Связи методики преподавания информатики с другими предметами
учебно-методический материал по информатике и икт
Связи методики преподавания информатики с другими предметами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyazi_metodiki_prepodavaniya_informatiki_s_drugimi_predmetami.docx | 80.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Глава 2. Анализ связи методики преподавания информатики с другими предметами 8
2.1 Проблема выбора методов обучения 8
2.2 Информационно-аналитический обзор методов и форм предъявления учебной информации 13
2.3 Характеристика курса информатики 18
2.4 Связь методики преподавания информатики с географией, историей 2
Введение
Одним из важнейших направлений в решении задачи обновления и усовершенствования современной школы, а также повышения профессиональной подготовки педагогического состава является использование современных методов обучения. Наряду с этим, разработка и применение современных технологий обучения становится в современном образовательном учреждении одним из важнейших путей повышения результативности в образовании. При этом стратегическая роль инновационных методов и технологий, как фактора социально-экономического развития современного общества на данный момент общепризнанно и сомнений не вызывает.
Проблема исследования заключается в том, что в постоянно меняющемся мире, при постоянных реформах и нововведениях, которые происходят в сфере образования, педагогу необходимо использовать те методы, формы и средства, которые отвечают требованиям государственного стандарта и в то же время будут понятны учащимся и не будут устаревшими. Способность быстро перестраиваться от одного средства к другому, включать в работу более новые, но эффективные методы подачи материала – сложная задача для педагога современности. Также, согласно новым государственным стандартам образования, в процессе обучения должна обеспечиваться межпредметная связь.
Таким образом, можно сформулировать актуальность работы. Она состоит в необходимости рассмотрения и анализа связи методов обучения информатике с другими предметами. В связи с этим тема «Связи методики преподавания информатики с другими предметами» важна для изучения.
Место рассматриваемого вопроса в научной проблематике. Проблемой применения методов и технологий в процесс обучения занимались такие авторы, как Ю.К. Бабанский, Н.А. Галатенко, И.И. Ильясов, B.C. Леднев, Г.К. Селевко и др.В современной системе образования есть ряд документов, которые диктуют правила современной образовательной жизни. К таким документам относятся: Закон об образовании (2012), Федеральные государственные образовательные стандарты, Профессиональный стандарт педагогической деятельности (2015).
Объект исследования – методика преподавания информатики.
Предмет исследования – связи методики преподавания информатики с другими предметами.
Цель дипломной работы– изучение связи методики преподавания информатики с другими предметами.
Задачи исследования:
- описать проблему выбора методов обучения;
- провести информационно-аналитический обзор методов и форм предъявления учебной информации;
- охарактеризовать особенности курса информатики;
- проанализировать связь методики преподавания информатики с географией, историей.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- анализ нормативно-правовых документов;
- сравнение, обобщение.
Теоретическое и прикладное значение исследования заключается в возможности применения изученных в рамках работы методов и приемов в качестве средства повышения уровня подготовки студентов педагогических вузов.
Глава 1. Обоснование значимости изучения связи методики преподавания информатики с другими предметами
Предмет «Теория и методика обучения информатике» как самостоятельная научная дисциплина, включила в себя знания различных наук, таких, как информатика, психология, педагогика и др.
В силу того, что объектом изучения в рамках методики обучения информатике вступают понятия информатики, то указанный курс учитывает не только их специфику, но также и проводит любое изложение материала в соответствии с базовыми понятиями информатики (информация, алгоритм,модель). Вместе с этим, в процессе отбора методов и форм работы с учащимися необходимо принимать во вниманиеих индивидуальные психологические характеристики, информацией об этом располагает психология. Методика обучения является частью дидактики, а также педагогики. Именно поэтому в ней применяются методы изучения педагогики, действуют законы и принципы, принятые в дидактике. В процессе обучения информатике педагог используетразличные методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности, в том числе, такие общедидактические методы обучения, как: информационно-рецептивный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод и т.д.
Среди форм организации учебных занятий встречаютсягрупповые,фронтальные, индивидуальные, либо лекции, беседы, опросы, экскурсии, лабораторные работы, практикумы, семинары и т. д. Поэтому представляется возможным установить связи методики преподавания информатики практически со всеми науками.
На современном уровне преподавание информатики основывается на сведениях из разных областей научного знания, а именно:
- биологии (самоуправляемые биологические системы как человек, либо другой живой организм),
- русского языка (семантика,грамматика, синтаксиси т.д.),
- математики (числа, знаки, множества, функции, переменные, действия),
- физики (компьютерное моделирование),
- истории и обществоведения (социальные общественные системы),
- филологии (текстовые редакторы, система искусственного интеллекта),
- логики (мышление, операции, ложь,истина),
- психологии (мышление, восприятие, коммуникации).
- философии (мировоззренческий подход в изучении системно-информационной картины мира),
- графики и живописи (графические редакторы, система мультимедиа) и пр.
Таким образом, можно говорить о том, что учитель или преподаватель информатики должен быть довольно широко эрудированным и компетентным человеком, постоянно пополняющим свои знания в процессе обучения, самосовершенствования.
При обучении информатике, как на уроках, так и внеурочно, педагогу важно создавать атмосферу творческого поиска среди учащихся, которая может помочьнаиболее полно раскрыть способности. С этой целью на занятиях и уроках по информатике могут быть использованы элементы развивающего обучения, такие, как:
- творческие задания;
- проблемные ситуации;
- проектные методы;
- самостоятельная научно-исследовательская деятельность.
При этом сочетание нескольких технологий, используемыхпедагогом, позволяет сделать каждое занятие или урок по информатикенеповторимым и увлекательным. Применение данных элементов в обучении значительно повышает уровень знаний по информатике, а также творческую активность учащихся.
В завершение важно отметить сложность составления планов занятий по информатике, в рамках которых предусмотрено использование инновационных средств и методов обучения. Оназаключается в том, что на примере информатики мы видим опережение теории, которую необходимо преподнести учащимся практикой, которая значительно далеко впереди теории школы и вуза.
Глава 2. Анализ связи методики преподавания информатики с другими предметами
2.1 Проблема выбора методов обучения
Проблема содержания образования отражена в исследованияхтаких ученых как Ю.К. Бабанский[1], Н.А. Галатенко и И.И. Ильясов[2], B.C. Леднев[3], М.В. Потоцкий[4] и др.
Как считает Ю.К. Бабанский, содержание образования должно соотноситься с:
1) потребностями общества, уровнем современной науки, производственно-технической, а также культурной информации;
2) возможностямиобучающихся;
3) временем, которое отводится на изучение предмета;
4) возможностями учебно-материальной, методической базы конкретного образовательного учреждения.
Кроме того, по мнению М.В. Потоцкого, содержание учебной дисциплины должновключать элементы целеустремленности, целостности, четкого соответствия основной линии предмета и методологических основ науки, что явно выражает связь с другими учебными предметами. Для того, чтобы сформировать учебный курс по данным требованиям, необходимо:
1) выделить его основную линию, четко сформулировав его цели и задачи;
2) признать, что он должен содержать лишь важнейший с принятой точки зрения материал и представлять собой единое целое от постановки задач в начале до их разрешения в конце;
3) исключить все те вопросы, которые являются необязательными с принятой точки зрения;
4) излагать в качестве обязательного лишь тот материал, который в данных условиях может изучить и освоить обучаемый[5].
В основу определения вида методической деятельности данным автором положено содержание именно функционального компонента в педагогической деятельности. При том важно отметить, что вид методической деятельности является устойчивой процедурой по осуществлению планирования, конструирования, а также выбора и применения в деятельности средств обучения по конкретному предмету, которые обуславливают их развитие. К основным видам методической деятельности, выполняемыми педагогами, относятся:
- анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- методический анализ учебного материала;
- планирование системы занятий теоритического и практического обучения;
- моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на занятии;
- конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
- разработку методики обучения по предмету;
- разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
- управление и оценку деятельности учащихся на занятии;
- рефлексию собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов[6].
Рассмотренные виды методической деятельности, не охватывают всего того многообразия методической практики, которая имеет место в организации и планировании учебного предмета. По ходу методической подготовки педагоги овладевают теми видамиметодической деятельности, которые обеспечивают подготовку к занятиям или урокам, но не более того. В ситуации, когда необходимо применить новый метод в силу различных обстоятельств, зачастую они не могут использовать гибкость и продолжают строить учебный процесс по уже запланированным четким критериям.
При этом освоение методической деятельности педагога проходит через формирование ряда методических умений. Под умением понимается свойство личности будущего педагога, благодаря которому он может выполнять определенные действия в новых для него условиях, основываясь на ранее приобретенные знания. Методические умения можно классифицировать по степени соответствия с предметной сложностью, а также со спецификой работы образовательного учреждения.
В первую группу умений включены те из них, которые связаны с овладением педагогом дидактико-методическими основами своей деятельности:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решений технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоритического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков.
9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения[7].
Во вторую группу методических умений входят те из них, которые принимают во внимание специфику изучения учебного материала:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-практическую работу учащихся.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке или занятии и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и практического обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
К третьей группе методических умений причисляют ранее уже сформированные умения:
- Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
- Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
- Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять её в методических рекомендациях.
Также методические умения могут формироваться, проходя определенные уровни своего развития.
Для первого уровня сформированности методических умений характерно осознание цели выполнения определенного методического приема, осмыслением которого считается рефлексия операционного состава, предложенного в методических рекомендациях.
Второй уровень связан с применением отдельных методических приемов, либо их комплексов в тех ситуациях, которые связаны именно с учебным процессом определенного учебного заведения.
На третьем уровне происходит перенос отдельных методических приёмов, либо их комплексов и на новые предметные области. Чаще всего перенос осуществляется посредством осознания целей и при использовании сформированной ориентировочной базы методической деятельности и творчества[8].
Далее рассмотрим методические задачи, которые ставятся перед педагогом.
Педагогу своей в практической деятельности приходится часто решать различные задачи: педагогические, инженерные, экономические и т.д.
Основным средством по формированию методических умений считаются методические задачи. Важной их особенностью является то, что они сочетают в себе общие характеристики с педагогическими задачами вообще. Однако, в то же время существуют определенные особенности, которые их относят к самостоятельному типу педагогических задач. Методические задачи содержат те структурные компоненты, требования и условия, которые могут отражать всю их специфику обучающей деятельности педагога[9].
Требования к построению методической задачи иллюстрируют виды обучающей деятельности педагога.Условия, необходимые для выполнения методической задачи конкретизируют:
- учебный предмет, которому обучаются учащиеся;
- сочетание или классификацию методов обучения, которые реализуются на уроке теоретического и производственного обучения;
- уровень базовой подготовки учащихся;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса по предмету (тип оборудования, вид демонстрации и т.д.).
В обобщенном виде итог решения той или иной методической задачи - это получение таких педагогических фактов, как план урока или занятия по предмету, перечень проблемных вопросов по теме занятия, тесты для определения актуального уровня знаний учащихся, последовательность операций при показе демонстрационного материала и т.д.
К формам предъявления результатов решения методических задач относят логические конструкты, которые задают определенный план действий педагога в виде определенных методических приемов, принципов, правил деятельности, частных методик и т.д.
Для решения методической задачи в процессе обучения могут быть использованы результаты профессиональной деятельности, осмысленные и применяемые в педагогическом творчестве. К ним можно отнести схемы, чертежи, различные диаграммы технологического процесса в форме опорных конспектов, рабочие тетради учащихся и т.д.
Таким образом, для решения методических задач педагогу необходимо производить комплексные учебно-познавательные действия, но в более обобщенной форме.
2.2 Информационно-аналитический обзор методов и формпредъявления учебной информации
Среди многочисленных приемов решения проблемы относительно качества учебно-методической деятельности педагогов можно выделить разработку и дальнейшее использование опорного конспекта. Методика по разработке и применению опорного конспекта изначально была предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым[10].
Опорный сигнал согласно Шаталову является «ассоциативным символом, который заменяет собой некое смысловое значение; данный символ способен мгновенно воссоздать в памяти известную и ранее понятую информациючеловеку». Под опорным конспектом в данном случае понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой ипредставляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов»[11].
Опорный конспект часто представляется педагогом ввиде наглядной схемы, в которой отражаются необходимые для усвоения элементы информации, которые устанавливают различные смысловые связи между ними. Также в схемах находят отражение введенные знаки, выступающиевкачестве сигналов, которые вызывают в памяти основные явления, понятия, процессы.
Согласно определению С. А. Глазунова, под опорным конспектом понимается любая наглядная конструкция, состоящая из элементов в виде знаков,схем, обозначений, таблиц, символов ит.д., и расположенных определенным образом, чтобы содержащаяся в них определенная информация не была утеряна[12].
Далее рассмотрим использование ситуационных задач как метод конструирования форм предъявляемой учебной информации.
Использование в педагогической деятельности ситуационных задач является значимым и важным творческим процессом. В данном параграфе нами буде рассмотрена технология конструирования ситуационных задач по Шеремет П., Канщенко Г.[13] Источником содержания обучения является профессиональная деятельность самого специалиста, точнее, состав его профессиональных задач, которые педагог ставит перед собой.
Источником в содержании ситуационных задач считаются педагогические ситуации, которые возникают в образовательном процессе. Ситуационная задача при этом представляет собой необходимость рефлексии профессионального опыта педагога. Положение о том, что именно опыт педагога является источником ситуационных задач, которые он формулирует, сомнений не вызывает. Важно определить, в какой степени данный опыт предопределяет форму и содержание той или иной ситуационной задачи.
Главным источником сюжета и ситуационной задачи является образовательный процесс. К другим источникам можно отнести само содержание педагогического образования, а оно определяет цели и задачи обучения и воспитания в целом.
Наука является еще одним источником ситуационных задач, как отражательного комплекса. Именно наука задает 2 ключевые методологии, определяющиеся аналитической деятельностью, системным подходом, а также множеством других научных форм и методов, которые интегрируются в ситуационные задачив процессе их анализа.
Важно отметить, что соотношение основных используемых источников для ситуационной задачи может быть разным. По степени воздействия основных ее источников, ситуационные задачи можно классифицировать на:
- практические ситуации, отражающие реальные жизненные ситуации;
- учебные ситуации, основная задача которых - обучение;
- научно-исследовательские ситуации, которые ориентированы на осуществление исследовательской деятельности[14].
Основной задачей ситуационного обучения можно обозначить тот факт, согласно которому, есть необходимость подробно и детально отражать реальную ситуацию образовательного процесса. Таким образом, ситуационная задача формирует практическую модель педагогической ситуации. При этом учебное назначение ситуационной задачи сводится зачастую толькок закреплению знаний, умений, навыков учащихся в данной ситуации.
Ситуационные задачи должны быть как можно более наглядными и детально отражать все аспекты изучаемого явления. Главный их смысл - обретение способности к оптимальной деятельности. Однако каждая ситуационная задача несет в себе и обучающую функцию, но при этом степень выраженности всех элементов этой функции в различных ситуациях различается.
Поэтому ситуационная задача, главной функцией которой является обучающая, не отражает реальность. Во-первых, это связано с тем, что ситуационные задачи отражают типичные ситуации, возникающиедостаточно часто, и с которыми,скорее всего, столкнется педагог в процессе своей деятельности. Во-вторых, на первом месте в учебной ситуационной задаче находятся учебные и воспитательные задачи, а это определяет основной элемент условности при отражении в нем реальности.
Обучающая функция ситуационных задач ограничивается к обучению навыкам исследовательской деятельностис помощью метода моделирования. Строится такая задача по принципам создания определенной исследовательской модели. Вместе с тем можно определить и вторичные источники по формированию ситуационных задач, которые вносят производный характер в базовые источники.
Среди них выделяют:
1. Учебную литературу, которая может преподносить идеи, а также определить сами сюжеты ситуационных задач. Поучительные ситуации можно взять из известных художественных произведений, публицистической литературы. Эффективное использование фрагментов текста из художественной литературы, могут украсить ситуационную задачу и сделать ее интересной, хорошо усваиваемой. Фрагменты текстов из публицистики и включение их в ситуационные задачи значительно актуализируют ситуацию, повышает уровень интереса к ней со стороны учащихся.
2. Отметим важность и значение материала из быта вобразовательном учреждении и т.п. Учащиеся чувствуют себя намного увереннее при условии, если они хорошо осведомлены в среде и контексте, в которых происходят события ситуационной задачи.Педагог также чувствует себя увереннеепри организации обсуждения ситуаций, которые базируются на актуальном для учащихся материале.
3. Научность ситуационным задачам придает присутствие статистических материалов. При этом данные материалы могут играть роль средства для оценки ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
4. Материалы к ситуационным задачам можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость ситуационной задаче, то произведения науки придают ей большую строгость и корректность. Наиболее интересные научные публикации по педагогике и психологии могут выполнять в ситуационной задаче две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими задачи, а вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для анализа и понимания ситуации.
5. Источником содержания для ситуационных задач является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Все источники информации для ситуационных задач представляют собой продукты деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается факт, который ошибочно принимается за истину[15].
В ситуационных задачах можно в ряде случаев использовать и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении учащихся к решению. Однако необъективные факты недопустимы в теоретическом знании. И самое главное в том, что заблуждения обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа ситуации.
Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников ситуационных задач. Вот почему необходимо тщательно проверять информационную базу ситуационных задач, добиваясь максимального соответствия ситуации реальной жизни.
2.3 Характеристика курса информатики
Информатика как учебный предмет –это комплексная научная, инженерная дисциплина. Объект информатики- информационные процессы, имеющие любую природу; ее предмет- новые информационные технологии, реализующиеся при помощи компьютерных систем[16].
Информатика представляет собой динамичную науку, в рамках которой знание интенсивно развивается и оказывает влияние на развитие других наук, технологий. Можно говорить о том, что информатика превращается из чисто технической науки в общественно значимую.
Информатика как дисциплинаявляется педагогически адаптированной и предметно специфицированной системой знаний. Программное обеспечение предмета информатики образовательного учреждения поддерживает информационную, учебную и управляющую системы этого учреждения, а также содержит в себе программистские средства проектирования и воспроизведенияуказанных систем, которые, в свою очередь, ориентированы на учащихся и педагогов.
В рамках технического обеспечения методика обучения информатике в образовательном учреждениисвоей целью имеет обоснование выбора технических средств для организации сопровождения учебно-воспитательного процесса, определения параметров оборудования типовых кабинетов информатики, изучение путей эффективного примененияосновных средств и современных разработок, ориентированных на образовательное учреждение[17].
Учебно-методическое обеспечение курса информатики содержитв себе учебные программы, различные методические пособия, учебники по информатике, программные средства поддержки учебно-познавательной деятельности учащихся как по предмету информатика, так ипо другим предметам, на которыеинформатика оказывает методологическое влияние.
Современные цели обучения информатике можно определить необходимостью формирования базы информационной культуры ус учащихся, основная предпосылка которой - это компьютерная грамотность. Информационную культуру можно рассматривать как составную часть от общей культуры, ориентированную на информационное обеспечение деятельности человека. Информационная культура во многом отражает уже достигнутые ранее уровни организации информационных процессов, а также эффективности при создании, сборе, хранении, обработке, представлении и использовании информации, обеспечивающие целостное видение мира, моделирование, прогнозированиерезультатов принимаемых решений.
К основным компонентам информационной культуры относят[18]:
- Понимание основы информации и информационных процессов, роли данных процессов в познании окружающей действительности, а также творческой деятельности человека;роли данных процессов при управлении социальными и техническими процессами;при обеспечении взаимосвязи живого с внешним миром.
- Понимание существующих проблем представления, измерения, оценки информации, ее восприятие и понимание сути формализации суждений, а также связи между формой и содержанием, роли, которую играет информационное моделирование в современных информационных технологиях.
Процесс изучения вопросов сущности и обработки информации требует усвоения таких понятий, как: знак, символ, алфавит, речь, письмо, носитель информации, сообщение, канал связи (или выявление связи между сообщением и информацией). При этом важно понимать, что окончательного ответа на вопрос, что такое информация,нет. В связи с этимпри решении вопроса о количестве информации, необходимо учитывать взаимосвязь и взаимопревращение информации и шума, а также субъективный характер информации в целом.
Целесообразно ознакомление с синтаксическим и семантическим подходами измерения информации:
- принятие во внимание сущности неформализованных, творческих компонентов мышления;
- умение человека формулировать цель, производить постановку задач, выдвигать гипотезу, разрабатывать информационные модели в рамках изучаемых явлений и процессов, анализировать эти явления и процессы при помощи ИКТ, интерпретировать результаты, осмысливать и формулировать выводы, прогнозировать последствия принятых решений, уметь давать им объективную оценку;
- умение осуществлять подбор последовательности операций и действий в деятельности, разрабатывать программу наблюдения, эксперимента;
- понимание сути искусственного интеллекта;
- умение разумно применять современные информационные технологии (базы знаний, базыданных)[19].
Так, можно говорить о том, что определение конкретных целей обучения по предмету информатика –одна из сложных стратегических задач, основанных на общей дидактике.
Задачи курса информатики:
- познакомить учащихся понятиями:информация, система,алгоритм, модель, а также их ролью в процессе формирования современной информационной картины мира;
- обучить общим закономерностям информационных процессов в обществе, технических системах и природе;
- познакомить учащихся с существующими принципами структурирования информации, формализации суждений;
- сформировать у учащихся умение строить информационные модели изучаемых объектов и систем;
- развиватьу учащихся аналитическое и синтетическое мышление;
- сформировать у учащихся умение находить информацию, необходимуюдля решения поставленной задачи,при помощи фиксированного набора средств;
- сформировать у учащихся навыки поиска, обработки, хранения, передачи информации при помощи современных компьютерных технологий;
- сформировать у учащихся потребность в использовании средств компьютерной техники, то есть сформировать у них привычку прибегать к использованию компьютера своевременно в процессе решения задач любой предметной области.
Курс информатики формирует у учащихся следующие навыки, знания и умения:
- навыки, необходимые для грамотной постановки задач в практической деятельности с помощью компьютера;
- навыки определенного описания поставленных задач, а также элементарные знания методов моделирования, умение строить базовыеинформационные модели решаемых задач;
- знание базовых прикладных программ для общего и учебного назначения, умение их использовать в собственной учебной и практической деятельности;
- навыки компетентного использования основных типов современных информационных систем, а также пакетов прикладных программ для общего или специального назначения, предназначенных для решения практических задач;
- знание простыхалгоритмических структур; умение применять данные знания при построении алгоритмов решения поставленных задач по информационным моделям;
- умение правильно интерпретировать результаты, полученные при решении практических задач с помощью компьютера, а также применять данные результаты в практической деятельности;
- понимание основных принципов устройства и функционирования компьютера, а такжепростейшие навыки по составлению программ для компьютера по построенным алгоритмам[20].
Таким образом, необходимость изучения информатики во многом связана с общеобразовательными функциями данного курса, а также его ролью при решении общих задач обучения и развития учащихся. Осуществление мировоззренческой функции информатики связана с раскрытием роли информационных процессов, таких, как поиск, хранение, передача, преобразование информации в технике, живой природе.
2.4 Связь методики преподавания информатики с географией, историей
Связь методики преподавания информатики с такими учебными предметами, как география и история, можно проследить на примере разработанного урока для 11 класса общеобразовательной школы.
Тема урока: Изучение геоинформационных систем.
Цели урока:
Образовательные:
- разобрать понятие геоинформационной системы,
- выяснить принципы геоинформационного моделирования,
- сравнить электронную и традиционную карту,
- изучить многообразие геоинформационных систем,
- научиться работать в них;
Развивающие:
- продолжить формировать умение работать на компьютере,
- развивать коммуникативные умения,
- формировать способности к анализу и синтезу информации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к Родине, любви к своей школе через систему заданий краеведческой направленности.
Инструментарий урока:
- компьютер с проектором, аудиоколонками, экраном,
- компьютеры для учащихся (количество равно учащимся в группе) с выходом в сеть Интернет, предустановленными программами 2ГИС, GoogleEarth.
Урок проводится в рамках продолжения изучения раздела «Моделирование и формализация».
Учащихся целесообразно разделить на три группы для большей эффективности работы.
Ход урока.
- Приветствие. Введение в урок, сообщение целей урока, объяснение предстоящей работы.
- Нацеленность на плодотворное сотрудничество (Я предлагаю на нашем уроке использовать следующие принципы: открытости, деятельности, права на ошибку).
- Просмотр видеоролика о самодвижущихся санях из сказки «Морозко».
- Беседа с учащимися об увиденном, озвучивание темы через понятие электронной карты, сравнение электронной и бумажной карты. (Вопрос к учащимся:Не кажется ли вам странным, что сказочное устройство, не видя дороги, знает в каком направлении двигаться? Какие еще сказочные персонажи или устройства способны к самостоятельному движению? А в реальной, а не сказочной, жизни сталкивается ли человек с такой проблемой? А как в 21-м веке человек решает данную проблему, есть ли примеры решения. А что помогает данным устройствам обходится без пилота или без водителя? Действительно речь идет о навигации, о встроенных электронных картах. А встречались ли вы с электронными картами ранее? Какие особенности этих карт вы можете назвать? Похожа ли электронная карта на свой бумажный аналог? Что в них общего и каковы различия? Можно ли электронную карту назвать просто картой? Да, действительно, это целая система. Предложите название этой системы, учитывая, что речь идет о Земле. Тема сегодняшнего урока: «Изучение геоинформационных систем»).
- Работа с тетрадями, запись даты и темы, работа с понятийным аппаратом. (Запишите дату и тему занятия.Разбор понятия геоинформационной системы, выяснение, на чем базируется геоинформационное моделирование).
- Работа с новым понятием через знакомый из жизненного опыта учащимся материал – беседа о Яндекс-транспорт, Яндекс и Гугл панорама, ЛИС, 2ГИС, Яндекс и Гугл-карты. (Вопросы для учащихся:Какие вы знаете ГИС? А какие ГИС, способные облегчить нашу с вами жизнь именно в нашем городе вы знаете? Используя какие ГИС можно совершать передвижения в незнакомые места? Но ведь навигатор есть не у всех. Представьте ситуацию: у вас нет навигатора, а нам нужно решить ряд проблем.Решать проблемы будем с использованием уже знакомых нам ГИС).
- Практическая работа за компьютерами. Использование сервисов GoogleMaps, 2ГИС, GoogleEarth. Каждый учащийся выполняет задания, указанные на доске. В случае затруднений можно использовать инструктивную карту. Задания и ответы комментируются учащимися каждой группы и педагогом.
На доске написаны 3 задания. (Необходимо работать оперативно, так как время ограниченно). После выполнения всеми первого задания физкультминутка в виде прочтения стихотворения (приложение 1).
- Изучение ГИС в микрогруппах. Цель данной части урока - развитие коммуникативных способностей учащихся. Обсуждение и оценка изученных геоинформационных систем. (Обсудите в своих группах возможности программных средств, их достоинства и недостатки. У вас есть шанс провести рекламу и антирекламу изученных ГИС. Вы согласны с предложением одному человеку похвалить свою систему, а другому ее раскритиковать).
- Закрепление полученных знаний. Построение маршрутов до городов героев. Использование сервисов Яндекс-карты. Это задание нацелено на актуализацию знаний по истории. На данной карте есть город-герой Санкт-Петербург, тогда как такого города героя не существует, ведь получая этот статус город назывался Ленинградом. Также Крепость-герой Брест на карте ошибочно представлена как город Брест.Работать будем в новой системе Яндекс-карта, которая очень похожа на изученные вами. Поскольку эта работа на самостоятельное умение применять полученные знания, то инструктивных карт перед вами нет. Также во время работы обратите внимание на карту на доске и постарайтесь найти ошибку в этой карте. К слову сказать, данная карта создана специально для этого урока в полнофункциональной геоинформационной системеQGIS, распространяемой свободно).
- Рефлексия. (С помощью ГИС мы сегодня узнали, что….
Поняли что …………..
У меня есть вопросы или предложения………….
Спасибо за внимание. Урок окончен).
Как видно из приведенного примера урока по информатике, в его процессе были актуализированы знания учащихся по географии, истории.
Помимо этого, на данном уроке применены методы, технологии и формы, которые могут быть использованы при изучении любого другого предмета: метод обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), индивидуальные задания, проектная деятельность, демонстрация материала на интерактивной доске, проекторе, дискуссия, беседа, повторение изученного материала, рефлексия.
Выводы
Целью дипломной работы было изучение связи методики преподавания информатики с другими предметами.
Данная цель была достигнута при помощи решения задач исследования:
Так, нами была обоснована значимостьизучения связи методики преподавания информатики с другими предметами.
Нами была описана проблема выбора методов обучения.
Установлено, что вид методической деятельности является устойчивой процедурой по осуществлению планирования, конструирования, а также выбора и применения в деятельности средств обучения по конкретному предмету, которые обуславливают их развитие.
Также в ходе анализа педагогической и методической литературы по проблеме исследования было выявлено, что содержание учебной дисциплины должновключать элементы целеустремленности, целостности, четкого соответствия основной линии предмета и методологических основ науки, что явно выражает связь с другими учебными предметами.
Нами были рассмотрены основные группы педагогических умений, направленных для эффективной методической деятельности, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью успешной и эффективной подачи учебного материала.
Также мы охарактеризовали основные уровни, этапы педагогических умений в области методической деятельности педагога, требования к построению методической задачии виды обучающей деятельности педагога.
Проведен информационно-аналитический обзор методов и форм предъявления учебной информации.
Нами были охарактеризованы формы предъявления учебного материала: использование опорного конспекта, применение ситуационных задач.
Охарактеризованы особенности курса информатики.
Информатика как учебный предмет – это комплексная научная, инженерная дисциплина. Информатика представляет собой динамичную науку, в рамках которой знание интенсивно развивается и оказывает влияние на развитие других наук, технологий.
Проанализирована связь методики преподавания информатики с географией, историей на примере урока по информатике для 11-го класса.
В приведенном примере урока по информатике были актуализированы знания учащихся по географии, истории.Помимо этого, на данном уроке применены методы, технологии и формы, которые могут быть использованы при изучении любого другого предмета: метод обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), индивидуальные задания, проектная деятельность, демонстрация материала на интерактивной доске, проекторе, дискуссия, беседа, повторение изученного материала, рефлексия.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радянська школа, 1983. – 287 с.
- Борисова Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание [текст] / Н.В.Борисова, В.П. Бугрин. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 364 с.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе [текст] / Т.Г. Браже // Литература в школе, 2004. – № 5. – С. 150-154.
- Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий [текст] / Т. П. Воронина. – М.: АМО, 2008. – 147 с.
- Глазунов С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007. — № 3.
- Глинская Е.А. Межпредметные связи в обучении [текст] / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. – 44 с.
- Горберг Г.С. Информационные технологии [текст] / Г.С. Горберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Академия, 2004. – 231 с.
- Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов [текст] / Ю.И. Дик // Современная педагогика, 2008. – №9. – С.42-47.
- Иванова М.А. Межпредметные связи на уроках информатики [текст] / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование, 2005. – №5. – С.17-20.
- Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1994. – 280 с.
- Леднев B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.
- Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды [текст] / В.Ю. Лыскова. – Тамбов: Стиль, 2007. – 380 с.
- Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно- информационная концепция). – СПб.: Питер, 2006. – 128 с.
- Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.
- Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике / Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч.1. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 320 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
- Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. – М.: Просвещение, 1975. – 208 с.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. – М.: Бином, 2009.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей [текст] / Е.Ю. Сухаревская. – Ростов-на-Дону: РПИ, 2007. – С.165-173.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2008 – методическое пособие.
- Филиппов В.Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? [текст] / В.Н. Филиппов // Учительская газета, 2006. – № 3. – С.6-7.
- Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
- Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И. Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.
- Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие / Н.Е. Эрганова. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф. -пед. ун.-та, 2003.
- Интеграция информатики с другими общеобразовательными предметами [электронный ресурс] / О.Н. Круглова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/17/integratsiya-informatiki-s-drugimi (дата обращения 24.12.2018).
Приложение 1
Зарядка для шеи, спины и глаз
Мы за компьютером сидим,
Уткнувшись в монитор.
Мы пленены буквально им,
И пишем всякий вздор.
Нет, чтобы встать из-за стола,
Так всем нам просто лень;
Вот так нас сильно завлекла,
Компьютерная сеть!
А мышцы шеи и спины
Дряхлеют и болят.
Они ведь так напряжены
Который год подряд!
Вот для ленивых и больных,
Желая им помочь,
Я написал вот этот стих,
Чтоб боль прогнать их прочь!
И если Вам размяться лень,
А боль скрутила Вас –
Его читайте каждый день
Не менее трех раз!
[1]Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радянська школа, 1983. – 287 с.
[2] Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1994. – 280 с.
[3]Леднев B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.
[4]Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. – М.: Просвещение, 1975. – 208 с.
[5]Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. – М.: Просвещение, 1975. – 208 с.
[6]Леднев B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.
[7]Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. – Киев: Радянська школа, 1983. – 287 с.
[8] Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособ. для преподавателей. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1994. – 280 с.
[9]Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб.пособие / Н.Е. Эрганова. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф. -пед. ун.-та, 2003.
[10]Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
[11]Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
[12]Глазунов С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования. / Журнал Научные исследования в образовании, 2007. — № 3.
[13]Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И. Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.
[14]Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И. Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.
[15]Шеремета П., Канщенко Г. Ситуационный метод /под ред. О.И. Сидоренко. – 2-е изд. –К.: Центр инноваций, 1999. – 80 с.
[16] Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике / Под ред. Л.Г. Гагариной. Ч.1. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 320 с.
[17]Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.
[18] Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. – М.: Бином, 2009.
[19]Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2008 – методическое пособие.
[20] Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно- информационная концепция). – СПб.: Питер, 2006. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по курсу «Методика преподавания информатики и ИКТ в школе»
В соответствии с общей структурой школьного образовательного процесса в настоящее время предмет «Информатика и ИКТ» представляется как многоуровневая система, которая рассматривает з...
Обновления в содержании и методике преподавания предметов в связи с переходом на новый ФГОС. (Доклад Заморовской Т.И. на педсовете "Вести с курсов")
В докладе представлен материал, который поможет педагогам в организации и планировании уроков в связи с переходом на новый ФГОС....
Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками
В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....
Методика преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе по теме: "Системы обработки числовой информации"
В процессе изучение темы «Системы обработки числовой информации» обучающиеся учатся работать с одной из наиболее популярных в настоящее время программ: электронной таблицей Microsoft Office Exce...
Межпредметные связи информатики с другими предметами.
Школьная информатика является метадисциплиной, которая объединяет в себе множество школьных дисциплин посредством обучения школьников обработке информации разного характера....
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"
Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...
Доклад «Современные проблемы в преподавании информатики и других предметов»
Учитель информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информати...