Разработка урока по теме: "Отношения между несовместимыми понятиями"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Ванюшкина Зоя Владимировна

УМК Босовой Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnosheniya_mezhdu_nesovmestimymi_ponyatiyami.docx189.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ванюшкина Зоя Владимировна

учитель информатики и ИКТ

СОШ №13 г. Нерюнгри

Республики Саха (Якутия)

Класс

6

Раздел программы

Информация вокруг нас

Тема урока

Сравнение несовместимых понятий.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление об отношениях между понятиями; выявление системы отношений: соподчинение, противоположности, противоречия между несовместимыми понятиями;

метапредметные  –  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения понятий; выявление отношений, связывающих данный объект с другими объектами; ИКТ-компетентность  (определение инструментов графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

личностные  –  понимание  значения  навыков  работы  на  компьютере  для учебы и жизни.

Тип урока

комбинированный с элементами проблемного обучения.

Оборудование

ПК учителя, мультимедийный проектор, экран;  ПК обучающихся.

Список литературы и Интернет-ресурсов

Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова . – 4-е изд. – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 208  с.: ил.

Информатика: методическое пособие для 5 – 6 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова . – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Электронное приложение к уроку:

презентация «Отношения несовместимых понятий».
Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Я очень рада встрече и знакомству с вами. За окнами мороз, а в кабинете тепло и уютно. Я верю, что это поможет нам плодотворно поработать на сегодняшнем уроке и узнать новое.

  1. Актуализация опорных знаний

(В процессе беседы строим схему – это будущий продукт)

Народная мудрость гласит: «Все познается в сравнении».

Слайд 1

Как вы понимаете эту мудрость? Что значит сравнивать? (выявлять отношения)

Что вы сравнивали на прошлом уроке? (понятия)

 

Что такое понятие? (форма мышления, существенные признаки объекта, наше представление об объекте)

Все ли понятия можно сравнивать? (нет, только сравнимые)

Что значит сравнимые понятия? (понятия, близкие по содержанию, можно выделить общие признаки)

А тогда какие понятия, мы называем несравнимыми? (далекие друг от друга по содержанию, не имеющие общих признаков)

К какой группе относятся понятия на слайде?

Слайд 4

На какие две группы можно разделить сравнимые понятия? (совместимые и несовместимые)

В чем различие между совместимыми и несовместимыми понятиями? (совместимые совпадают по объему частично или полностью, несовместимые не совпадают по объему ни по одному элементу).

К какой группе относятся понятия на слайде?

Вы сказали, что сравнивать значит выявлять отношения, а какие отношения вы изучили на прошлом уроке? (пересечение, подчинение, тождество)

Как вы описывали отношения? (с помощью кругов Эйлера-Венна)

К каким понятиям мы можем применить данные отношения? (к совместимым)

На экране диаграммы Эйлера-Венна, назовите, какое отношение описывает каждая из них (подчинение, тождество, пересечение).

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

 

  1.                                              2.                                            3.

Какое отношение между следующими понятиями:

А – хищник, В – волк   (подчинение)

А – жара, В – зной   (тождество)

А – клетка животного, В – клетка растения (пересечение)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

  1. Постановка проблемы, цели урока 

А – тигр, В – слон (несовместимые понятия)

Можете ли вы назвать отношения между несовместимыми понятиями? (нет, так как не изучали)

Слайд 15

Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (изучать отношения между несовместимыми понятиями)

Какую тему мы дадим сегодняшнему уроку? (отношения между несовместимыми понятиями)

Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Слайд 16

Назовите цель сегодняшнего урока. (изучить отношения между несовместимыми понятиями, научиться описывать отношения с помощью кругов Эйлера-Венна, приводить примеры)

  1. Изучение нового материала

Слайд 17

На слайде вы видите 3 группы понятий, как вы думаете какое отношение соответствует каждому из них. (обсуждение)

Класс разделен на 3 группы. Я предлагаю каждой группе выбрать свою группу понятий и попробовать по плану выявить отношение, соответствующее ей.

1 группа:

Опишите с помощью одной диаграммы Эйлера-Венна отношения для следующих понятий.

  1. А-суббота, В-воскресенье, С-дни недели
  2. А-сосна, В-ель, С-хвойные деревья

Составьте определение для данного отношения:________________________________

_________________________________________________________________________.

Как можно назвать данное отношение_________________________________________

2 группа:

Опишите с помощью одной диаграммы Эйлера-Венна отношения для следующих понятий.

  1. А-четность, В-нечетность
  2. А-северный, В-несеверный

Составьте определение для данного отношения:________________________________

_________________________________________________________________________.

Как можно назвать данное отношение_________________________________________

3 группа:

Опишите с помощью одной диаграммы Эйлера-Венна отношения для следующих понятий.

  1. А-маленький, В-большой
  2. А-высокий, В-низкий

Составьте определение для данного отношения:________________________________

_________________________________________________________________________.

Как можно назвать данное отношение_________________________________________

Представители групп выходят к доске, показывают и аргументируют свою точку зрения.

В процессе обсуждения происходит корректировка, направление на правильные выводы.

  1. отношение между понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему понятию.  

На какое отношение похожа эта диаграмма? (на подчинение)

Понятие А и В вместе подчиняются понятию С.

Какая приставка к слову в русском языке выражает значение совместимости. Например: вместе трудитесь, вместе переживаете и т.д.? (приставка со-) .

Отношение «соподчинение» 

 

Запишите в тетрадь название отношения и соответствующую ему диаграмму Эйлера-Венна.

Слайд 18

  1. отношение между понятиями, объемы которых разделены объёмом некоторого третьего понятия. 

Как располагаются понятия Аи В относительно друг друга? (напротив)

Отношение «противоположность» 

     Запишите в тетрадь название отношения и соответствующую ему диаграмму Эйлера-Венна.

Слайд 19

  1. отношение между понятиями, которое можно выразить присоединением частицы «не».

Отношение «противоречие» 

Запишите в тетрадь название отношения и соответствующую ему диаграмму Эйлера-Венна.

А как можно проверить наши с вами выводы? (обратиться к учебнику)

Можем ли мы с вами дописать схему для несовместимых понятий? (Да)

Какие отношения мы можем дописать для несовместимых понятий? (соподчинение, противоположность, противоречие)

Слайд 20

Слайд 21

  1. Первичное закрепление. Практическое задание за ПК (10 мин)

1 задание

Слайд 22

На рабочем столе ПК откройте файл «Схема» с помощью программы Paint.

Заполните данную схему.

Сохраните работу в своей личной папке под именем: «Схема отношений»

Проверка учителем (в том числе и правописания)

2 задание

Слайд 23

На рабочем столе ПК откройте файл «Соответствие» с помощью программы Paint.

С помощью разноцветных линий установите соответствие между понятиями и отношениями.

Сохраните работу в своей личной папке под именем: «Отношения между понятиями»

  1. Столица РС (Я), г. Якутск                                                     Подчинение
  2. Реки РС(Я), реки России                                                  Соподчинение
  3. Республика Саха (Якутия),

Нерюнгринский район                                                           Пересечение

  1. Якутск, Нерюнгри, Алдан                                                      Тождество
  2. Отрицательная температура,                                                 Противоречие

положительная температура

  1. Зимний день, незимний день                                                      Противоположность                

Самопроверка: вывести на экран правильный вариант.

Проверка учителем (в том числе и правописания в задании 1)

Слайд 24

Слайд 25

  1. Рефлексия (2 мин)

Какова была цель сегодняшнего урока?

Цель урока достигнута?

Какие отношения между несовместимыми понятиями мы сегодня узнали?

Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? (познание мира, развития мышлении, выявление отношений)

Слайд 26

Раздать схему каждому.

Слайд 27

Схему, которую мы с вами вместе сегодня построили, дома вклейте в тетрадь. Эта схема вам обязательно пригодятся в будущем при изучении следующих тем данного раздела.

Ребята – вы все сегодня молодцы. Спасибо вам за работу на уроке. Я желаю вам не останавливаться на достигнутом, познавать новое!

Давайте обменяемся пожеланиями и впечатлениями от урока (Обучающиеся говорят свои впечатления от урока или пожелания).

До свидания, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс

урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса...

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Разработка урока на тему "Отношения"

Разработка урока на тему "Отношения" 6 класс...

Разработка урока по теме: "Отношения, пропорции, проценты". 6 класс.

Открытый урок в 6 классе.Учебник: С.М. Никольский....

Презентация к уроку по теме: "Отношения между понятиями", 6кл

Урок 1.Цель:- сформировать представление об общих подходах к сравнению понятий.Урок 2.Цель:- закрепить представление об общих подходах к сравнению понятий;- познакомиться с отношениями соподчинение, п...

Презентация к уроку по теме: "Совместимые и несовместимые понятия", 7кл

Цель:- познакомиться с отношениями  между понятиями «равнозначность», «пересечение», «подчинение», «противоположность», терминами «равнозначн...