Алфавитный подход к определению количества информации
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
В технике, где информацией считается любая хранящаяся, обрабатываемая или передаваемая последовательность знаков, сигналов, часто используют простой способ определения количества информации, который может быть назван объемным. Он основан на подсчете числа символов в сообщении, то есть связан только с длиной сообщения и не учитывает его содержания.
Тема методической разработки урока: «Измерение количества информации». Данный урок разработан на основе современных образовательных стандартов основного общего образования по информатики и информационным технологиям. Урок рассчитан на 40 минут учебного времени, класс – восьмой средней общеобразовательной школы.
Основная цель урока: познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения.
Для реализации основной цели урока решаются следующие задачи:
- Обучающие:
· Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий;
· Научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения.
- Развивающие:
· Развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать;
· Развитие умения конспектировать.
- Воспитывающие:
· Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
· Воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать.
В основе методики лежат игровые и личностно-ориентированные технологии.
В целях выявления уровня обученности учащихся и контроля качества учащихся наиболее приемлемыми являются методы контроля следующие:
1. Фронтальный опрос;
2. Контрольная работа по теме.
Данная тема урока актуальная, так как через год тема повторяется в более усложненном варианте (6 класс, 8 класс, 10 класс).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что – приемником информации, укажите канал передачи информации в следующих ситуациях: Ситуация Источник информации Приемник информации Канал связи Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором Петя беседует с Колей по телефону Аня слушает прогноз погоды по радио Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар» Света еде в автобусе до остановки «Парк культуры»№ в незнакомом городе
В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он: Слушает оперу Смотрит футбольный матч Читает орфографический словарь Выбирает в магазине Ест мороженное Разговаривает по телефону Гладит кошку
Ответьте устно: В каких единицах мы измеряем информацию ? Как они связаны между собой ? Ответ
Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт 1 байт=8 бит 1 килобайт=2 10 байт=1024б 1 мегабайт=2 10 килобайт=1024 Кб 1 гигабайт(Гб)=2 10 мегабайт=1024 Мб Далее
Логические задачи. Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Ответы могут быть различны, но должны быть доказательны с точки зрения классификации. a) грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение; ответ b) пилотка, берет, каска, шарф, шапка; ответ Новая тема
Ответ: землетрясение , это стихийное бедствие Логические задачи
ответ 1: шарф , это не головной убор; ответ 2: каска , она сделана из твердого материала Логические задачи
Алфавитный подход к измерению информации
Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы. где N – мощность алфавита; i – количество информации, которое несёт каждый символ алфавита; I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.
Пример 1. Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, *, /, (, ) . N=16, => 16=2 4 =>2 4 = 2 i => i = 4 бит. Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации.
Пример 2 Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32 знаков(исключая ё) N=32, => 32=2 5 =>2 5 = 2 i => i = 5 бит. Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации.
Пример 3 Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>2=2 i => 2 1 =2 i => i = 1 бит Т. o . в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации.
Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет один би т .
Алгоритм определения количества информации (алфавитный подход) 1. Определить количество знаков в алфавите системы. 2. Определить по формуле количество информации, которое несет в себе каждый знак ( I ). 3. Подсчитать количество знаков в сообщении (К). 4. Умножить К на I . 2 i =N
Задание 1. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Задание 2. Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. Определить информационный объем текста (устно):
Задание 3. Сравните количество информации: а) 200 байт и 0,25 Кбайта; б) 3 байта и 24 бита; в) 1536 бит и 1,5 Кбайта; г) 1000 бит и 1 Кбайт; д) 8192 байта и 1 Кбайт.
Задание 4. Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
Задание 5. Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации, содержащийся в нем – 1,5 Кбайта?
Задание 6 Определите объем текста, если для его записи использованы буквы русского алфавита строчные и заглавные, десять цифр и пробел. Причем каждый символ весит одинаковое целое число бит и в тексте 1500 знаков.
Д/З: Параграф 4читать. Вопросы 4-7 (письменно)
Список используемой литературы: 1. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008. 3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что – приемником информации, укажите канал передачи информации в следующих ситуациях: Ситуация Источник информации Приемник информации Канал связи Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором Петя беседует с Колей по телефону Аня слушает прогноз погоды по радио Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар» Света еде в автобусе до остановки «Парк культуры»№ в незнакомом городе
В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он: Слушает оперу Смотрит футбольный матч Читает орфографический словарь Выбирает в магазине Ест мороженное Разговаривает по телефону Гладит кошку
Ответьте устно: В каких единицах мы измеряем информацию ? Как они связаны между собой ? Ответ
Ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт 1 байт=8 бит 1 килобайт=2 10 байт=1024б 1 мегабайт=2 10 килобайт=1024 Кб 1 гигабайт(Гб)=2 10 мегабайт=1024 Мб Далее
Логические задачи. Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Ответы могут быть различны, но должны быть доказательны с точки зрения классификации. a) грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение; ответ b) пилотка, берет, каска, шарф, шапка; ответ Новая тема
Ответ: землетрясение , это стихийное бедствие Логические задачи
ответ 1: шарф , это не головной убор; ответ 2: каска , она сделана из твердого материала Логические задачи
Алфавитный подход к измерению информации
Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы. где N – мощность алфавита; i – количество информации, которое несёт каждый символ алфавита; I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.
Пример 1. Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, *, /, (, ) . N=16, => 16=2 4 =>2 4 = 2 i => i = 4 бит. Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации.
Пример 2 Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32 знаков(исключая ё) N=32, => 32=2 5 =>2 5 = 2 i => i = 5 бит. Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации.
Пример 3 Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>2=2 i => 2 1 =2 i => i = 1 бит Т. o . в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации.
Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет один би т .
Алгоритм определения количества информации (алфавитный подход) 1. Определить количество знаков в алфавите системы. 2. Определить по формуле количество информации, которое несет в себе каждый знак ( I ). 3. Подсчитать количество знаков в сообщении (К). 4. Умножить К на I . 2 i =N
Задание 1. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Задание 2. Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. Определить информационный объем текста (устно):
Задание 3. Сравните количество информации: а) 200 байт и 0,25 Кбайта; б) 3 байта и 24 бита; в) 1536 бит и 1,5 Кбайта; г) 1000 бит и 1 Кбайт; д) 8192 байта и 1 Кбайт.
Задание 4. Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
Задание 5. Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации, содержащийся в нем – 1,5 Кбайта?
Задание 6 Определите объем текста, если для его записи использованы буквы русского алфавита строчные и заглавные, десять цифр и пробел. Причем каждый символ весит одинаковое целое число бит и в тексте 1500 знаков.
Д/З: Параграф 4читать. Вопросы 4-7 (письменно)
Список используемой литературы: 1. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008. 3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
Урок с использованием ЭОР....
Алфавитный подход к определению количества информации. (8 класс)
Технологическая карта урока....
алфавитный подход к определению количества информации
конспект урока для 8 класса по учебнику Угриновича...
Алфавитный подход к определению количества информации
Уч. Н. Угриновича В комплект входит презентация и конспект урока. А также интерактивные слайды с сайта school-collectio...
Алфавитный подход к определению количества информации
Конспект урока информатики в 8 классе «Алфавитный подход к определению количества информации». Урок направлен на формирование умения вычислять информационный объем сообщения, записанного з...
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...