Модель подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс)
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_podgotovki_obuchayushchihsya_k_oge_po_informatike_i_ikt.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
Составитель:
Попова Наталья Петровна
учитель информатики
МКОУ «СОШ №11 с. Чагда» МО «АР»
Информатика преподается со 2 по 8 класс – 1 час в неделю; 9 класс – 2 часа в неделю.
Преподавание курса в 5-9 классах ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Л. Босова, А. Босова// Уроки информатики в 5-7 классах//Методическое пособие// Москва. Бином. Лаборатория знаний + CD
- Л. Босова// Учебник для 5 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова// Учебник для 6 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова// Учебник для 7 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова// Учебник для 8 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова// Учебник для 9 класса Босовой Л.Л. Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова //Рабочая тетрадь для 5 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова //Рабочая тетрадь для 6 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова //Рабочая тетрадь для 7 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова //Рабочая тетрадь для 8 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
- Л. Босова //Рабочая тетрадь для 9 класса// Москва. Бином. Лаборатория знаний
- В 2015-2016 учебном году в 9-м классе выбрали экзамен по информатике 4 обучающихся.
Распределение участников экзамена по полученным первичным баллам
Диапазон первичных баллов | |||||||||||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||||||||
баллы | 0 - 3 | 4 | 5 | 6 - 10 | 11 | 12 | 13-16 | 17 | 18 | 19-21 | 22 |
Кол-во выпускников | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 |
% | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 25 | 50 | 0 | 0 | 25 | 0 |
Результаты экзамена по информатике и ИКТ в форме ОГЭ в 2016 г. показали различный уровень подготовки учащихся.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Баллы | % | |
1 ученик | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 | 73% |
2 ученик | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 20 | 91% |
3 ученик | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 14 | 64% |
4 ученик | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | 55% |
50% | 75% | 75% | 75% | 100% | 50% | 100% | 100% | 50% | 100% | 50% | 100% | 75% | 100% | 50% | 25% | 100% | 100% | 38% | 50% | 70% |
Допущены ошибки в следующих заданиях:
Задание | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Количество человек, допустивших ошибки в данном задании | Процент решаемости заданий |
А1 | Умение оценивать количественные параметры информационных объектов | Б | 2 | 50% |
А2 | Умение определять значение логического выражения | Б | 1 | 75% |
А3 | Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов. | Б | 1 | 75% |
А4 | Знание о файловой системе организации данных | Б | 1 | 75% |
А5 | Умение представлять формульную зависимость в графическом виде | П | 0 | 100% |
А6 | Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | П | 2 | 50% |
В7 | Умение кодировать и декодировать информацию | Б | 0 | 100% |
В8 | Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | Б | 0 | 100% |
В9 | Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | Б | 2 | 50% |
В10 | Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | П | 0 | 100% |
В11 | Умение анализировать информацию, представленную в виде схем | Б | 2 | 50% |
В12 | Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию | Б | 0 | 100% |
В13 | Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации | Б | 1 | 75% |
В14 | Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя | П | 0 | 100% |
В15 | Умение определять скорость передачи информации | П | 2 | 50% |
В16 | Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | П | 3 | 25% |
В17 | Умение использовать информационно-коммуникационные технологии | Б | 0 | 50% |
В18 | Умение осуществлять поиск информации в Интернете | П | 0 | 100% |
С19 | Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | В | 1 | 75% |
С20 | Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2) | В | 1 | 75% |
Из данной диаграммы следует, что необходимо обратить внимание на освоение следующих тем:
- Представление информации;
- Обработка информации
- Проектирование и моделирование
- Основные устройства, используемые в ИКТ
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему? Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ, первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
- Информация и информационные процессы
- Информационные технологии
- Алгоритмы и исполнители
- Основы логики
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ. Начиная с 8-го класса, в планы уроков вношу изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Планы уроков заканчиваю пунктом "Примеры заданий из ОГЭ". Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате ОГЭ.
После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов, а также из сборников для подготовки, допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
В течение всего учебного года провожу тренировочные и диагностические работы телекоммуникационной системы Статград, которые позволяют выявить проблемы в разных областях и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ГИА провожу мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой аттестации.
Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем практически. Для этого использую портал «Решу ЕГЭ», который позволяет индивидуализировать работу с учащимся, проводить мониторинг деятельности.
Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка обучающихся к олимпиадам по информатике
Проект подготовлен на курсах ПК учителей информатики и ИКТ при ГБОУ ДПО ТОИУУ.Подготовка обучающихся к олимпиадам по иПрезентация Microsoft Power Point [257.6 KB]...
Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике.
Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по информатике....
Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».
Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...
МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА
Описывается производственно - педагогический кластер как эффективное средство социализации обучающихся...
Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике
Вступление на РМО на тему "Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике"...
План подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по предмету информатика в 2019-2020 учебном году
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала....
Система работы по подготовке обучающихся к ГИА по информатике
В начале учебного года мы изучаем нормативную документацию, следим за изменениями в заданиях, изучаем демо- варианты ОГЭ и ЕГЭ. Следим за новинками методической литературы, осуществляем накапливание и...