Системы счисления.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Системы счисления. Двоичная система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokno22_8_klass_sistemy_schisleniya._dvoichnaya_sistema_schisleniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№22 21.09.2020
Тема: Системы счисления. Двоичная система счисления.
Цель: сформировать понятия «двоичная система счисления» и основ арифметических вычислений в двоичной системе.
Требования к знаниям и умения
Учащиеся должны знать:
- десятичную и двоичную системы счисления;
- развернутую форму записи числа;
- правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;
- правила сложения и умножения двоичных чисел.
Учащиеся должны уметь:
- переводить двоичные числа в десятичную систему;
- переводить десятичные числа в двоичную систему;
- складывать и умножать двоичные числа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент+ краткий анализ контр. работы
2. Постановка целей урока
– С какими числами работает компьютер? Почему?
– Как ими оперировать?
3. Ход урока
Двоичная система счисления является основной системой представления информации в памяти компьютера. Эта идея принадлежит Джону фон Нейману, сформулировавшему в 1946 году принципы устройства и работы ЭВМ.
Системы счисления
А что же такое система счисления? Это правила записи чисел и связанные с ними способы выполнения вычислений.
Система счисления, к которой мы все привыкли, называется десятичной. Объясняется это название тем, что в ней используются только 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Число цифр определяет основание системы счисления. В двоичной же системе существуют всего две цифры: 0 и 1. Основание равно двум.
Вспомним принцип записи чисел в десятичной системе счисления. Значение цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от ее места расположения в числе (от позиции цифры). Например, в числе 473 первая справа цифра обозначает единицы, следующая – десятки, следующая – сотни. Этот факт можно выразить как сумму разрядных слагаемых:
47310 = 4 * 100 + 7 * 10 + 3 * 1 = 4 * 102 + 7 * 101 + 3 * 100.
Таким же образом можно записать число в двоичной системе счисления:
1012 = 1 * 22 + 0 * 21 + 1*20.
Такая запись называется развернутой формой записи числа.
Задание 1.
Запишите развернутую форму записи чисел:
5 789 = 5 * 103 + 7 * 102 + 8 * 101 + 9 * 100
51,89 = 5 * 101 + 1 * 100 + 8 * 10–1 + 9 * 10–2
32 478 = 3 * 104 + 2 * 103 + 4 * 102 + 7 * 101 + 8 * 100
26,378 = 2 * 101 + 6 * 100 + 3 * 10–1 + 7 * 10–2 + 8 * 10–3
Перевод чисел
Одним из способов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную является деление столбиком на основания системы, т.е. на 2. Деление производится до тех пор, пока в остатке не получится 1. Ответ в двоичной системе счисления записывается по остаткам от деления с конца.
Таким образом, 1910 = 100112.
Перевод из двоичной системы счисления в двоичную выполняется с помощью развернутой записи числа.
1012 = 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 4 + 0 + 1 = 510.
Задание 2.
Переведите числа:
3710 = 1001012
111012 = 2910
Арифметика двоичных чисел
Правила двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения и умножения однозначных двоичных чисел:
0 + 0 = 0 | 0 х 0 = 0 |
Своей простотой и согласованностью с битовой структурой компьютерной памяти двоичная система и привлекла изобретателей компьютера. Ее гораздо проще реализовать техническими средствами, чем десятичную систему.
Вот пример сложения столбиком двух многозначных двоичных чисел:
Задание 3.
Выполните сложение в двоичной системе счисления:
1011012 + 111112; 101112 + 1011102 (ответ: 10011002; 10001012).
А теперь внимательно посмотрите на следующий пример умножения многозначных двоичных чисел:
Задание 4.
Выполните умножение в двоичной системе счисления:
1011012х112; 101012х112 (ответ: 100001112; 1111112).
4. Подведение итогов урока
– Что такое система счисления? (это правила записи чисел и связанные с ними способы выполнения вычислений)
– Какие цифры используются в записи двоичных чисел? (0 и 1)
5. Домашнее задание
- §§17-18 учебника;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Перевод чисел из 2 системы счисления в системы счисления с основаниям 2
Разработка урока...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...