Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике
опыты и эксперименты (11 класс) по теме
Вступление на РМО на тему "Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опыта работы по теме "Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ
Из опыта работы
учителя информатики
МБОУ "Сергачская СОШ № 3"
Костиной И.В.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовки к ЕГЭ и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена.
Итак с чего начинать?
Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах проводимых НИРО, различных дистанционных курсах, форумах учителей. Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ЕГЭ в "Сети творческих учителей" и в "Открытом классе".
- Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
- Создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники.
Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий, которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ. Поэтому, если учитель придерживается рекомендованной государством расчасовки, то учащихся уже в 9 классе стоит предупредить, что данные темы в стандарте представлены в недостаточном объеме. Если не предполагается дальнейшее профильное изучение информатики, но желание сдать экзамен все же имеется, то следует расширить и углубить свои знания по данным темам в рамках различных спецкурсов, элективных курсов и других форм обучения. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноимённого курса Н.Н. Самылкиной "Готовимся к ЕГЭ по информатике", либо курс Е.В. Андреевой "Математические основы информатики".
Но и на профильном уровне не все гладко. На практике мы работает по определенным программам и учебникам. УМК какого авторского коллектива выбрать для преподавания? Содержат ли современные учебники задания в формате ЕГЭ? Изучив учебники различных авторских коллективов, я пришла к такому выводу. На сегодня только в учебнике К.Ю. Полякова представлены задания в формате ЕГЭ. Но учебник Полякова разработан для углубленного уровня обучения, а не для профильного. И это еще одна проблема.
Однако, не все так мрачно. Разрабатывая и систематизируя методические пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ, неожиданно пришла к выводу, что экзамен по информатике – один из наиболее предсказуемых, но при условии: сдавать экзамен следует учащимся с хорошим логическим мышлением. И вот по каким причинам.
1. Раздел "Технологии" представлен в экзаменационных заданиях крайне скудно и очень типовыми заданиями. Поэтому отработать их не составит труда.
2. Многие темы образовательного стандарта вообще не представлены на экзамене, т.к. они плохо формализуемы. Это значительно сужает объем рассматриваемого материала, и облегчает жизнь выпускника.
3. Темами, которые очень хорошо формализуются и, поэтому, составляют основу экзамена, являются "Логика", "Системы счисления", "Кодирование информации" и "Алгоритмизация и программирование". Тут уж надо поработать и разобраться в материале, особенно на примерах тех задач, которые приводятся в демо-версиях и открытом сегменте.
4. Некоторые задания не требуют какой-либо специальной подготовки и могут быть успешно решены при наличии все того же хорошего логического мышления.
Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков нужно вносить изменения, ориентированные на подготовку к ГИА. Практически на каждом уроке можно предусматривать время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.
Вторая в том, что после прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ.
Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ, а также из сборников для подготовки к ЕГЭ. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины "готовности" ученика к ЕГЭ следует проводить диагностические работы по информатике.
Подготовка к ЕГЭ требует комплексного подхода. При этом желательно не оставаться с предметом "один на один", а воспользоваться помощью учителя, который выстроит индивидуальную траекторию учащегося и поможет сдать экзамен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...
О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.
Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...
Методы и приемы подготовки учащихся к устной части ОГЭ
Презентация по теме "Методы и приемы подготовки учащихся к устной части ОГЭ"...
Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"
Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...
Статья "Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по математике"
В статье рассказывается о методах и приемах подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике...
Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку
Данная статья предназначена для учителей русского языка. Она поможет в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации. Данная статья будет полезна обучающимся 9 классов при подготовке к ОГЭ по русско...
Современные методы и приемы подготовки к ВсОШ
Описание современных методов и приемов для подготовки к ВсОШ по английскому языку...