Игровые технологии на уроках информатики
материал по информатике и икт по теме
Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей, так и с целью стимулирования внимания, познавательного интереса и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.zip | 131.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике. Как сделать так, чтобы результативность урока была максимальной? Один из способов достижения цели – нестандартный подход к изучению информатики.
Слайд 2
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
К нестандартным формам обучения можно отнести:
- Тематические праздники,
- Ролевые уроки
- Деловые игры
- Игры и игровые моменты на уроках информатики
- Конкурсы
- Эстафеты и т.д.
Уроки информатики
в форме игр, викторин, конкурсов.
Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать “учебную усталость”, которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы,
с другой - решают определенную дидактическую задачу, изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.
Игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников
Игра гуманизирует отношения, приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности. Совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку
Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение её эффективности в силу того, что учитель в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися.
Игра дает возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.
Давая школьнику, возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры.
В зависимости от того, какой объём материала охватывает игра, оценка может быть 3 или 4, очень редко (для отдельных тем) 5; т. к. теоретические знания ещё не являются свидетельством того, что учащийся умеет применять их на практике. Но, если игра включает и практические задания, то её можно оценивать и из пяти баллов.
Слайд 11
Играть любят все, но игра - не самоцель. Включение игры в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Желательно использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов, которые уместны на любом этапе урока.
Слайд 12
На этапе повторения изученного материала можно провести мини-игру: «Шутка наборщика»
Слайды 13- 15
Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти. На данном этапе можно предложить такие игры, как «Исполнитель алгоритмов», «найди ошибку», «Лексическая игра»
Слайды 16-17
Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий. В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.
Слайды 18-19
Для активации учебной деятельности, когда внимание детей рассеивается, можно провести игру-шутку, связанную с темой урока, например «Прятки»
Слайды 20-21
На этапе формирования умений и навыков полезно провести игру «Аукцион»
Слайд 22
Домашнее задание. Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд. Альтернатива – «Сказка».
Итог
Обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развитие всех психологических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, творческих способностей и умений.
Слайд 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках информатики
Сущность игровых технологий...
Игровые технологии на уроках Информатики
Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....
Игровые технологии на уроках информатики
Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...
Игровые технологии на уроке информатики
В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....
Игровые технологии на уроках информатики
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...
Статья использование игровых технологий на уроках информатики
В статье описываются основные игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....
Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ
Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...