Игровые технологии на уроках информатики
статья (информатика и икт) по теме

Гайлит Ирина Владимировна

Мои рассуждения о применении игровых технологий на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii_na_urokakh_informatiki.docx467.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках информатики

 Гайлит Ирина Владимировна,

учитель информатики и ИКТ

 гимназия №11 Василеостровского р-на Санкт-Петербурга

«… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»

Ф. Шиллер.

«Полное одобрение тому, кто соединил приятное с полезным»

Гораций

«Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависти от веселых, живых игр»

Платон

«У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения в школе. От учителя требуется решение непростой задачи: сделать уроки интересными для детей, увлекательными, донести материал до учеников так, чтобы он был усвоен как можно лучше. Требования современности вносят и новые подходы к обучению детей.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Чтобы улучшить процесс обучения, сделать его более эффективным и интересным, на своих уроках я применяю методы активного обучения, к которым относятся игровые методики.  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр.

В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка).

Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:

  • хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
  • игра способна вызывать у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
  • игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы. По отношению к познавательной деятельности игра требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
  • игра позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
  • игровые технологии способствуют усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
  • игра - преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.

Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. Игры на уроках отличаются от других игр тем, что обладают одним существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Основная цель игры - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся, поднятие интереса к учебе, и, тем самым, повышение эффективности обучения.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровые технологии можно использовать в качестве технологий для освоения отдельных понятий, темы и даже раздела информатики; в качестве урока или его части (например, введение нового понятия или термина, нестандартная форма контроля знаний, мозговая разрядка); во внеклассной работе.

Как один из видов игровой деятельности на уроках информатики я использую кроссворды. Кроссворд обладает важным свойством - дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. Составление кроссвордов по изученной теме может быть и творческим домашним заданием, и темой небольшого проекта. Разгадывание кроссворда может служить формой контроля знаний учащихся. Использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память. При составлении кроссвордов дети стараются как можно оригинальнее и занимательнее сформулировать вопрос или найти формулировку в дополнительной литературе, что также стимулирует их к обращению к дополнительным источникам.  Например:

  1. Носитель + насекомое = накопитель (дисковод)
  2. Вершина горы + каменно-грязевой поток в горах = минимальный элемент изображения (пиксель)
  3. Он всегда тебе поможет, сложит, вычтет и умножит (компьютер)
  4. это вот - …… (клавиатура)

Вот где пальцам физкультура

и гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

  1. У какого устройства часто образуется очередь? (принтер)
  2. Носитель информации – город в Англии (винчестер)
  3. Термин, который произошел от латинского слова currere - "бежать" (курсор)
  4.   Я разбойник и пират

Навредить программам рад.

Я коварен и хитер

Виртуальный я жонглер.

Я задумал дело злое

И сейчас вам всем устрою,

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаю похищать. (вирус)

Еще один интересный вид игровой деятельности – ребусы. Уникальность ребусов такова, что, несмотря на формализованные правила работы с ними, они применимы в любых классах и параллелях, чему способствует наглядность представления входящих в ребусы объектов, возможность в занимательной форме формировать пространственное представление и мышление. Ребусы помогают развитию психических процессов школьников, приучают к строгости и последовательности выполняемых действий. Уже в основной школе ученики не только разгадывают, но и сами составляют ребусы. В обучении информатике ребусы несут в себе определенные функции:

  • активизация деятельности учащихся;
  • повторение материала о кодировании информации и закрепление соответствующих умений;
  • актуализация знаний;
  • мотивация введения понятия.

Через ребусы возможно реализовать межпредметные связи информатики с другими школьными предметами, например, кодируемый объект (понятие) берется из информатики, а кодирующие его объекты — из других предметных областей или, наоборот, с помощью понятий информатики кодируются понятия других школьных предметов.

Урок или часть урока могут быть построены в форме соревнования. У каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания.

При изучении таких довольно сложных и скучных тем как «Системы счисления», «Кодирование информации», «Устройство компьютера» можно предложить учащимся задания следующего вида. Они могут быть выполнены отдельными учащимися, в парах или командами.

  1. Это имя вошло в историю развития вычислительной техники. Переведите числа в десятичную систему счисления. В соответствие десятичному числу поставьте букву алфавита.  О ком идет речь? (Ада Лавлейс)

  1. Задания на кодирование информации

  • Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н. э.), который если и не сам изобрел его, то активно им пользовался. Слово алгоритм, закодированное с помощью шифра Цезаря, имеет вид: гоёсумхп. Вам необходимо определить метод кодировки, используемый в шифре Цезаря, и закодировать слово винчестер (емрьзфхзу)

  •  На буздом тизге мошно изгадь фечно.  (На пустом диске можно искать вечно.) (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)

  • Разведчики получили зашифрованное послание. Там всего несколько строк:

Вкстарерачсаь (карась)

Лсоестбоиедтсь (лебедь)

Ячпереезрдсивк (персик)

Амданкя (мак)

И приписка:

Рыбу, птицу, фрукт, цветок

Надо выбросить из строк.

И останется у вас

Расшифрованный приказ.

Ответ: Встреча состоится через 2 дня.

  1. Переведите числа в десятичную систему счисления. Расшифруйте фразу. Кому она принадлежит?  (Программирование заставило дерево зацвести - Алан.Дж.Перлис)

Предложенные ниже задания можно использовать на интегрированных уроках. Найдите пары определений, обозначенные одним словом.

  • Информатика – биология

  1. Для печати на принтере вставить в подающее устройство … бумаги
  1. Типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол из древесины с лиственной кроной
  1. Манипулятор для ввода информации в компьютер
  1. Физическая структура человека или животного
  1. Разделитель имени пользователя и имени домена в адресе электронной почты
  1. Классификация живых организмов: организмы делятся на царства, царства на …
  1. Файловая структура операционной системы Windows организована в виде …
  1. Орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза, обеспечивающий газообмен с воздушной средой и участвующий в др. важнейших процессах жизнедеятельности растения
  1. Знаковая система для передачи и хранения информации
  1. Небольшой грызун
  1. Последовательность операторов (команд), повторяемых в процессе выполнения оператора цикла
  1. Орган вкуса у человека
  1. Характеристика переменной в программировании, определяющая допустимые значения переменной и применимые к ней операции
  1. Домашнее животное семейства псовых,  подвид волка обыкновенного

  • Информатика – математика

  1. Количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе счисления
  1. Результат прикосновения острия отточенного пера. Одно из основных понятий геометрии
  1. Часть компьютерного окна, предназначенная для установки полей, отступов и т.д.
  1. Граница круга
  1. Символ, разделяющий целую и дробную часть числа в программировании
  1. Одна из сторон треугольника или трапеции
  1. Канал связи
  1. Геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её
  1. Форматирование магнитного диска – это разбиение поверхности диска на … и дорожки
  1. Инструмент для измерения длины или черчения прямых
  1. Совокупность всех дорожек с одинаковым номером на жестком диске
  1. Размер отрезка
  1. Размер файла в байтах
  1. Часть круга, ограниченная дугой и радиусами, проведенными к концам дуги из центра круга

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра -  это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Источники информации:

  1. Волина Валентина. «Праздник Букваря».
  2. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова   «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ПЕДАГОГИКЕ» http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_11
  3. Задания на системы счисления, ребусы – авторские.
  4. http://distant.ivanovo.ac.ru/students/book%20Selevko.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Игровые технологии на уроках информатики

Сущность игровых технологий...

Игровые технологии на уроках Информатики

Необходимость и целесообразность внедрения игровых технологий на уроках информатики. Обосновнная личная позиция....

Игровые технологии на уроке информатики

В данной статье рассмотрены новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность учеников....

Игровые технологии на уроках информатики

Чтобы улучшить, активизировать процесс обучения, сделать его более эффективным, насыщенным, творческим и увлекательным, на разных этапах своих уроков я применяю методы активного обучения, к которым от...

Статья использование игровых технологий на уроках информатики

В статье описываются основные  игровые элементы, которые используются на уроках инорматики:анаграмма;разновидности кроссвордов;ребус;маршрутные листы;урок-игра....

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ

Игровые технологии на уроке информатики и ИКТ...