Алфавитный подход к определению количества информации
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Бабаева  Наталья Александровна

Конспект  урока информатики в 8 классе «Алфавитный подход к определению количества информации». Урок направлен на  формирование умения вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-то языка, развитие умения качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.rar138.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока информатики в 8 классе «Алфавитный подход к определению количества информации»

Цели урока:

  • Образовательная – формировать умения вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-то языка;
  • Развивающая – развивать умение качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи; развивать самостоятельность; логическое мышление учащихся.
  • Воспитательная - формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся.

Задачи урока:

  • Повторить определение понятий: алфавит, мощность алфавита;
  • Рассмотреть виды и способы решения задач на алфавитный подход к определению   количества информации;
  • Отрабатывать вычислительные навыки.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: компьютерный класс, оборудованный компьютерами Pentium I и выше, лицензионное ПО: операционная система Windows 97/2000/XP, MS Office 2000 и выше, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

Этап урока, время

Краткое содержание урока (объяснение темы, проверка домашнего задания, решение задачи, составление программы, практическая работа на компьютере)

№ слайдов

приложение1

Используемые методы обучения

Подготовка к основному этапу урока

Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой  

1) Приветствие.
2) Проверка присутствующих.
3) Объявление темы, плана, цели урока.

Слайд 1

словесный

Усвоение новых знаний и способов действий

Актуализация знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1)объяснить  сущность алфавитного подхода к определению количества информации;

2)описать составляющие элементы формулы, описывающей алфавитный подход;

3) как осуществить перевод одних единиц измерения в другие

Слайды 2-4

Словесно-наглядный

Первичная проверка понимания

Учащиеся вместе с учителем  решают задачи по теме урока

Задача 1

Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.

Вопрос учащимся: Найдите факты в условии задачи и сравните их со своими чувственным и смысловым восприятием. Как вы думаете, сообщение какого племени будет содержать больше информации? 

На основе условия задачи многие учащиеся считают, что большее по количеству символов сообщение должно нести больший объем информации (это подтверждается повседневным опытом). Однако применив к задаче теоретические знания, учащиеся убеждаются, что длина информационного послания не является фактом, определяющим количество информации.

Решение:

Мульти: 2i=32, i=5 бит,

5 бит*80=400 бит  

Пульти: 2i=64, i=6 бит,

6 бит*70=420 бит  

Ответ:  сообщение племени Пульти имеет больший объем информации.

Задача 2

Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?

 

Решение: 

1,5*1024=1536 байт

1536*8=12288 бит

12288/3072=4 бит содержит 1 символ

2i=N, N=24= 16 символов

Ответ: 16 символов

Задача 3

Считая, что каждый символ кодируется 2 байтами, оцените объем следующего предложения в кодировке Unicode:

Компьютер – универсальное средство обработки информации.

 Решение: 

56 символов * 2 байта=112 байт

Ответ: 112 байт

Слайд  5-7

Практический репродуктивный

Физкультминутка

Упражнение 1

 Глубоко вздохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Задержите дыхание на 2-3 с и старайтесь не расслабляться. Быстро выдохните, широко открыв глаза, и не стесняйтесь выдохнуть громко. Повторите 5 раз.

Упражнение 2

Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно чувствуя  напряжение глазных мышц, переведите глазные яблоки в крайнее левое положение, затем медленно с напряжением переведите глаза вправо (не следует щуриться, напряжение глазных мышц не должно быть чрезмерным). Повторите 10 раз.

Слайд 8

Закрепление знаний и способов действий

Проведение самостоятельной работы:

(приложение 2)

Вариант  1

  • Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.
  • Информационное сообщение объемом 8 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
  • Вычислить информационный объем текстового документа в Мбайт (с точностью до сотых) и узнать, сколько дискет 3,5 дюйма объемом 1,44 Мбайт понадобится для переноса этого документа их дома в издательство:

     Учебник «Основы информатики» – 224 страницы, 53 символа в строке, 45 строк на странице.

Вариант 2

  • Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 512 символов 16 символьного  алфавита.
  • Информационное сообщение объемом 4 Кбайта содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
  • Вычислить информационный объем текстового документа в Мбайт (с точностью до сотых) и узнать, сколько дискет 3,5 дюйма объемом 1,44 Мбайт понадобится для переноса этого документа их дома в издательство:

     Книга рекордов Петербурга  – 235 страниц, 60 символов в строке, 48 строк на странице.

Слайд 9

Машинный програм-

мированный контроль:

тестирующая программа

MyTest (www.klyaksa.net)

Подведение итогов занятий

Учитель комментирует оценки, поставленные учащимся за урок

Рефлексия

Выскажите свое мнение о сегодняшнем  уроке, используя компьютерные смайлики:

: -- ) !    – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

 :-- )   Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

 : -- (  – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно.

Слайд 10

Информация о домашнем задании

посчитать количество информации, которое несет в себе учебник информатики.

Составить ребус для слов – «мощность», «алфавит»

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

алфавитный подход к определению количества информации

конспект урока для 8 класса по учебнику Угриновича...

Алфавитный подход к определению количества информации

Уч. Н. Угриновича В комплект входит презентация и конспект урока. А также интерактивные слайды с сайта school-collectio...

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...

Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации

Разработка урока по теме: Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации.Цель  урока: Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению количества информации.Задачи:...