Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Продвинутый пользователь"
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Зубова Оксана Викторовна
Программа внеурочной деятельности по информатике по (ФГОС) "Продвинутый пользователь». 7 класс Автор программы: Зубова Оксана Викторовна – учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Средняя школа №2». Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебного курса «Продвинутый пользователь», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.), требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по информатике по ФГОС "Продвинутый пользователь». 7 класс

Автор программы:  Зубова Оксана Викторовна – учитель информатики и ИКТ  МБОУ «Средняя школа №2».

  1. Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебного курса «Продвинутый пользователь», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.);
  3. требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

1. Стремительное развитие телекоммуникаций повлекло быстрое распространение цифровых услуг в обществе, и не только в сфере образования. Умение работать с клавиатурой на должном уровне и быстро адаптироваться к изменяющимся интерфейсам программ стало частью информационной культуры людей, значительно влияющей а первую очередь на конкурентоспособность молодёжи. Способность воспользоваться средствами ИКТ в любой ситуации обеспечивает мобильность человека и эффективное развитие его личного информационного пространства как составляющей личного портфолио.

2. Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы.

Основной целью является «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и сети Интернет».

Программа состоит из трёх модулей:

1. Стандартные программы Windows.

2. Коммуникационные технологии.

3. Защита компьютера от вредоносных воздействий.

Целесообразно изучать эти модули именно в предлагаемой последовательности, поскольку это обеспечивает постепенное наращивание сложности выполняемых действий. Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.

Изучение первого модуля «Стандартные программы Windows» направлено на решение следующих задач:

  • формирование навыков обработки текста в текстовом редакторе;
  • формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений;
  • формирование умений пользоваться программным калькулятором.

Второй модуль «Коммуникационные технологии» направлен на освоение основных интернет-сервисов — Web (включая поиск информации), электронной почты, сервисов общения в реальном времени (чаты, сервисы мгновенного обмена сообщениями, IP-телефония) и социальных сетей. При этом используется свободно распространяемое кроссплатформное программное обеспечение (доступное как для ОС Microsoft Windows, так и для ОС Linux), а также универсальные по отношению к используемой ОС онлайн-сервисы.

Третий модуль «Защита компьютера от вредоносных воздействий» позволяет освоить основные приемы защиты от различных вредоносных программ, сетевых атак и рассылок спама при помощи свободно распространяемых версий антивирусных программ и брандмауэров (сетевых экранов), а также с использованием стандартных средств защиты, предусмотренных в ОС Microsoft Windows и почтовых сервисах сети Интернет.

Общая характеристика учебного курса

Информатика оказывает огромное влияние на формирование современной научной картины мира за счет фундаментального характера ее основных понятий, законов, всеобщности ее методологии. Информатика имеет очень большое и постоянно возрастающее число междисциплинарных связей, как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер; способность к ним образует ИКТ-компетентность. Как самостоятельный учебный предмет информатика, помимо практической части, имеет достаточно объемную теоретическую составляющую и связанные с ними предметные результаты обучения. Обе составляющие информатики востребованы как при изучении других предметов, так и в проектной исследовательской деятельности. В этой ситуации для комплексного решения вопроса обеспечения выполнения требований ФГОС к внеурочной деятельности целесообразно использовать практикумы и проекты, связанные с формированием ИКТ-компетентности, тем более что необходимо все это интегрировать в программе формирования ИКТ- компетентности.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» может быть реализовано как

- средствами различных учебных предметов, так и во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ- компетентности было непосредственно увязано с его применением.

Тем самым обеспечивается:

  • естественная мотивация, цель обучения;
  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

  1. Современные направления создания и использования информационной образовательной среды (ИОС) школы предоставляют много новых возможностей в развитии авторских методик обучения и популярных обучающих технологий. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся и будущие профильные интересы детей, т. е. повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка.
  2. Учебный курс «Продвинутый пользователь» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к
  3. освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.
  4. Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.
  5. Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов: Open Office, Adobe FineReader, Adobe Photoshop, Corel Draw и др.
  6. При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.

Описание места учебного курса в учебном плане

1. Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.

2. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).

Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мо образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Из них (количество часов)

Теория

Практика

Стандартные программы Windows.

18ч

Коммуникационные технологии.

10ч

6,5ч

3,5ч

  1. Защита компьютера от вредоносных воздействий.

3,5ч

2,5ч

Итого

34ч

19ч

15ч

Поурочное планирование по внеурочной деятельности программы

 «Продвинутый пользователь» 7 класс

п/п

Раздел

Тема

Всего часов

Дата проведения

Теория

Практика

1.

Стандартные программы Windows.

Стандартные программы. Общие сведения о программе Блокнот.

0,5

0,5

2.

Редактирование текстовых документов.

0,5

0,5

3.

Перемещение текстовых фрагментов.

0,5

0,5

4.

Копирование текстовых фрагментов.

0,5

0,5

5.

Копирование и перемещение документа.

0,5

0,5

6.

Общие сведения о программе Microsoft Paint.

0,5

0,5

7.

Создание растровых изображений.

0,5

0,5

8.

Панель инструментов.

0,5

0,5

9.

Поворот, наклон, отражение.

0,5

0,5

10.

Ввод и оформление текста.

0,5

0,5

11.

Повторяющиеся фрагменты.

0,5

0,5

12.

Вписанные фигуры.

0,5

0,5

13.

Общие сведения о программе WordPad.

0,5

0,5

14.

Шрифтовое форматирование.

0,5

0,5

15.

Форматирование абзацев.

0,5

0,5

16.

Обмен данными.

0,5

0,5

17.

Общие сведения о программе Imaging.

0,5

0,5

18.

Работа с изображениями.

0,5

0,5

19.

Коммуникационные технологии.

Доступ в сеть Интернет. Службы и сервисы Интернета.

1

0,5

20.

Среда браузера и просмотр web-страниц. Сохранение информации на web-страницах.

1

0,5

24.

Работа с электронной почтой.

0,5

0,5

25.

Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями.

1

0,5

26.

Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями.

1

0,5

27.

Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями.

1

0,5

28.

Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями.

1

0,5

29.

  1. Защита компьютера от вредоносных воздействий.

Установка и обновление баз антивирусной программы Avira AntiVir Personal Edition Classic.

0,5

30.

Проверка компьютера на вирусы с помощью антивирусной программы Avira AntiVir Personal Edition Classic.

0,5

0,5

31.

Проверка файла на вирусы с помощью онлайнового антивирусного сервиса.

0,5

0,5

32.

Применение программы Curelt для проверки и лечения заражённого компьютера.

0,5

0,5

33.

Защита от внешних вторжений (программа Agnitum Outpost).

0,5

0,5

34.

Типовые средства борьбы со спам-рассылками (фильтрация, чёрный список).

1

0,5

Планируемые результаты изучения учебного курса

  1. Результаты изучения курса «Продвинутый пользователь» в части формирования ИКТ-компетентности по описанным направлениям.
  2. Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится: 

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять основные действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  • осуществлять подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную систему образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текст на русском языке;
  • осуществлять редактирование и структурирование текста средствами текстового редактора;
  • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Выпускник получит возможность:

  • создавать текст на английском языке.

Создание графических объектов

Выпускник научится:

  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;

Выпускник получит возможность:

  • создавать мультипликационные фильмы.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Выпускник научится:

  • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относится к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность:

  • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

  • участвовать в осуждении (аудио- и видеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность:

  • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
  • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Моделирование, проектирование и управление

Выпускник научится:

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Перечень учебно-методического, материально-технического и программного обеспечения

образовательного процесса.

Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:

  1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Защита компьютера от вредоносных воздействий: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии:

Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер.
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  6. Программа разработки презентаций.
  7. Браузер.
  8. Виртуальная машина VirtualBox.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Продвинутый пользователь" для 5 класса...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...