Технологическая карта урока информатики по теме "Файлы и файловые структуры"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Иванова Ольга Алексеевна

Урок информатики в 7 классе предполагает наличие в классном кабинете интерактивной доски, персонального компьютера (ноутбука) у каждого учащегося и программы удаленного доступа к рабочему столу ученика. Формы работы различны: групповая, парная и др. формирование новых знаний проводится с использованием приложения https://learningapps.org/

На данном уроке используется презентация «Файлы и файловые структуры»

Данный урок информатики проводится в 7 классе по программе Л Босовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayly_i_faylovye_struktury.ppsx178.3 КБ
Microsoft Office document icon fayli_o-3.doc259 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ УРОК В 7 КЛАССЕ

Слайд 2

Что такое файл? Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл — это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

Слайд 3

Файловая система На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. Файловая система - это функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение операций с файлами.

Слайд 4

Полное имя файла Поиск файла Адрес Диск: \ путь Имя файла Имя.расширение Как найти нужный файл?

Слайд 5

Имя файла Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой : собственно имя файла (до 255 символов) и расширения (3 символа). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Расширение указывает, какого рода информация хранится в файле, тип файла P roba . txt Имя файла Расширение

Слайд 6

Символы, которые не используют при задании имени файла / \ * : ? | “ < >

Слайд 7

ФАЙЛЫ Исполняемые (программы) Инициализация (запуск) Архивные файлы Может храниться любая информация Файлы данных Просмотр, редактирование

Слайд 8

Тип файла Расширение Исполняемые программы exe , com , bat Текстовые файлы txt, rtf , doc Графические файлы bmp , gif , jpg , png , pds Web-страницы htm, html Звуковые файлы wav, mp3, midi, kar, ogg Видеофайлы avi, mpeg Код (текст) программы на языках программирования bas, pas, cpp Архивные файлы arj , zip, rar

Слайд 9

Папка ( каталог) – совокупность файлов (подкаталогов) по одной тематике В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка». Папка – это объект Windows , предназначенное для объединения файлов и других папок в группы. Понятие папки шире, чем понятие «каталог». В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол . (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение (если компьютер подключен к локальной сети).

Слайд 10

На одном компьютере может быть несколько дисков. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя после : А:, В:, С:, D :, … Логический диск – это физический диск, реальный диск или часть физического диска, которому присвоено имя.

Слайд 11

Файловая структура – вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Одноуровневая Многоуровневая (иерархическая)

Слайд 12

Одноуровневая файловая система Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла. Диск: имя.расширение А: tetris.exe

Слайд 13

Многоуровневая иерархическая файловая система Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему , которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева). Диск ( корневой каталог) \ каталог \ … \ имя.расширение

Слайд 14

Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл. C:\Рефераты\ C:\Рефераты\Физика\ C:\Рефераты\Информатика\ C:\Рисунки\ Полное имя файла – имя логического диска + путь к файлу + имя файла

Слайд 15

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла . C:\Рефераты\Физика\Оптические явления. doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет. doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы. doc C:\Рисунки\Закат. jpg C:\Рисунки\ Зима. jpg

Слайд 16

Иерархии папок Windows

Слайд 17

Операции с файлами и папками Копирование (копия файла помещается в другой каталог) Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог) Удаление (запись о файле удаляется из каталога) Переименование (изменяется имя файла).

Слайд 18

Выберите допустимые имена файлов IVAN*.DOC LIN ? EXE КУКУ.ВМР А.В.ТХТ

Слайд 19

Постройте дерево каталогов C:\Рисунки\Природа\Небо. bmp C:\Рисунки\Природа\Снег. bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор. bmp C:\Мои документы\Доклад. doc ?

Слайд 20

Постройте дерево каталогов ?

Слайд 21

Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC , USER , SCHOOL , A:\ , LETTER , INBOX . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? 1) A:\DOC 2) A:\LETTER\INBOX 3) А :\SCHOOL\USER\DOC 4) А :\DOC\USER\SCHOOL

Слайд 22

Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги ACADEMY , COURSE , GROUP , Е:\, PROFESSOR , LECTIONS . При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? 1) Е:\PROFESSOR\LECTIONS\ACADEMY 2) Е:\ACADEMY\COURSE\GROUP 3) E:\ACADEMY 4) Е:\GROUP\COURSE\ACADEMY

Слайд 23

В некотором каталоге хранился файл Задача5 . После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5 , полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5 . Каково было полное имя этого файла до перемещения? 1) Е:\Физика\Задачник\Задача5 2) Е:\Физика\Задача5 3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5 4) Е:\Класс9\Физика\Задача5

Слайд 24

В некотором каталоге хранится файл Задачи_по_программированию. t х t . В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Задачи_по_программированию. t х t . После этого полное имя файла стало D :\ INFORM \ LESSONS \10_ CLASS \Задачи_по_программированию. txt Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения? 1) D:\INFORM 2) D:\INFORM\LESSONS 3) 10_CLASS 4) LESSONS\10_CLASS



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация урока

Урок информатики в 7 классе предполагает наличие в классном кабинете интерактивной доски, персонального компьютера (ноутбука) у каждого учащегося и программы удаленного доступа к рабочему столу ученика. Формы работы различны: групповая, парная и др. формирование новых знаний проводится с использованием приложения https://learningapps.org/.

На данном уроке используется презентация «Файлы и файловые структуры»

Данный урок информатики проводится в 7 классе по программе Л Босовой.

Описание урока информатики ИКТ

Иванова Ольга Алексеевна учитель информатики ГБОУ «школа № 354 им. Д. М. Карбышева» г. Москвы

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Тема урока

Файлы и файловые структуры

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

изучить основные понятия по теме «Файлы и файловая система» и сформировать умения описывать и составлять имена файлов, развивать информационную компетентность учащихся

Задачи

  • Дать представление о логических именах устройств внешней памяти
  • Обобщить представление о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников правильно записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя
  • Сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:

-понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система;

Общие представления о хранении файлов.

Уметь:

- осуществлять основные      операции над файлами           - классифицировать файлы по типу и назначению

- составлять дерево файловой системы;

- отслеживать путь по файловой системе

Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные-

 Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

познавательные – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основные термины и понятия

Файл, расширение, тип файла, имя файла, каталог, файловая система

Перечень оборудования к уроку

  • Демонстрационный ПК с выходом в интернет;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры на рабочих местах обучающихся с выходом в Интернет;
  • операционная система Windows.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Что делают?

УУД

Что делать? (сделать?)

Орг. момент

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

Учатся приветствовать в соответствии с этикетными нормами

Личностные: самоорганизация

Актуализация знаний

- Прежде чем записать в тетради тему сегодняшнего урока ответьте на вопросы:

-Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере)

-А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных)

-Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)

-Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)

-А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках)

-Посредством чего осуществляется хранение информации на дисках? (файлов)

-Запишем тему урока «Файл и файловые структуры»

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему в тетрадь.

Познавательные: выделять существенную информацию из слов учителя. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы на листочке написан вопрос. Ваша задача, используя презентацию на ваших компьютерах, ответить на поставленный вопрос.

Вопросы для групп:

  1. группа: Что такое файл?
  2. группа: Что такое имя файла?
  3. группа: Что такое каталог?
  4. группа: Что такое полное имя файла?

Затем идет обсуждение полученных учениками ответов с использованием презентации и дополнениями учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определение файла в тетрадь.

Регулятивные: ставить и

формулировать для себя новые

задачи в познавательной

деятельности;

Предметные: строить логическое рассуждение, умозаключение

и делать выводы, умение структурировать материал

Планирование

Организует планирование. Предлагает закончить предложение:

1.Знать…

2.Уметь…

Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей

«Открытие нового знания»

- Как вы различаете файлы в их разнообразии?

-Из каких элементов состоит имя файла?

- Какие правила присвоения имен файлам вы знаете?

(демонстрируется слайд с правилами присвоения имени файлам:

  1. Разрешается использовать до 255 символов.
  2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.
  3. Разрешается использовать пробелы и другие символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|.
  4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.)

Работа с таблицей «Расширение

 файлов» (таблица демонстрируется на сайде)

Тип

Значение

.exe, .com

Исполняемые файлы (запускает программу)

.sys, .drv

Системные файлы

.doc, .txt

Файл содержит текстовую информацию

.bmp, .jpg, .gif

Файл содержит графическую информацию

.avi

Файл содержит видеоизображение

.wav, .mp3, .mid

Файл содержит звуковую информацию

.bac, .pas

Файлы на языке программирования

.zip, .rar

Архивные

Задание 1: Вычеркните недопустимые имена файлов:

1)        Index*.doc

2)        Lin?exe

3)        kyky.bmp

4)        A.b.txt

5)        Comp.doc

6)        .gif

7)        Work/x.ppt

8)        Con.gif

9) Ура!.txt

10) 12>13.rar

- На что указывает расширение файла?

Задание 2. На рабочем столе найдите папку «Урок файлы»         (В папке Урок файлы находятся файлы:

1. Файл игра.exe

2. Файл игра.txt

3. Файл игра.bmp

4. Файл игра.avi

5. Файл игра.wav)

Определите файл, в котором может быть записан текст инструкции к игре (2 - текстовая информация).

Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).

Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).

Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).

Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).

Задание 3

Выполнить задание по ссылке

http://learningapps.org/1905862

- Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом?

- На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

 

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Учитель демонстрирует примеры полных имен файлов:)

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

Задание 3. Напиши полные имена файлов: 

Письмо, Море, Интересный фильм

Задание 4. Постройте дерево каталогов. C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

 (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)

-Какие действия можно выполнить с файлами и папками? (создать, удалить и т.д.) (Учитель раздает карточки с инструкцией по выполнению действий с папками, файлами).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Задание 5 Интерактивное задание по ссылке http://learningapps.org/1753455

Поднимите руку те ученики кто выполнил все задания без ошибок

Допустил одну-две ошибки

Допустили три ошибки

Допустили более трёх ошибок

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают, запоминают.

Один учащийся выполняет задание на доске, остальные на карточках.

Слушают учителя, отмечают какие типы файлов им известны.

Выполняют задания индивидуально на компьютерах.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают определение файловой системы в тетрадь.

Учащиеся записывают примеры полных имен в тетрадь. Называют в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.

Задание 5 выполняют индивидуально на ПК

Коммуникативные: – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

Регулятивные: - умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

Предметные: – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

Личностные:

Оценивание усвоенного содержания

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные:

Решение проблемы

Применение нового знания

Практическая работа.

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.
  1. C:\Информатика\Урок\7класс\Задания.doc
  2. C:\Новый год\Ёлка.jpg
  1. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Открытка.
  2. В тетрадях постройте получившееся дерево каталогов.

Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к учителю за помощью.

Предметные: Уметь применять полученные знания на практике. Умение выделять необходимую информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: Умение работать в группе.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Соотнесение выполненного задания с образцом. Внесение при необходимости коррективы.  

Контроль и коррекция результатов

- Подведем итог:

- Вся информация на дисках хранится в…?

- На содержимое файла указывает…?

- Расширение файлу задает та программа, в которой был…?

- Файлы объединяются в…?

- Каталоги (папки) в свою очередь также можно объединять в …?

- Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами:

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Рефлексия

 - Продолжите фразы:

сегодня я узнал…

у меня получилось легко…

Было трудно…

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения


Литература:

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика : учебник для 7 класса. 2-е изд., исправленное – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – с.81-89

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока информатики

Технологическая карта урока информатики в 4 классе "Мой школьный день" . Урока обобщения  изученного материала за курс информатики 4 класса....

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе "Структура to be going to"

Полная технологическая карта с прописанными целями и задачами, опробована на практике.Написана для УМК "Spotlight - 4"...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...

Технологическая карта урока по теме "Файлы и файловая система"

Технологическая карта проведенного открытого урока в 7 классе...