Игровые технологии на уроках информатики
статья
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках информатики
“У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить.
Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”.
А.С. Макаренко
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В основе федерального государственного стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.
В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).
Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:
- привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
- вызывает у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение, в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
- способствует использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы
- требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
- способствует усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.
Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1) Цель игры. (Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание);
2) Сколько учеников будет принимать участие в игре? (Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих);
3) Какие материалы и пособия понадобятся для игры? (Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию);
4) Необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. (Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными);
5) На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;
6) На каком этапе лучше применить игру. (Это зависит от дидактических и педагогических целей игры);
7) Как обеспечить более полное участие детей в игре. (Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей);
8) Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;
9) Подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;
10) Какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.
Чаще всего на уроках информатики использую следующие игровые элементы:
- анаграмма;
- разновидности кроссвордов;
- ребус;
- маршрутные листы;
- урок-игра.
Виды игровой деятельности на уроках информатики
Вид игровой деятельности | Определение | Достоинства | Функции Результаты деятельности | Применение | Необходимое оборудование и программное обеспечение |
Кроссворды | Значение слова Кроссворд по Ефремовой:
| дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, расширяет кругозор, развивает логическое мышление; обращение к дополнительным источникам тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца. | обучающая контролирующая творческая. При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление. | творческое домашнее задание; тема небольшого проекта; форма контроля знаний учащихся | Создание кроссворда в табличном процессоре Excel Обучающие приложения, создаваемые Hot Potatoes: - задания на выбор одного или нескольких ответов; -задания на восстановление последовательности; - задания на установление соответствий; - задания на заполнение пропусков; - кроссворды. Ссылка: |
Ребусы | Ребус по Ефремовой: Ребус - 1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2. перен. разг. То, что загадочно и непонятно. Значение слова Ребус по Ожегову: Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков Ребус в Энциклопедическом словаре: Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками. | Разгадывание ребусов это своеобразная гимнастика ума, превосходная тренировка для логического мышления, терпения, силы воли, усидчивости, настойчивости | обучающая контролирующая творческая. | Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе); в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона средство графического кодирования, когда для сокрытия информации применяются рисунки и символические обозначения (расшифровка рисунков закрепляются знания о кодировании/декодировании информации) для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл при повторении , когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия | русскоязычный генератор ребусов. Задайте любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус. Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов. |
Маршрутный лист | Маршрутный Лист в Энциклопедическом словаре: Маршрутный Лист - (карта) - документ по учету выработки продукции и движения партии обрабатываемых деталей по операциям формы «Маршрутного листа»: – общий для всех с указанием плановых дат сдачи контролирующих работ - индивидуальный «Маршрутный лист», где учтены личностные возможности каждого обучающегося В старших классах маршрутный лист либо создается учителем, распечатывается и раздается ученикам, либо обсуждается и вырабатывается вместе с ними и заносится в тетрадь. | Использование маршрутного листа развивает навыки самоорганизации и самоконтроля обучающегося, формирует его ответственность за собственные действия. Использование маршрутных листов обеспечивает ученику: - вариативный характер содержания образования - возможность проявления избирательности к изучаемому материалу и способам его изучения - возможность обучения в темпе и на уровне, обусловленном индивидуальными особенностями учащихся, самореализации в учебной деятельности учителю: - возможность работать со всем классом и с каждым учащимся в отдельности; - возможность расширения содержания образования (за счет дифференциации по уровням и применения различных активных методов обучения) без увеличения времени на изучаемый предмет; - возможность увеличить время для индивидуальной работы с каждым учащимся. | Создание маршрутных листов, включающих формулировку темы урока, цели и задач, совокупность заданий, представленных в определенной логике и обеспечивающих достижение результата. Создание организационных условий для самостоятельного выбора учащимися маршрутов деятельности на уроке. Обеспечить выбор каждым учащимся собственной траектории образовательной деятельности, учитывающей не только его интересы, но и учебные возможности. Результатом на данном этапе будет оформление рабочих групп учащихся, пар, объединенных общим маршрутом или индивидуальный выбор. Преобладание самостоятельной деятельности учеников по выполнению выбранных заданий. Консультирование и поддержка учащихся в процессе учебной деятельности. 4.Презентация продуктов деятельности учащихся главная функция учителя состоит в стимулировании мыследеятельности учеников по обобщению результатов работы. 5. Организация рефлексии. | Применение маршрутных листов в учебной деятельности позволит учителю использовать новую форму организации урока, моделировать групповую и индивидуальную работу с детьми: пока сильные учащиеся работают по маршрутным листам, учитель работает с группой детей с низкой учебной мотивацией или со слабоуспевающими детьми. Внеурочная деятельность (в рамках предметной недели информатики, внеклассные мероприятия по информатике между классами, между параллелями) | On - line сервис по составлению технологических карт уроков |
Анаграмма | Анаграмма – слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы. Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом, облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя. | Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. Расширение «поля зрения» ребенка. Воспитание интереса к чтению. | обучающая контролирующая творческая | Внеурочная деятельность (на КВН, вечерах по информатике, играх, викторинах, в кружковой работе); в учебной деятельности применение в качестве средства снятия умственной нагрузки или создания положительного эмоционального фона для изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия | сервис решение, составление анаграмм он-лайн http://poncy.ru/anagram/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках информатики
Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...
Игровые технологии на уроках информатики
Сущность игровых технологий...
Игровые технологии на уроках Информатики
Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....
Игровые технологии на уроках информатики
Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики...
Игровые технологии на уроке информатики
В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....
Статья использование игровых технологий на уроках информатики
В статье описываются основные игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....
Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ
Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...