Модель подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс)

Попова Наталья Петровна

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике


 

Составитель:

Попова Наталья Петровна

учитель информатики

МКОУ «СОШ №11 с. Чагда» МО «АР»


 

Информатика преподается со 2 по 8 класс – 1 час в неделю; 9 класс – 2 часа в неделю.

Преподавание курса в 5-9 классах ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Л. Босова, А. Босова// Уроки информатики в 5-7 классах//Методическое пособие// Москва. Бином. Лаборатория знаний + CD
  • Л. Босова// Учебник для 5 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова// Учебник для 6 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова// Учебник для 7 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова// Учебник для 8 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова// Учебник для 9 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова //Рабочая тетрадь для 5 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова //Рабочая тетрадь для 6 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова //Рабочая тетрадь для 7 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова //Рабочая тетрадь для 8 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
  • Л. Босова //Рабочая тетрадь для 9 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний

  • В 2015-2016 учебном году в 9-м классе выбрали экзамен по информатике 4 обучающихся.

Распределение участников экзамена по полученным первичным баллам

Диапазон первичных баллов

«2»

«3»

«4»

«5»

баллы

0 - 3

4

5

6 - 10

11

12

13-16

17

18

19-21

22

Кол-во

выпускников

0

0

0

0

0

1

2

0

0

1

0

%

0

0

0

0

0

25

50

0

0

25

0

Результаты экзамена по информатике и ИКТ в форме ОГЭ в 2016 г. показали различный уровень подготовки учащихся.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Баллы

%

1 ученик

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

16

73%

2 ученик

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

20

91%

3 ученик

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

14

64%

4 ученик

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

12

55%

50%

75%

75%

75%

100%

50%

100%

100%

50%

100%

50%

100%

75%

100%

50%

25%

100%

100%

38%

50%

70%

Допущены ошибки в следующих заданиях:

Задание

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Количество человек, допустивших ошибки в данном задании

Процент решаемости заданий

А1

Умение оценивать количественные параметры информационных объектов

Б

2

50%

А2

Умение определять значение логического выражения

Б

1

75%

А3

Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.

Б

1

75%

А4

Знание о файловой системе организации данных

Б

1

75%

А5

Умение представлять формульную зависимость в графическом виде

П

0

100%

А6

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

П

2

50%

В7

Умение кодировать и декодировать информацию

Б

0

100%

В8

Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Б

0

100%

В9

Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Б

2

50%

В10

Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

П

0

100%

В11

Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

Б

2

50%

В12

Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

Б

0

100%

В13

Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

Б

1

75%

В14

Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя

П

0

100%

В15

Умение определять скорость передачи информации

П

2

50%

В16

Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

П

3

25%

В17

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии

Б

0

50%

В18

Умение осуществлять поиск информации в Интернете

П

0

100%

С19

Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

В

1

75%

С20

Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2)

В

1

75%

Из данной диаграммы следует, что необходимо обратить внимание на освоение следующих тем:

  • Представление информации;
  • Обработка информации
  • Проектирование и моделирование
  • Основные устройства, используемые в ИКТ

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему? Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ, первое, что предстоит сделать,  познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  • Информация и информационные процессы
  • Информационные технологии
  • Алгоритмы и исполнители
  • Основы логики

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ. Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Планы уроков заканчиваю пунктом "Примеры заданий из ОГЭ". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате ОГЭ.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов, а также из сборников для подготовки,  допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты  могут носить  не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

В  течение всего учебного года  провожу тренировочные и диагностические работы телекоммуникационной системы Статград, которые позволяют выявить проблемы в разных областях и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ГИА провожу мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.

При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой аттестации.

Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем практически. Для этого использую портал «Решу ЕГЭ», который позволяет индивидуализировать работу с учащимся, проводить мониторинг деятельности.

Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к олимпиадам по информатике

Проект подготовлен на курсах ПК учителей информатики и ИКТ при ГБОУ ДПО ТОИУУ.Подготовка обучающихся к олимпиадам по иПрезентация Microsoft Power Point [257.6 KB]...

Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике.

Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике....

Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».

 Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические  аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...

МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

Описывается производственно - педагогический кластер как эффективное средство социализации обучающихся...

Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике

Вступление на РМО на тему "Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике"...

План подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по предмету информатика в 2019-2020 учебном году

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала....

Система работы по подготовке обучающихся к ГИА по информатике

В начале учебного года мы изучаем нормативную документацию, следим за изменениями в заданиях, изучаем демо- варианты ОГЭ и ЕГЭ. Следим за новинками методической литературы, осуществляем накапливание и...