Игровые технологии на уроках Информатики
статья по информатике и икт на тему

Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrov_tekhnol.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игровые педагогические технологии на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей

Компетентностный подход, который активно вытесняет знаниевую парадигму из учебного процесса, требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно применять полученные знания на практике, оценивая их своевременность, уместность, целесообразность. На наш взгляд, на уроках информатики наиболее успешно формируются информационные и коммуникативные компетентности. Особая роль в формировании компетентностей на уроках информатики в начальной школе принадлежит игровым технологиям.

Напомним, что игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:

  • собственно дидактических, по освоению содержания той или иной предметной области;
  • психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
  • информационно-коммуникативных как основы для формирования информационной компетентности, овладения навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.

Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующиедидактические принципы:

  • игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
  • игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
  • игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
  • в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
  • игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетентности благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
  • игровые технологии обеспечивают формирование социальной компетентности, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений, точек зрения, которые ребенок может получить, имея выход в Internet;
  • игра позволяет формировать наряду с игровыми реальные равноправные партнерские отношение сотрудничества и кооперации, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития.

Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

Игровые технологии на базе ИКТ помогают внедрению компетентностного подхода на уроках информатики.

Своей педагогической находкой считаю творческое использование игровых технологий для формирования ключевых компетентностей. Из многообразия игровых технологий я применяю:

Игровая ситуация на уроке

Для создания на уроке информатики игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:

- мультимедийных презентаций;

- интерактивных программ;

- графических демонстрационных и раздаточных материалов;

- видео, аудио или мультипликационных фрагментов.

Возникающие перед маленьким человеком на большом экране сказочные герои, фантастические города, виртуальные партнеры, таблицы, карты помогают ребенку активно включиться в процесс обучения и формирования информационной компетентности:

- умения выделять из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;

- переводить простую информацию из графического представления в текстовое;

- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации, предложенной в презентации.

Например, при завершении изучения тематического блока, проводится урок-игра:

"Мальчишки-врунишки" (тема "Логические рассуждения")

"Вестерн" (тема "Отличительные признаки и составные части предметов").

Таким образом создаются условия, способствующие осознанию ребенком переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечивается их вербализация, формируются коммуникативные компетентности:

- умение описать свое отношение к событиям и действующим лицам;

- определять основную мысль, причинно-следственные связи;

- разъяснять свою идею или свое отношение к идеям других членов группы.

Ученик планирует свою деятельность по решению проблемы, соотносит ее с другими участниками игры, при этом формируются способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.

Отдельно нужно сказать об использовании на уроках интерактивной доски. Она обладает в глазах ребенка волшебными возможностями: экран может быстро меняться, закрываться "шторкой", менять цвет, прятать и перемещать объекты, достаточно дать команду пальчиком. Работа с этим учебным оборудованием дает широкие возможности для исследований: учащиеся могут делать записи, рисовать маркером поверх любых приложений, вносить изменения в тексты, карты и схемы, выделяя главную мысль, фиксируя свои наблюдения.

Компьютерные игры на уроках

На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации. Использование в учебном процессе мультимедийных дидактических программ формирует информационную компетентность учащегося, позволяя ему комплексно задействовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Игровые программы можно поделить на:

а) контролирующие (по принципу "Контрольной" в программе "Наставник"); они выполняют функции контрольно-оценочной деятельности. При выставлении оценок дети с компьютером больше соглашаются, чем с преподавателем, использование информационно-коммуникационных технологий объективирует оценочный компонент;

б) дидактические: их цель - сформировать познавательные и практические умения (например, программа "Мир информатики");

в) тренажерные развивают навыки и умения, моделируют процессы.

Например, при введении на уроках понятий "координаты", "координатная плоскость", на мой взгляд, эффективно использовать игровые программы "Морской бой", "Кони" ПМК "Роботландия", "Координаты" ПМК "Мир информатики" и их аналоги

Таким образом, использование игровых технологий с применением ИКТ позволяет формировать у учащихся умение действовать по инструкции, определять и выстраивать последовательность шагов по решению задачи, принимать на себя ответственность за допущенные ошибки.

Развивающие игры

Формирование информационной компетентности учащихся возможно только через формирование мыслительных навыков. Путь к этому - конструкторские, поисковые развивающие игры. Примером может служить использование в учебном процессе игр В.В.Воскобовича. Такие игры характеризуются разнообразием конструктивных элементов, разноуровневыми заданиями, многофункциональностью, творческим потенциалом, облачением в сказочную форму. Игры такого рода можно эффективно использовать на уроках информатики в начальной школе при изучении тем "Конструирование", "Информационные модели", "Координаты", "Признаки и составные части объекта".

Например, на уроках по теме "Отличительные признаки и составные части предметов" используюгрупповые формы работы над интеллектуально-творческими заданиями, где учащиеся осуществляют поиск решения с использованием реальных или виртуальных объектов в режиме On-line:

Игры из области ТРИЗ-технологий, например, "Да-нетка", "Что это такое?"; коммуникативные игры "Не вижу, но знаю", "Испорченный телефон", "Паутинка" способствуют формированию интеллектуальных навыков, генерированию новой информации, способов деятельности по получению, обработке и передаче информации, компетентности решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Игровые технологии на уроках информатики

Сущность игровых технологий...

Игровые технологии на уроках информатики

Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...

Игровые технологии на уроке информатики

В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....

Игровые технологии на уроках информатики

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...

Статья использование игровых технологий на уроках информатики

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...