Современное содержание образования школьного курса информатики
статья по информатике и икт
«Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_6.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное содержание образования школьного курса информатики
«Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий».
Проблемой отбора содержания школьного курса информатики занимались многие отечественные ученые (И.Н. Антипов, Н.В. Апатова, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчик, B.C. Леднев и др.). Курс информатики (как общеобразовательный курс) рассматривается в новом стандарте в двух аспектах. Первый аспект: системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем. Второй аспект: методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий.
Системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем — суть школьного курса информатики на современном этапе образования.
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
· вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления в системах различной природы; вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации;
· способы представления информации, методы и средства формализованного описания действий исполнителя; вопросы, связанные с выбором исполнителя, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи;
· вопросы, связанные с методом формализации, моделирования реальных объектов и явлений для их исследования с помощью компьютера, проведения компьютерного эксперимента;
· этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера.
В Институте информатизации образования Российской академии образования были разработаны следующие содержание и требования к минимальному (уровень «А») и углубленному (уровень «В») уровням обучения информатике в школе.
УРОВЕНЬ «А»
Теоретическая информатика
1.1 Информация и информационные процессы
P Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.
P Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.
P Единицы измерения количества информации.
P Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.
P Двоичное кодирование информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
1.2.Моделирование и формализация
P Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.
P Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Модели изменения систем и модели состояния систем. Различные типы информационных моделей. Свойства моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Основные этапы построения моделей.
P Формализация текстовой и графической информации. Построение и исследование с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.
1.3. Математические и логические основы информатики
P Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Основы логики. Алгебра высказываний. Базовые логические функции.
P Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
P Логические схемы основных устройств компьютера (сумматор, регистр).
1.4. Алгоритмизация и программирование
P Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
P Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Социальная информатика
P Социальные информационные технологии: реклама, маркетинг, public relation. Информационное общество. Социальные коммуникации. Информационная инфраструктура и проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана информации.
P Информационная культура и информационная безопасность личности.
УРОВЕНЬ «В»
Теоретическая информатика
1.1.Информация и информационные процессы
P Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.
P Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование генетической информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
1.2.Построение и исследование компьютерных моделей
P Системный подход к окружающему миру. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Объектно-ориентированное моделирование. Количественная и качественная оценка модели. Адекватность модели объекту и цели моделирования.
P Построение формальных моделей с использованием формальных языков (алгебры, логики, языков программирования).
P Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
P Исследование моделей на компьютере с использованием приложений (электронных таблиц, СУБД) и путем создания алгоритмов и программ.
Социальная информатика
P Информационное общество — закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества.
P Информационные ресурсы общества, социальные коммуникации.
P Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы.
P Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Требования к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений
УРОВЕНЬ «А»
В результате изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне ученик получает возможность:
1. сформировать представление о современной вещественно-энергетической и информационной картине мира, узнать основные информационные процессы и их свойства;
2. сформировать представление о моделировании как методе научного познания, узнать основные виды информационных моделей и их свойства, научиться строить и анализировать модели, использовать их при решении задач из различных областей знаний;
3. узнать основные понятия, относящиеся к математическим аспектам информатики: двоичную арифметику, основы алгебры высказываний, логические схемы основных устройств компьютера;
4. сформировать представление об алгоритмах как основе автоматизации информационных процессов, узнать их свойства и основные формы записи; научиться строить и записывать алгоритмы, относящиеся к различным областям знаний;
5. узнать основные устройства компьютера и компьютерных сетей;
6. узнать основные виды современного программного обеспечения, научиться (при наличии необходимой техники) работать с базовым программным обеспечением компьютера;
7. узнать основные коммуникационные возможности компьютера, научиться (при наличии техники) пользоваться коммуникационным программным обеспечением, владеть основами информационной безопасности при работе в Сети;
8. сформировать представление об информационных технологиях и роли в них современных средств информатизации, научиться организовывать технологический процесс преобразования информации с использованием компьютера;
9. сформировать представление о социальных информационных технологиях, научиться приводить примеры таких технологий из различных областей человеческой деятельности;
10. узнать основные понятия социальной информатики: социальные коммуникации, информационные ресурсы общества, информационная защита; видеть позитивные и негативные аспекты информатизации.
УРОВЕНЬ «В»
В результате изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на этом уровне ученик получает возможность:
1. сформировать представление о кодировании информации с помощью знаковых систем, овладеть различными способами представления информации;
2. сформировать представление о системном подходе к описанию окружающего мира, научиться строить, анализировать и использовать компьютерные модели;
3. узнать основы объектно-ориентированного подхода к построению моделей и программ, научиться строить с помощью приложений компьютерные модели;
4. научиться работать с устройствами ввода и вывода графической и звуковой информации (сканер, цифровая камера, монитор, принтер, плоттер, микрофон, звуковая карта);
5. узнать структуру, состав и принципы организации программного обеспечения современного компьютера;
6. научиться работать с офисными информационными технологиями;
7. научиться работать с компьютерной графикой и создавать компьютерные презентации;
8. овладеть технологиями хранения, поиска и сортировки информации;
9. научиться осуществлять компьютерные коммуникации, создавать:• и публиковать сайты в Интернете;
10. узнать основы правовой охраны программ и данных, сформировать понимание смысла информационной культуры и информационной безопасности личности.
Типология средств обучения
Можно различать следующие средства обучения:
· по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и схематический их показ);
· по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которое рассчитан этот материал;
· по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления, картина, диакадр, кинолента);
· по организационным формам работы с ним (фронтальная на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).
Наиболее часто используемый классификационный признак технических средств обучения (ТСО) — по видам восприятия.
· экранные средства обучения (ЭС),
· звуковые средства обучения (ЗС)
· экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС).
Средства, основанные на компьютерных технологиях (средства информационных и коммуникационных технологий — ИКТ), выделяются особо, поскольку имеют специфические свойства по сравнению с другими средствами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по содержательной линии школьного курса информатики
Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...
Метод проектов в школьном курсе Информатика и ИКТ
Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были ...
Разработка методических рекомендаций по школьному курсу информатики
Рекомендация учителю информатики...
Метапредметность как основа современного содержания образования
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции. ...
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...
Проблемы введения астрономического содержания в школьный курс
Выступление на заседании Районного методического обьединения учителей физики...