Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Урок  с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_informatiki_s_ispolzovaniem_eor.docx82.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

ФИО (полностью)

Вохрина Наталья Юрьевна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с. Царевщина

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Урок № 1

Базовый учебник

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2010.- 165 с. : ил.;

  1. Цель  урока: Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации, ввести  единицы  измерения информации и соотношения между ними.

9. Задачи:

- обучающие:

  1. познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации;
  2. ввести единицы измерения информации и соотношения между ними;
  3. научить вычислять информационный объем  сообщения, записанного знаками какого-либо  алфавита и представлять его в различных единицах измерения;
  4. дать представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера.  

-развивающие:

  1. развивать элементы логического мышления: обобщение, сравнение, аналогия, синтез;
  2. развивать коммуникативные навыки; навыки  самостоятельной  работы;
  3. развивать образное, критическое мышление.

-воспитательные:

  1. формирование навыков ИКТ-компетентности;
  2. повышение мотивации учащихся на уроке.
  3. достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися, самопроверки.
  1. Тип урока:     Комбинированный урок.  Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор.


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

Организационный момент

Объявляет план урока, называет тему и цель урока

Записывают дату, тему.

1

Проверка домашнего задания.

Учитель организует фронтальный опрос, задавая вопросы по изученному материалу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно, повторяя  основные способы хранения, обработки и передачи информации.

5

Изучение нового материала

№1 Алфавитный подход к определению количества информации. (П)

Учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией ЭОР №1 и №2

Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. То есть, мы рассматривали информацию с позиции человека. Попробуйте подсчитать количество информации, полученной в результате прочтения нового для вас параграфа в учебнике! Сделать это невозможно, хотя фактом является то, что информация получена. Также любое техническое устройство не воспринимает содержание информации, поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации – алфавитный. Каким образом в этом случае можно найти количество информации?

При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов. Представим, что передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением:

С помощью этой формулы можно определить количество информации, которое несёт знак в двоичной знаковой системе:

Пример 1:

Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, *, /, (, ) . N=16, => 16=24 =>24 = 2I => I = 4 бит.

Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации.

Пример 2:

Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32 знаков(исключая ё) N=32, => 32=25 =>25 = 2I => I = 5 бит.

Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации.

Пример 3:

Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>

2=2I => 21=2I => I = 1 бит

Т.О. в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации.

Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет один бит

Учащиеся слушают объяснение нового материала, задают вопросы. Записывают формулу в тетрадь, используя  ЭОР №1( на интерактивной доске)

10

№2 Единицы измерения информации (Презентация)

Учитель предлагает примерно оценить количество символов в компьютерном алфавите. 

а – я

А – Я

a – z

A – Z

0 – 9

!@#$%^&*()_-+»№;|/\:?,.”=

всего

33

33

26

26

10

25

153

Количество информации может быть только целым числом.

   

Выбрать число 128 нельзя, так как часть необходимых символов будет потеряна, значит, ближайшее допустимое количество символов 256. Тогда каков информационный вес компьютерного символа?

(решают) i = 8 бит.

Эту величину назвали байт. Вам это уже известно из прошлого урока. Так вот: бит – минимальная единица измерения информации, а байт – единица измерения информации в системе Си.

Используя    презентацию на доске, запишите единицы измерения для больших объемов тетради.

Смотрят презентацию, задают вопросы.

Записывают единицы измерения для больших объемов

1 килобайт = 1Кб =210байт = 1024 байта

1 мегабайт = 1Мб =210Кб = 1024 Кб

1 гигабайт = 1Гб =210Мб = 1024 Мб

5

Физминутка для глаз

Учитель объясняет и демонстрирует  несложные упражнения

Учащиеся выполняют упражнения

1

Закрепление нового материала

А сейчас приступим к решению задач. Но вначале вам необходимо разделиться на 4 варианта. Каждому варианту нужно решить  по одной задаче. После проведем устную проверку решений.( задачи записаны на карточках)

  1. Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого записано сообщение?
  2.  Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Каков объем информации в книге?
  3. Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайта информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность использованного алфавита?
  4. Подсчитайте, используя алфавитный подход к измерению информации, сколько бит информации содержится в тексте, заключенном в кавычки: «Кодирование информации с помощью знаковых систем». Учесть, что между словами ставится только один пробел и для кодирования информации используется кодировка Windows CP1251(таблица кодировки содержит 256 символов).

Учащиеся  решают задачи, а затем их проверяют   (решения и ответы выводятся на интерактивную доску после устного обсуждения)

1. Дано:

Кбайта

симв.

Найти: − ?

2. Дано:

страниц – 150

1 стр-ца−40 строк

1 строка – 60 симв.

Найти:

3. Дано:

страниц −2

Кб

1 стр-ца−256 симв.

 

Найти: − ?

4. Дано:

символов

символов

Найти:

Решение:

1)  Кб =бит;

2) , отсюда , значит бита;

3)символов

  Ответ: 16 символов.

Решение:

1)  − количество символов во всей книге;

2) Если в компьютерном тексте 1 символ несет в себе 1 байт информации, то объем информации в книге равен:

 байт =

=360000 байт = 0,3 Мб.

 Ответ: Объем информа- ции в книге составляет приблизительно 0,3 Мб.

Решение:

1) Кб =бит;

2)симво- лов на двух страницах;

3) бит;

4) символа.

 Ответ: 2 символа.

Решение:

1) , отсюдабит;

2) бит

Ответ: 384 бит.

8

Закрепление-диагностика знаний, умений и навыков.

№3 Тренировочный  тест по теме: человек и информация (Т)

Предлагает учащимся выполнить проверочную самостоятельную работу. Во время выполнения задания учитель работает индивидуально с отдельными учащимися

Самостоятельно выполняют тренировочный тест

12

Рефлексия

Выясняет проблемы в ознакомлении и усвоении нового материала учащимися

Выставляет оценки за урок.

Учащиеся заканчивают заполнять таблицу по итогам урока

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

...

...

...

2

Домашнее задание

Учитель записывает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

1

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Алфавитный подход к определению количества информации.

П

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

2.

Измерение информации

П

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

3.

Тренировочный тест по теме «Человек и информация»

Т

Тренировочный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d7957b8-9a26-47ce-bf2a-c55408a1df24/9_7.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"

Данная презентация создана для урока  информатики в 10 классе.  В данной презентации ярко  и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Количество информации, единицы измерения информации

Урок по информатике для 8 класса. Можно использовать и в др.классах...