по курсу «Методика преподавания информатики и ИКТ в школе»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
В соответствии с общей структурой школьного образовательного процесса в настоящее время предмет «Информатика и ИКТ» представляется как многоуровневая система, которая рассматривает закономерности протекания информационных процессов, что способствует формированию современного научного мировоззрения учащихся, развитию их интеллектуальных способностей и познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp1_po_informatike_10_klass_bazovyy_uroven_i.g._semakin_2016-2017.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс. Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по информатике | ||||||||
Номер урока | Раздел учебной программы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Практика | Дата (план/ факт) | |
Введение. Структура информатики – 1 час. | ||||||||
1 | Цели и задачи изучения курса в 10 классе. Части предметной области информатики. | Введение. Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Правила организации рабочего места. Правила поведения в кабинете информатики. | По окончании изучения темы учащиеся должны знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики | 01.09 | ||
Информация. Представление информации – 3 часа. | ||||||||
2 | Основные подходы к определению понятия «информация». | Понятие информации. | 1 | Философия, теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика. | Учащиеся должны знать: три философские концепции информатики; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. | 1 (задания из раздела 1) | 06.09 | |
3 | Дискретные и непрерывные сигналы. | Представление информации. | 1 | Языки представления информации, кодирование. | Учащиеся должны знать: что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятие "кодирование" и "декодирование" информации; понятие "шифрование", "дешифрование". | 08.09 | ||
4 | Носители информации. Виды и свойства информации. | Представление информации. | 1 | История технических способов кодирования информации. | Учащиеся должны уметь приводить примеры технических систем кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо | 13.09 | ||
Измерение информация – 3+2 часов. | ||||||||
5 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | Измерение информации. Объемный подход. | 1 | Объемный подход, основная единица, произвольные единицы. | Учащиеся должны знать: сущность объемного подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации. | 1 (№2.1) | 15.09 | |
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Измерение информации. Объемный подход. | 1 | Решение задач по теме «Измерение информации» | Учащиеся должны уметь решать задачи на измерение информации с алфавитной точки зрения, выполнять пересчет количества информации в разные единицы. | 20.09 | ||
7 | Кодирование информации. | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | Содержательный подход | Учащиеся должны знать: сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения | П.2.1; | 22.09 | |
8 | Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | Решение задач по теме «Измерение информации» | Учащиеся должны уметь решать задачи на измерение информации, используя содержательный подход, выполнять пересчет количества информации в разные единицы. | 27.09 | ||
9 | Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Измерение информации | 1 | Измерение информации | 29.09 | |||
Введение в теорию систем – 2+1 часа. | ||||||||
10 | Классификация информационных процессов. | Что такое система. Введение в теорию систем. | 1 | Система, системный эффект, основные свойства системы, системный подход | Учащиеся должны знать: основные понятия системологии: "система", "структура", "системный эффект", "подсистема"; основные свойства систем; что такое системный подход в науке и практике; | 1 (задания из раздела 1) | 04.10 | |
11 | Методы поиска. Критерии отбора | Введение в теорию систем | 1 | Выполнение дополнительных заданий на тему «Систематизация» | Учащиеся должны уметь приводить примеры систем; анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные. | З-П 2.1.4 | 06.10 | |
12 | Поиск и отбор информации. | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 1 | Естественные системы, искусственные системы, процессы осуществления информационных связей, управление | Учащиеся должны знать: чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; состав и структуру систем управления | 11.10 | ||
Процессы хранения и передачи информации – 3 часа. | ||||||||
13 | Хранение информации; выбор способа хранения информации. | Хранение информации | 1 | Носители информации, факторы качества носителей, перспективные виды носителей | Учащиеся должны знать: историю носителей информации; современные типы носителей информации и их характеристики | 1 (задания из раздела 1) | 13.10 | |
14 | Передача информации. Канал связи и его характеристики. | Передача информации | 1 | Модель К.Шеннона, защита информации от потерь при воздействии шума. | Учащиеся должны знать: модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи; понятие "шум" и способы защиты от шума. | 18.10 | ||
15 | Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации. | Хранение и передача информации | 1 | Хранение и передача информации | 20.10 | |||
Обработка информации – 3+2 часа. | ||||||||
16 | Обработка информации. | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Виды обработки информации, исполнитель обработки, алгоритм обработки, алгоритмическая машина, свойства алгоритма | Учащиеся должны знать: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации; что такое "алгоритмические машины" в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной | 25.10 | ||
17 | Преобразование информации на основе формальных правил. | Автоматическая обработка информации | 1 | Машина Э. Поста | Учащиеся должны знать: устройство и систему команд алгоритмической машины Поста | 27.10 | ||
18 | Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. | Решение задач на информационные процессы. | 1 | Решение задач на информационные процессы. | Учащиеся должны уметь: составлять программы решения несложных задач для управления машиной Поста. | Задания 1-4, стр. 53 | 08.11 | |
19 | Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных | Автоматическая обработка данных. | 1 | Автоматическая обработка данных. | Учащиеся должны уметь составлять программы решения несложных задач | Практикум 2.2 | 10.11 | |
20 | Преобразование информации на основе формальных правил. | Программирование машины Поста | 1 | Программирование машины Поста | Учащиеся должны уметь применять систему команд алгоритмической машины Поста | З-П 4.2.1 | 15.11 | |
Поиск данных -1 час. | ||||||||
21 | «Набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». «Структура данных», какие бывают структуры. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. | Поиск данных. Блочный поиск и поиск в иерархической структуре данных. | 1 | Атрибуты поиска, организация набора данных, алгоритмы поиска. | Учащиеся должны знать: что такое набор данных, ключ поиска и критерий поиска; что такое структура данных; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; что такое индексы и указатели; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных | 0,5 (вопросы и задания к §11учебника) | 17.11 | |
Защита информации – 2 часа. | ||||||||
22 | Защита информации. | Защита информации. | 1 | Цифровая информация, защищаемая информация, угрозы утечки и разрушения, меры защиты информации | Учащиеся должны знать: какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое криптография; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. | 22.11 | ||
23 | Методы защиты. | Шифрование данных. | 1 | Шифрование данных. | Учащиеся должны уметь применять простейшие криптографические шифры для шифрования и дешифрования текста. | 1 (№2.3) | 24.11 | |
Информационные модели и структуры данных – 4 часа. | ||||||||
24 | Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Модель, Компьютерная информационная модель (КИМ), этапы построения КИМ | Учащиеся должны знать: определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере. | 29.11 | ||
25 | Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. | Структуры данных: деревья, сети, графы.
| 1 | Графы, иерархические структуры (деревья). | Учащиеся должны знать: что такое граф, дерево, сеть. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели по вербальному описанию системы | (№2.4) | 01.12 | |
26 | Основные этапы построения моделей. | Структура данных: таблицы. | 1 | Таблицы. Структуры данных: таблицы. | Учащиеся должны знать: структуру таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. Учащиеся должны уметь строить табличные модели по вербальному описанию системы | (№2.5) | 06.12 | |
27 | Формализация как важнейший этап моделирования. | Пример структуры данных – модели предметной области. | 1 | Построение структурной модели | 08.12 | |||
Алгоритм – модель деятельности – 2+4 часа. | ||||||||
28 | Алгоритм как модель деятельности | Алгоритм как модель деятельности | 1 | Алгоритм, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма. | Учащиеся должны знать: понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритмов. |
| 13.12 | |
29 | Формализация как важнейший этап моделирования. | Управление алгоритмическим исполнителем. | 1 | Управление алгоритмическими исполнителями | Учащиеся должны уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями, осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | (№2.6) | 15.12 | |
30 | Основные этапы построения моделей. | Управление алгоритмическими исполнителями | 1 | Управление алгоритмическими исполнителями | Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями | 20.12 | ||
31 | Формализация как важнейший этап моделирования. | Решение упражнений на управление | 1 | Алгоритмы работы с величинами | Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями | 22.12 | ||
32 | Алгоритм как модель деятельности | Алгоритмы работы с величинами | 1 | Алгоритмы работы с величинами | Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями | З-П 4.3 | 27.12 | |
33 | Алгоритм как модель деятельности | Составление алгоритмов с величинами | 1 | Составление алгоритмов с величинами | Учащиеся должны уметь управлять различными алгоритмическими исполнителями | 29.12 | ||
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение – 4 часа. | ||||||||
34 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. | 1 | Компьютера, архитектура ПК, архитектура фон Неймана, современные технические решения и устройства. | Учащиеся должны знать: архитектуру ПК; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порт ввода/выводы; назначение дополнительных устройств. | 10.01 | ||
35 | Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | Программное обеспечение компьютера | 1 | Прикладное и системное программное обеспечение, пользовательский интерфейс, ядро ОС. | Учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение ПК; структура программного обеспечения ПК; прикладные программы и их назначение; системное программное обеспечение; что такое системы программирования. | 12.01 | ||
36 | Выбор конфигурации компьютера. | 1 | Выбор конфигурации компьютера. | Учащиеся должны уметь подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения, соединять устройства ПК. | П.2.7 | 17.01 | ||
37 | Настройка BIOS | 1 | Настройка BIOS | Учащиеся должны уметь производить основные настройки BIOS; работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | П.2.8 | 19.01 | ||
Дискретные модели данных в компьютере – 5+5 часов. | ||||||||
38 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. | Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел. Целые числа в компьютере. | 1 | Представление чисел. Целые числа в компьютере. | Учащиеся должны знать: основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел; принцип представления вещественных чисел. | 24.01 | ||
39 | Представление чисел. Вещественные числа в компьютере. | 1 | Вещественные числа в компьютере. | Учащиеся должны знать принцип представления вещественных чисел. | 26.01 | |||
40 | Представление чисел. | 1 | Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера. | Учащиеся должны уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера. | П.2.9 | 31.01 | ||
41 | Дискретные модели данных на компьютере. Текстовая информация | 1 | Дискретные модели данных: текст. | Учащиеся должны иметь представление текста в компьютере. | 02.02 | |||
42 | Представление текстов. | 1 | Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмана) | Кодирование текста. Сжатие текста | П.2.10 | 07.02 | ||
43 | Дискретные модели данных на компьютере. Графическая информация. | 1 | Дискретные модели данных: графика. | Учащиеся должны знать: представление изображения; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука. | 09.02 | |||
44 | Представление изображения и звука. | 1 | Кодирование изображения и звука | Учащиеся должны уметь вычислять объем графической информации. | П 2.11 (№1-15) З-П 3.1.5, 3.1.6 | 14.02 | ||
45 | Дискретные модели данных на компьютере. Звуковая информация. | 1 | Дискретные модели данных: звук. | Дискретные модели данных: звук. | П 2.11 (№16-20) З-П 3.1.5, 3.1.6 | 16.02 | ||
46 | Представление изображения и звука. | 1 | Кодирование изображения и звука | Учащиеся должны уметь вычислять объем звуковой информации. | 21.02 | |||
47 | Дискретные модели данных в компьютере. | 1 | Дискретные модели | Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера. | 23.02 | |||
Многопроцессорные системы и сети – 2+2 часа. | ||||||||
48 | Развитие архитектуры вычислительных систем. | 1 | Архитектура параллельных вычислительных систем. | Учащиеся должны знать: идею распараллеливания вычислений; что такое многопроцессорные вычислительные комплексы. | 28.02 | |||
49 | Локальные сети. Топологии локальных сетей. | Организация локальных сетей. | 1 | Локальная сеть, сервер, работающие станции, каналы связи, конфигурации локальных сетей, основные функции сетевой ОС. | Учащиеся должны знать: назначение и топологии локальных сетей; основные функции сетевой операционной системы. | 02.03 | ||
50 | Организация глобальных сетей. | Организация глобальных сетей. | 1 | Глобальная сеть, WWW, система адаптации в Интернете. | Учащиеся должны знать: историю возникновения и развития глобальных сетей; что такое Интернет; систему адресации в Интернет; способы организации связи в Интернет; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP. | 07.03 | ||
51 | Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети». | 1 | Подготовка презентации | Демонстрация презентаций | Защита работы. | 09.03 | ||
Программирование на языке Паскаль - 14 часов. | ||||||||
52 | Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. | Разделы программы на языке Паскаль | 1 | Основные разделы программы | Учащиеся должны знать: основные разделы программы на языке Паскаль; типы данных | 14.03 | ||
53 | Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. | Линейные алгоритмы. | 1 | Линейный алгоритм | Учащиеся должны знать: способы реализации линейного алгоритма. | 16.03 | ||
54 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | Программирование линейных алгоритмов | Учащиеся должны уметь составлять программы на линейный алгоритм. | Практ. | 21.03 | ||
55 | Ветвление на языке Паскаль | 1 | Разветвляющиеся алгоритмы | Учащиеся должны знать: способы реализации разветвляющегося алгоритма | 23.03 | |||
56 | Программирование ветвлений | 1 | Разветвляющиеся алгоритмы | Учащиеся должны уметь составлять программы на ветвление. | Практ. | 04.04 | ||
57 | Циклы на языке Паскаль | 1 | Виды циклов. | Учащиеся должны знать: способы реализации циклического алгоритмы | 06.04 | |||
58 | Циклы с предусловием | 1 | Циклы с предусловием | Учащиеся должны уметь составлять циклы с предусловием. | Практ | 11.04 | ||
59 | Цикл с известным числом повторений | 1 | Цикл с известным числом повторений | Учащиеся должны уметь составлять циклы с известным числом повторений | Практ | 13.04 | ||
60 | Программирование циклов на Паскале | 1 | Основные структуры Паскаля | Применение циклов в программах | 18.04 | |||
61 | Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. | Одномерный и двумерный числовые массивы | 1 | Одномерный и двумерный массивы. | Учащиеся должны знать: способы реализации одномерного и двумерного массивов. | 20.04 | ||
62 | Составление программ на одномерный массив. | 1 | Одномерный массив. | Учащиеся должны уметь составлять программы с одномерным массивом. | Практ. | 25.04 | ||
63 | Программирование двумерного массива | 1 | Двумерный массив | Знать и уметь применять одномерные и двумерные массивы | 27.04 | |||
64 | Составление программ на двумерный массив | 1 | Двумерный массив | Учащиеся должны уметь составлять программы с двумерным массивом. | Практ. | 02.05 | ||
65 | Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование | Программирование на языке Паскаль | 1 | Основные структуры Паскаля | Знать основные конструкции, уметь применять при составлении программ | 04.05 | ||
Повторение. (5ч) | ||||||||
66 | Повторение: Информация. | 1 | 09.05 | |||||
67 | Повторение: Информационные процессы в системах | 1 | 11.05 | |||||
68 | Повторение: Информационные модели | 1 | 16.05 | |||||
69 | Повторение: Программно-технические системы реализации информационных процессов | 1 | 18.05 | |||||
70 | Резерв | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания темы "Производная" в вечерней школе
В данной работе дано планирование темы и представлены материалы для уроков....
Методика преподавания русского языка в старшей школе
Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе
Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»-Хрестоматия по фольклору
Хрестоматия представляет собой методическое обеспечение к курсу одной из специальных учебных дисциплин – «Класс фольклорного ансамбля», которая предлагается учащимся на фольклорно-этнографическом отде...
Курсовая работа по курсу "Методика преподавания по информатике в условиях реализации ФГОС"
Рабработка урока информатике в 10 классе по теме "Позиционные системы счисления"Визитка урокаПояснительная запискаТехнологическая карта с приложениямиАнализ урока...
Связи методики преподавания информатики с другими предметами
Связи методики преподавания информатики с другими предметами...