Открытый урок в 6 классе по теме "Информационное моделирование"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)
Материал подготовлен с использованием ресурсов сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 77 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.zip | 2.75 МБ |
samoanaliz_uroka_po_informatike_6_klass.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учитель: Щеглова Ольга Владимировна
Тема: Информационное моделирование
Цели:
- Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
- Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
- Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
- использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни
Планируемые образовательные результаты:
- личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
- метапредметные – владение знаково-символическими действиями;
- предметные – представления о моделях и моделировании.
Тип урока: урок открытия нового знания;
Межпредметные связи: математика, география, биология.
Ресурсы:
1) основные:
- учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС;
- электронное пособие к учебнику: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС
- презентация.
2) дополнительные: раздаточный материал.
Организация пространства:
- Фронтальная работа;
- Работа в группах;
- Работа с учебником;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Работа с техническими средствами.
Решаемые учебные задачи:
- сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
- сформировать представление о разнообразии моделей;
- научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей;
- дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических), информационных моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- объект-оригинал;
- модель;
- моделирование;
- натурная модель;
- информационная модель.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент, мотивационный этап Слайд: 1, 1 минута | активизация учащихся; Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся. - Здравствуйте, ребята. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас будет хорошее настроение, ведь от хорошего настроения мы становимся лучше, все получается и все удается. | Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: - формирование навыков самоорганизации; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2 | Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач Слайд: 1-5, 4 минуты. | определение темы и целей урока. | - А пришла я к вам сегодня не одна, а со своей любимой куклой и мы очень рады вас видеть. - Ребята, на кого похожа кукла? - А чем она похожа? - Ребята, а на чем вы добирались до школы? - Я приехала на машине, она тоже со мной. - Скажите игрушечная машинка похожа на реальный автомобиль? - Чем? - Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры и на каких уроках вам встречались? это глобус – заместитель Земного шара и т.д. Как можно одним словом назвать эти объекты? Такие заместители называют моделями. - Разгадать ребусы (2 слова) Подумайте, какова тема нашего урока? - Назовите цели урока. | - для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты. - о форме, назначении, возможностях. - «Моделирование как метод познания» - узнать: с какой целью создают модели. - понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают; - научиться: создавать графические модели с помощью компьютера. | Познавательные УУД: - закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов. Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления; |
3 | Изучение новой темы. Слайд: 6, 4 минуты. | Поиск решения учебной задачи. | -Узнай о моделировании: Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал. Например: манекен – модель человека; Глобус- модель Земли. Моделирование – процесс создания и исследования модели. | - смотрят презентацию, записывают определения модели, прототипа - оригинала | Познавательные УУД: развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие. |
4 | Углубление в тему. Слайд: 7-10, 9 минут. | Поиск решения учебной задачи. | - Познакомься с видами моделей и их свойствами. Расскажите о них. Вводятся критерии оценивания работы в группах Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами. | - работают с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи. - формирование умения работать в малых группах. |
5 | Проверка знаний. Слайд: 11-12, 3 минуты. | Установить правильность и осознанность изученного материала. | -По итогам работы: проверка знаний, заполнение схемы, работа в группах. Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами. Подвести итоги: количество баллов у каждой группы за два выполненных задания. |
| Познавательные УУД: - умение работать со схемами, пользуясь полученной информацией. - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; - внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. |
6 | Физ.минута. Слайд:13, 1 минута. | Подготовить учащихся к выполнению практической части. | - Разминка для глаз. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Обведу я ими круг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. | Выполняют упражнения | |
7 | Практическая работа. Слайд: 14, 5 минут. | Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники. | Используя файл Кабинет.doc построить информационную модель кабинета. Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов. | Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word. | Познавательные УУД: - умение работать в графических редакторах; - знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта). Регулятивные УУД: - определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. |
8 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. Слайд: 15-16, 2 минуты. | Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся. В компьютере на Рабочем столе открыть папку 30.11.15/Рефлексия, найти файл Рефлексия.exe и запустить его. Выбрать подходящий ответ. | Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок. 0 - 2 балл – оценка «2» 3 - 4 балла – оценка «3» 5 – 6 баллов – оценка «4» 7 и более баллов – оценка «5» | Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка. | |
9 | Информация о домашнем задании Слайд: 17, 1 минута. | Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов). | Работа с дневниками |
Подписи к слайдам:
Разгадайте ребус
Получите словосочетание
Что мы будем делать на уроке? Задачи? Понять, что такое модели и для чего они нужны; Познакомимся с основными типами информационных моделей, способами их представления; Научиться строить модели с помощью графического редактора.
Модели объектов и их назначение Исходный объект - прототип Объект-заместитель - модель
Понятия Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал. Например: Манекен – модель человека; Глобус – модель Земли. Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реа л ьных объектов .
Примеры моделей Карта погоды Манекен Схема
Модель создают, если: Объект очень большой Объект слишком мал
Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно
Модель создают, если: Исследование объекта опасно для окружающих Исследование объекта может повлечь его разрушение
Модели используются для: представления материальных предметов объяснения известных фактов
проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах Модели используются для: Прогноз последствий глобального потепления
прогнозирования Модели используются для: управления
Работа в группах Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.
1 группа Что общего у всех моделей? . Модель не является точной копией объекта оригинала 2. Модель отражает только часть признаков оригинала
Модель вулкана отражает : форму; цвет; отдельные происходящие процессы Не отражает : реальные размеры; многие происходящие процессы
2 группа Виды моделей Натурные модели Информационные модели Примеры: муляжи, макеты Примеры: формула, схема.
Натурные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта. Натурная модель подъёмного крана воспроизводит: состав; движения частей механизма Натурные модели Что воспроизводит натурная модель дома?
Информационные модели - описание объекта-оригинала разными способами или на языках кодирования информации. Информационные модели
3 группа Виды информационных моделей Образные Примеры: Рисунки, фотографии Смешанные Примеры: Таблицы, графики, схемы, диаграммы и др. Знаковые Примеры: Словесные описания, формулы.
Образные модели Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.
Знаковые модели Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). program lab; var a, b, s, p: integer; begin write(' Введите длину : '); readln(a); write(' Введите ширину : '); readln(b); s := a * b; p := 2 * (a + b); writeln(' Площадь равна : ', s); writeln('Периметр равен: ', p); end. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И.С. Тургенев
Смешанные модели В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.
Работа в группах (проверка знаний) Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.
Физ. минутка
Проверка знаний Манекен Муляж Математическая формула Оглавление книги Авиамодель Программа телепередач Информационная модель Натурная модель
Практическая работа
Практическая работа Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.
Что мы будем делать на уроке? Задачи? Понять, что такое модели и для чего они нужны; Познакомимся с основными типами информационных моделей, способами их представления; Научиться строить модели с помощью графического редактора.
Какую оценку я заработал? «5» - 5-6 баллов; «4» - 3-4 баллов; «3» - 1-2 баллов; «2» - 0 баллов.
Рефлексия У меня все получилось Возникли проблемы с компьютером Нужно повторить теорию Много не знаю и не умею
Домашнее задание Р.Т. задания к теме «Информационное моделирование» с.93-98 № 101,104,105 Правильно выполнено отметка Одно задание 3 Два задания 4 Три задания 5 Критерии оценки:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по информатике 6 класс «Информационное моделирование»
Тема: Информационное моделирование;
Цели:
- Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
- Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
- Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
При постановке целей и этапов урока учитывались следующие факторы:
возраст учащихся (11-12лет). В данном классе 19 учащихся следует, отметить, что уровень обученности учащихся 6 класса по информатике – средний. В этом классе семеро занимаются на 5, семеро на 4, пятеро учащихся – на 3. У некоторых учеников внимание на уроках информатики бывает рассеянное, могут весь урок в работу не включаться, отвлекаться.
- Планируемые результаты:
- личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
- метапредметные – владение знаково-символическими действиями;
- предметные – представления о моделях и моделировании.
Структура урока соответствует требованиям ФГОС
С учётом личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:
- навыков познавательной деятельности
- навыков осуществления способов деятельности – в форме умений работать по образцу (работа в группе, работа с учебником)
- навыков индивидуальной самостоятельной работы;
- навыков работы с техническими средствами.
На мой взгляд, я удачно сумела выбрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, обучение в сотрудничестве, использовала здоровьесберегающие технологии (физминутка, Использование ИКТ индивидуально на компьютере не более 20 мин и просмотр изображения на проекторе не более 20 мин в соответствии с САНИН 2.4.2.2821-10).
Формы организации деятельности учащихся я использовала индивидуальную, фронтальную, групповую.
Структура урока была запланирована следующим образом:
- Организационный момент, мотивационный этап.
- Актуализация знаний. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач
- Изучение новой темы.
- Углубление в тему. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Проверка знаний.
- Физ.минута.
- Практическая работа.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия
- Информация о домашнем задании
1.Организационный, мотивационный этап прошел быстро и четко, сформулированы тема и цели урока.
2. При изучении нового материала использовались слайды, раздаточный материал Отрабатывались универсальные умения и навыки: познавательные- выявляли особенности моделей, виды моделей; приводили примеры .
3. Физминутка проведена была после теоретической части перед практикой. С практической работой справились все.
4.Рефлексия в виде компьютерного приложения на завершающем этапе.
5. Дано домашнее задание, которое должно стимулировать интерес к предмету, учить применять знания.
На мой взгляд, мне удалось решить на должном уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения, создать хорошее настроение и самочувствие, что было видно из рефлексии.
У меня на уроке не получилось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....