представления данных?
  4. Можно ли с помощью компьютерных программ обрабатывать табличные данные?
  5. Какие программы для обработки табличных данных вы уже знаете?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с табличным процессором Microsof Excel, который обрабатывает электронные данные с помощью таблицы. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Тема на доске уже записана учителем заранее.

Учащиеся смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы учителя.

Ответы учащихся:

1.Данные представлены в табличной форме и в виде текста.

2.Удобнее воспринимать информацию, представленную с помощью табличной формы представления.

3.Если представлен большой объём информации.

4.Можно.

5.База данных, текстовый редактор.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

5 минут

3.Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемы для ввода нового материала. Формировать познавательные мотивы

Табличный процессор Microsof Excel применяется практически в любой сфере деятельности и знание этой офисной программы в наше время бесценно. Бухгалтерия, статистика, экономика, налоговая система – опираются на математические расчёты, которые можно производить в этой программе. (слайд 9)

К основным достоинствам табличного процессора Microsoft Excel можно отнести:

- основное назначение табличного процессора – автоматизация Расчетов в табличной форме;

- для автоматизации вычислений;

- для представления результатов вычислений в виде диаграмм;

- для моделирования, когда исследуется влияние различных значений параметров. (слайд 10)

В ячейках таблицы могут записываться различные числа, даты, тексты, логические величины, функции, формулы. Формулы позволяют практически мгновенно производить пересчет и выводить в соответствующей ячейке новый результат при изменении исходных данных. Эта возможность позволяет активно использовать электронные таблицы. (слайд 11)

Кроме того, для тех кто сдаёт экзамен по информатике – прошу быть наиболее внимательными к изучению этой темы, потому что в практической части экзамена есть задание, связанное с вычислениями в табличном процессоре.

Учащиеся изучают слайды презентации, добавляют своё мнение в случае необходимости.

4 минуты

Вопрос: Ребята, как выдумаете, какова цель вашей деятельности на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают свои варианты и резюмируют:

1.Ознакомиться с интерфейсом табличного процессора.

2.Определить основные элементы табличного процессора.

3.Научиться запускать табличный процессор.

4.Научиться вводить данные в электронные таблицы и редактировать их.

4. Усвоение новых знаний (изучение нового материала с поэтапным закреплением)

Организовать учащихся по принятию познавательной задачи.

Сформировать  конкретные

представления о работе в табличном процессоре

Табличный процессор Microsoft Office Excel позволяет создавать, редактировать, форматировать и распечатывать таблицы, осуществлять в них расчёты, сортировать и группировать данные, создавать на их основе графики и диаграммы, импортировать и экспортировать данные.

Наиболее распространёнными табличными процессорами являются Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc. Ярлыки программ указаны на слайде (слайд 12).

Давайте с вами познакомимся с интерфейсом программы (слайды 13,14). Прошу назвать вас известные вам элементы интерфейса прикладной программы.

Вы видите, что многие элементы интерфейса являются стандартными и соответствуют другим прикладным программам пакета Microsoft Office. Однако есть и отличия.

  1. По умолчанию документ, в котором Вы работаете называется – КНИГА 1.
  2. В этой книге находится 3 листа. Остальные листы Вы создаёте самостоятельно при необходимости. Листы пронумерованы: лист 1, лист 2, лист 3.
  3. Столбцы имеют название в виде латинской буквы: A, B, C, D …
  4. Строки имеют название в виде числа: 1, 2, 3, 4, 5 …
  5. Пересечение столбца и строки называется ячейкой. Ячейка – это наименьший элемент хранения и обработки данных в электронной таблице.
  6. У каждой ячейки есть свой адрес (или имя): А1, B3, С5 и т.д. Адрес (имя) ячейки высвечивается в «поле имени» - если ячейка активная.
  7. В программе есть «строка формул», в которую вводятся необходимые формулы, созданные Вами или ранее запрограммированные в табличном процессоре. В этой строке также указываются, что Вы вводите в ячейку.
  8. При сохранении таблицы (книги) – расширение устанавливается как .xls и .xlsx.(слайды 12,13,14,15,16)

И информация для любопытных: в 2007 версии 1 048 576 строк и 16 384 колонок.

9. Данные в ячейках таблицы:

- число

- текст

- формула (слайд 17)

Учащиеся изучают слайды презентации, отвечают на вопросы учителя, ведут беседу с учителем, обсуждая тему урока.

Называют следующие элементы:

- стока заголовка;

- область задач;

- строка меню;

- панель инструментов Стандартная;

- панель Форматирование;

- кнопки управления окном;

- строка состояния.

Учащиеся слушают учителя, записывают КОНСПЕКТ в тетради. Выделяют главные моменты из речи учителя, задают вопросы.

10 минут

5. Физминутка

Снятие мышечного и мускульного напряжение, актуализация выполнения здоровьесберегающих технологий

Показывает видеоролик с выполнением физических упражнений

Учащиеся выполняют комплекс упражнений для глаз и снятия мускульного напряжения.

2 минуты

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (этап закрепления знаний)

Организовать деятельность по применению новых знаний. Выполнение заданий практической работы за компьютером

Задаёт вопрос: Ребята, какими способами можно запустить программу Microsoft Office Excel?

Создаём в своей папке лист Microsoft Excel и начинаем выполнять практическую работу. В практической работе 4 задания. После выполнения показываем решённые задания учителю.

Ответ: 1) контекстное меню (создать лист Microsoft Excel)

2) программа ПУСК

3) на панели быстрого запуска

Учащиеся открывают лист Microsoft Excel, начинают выполнять практическую работу.

15 минут

7.Домашнее задание.

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Домашнее задание: § 3.1 - прочитать, стр.100-104, выучить конспект урока.

Записывают задание в дневник, задают вопросы по содержанию домашнего задания.

1 минута

8.Итоги урока

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся

Учитель подводит итоги, выставляет отметки

Обсуждают результаты вместе с учителем.

2 минуты

9.Рефлексия

Выявление усвоения учебного материала и отношения к предмету

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Вопрос: Давайте вспомним цели, которые мы ставили перед собой в начале урока. Какие цели достигнуты, что мы не выполнили?

3. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?

Отвечают на вопросы, обсуждают.

1 минута


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ

Слайд 8

ПРИМЕНЕНИЕ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL БУХГАЛТЕРИЯ ЭКОНОМИКА КОММЕРЦИЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА АНАЛИТИКА СТАТИСТИКА

Слайд 9

ДОСТОИНСТВА ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL Основное назначение табличного процессора – автоматизация Расчетов в табличной форме для автоматизации вычислений; для представления результатов вычислений в виде диаграмм; для моделирования, когда исследуется влияние различных значений параметров.

Слайд 10

В ячейках таблицы могут записываться различные числа , даты , тексты , логические величины , функции , формулы . Формулы позволяют практически мгновенно производить пересчет и выводить в соответствующей ячейке новый результат при изменении исходных данных. Эта возможность позволяет активно использовать электронные таблицы в различных сферах деятельности человека.

Слайд 11

Электронные таблицы Электронные таблицы ( табличный процессор ) - это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. Наиболее распространёнными табличными процессорами являются Microsoft Excel и OpenOffice . org Calc . Excel 2003 Excel 2007 OpenOffice . org Calc

Слайд 12

Строка заголовка Строка основного меню Панель стандартная Панель форматирования Строка состояния Полосы прокрутки Заголовки строк Заголовки столбцов Рабочая область

Слайд 13

Кнопки прокрутки ярлычков Ярлычок листа Маркер разбиения ярлычков Поле имени Кнопки отмены, ввода и вызова мастера функций Строка формул

Слайд 14

Активная ячейка Неактивная ячейка

Слайд 15

Диапазон Диапазон - расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике. Диапазон Какое количество ячеек находится в диапазоне ( B4 : E4) ? Какое количество ячеек находится в диапазоне (С 3 : E 8 ) ? Какое количество ячеек находится в диапазоне ( B 3: B9) ?

Слайд 16

OpenOffice . org Calc Excel 2007 Excel 200 3

Слайд 17

Данные в ячейках таблицы Ячейка - наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки . Число Последовательность любых символов Целое, вещественное Выражение, задающее последовательность действий Текст Формула



Предварительный просмотр:

Практическая работа «Знакомство с электронной таблицей. Данные в ячейках»

Выполнив задания этой темы, вы:

1.     Научитесь запускать электронные таблицы;

2.     Закрепите основные понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;

3.     Узнаете как вводить данные в ячейку и редактировать строку формул;

5.     Как выделять целиком строки, столбец, несколько ячеек, расположенных рядом и таблицу целиком.

ЗАДАНИЕ 1: Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel.

                                           https://sites.google.com/site/rabotavexcel2007/_/rsrc/1467140664830/prakticeskaa-rabota-1/1.jpg

Технология выполнения задания:

  1.   Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.

Документы, которые создаются с помощью EXCEL , называются рабочими книгами и имеют расширение . XLS . Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3. Эти названия указаны на ярлычках листов в нижней части экрана. Для перехода на другой лист нужно щелкнуть на названии этого листа.

  • ЗАДАНИЕ 2.
  • Переименование рабочего листа. Установить указатель мыши на корешок рабочего листа и два раза щелкнуть левой клавишей или вызвать контекстное меню и выбрать команду Переименовать. Задайте название листа "ТРЕНИРОВКА"
  • Вставка рабочего листа. Выделить ярлычок листа "Лист 2", перед которым нужно вставить новый лист, и с помощью контекстного меню вставьте новый лист и дайте название "Проба".
  • Удаление рабочего листа. Выделить ярлычок листа "Лист 2", и с помощью контекстного меню удалите.

ЗАДАНИЕ 3.

Создайте на листе №3 таблицу, которая содержит данные об одноклассниках:

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Успеваемость

Пол

1

Иванов

Иван

Иванович

01.12.2004

На «4» и «5»

муж

2

3

4

5

6

7

Заполните таблицу информацией. Отформатируйте таблицу (заливка, границы, размер шрифта, цвет шрифта и т.д.). Инструменты форматирования находятся во вкладке «Главная».

ЗАДАНИЕ 4. Выполните задание из учебника: стр.130 – задание №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Баскетбол» в 6 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Баскетбол»в 6 «а» классе...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Волейбол» в 8 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Волейбол»в 8 «а» классе...

План-конспект открытого урока на тему "Без шәһәрдә яшибез" (для 3 классов).

3нче сыйныфның рус төркемендә үткәрелгән ачык дәрес эшкәртмәсе (Р.З.Хәйдәрованың "Татар теле" дәреслеге буенча). Дәрескә түбәндәге максатлар куелды: 1) "Безнең шәһәр" темасын өйрәтүне дәвам итү, "кайд...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Волейбол» в 8 «а» классе

Тема урока: Отработка техники приема и передачи мяча. Техника нападающего удара....

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики "Необычное путешествие" в 5 классе

План-конспект интегрированного урока английского языка и математики в 5 классе. Учебник "Английский в фокусе" 5 класс. Цель урока: обобщить теоретические и практические знания, полученные на урок...