Открытый урок в 6 классе по теме "Информационное моделирование"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Щеглова Ольга Владимировна

Материал подготовлен с использованием ресурсов сети Интернет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока.

Учитель: Щеглова Ольга Владимировна

Тема: Информационное моделирование

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
  • Воспитательные: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
  • использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Планируемые образовательные результаты

  1. личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
  2. метапредметные – владение знаково-символическими действиями; 
  3. предметные – представления о моделях и моделировании.

Тип урока: урок открытия нового знания;

Межпредметные связи: математика, география, биология.

Ресурсы:

1) основные:

  • учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС;
  • электронное пособие к учебнику: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС
  • презентация.

2) дополнительные:  раздаточный материал.

Организация пространства:

  • Фронтальная работа;
  • Работа в группах;
  • Работа с учебником;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Работа с техническими средствами.

Решаемые учебные задачи:

  • сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании; 
  • сформировать представление о разнообразии моделей; 
  • научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей; 
  • дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических), информационных моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • объект-оригинал; 
  • модель; 
  • моделирование; 
  • натурная модель; 
  • информационная модель.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент, мотивационный этап

Слайд: 1, 1 минута

активизация учащихся;

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас будет хорошее настроение, ведь от хорошего настроения мы становимся лучше, все получается и все удается.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач 

Слайд: 1-5, 4 минуты.

определение темы и целей урока.

- А пришла я к вам сегодня не одна, а со своей любимой куклой и мы очень рады вас видеть.

- Ребята, на кого похожа кукла?

- А чем она похожа?

- Ребята, а на чем вы добирались до школы?

- Я приехала на машине, она тоже со мной.

- Скажите игрушечная машинка похожа на реальный автомобиль?

- Чем?

- Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных  предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов. Существует множество других объектов – заместителей: приведите примеры и на каких уроках вам встречались?

 это глобус – заместитель Земного шара и т.д.

Как можно одним словом назвать эти объекты?

Такие заместители называют моделями.

- Разгадать ребусы (2 слова)

Подумайте, какова тема нашего урока?

- Назовите цели урока.

- для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты.

- о форме, назначении, возможностях.

- «Моделирование как метод познания»

- узнать: с какой целью создают модели.

- понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;

- научиться: создавать графические модели с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

- закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках. 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

-  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления;

3

Изучение новой темы.

Слайд: 6, 4 минуты.

Поиск решения учебной задачи.

-Узнай о моделировании:

Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал.

Например: манекен – модель человека;

Глобус- модель Земли.

Моделирование – процесс создания и исследования модели.

- смотрят презентацию, записывают определения  модели, прототипа - оригинала

Познавательные УУД:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

4

Углубление в тему.

Слайд: 7-10, 9 минут.

Поиск решения учебной задачи.

- Познакомься с видами моделей  и их свойствами. Расскажите о них.

Вводятся критерии оценивания работы в группах

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

- работают с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке.

Познавательные УУД:  

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи.

- формирование умения работать в малых группах.

5

Проверка знаний.

Слайд: 11-12, 3 минуты.

Установить правильность и осознанность изученного материала.

-По итогам работы: проверка знаний, заполнение схемы, работа в группах.

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

Подвести итоги: количество баллов у каждой группы за два выполненных задания.

 

Познавательные УУД:  

- умение работать со схемами, пользуясь полученной информацией.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Регулятивные УУД:

- итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

- внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

6

Физ.минута.

Слайд:13, 1 минута.

Подготовить учащихся к выполнению практической части.

- Разминка для глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг.
Обведу я ими круг.

Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Выполняют упражнения

7

Практическая работа.

Слайд: 14, 5 минут.

Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники.

Используя файл Кабинет.doc построить информационную модель кабинета.

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word.

Познавательные УУД:  

- умение работать в графических редакторах;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Регулятивные УУД:

- определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

8

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Слайд: 15-16, 2 минуты.

Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся.

В компьютере на Рабочем столе открыть папку 30.11.15/Рефлексия, найти файл Рефлексия.exe и запустить его. Выбрать подходящий ответ.

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

0 - 2 балл –  оценка «2»

3 - 4   балла – оценка «3»

 5 – 6 баллов – оценка «4»

 7  и более баллов – оценка «5»

Познавательные УУД:  

- рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Регулятивные УУД:

- определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

9

Информация о домашнем задании Слайд: 17, 1 минута.

Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов).

Работа с дневниками



Подписи к слайдам:

Слайд 1

понятие анализ синтез Чувственное

Слайд 3

Разгадайте ребус

Слайд 4

Получите словосочетание

Слайд 5

Что мы будем делать на уроке? Задачи? Понять, что такое модели и для чего они нужны; Познакомимся с основными типами информационных моделей, способами их представления; Научиться строить модели с помощью графического редактора.

Слайд 6

Модели объектов и их назначение Исходный объект - прототип Объект-заместитель - модель

Слайд 7

Понятия Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал. Например: Манекен – модель человека; Глобус – модель Земли. Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реа л ьных объектов .

Слайд 8

Примеры моделей Карта погоды Манекен Схема

Слайд 9

Модель создают, если: Объект очень большой Объект слишком мал

Слайд 10

Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно

Слайд 11

Модель создают, если: Исследование объекта опасно для окружающих Исследование объекта может повлечь его разрушение

Слайд 12

Модели используются для: представления материальных предметов объяснения известных фактов

Слайд 13

проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах Модели используются для: Прогноз последствий глобального потепления

Слайд 14

прогнозирования Модели используются для: управления

Слайд 15

Работа в группах Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.

Слайд 16

1 группа Что общего у всех моделей? . Модель не является точной копией объекта оригинала 2. Модель отражает только часть признаков оригинала

Слайд 17

Модель вулкана отражает : форму; цвет; отдельные происходящие процессы Не отражает : реальные размеры; многие происходящие процессы

Слайд 18

2 группа Виды моделей Натурные модели Информационные модели Примеры: муляжи, макеты Примеры: формула, схема.

Слайд 19

Натурные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта. Натурная модель подъёмного крана воспроизводит: состав; движения частей механизма Натурные модели Что воспроизводит натурная модель дома?

Слайд 20

Информационные модели - описание объекта-оригинала разными способами или на языках кодирования информации. Информационные модели

Слайд 21

3 группа Виды информационных моделей Образные Примеры: Рисунки, фотографии Смешанные Примеры: Таблицы, графики, схемы, диаграммы и др. Знаковые Примеры: Словесные описания, формулы.

Слайд 22

Образные модели Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.

Слайд 23

Знаковые модели Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). program lab; var a, b, s, p: integer; begin write(' Введите длину : '); readln(a); write(' Введите ширину : '); readln(b); s := a * b; p := 2 * (a + b); writeln(' Площадь равна : ', s); writeln('Периметр равен: ', p); end. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И.С. Тургенев

Слайд 24

Смешанные модели В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

Слайд 25

Работа в группах (проверка знаний) Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.

Слайд 26

Физ. минутка

Слайд 27

Проверка знаний Манекен Муляж Математическая формула Оглавление книги Авиамодель Программа телепередач Информационная модель Натурная модель

Слайд 28

Практическая работа

Слайд 29

Практическая работа Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.

Слайд 30

Что мы будем делать на уроке? Задачи? Понять, что такое модели и для чего они нужны; Познакомимся с основными типами информационных моделей, способами их представления; Научиться строить модели с помощью графического редактора.

Слайд 31

Какую оценку я заработал? «5» - 5-6 баллов; «4» - 3-4 баллов; «3» - 1-2 баллов; «2» - 0 баллов.

Слайд 32

Рефлексия У меня все получилось Возникли проблемы с компьютером Нужно повторить теорию Много не знаю и не умею

Слайд 33

Домашнее задание Р.Т. задания к теме «Информационное моделирование» с.93-98 № 101,104,105 Правильно выполнено отметка Одно задание 3 Два задания 4 Три задания 5 Критерии оценки:



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по информатике 6 класс «Информационное моделирование»

Тема: Информационное моделирование;

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
  • Воспитательныеформирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.

При постановке целей и этапов урока учитывались следующие факторы:

возраст учащихся (11-12лет). В данном классе 19 учащихся  следует,  отметить, что          уровень обученности  учащихся 6 класса по информатике – средний.  В этом классе  семеро  занимаются  на 5, семеро  на  4,    пятеро учащихся – на 3. У некоторых учеников внимание на уроках информатики бывает рассеянное, могут  весь урок в работу не включаться, отвлекаться.

  • Планируемые результаты:
  1. личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
  2. метапредметные – владение знаково-символическими действиями; 
  3. предметные – представления о моделях и моделировании.

Структура урока соответствует   требованиям ФГОС

С учётом личностно-ориентированного и системно-деятельностного  подхода на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

- навыков познавательной деятельности

- навыков осуществления  способов деятельности – в форме умений работать по образцу (работа в группе, работа с учебником)

- навыков индивидуальной самостоятельной работы;

- навыков работы с техническими средствами.

На мой взгляд, я удачно сумела выбрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: объяснительно-иллюстративный,  проблемный,  игровой, обучение в сотрудничестве, использовала  здоровьесберегающие технологии (физминутка, Использование ИКТ индивидуально на компьютере не более 20 мин  и просмотр изображения на проекторе не более 20 мин в соответствии с САНИН 2.4.2.2821-10).

Формы организации деятельности учащихся я использовала индивидуальную, фронтальную, групповую.

Структура урока была запланирована следующим образом:

  • Организационный момент, мотивационный этап.
  • Актуализация знаний. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач 
  • Изучение новой темы.
  • Углубление в тему. Закрепление  нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  • Проверка знаний. 
  • Физ.минута.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов занятия. Рефлексия
  • Информация о домашнем задании

1.Организационный, мотивационный  этап прошел быстро и четко, сформулированы тема и цели урока.

2. При изучении нового материала использовались слайды, раздаточный материал Отрабатывались универсальные умения и навыки: познавательные- выявляли особенности моделей, виды моделей; приводили примеры .

3. Физминутка проведена была после теоретической части перед практикой. С практической работой справились все.

4.Рефлексия в виде компьютерного приложения  на завершающем этапе.

5. Дано домашнее задание, которое должно стимулировать интерес к предмету, учить применять знания.

На мой взгляд,  мне удалось решить на должном уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения, создать хорошее  настроение и  самочувствие, что было видно из рефлексии.

У меня на уроке не получилось….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....