Игровые технологии на уроках информатики
статья по информатике и икт
Игровые технологии на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_sayt.docx | 508.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках информатики
Обучение в основной школе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся, компьютерная – на формирование умений и навыков, обучающихся работать с информацией.
Значительным фактором, улучшающим этот процесс, является применение игровых технологий на различных этапах урока информатики.
Анализ включения игр и игровых моментов в учебный процесс выявил ряд педагогических преимуществ такой методики перед традиционными формами изложения материала:
- активизация мыслительной деятельности;
- глубинное запоминание материала;
- обучение организованности;
• формирование коммуникативных качеств.
Игры заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.
Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:
- привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
- вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
- способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы
- требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
- способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.
При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1) цель игры. Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание;
2) сколько учеников будет принимать участие в игре? Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих;
3) какие материалы и пособия понадобятся для игры? Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
4) необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;
5) на какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;
6) на каком этапе лучше применить игру. Это зависит от дидактических и педагогических целей игры;
7) как обеспечить более полное участие детей в игре. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей;
8) как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;
9) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;
10) какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.
Любую компьютерную развивающую или обучающую игру важно применять в нужное время, на нужном этапе уроке. При отборе компьютерных игр необходимо учитывать следующие принципы:
1) гуманистичностъ;
2) функциональность;
3) мотивационная отнесенность;
4) эмоциональная включенность;
5) контролируемость;
6) прозрачность;
7) сопряженность действия и результата.
Чаще всего на уроках информатики используют следующие игровые элементы:
- анаграмма;
- разновидности кроссвордов;
- ребус;
- интерактивная система Votum Play;
- интерактивная система опроса и голосования Votum e-rating;
- маршрутные листы;
- урок-игра.
Изучив игровые методы и приемы обучения, можно сделать следующие выводы:
- Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании рассмотрено применение игровых;
- Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Доверительность и непринужденность общения учителя с обучающимися, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают обучающихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций;
- Игра способствует развитию познавательной активности обучающихся при изучении информатики;
- Игровые формы и приемы формирует способность обучающихся принимать самостоятельные решения и оценивать свои действия.
Примеры игровых приемов, которые можно использовать на уроках на различных этапах
Приложение 1
Игра «Шутка наборщика»
Игра «Разгадай зашифрованное слово»
Игра «Разгадай ребус»
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Ответы: 1) информатика, 2) интернет, 3) память, 4) клавиатура, 5) пиксель, 6) накопитель, 7) дисплей.
Приложение 2
Игра «Путешествие в сказку».
Давайте отгадаем загадку и скажем, кто нас приглашает в свою сказку?
Он из полена сделан был,
И папу Карло он любил.
Но папу слушал не всегда,
И приключилась с ним беда.
Верно – это Буратино. Он очень изменился за последнее время, пошел учиться в школу и составил блок-схемы вот таких алгоритмов. О чем они?
1) 2)
да нет
3)
да
нет
Ответ: Первый алгоритм о том, как папа Карло сделал из полена Буратино, второй – о том, как Буратино пошел учиться в школу, а третий – о том, как он мечтал вырастить монеты на поле Чудес в Стране дураков.
Буратино прочитал в учебнике информатики, что бывают разные виды алгоритмов – циклические, разветвляющиеся, линейные. Но никак не может понять, чем же они отличаются – где какой алгоритм. Поможем ему?
Игра «Найди ошибку»
- Текстовой процессор производит вычисление (Л).
- В графическом редакторе можно построить окружность (П).
- Операционная система – специальная программа для вставки символов (Л).
- Архиватор может найти зараженную вирусом программу (Л).
- Калькулятор выполняет арифметические вычисления в двоичной системе (П).
- В текстовом редакторе Блокнот можно вставить таблицу (Л).
- Электронные таблицы выполняют построение диаграмм (П).
Приложение 3Игра «Помоги домовенку Кузе»
Задание для первой группы
Проверить правильность записи действий при уборке квартиры пылесосом. «Убери комнату с помощью пылесоса»
Принести пылесос в комнату.
Подключить к сети.
Нажать ВКЛ на корпусе.
Нажать ВЫКЛ на корпусе.
Пропылесосить.
Отключить от сети.
Поставить на место.
Задание для второй группы
Проверить правильность записи действий при мытье посуды.
«Помой тарелку»
Открой кран.
Возьми тарелку.
Надень шапку.
Вымой тарелку.
Вытри её.
Поставь в шкаф.
Закрой кран.
Задание для третьей группы
Проверить правильность записи действий при поливе цветов.
«Полей цветок»
Возьми лейку.
Открой кран.
Наполни лейку водой.
Полей цветок.
Поставь лейку на место.
Приложение 4Игры на закрепление знаний.
Развивающие игры на компьютере в программе «Мир информатики».
Игра «Классический кроссворд»
По горизонтали: 1. Программа для работы с изображениями. 4. Один из видов информации. 5.Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов. 6.Устройство для работы с информацией. 8. Основные составляющие клавиатуры. 12. Машина или человек выполняющие алгоритмы. 13. Есть разные линии прямые и…16. Алгоритм, состоящий из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке следования. 17. Носитель, предназначенный для хранения небольших объемов информации.
По вертикали: 2. Устройство для считывания дисков. 3. Любые чертежи, рисунки называют…7. Компьютерное …, … в Европу. 9. Устройство, без которого не возможна работа с графическим редактором. 10. Устройство визуального отображения информации в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей и др. 11. Служит для увеличения и уменьшения рисунков. 14. Устройство для ввода информации в компьютер. 15.Инструмент в графическом редакторе, бывает прямоугольной и произвольной формы.
Ответы:
Приложение 5
Игры на подведение итогов урока.
Игра «Поле чудес» в теме «Устройства компьютера».
- Устройство для ввода информации при помощи кнопок.
А | И | А | У | А |
- Устройство вывода информации на бумагу.
И | Е |
- Устройство ввода информации в компьютер с бумаги.
А | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках информатики
Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...
Игровые технологии на уроках информатики
Сущность игровых технологий...
Игровые технологии на уроках Информатики
Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....
Игровые технологии на уроках информатики
Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...
Игровые технологии на уроке информатики
В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....
Игровые технологии на уроках информатики
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...
Статья использование игровых технологий на уроках информатики
В статье описываются основные игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....