Метод проектов в школьном курсе Информатика и ИКТ
методическая разработка по информатике и икт на тему

Пляшешник Алла Викторовна

 

Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя «Информатики и ИКТ» МОУ «СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад города Ржева Тверской области

Пляшешник Аллы Викторовны

Метод проектов в школьном курсе

«Информатика и ИКТ»

Ржев 2012

Содержание

Вступление.        

1.        Метод проектов        5

1.1 Сущность метода проектов        5

1.2 Цели и задачи проектной деятельности        5

1.3 Виды проектной деятельности        6

1.4 Этапы выполнения проекта        7

1.5 Резутаты выполнения проекта        7

2. Заключение        10

3. Приложение 1        11

4.Список используемой литературы        13


Вступление.

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

(Китайская пословица)

Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым относится и метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
    Он возник в США во второй половине XIX в.  Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:
• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика.

В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина,      Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.         

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. В новой образовательной парадигме ученик становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом человеке. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Информатика и ИКТ» определяю цель обучения: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. 

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  1. Помочь учащимся освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. Способствовать развитию творческого потенциала учеников;
  3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.


1.1 Сущность метода проектов.

Слово «проект» происходит от латинского слова proicere и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Тем самым, под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. В данном случае под проектным методом подразумевается форма проведения занятий, базирующихся на возрастающей равноправной роли обучающих и обучаемых, когда учебная (проектная) группа, имея совместную целеустановку, планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги работы. 

Известный дидакт М.А.Данилов называл главным результатом образования не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

1.2 Цели и задачи проектной деятельности

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании обучающихся информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитие самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения товарищей;

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

9) развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность обучающихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует:

  1. развитию коллективной учебной деятельности обучающихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
  2. образованию в процессе деятельности между членами коллектива отношения взаимной ответственности;
  3. умению понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
  4. умению наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.
  5. осуществлению контроля за выполнением проекта членами самого коллектива.

1.3 Виды проектной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии применяются для реализации различных видов проектной деятельности учащихся:

Виды проектов

По содержанию

информационные

исследовательские

По организации

деятельности учащихся

индивидуальные

коллективные

По форме проведения

дистантные

локальные

творческие

(интегративные)

кооперативно-

групповые

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

1.3 Этапы выполнения проекта.

Плана организации работы над проектом

Тема

Этапы работы

Содержание этапа

1

Начальный этап

Разработка основных идей.

Сбор и анализ данных.

Обоснование актуализации.

Формулирование гипотезы.

2

Этап организации работы над проектом

Выбор исполнителей, формирование команды, распределение обязанностей.

Планирование работы, разработка содержания этапов.

Определение форм и методов управления и контроля.

3

Этап реализации проекта

обобщение всей информации.

Подготовка наглядно-графического материала.

Разработка аудио и видеоряда проекта.

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

4

Завершение проекта

Представление и защита проекта в классе, на конференции.

Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования.

Оценка и подведение итогов; оценка учащимися результатов своей деятельности.

1.4 Результаты выполнения проекта

Анализ результатов деятельности учащихся

Оценка результата

Проявление компетентности

Оценка продукта

В предметной

области

Коммуни-кативная

сфера

ИТ сфера

Результативность

Опора на теоретическое знание

Источники информации (значимость, полнота, многообразие и т.п.)

Соответствие отобранного теоретического материала задаче

Полнота решения

Реалистичность решения

Итого

Оценка процесса представления и защиты проекта

Культура представления результатов деятельности

Культура оформления материалов для представления проекта

Самооценка деятельности

Итого

Итого

Отметка за продукт проектной деятельности:

Отметка за представление и защиту проекта:

Обработка результатов

В каждую ячейку таблицы может быть занесено от 0 до 5 баллов. На защите проекта учащийся получает две отметки: за продукт проектной деятельности и за качество представления и защиты проекта.

Оценка продукта проектной деятельности

Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 14 баллов по первой части таблицы.

Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 15 до 20 баллов по первой части таблицы.

Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 21 до 24 баллов по первой части таблицы.

Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 25 и выше баллов по первой части таблицы.

Оценка за представление и защиту проекта

Отметка «2» ставится ученику, если он набрал до 9 баллов по второй части таблицы.

Отметка «3» может быть поставлена, если ученик набрал от 10 до 12 баллов по второй части таблицы.

Отметка «4» может быть поставлена, если ученик набрал от 13 до 16 баллов по второй части таблицы.

Отметка «5» может быть поставлена, если ученик набрал от 17 и выше баллов второй части таблицы.

Этап защиты проводится в виде конференции. При подведении итогов анализируются листы контроля проектной деятельности учащихся и паспорт учебного проекта.

Работа над подобными проектами способствует глубокому ознакомлению учащихся с данной темой; вовлекает в различные виды деятельности; стимулирует самостоятельное приобретение новых знаний с использованием различных источников информации.

На базе метода проектов в нашей школе за последние три года учащимися было разработано более 20 программных комплексов по различной тематике. Многие из них применяются в учебном процессе.


2. Заключение

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда преподавателя, активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволит приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения

Метод проектов формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  1. проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой  компьютерной подготовки обучающихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  2. оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  3. появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
  4. метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для обучающихся форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  5. освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Совершенно очевидно, что обучение с использованием метода проектов – это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.


Приложение 1.

Примеры проектов по различным темам курса «Информатика и ИКТ»

Текстовый редактор.

  1. Проект Открытка «С днём рождения!» (или другой близкий по дате праздник).

В результате выполнения проекта должны быть получены две стороны открытка (внутренняя и внешняя).

  1. Проект «Объявление».

В результате выполнения проекта должно быть получены объявление о покупке, продаже, обмене, оказании услуг.

  1. Проект «Визитная карточка».

В результате выполнения проекта должна быть получена визитная карточка, содержащая фотографию (возможно, не настоящую), информацию: Ф.И.О., домашний адрес и т.д.

  1. Проект «Электронный учебник».

В результате выполнения проекта должен быть получен электронный учебник по одной из тем школьного курса. Для создания электронного учебника используются гиперссылки и формат html текстового документа.

  1. Проект «Школьная газета»

В результате выполнения проекта должна быть получена одна страница школьной газеты.

Графический редактор.

Растровый графический редактор Photoshop.

  1. Проект «Я знаю точно невозможное возможно».  

В результате выполнения проекта должен быть получен коллаж с нереальным эффектом.

  1. Проект «Я б в фотографы пошёл …».

В результате выполнения проекта должны быть получены три фотографии (1. Портрет в рамке с корректировкой дефектов изображения; 2. С использованием шаблона; 3. Макияж в Photoshop)

Векторный графический редактор.

  1. Проект «Оформление магазина».

В результате выполнения проекта должны быть получены название магазина, режим работы, наружная реклама.

Электронные таблицы.

  1. Проект «Тест».

В результате выполнения проекта должен быть получен тест по одному из школьных предметов.

Базы данных.

  1. Проект «Моё предприятие».

В результате выполнения проекта должна быть получена многотабличная база данных предприятия. Например, база данных магазина должно содержать  таблицы «Товары», «Сотрудники», «Поставщики».

Язык гипертекстовой разметки HTML.

  1. Проект «Мой сайт».

В результате выполнения проекта должен быть получен сайт на определённую тему, состоящий из не менее пяти веб-страниц.

Построение и исследование информационных моделей.

  1. Проект «Приближённое решение уравнений».
  2. Проект «Вероятностные модели».
  3. Проект «Биологические модели развития популяций».
  4. Проект «Оптимизационное моделирование в экономике»
  5. Проект «Модели логических устройств»
  6. Проект «Информационные модели управления объектами».

Примеры выполненных проектов моих учеников можно увидеть на сайте www.allapl22.ucoz.ru .


3.Список используемой литературы

  1. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
  2. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
  5. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
  6. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Профильный уровень. Учебник 10 – М., 2008.
  8. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Профильный уровень. Учебник 11 – М., 2008.
  9. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.
  10. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
  11. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
  12. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
  13. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
  14. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...

Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.

Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...

Интерактивные тесты "Повторение школьного курса информатики". 11 класс

Интерактивные тесты составлены по сборнику итоговых тестов Т.Е.Чуркиной...

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Реализация проекта «Внедрение основ робототехники в школьный курс информатики»

Мой первый опыт работы по внедрению основ робототехники в школьный курс информатики....