Моделирование зависимостей между величинами
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Ященко Николай Григорьевич

Цель урока:

Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь: определять тип модели; моделировать зависимость между величинами.

Задачи:

Образовательные – повторить с учащимися, что такое компьютерное информационное моделирование, что такое модель, информационная модель, какие типы моделей существуют; дать учащимся понятие моделирования зависимостей между величинами;

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 – ___ класс

Урок с применением технологий:

информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая,

дифференцированное обучение

Тема урока: «Моделирование зависимостей между величинами»

Цель урока: 

Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь: определять тип модели; моделировать зависимость между величинами.

Задачи:

Образовательные – повторить с учащимися, что такое компьютерное информационное моделирование, что такое модель, информационная модель, какие типы моделей существуют; дать учащимся понятие моделирования зависимостей между величинами;

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;

Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Компьютерное информационное моделирование».

  • Дайте определение понятия «модель». Что такое моделирование?
  • Какие виды объектов моделирования вы знаете? Приведите примеры.
  • Назовите причины, по которым прибегают к построению модели. Приведите примеры.
  • Что такое натурное моделирование? Приведите примеры.
  • Что такое информационное моделирование? Приведите примеры.
  • Что такое компьютерная информационная модель? Назовите этапы её построения.

  1. Новая тема. «Моделирование зависимостей между величинами».

(Информационно-коммуникационная технология)

Величины и зависимости между ними. (слайд 2-6)

Содержание данного раздела учебника связано с компьютерным математическим моделированием. Применение математического моделирования постоянно требует учета зависимостей одних величин от других. Приведем примеры таких зависимостей:

1) время падения тела на землю зависит о т его первоначальной высоты;

2) давление газа в баллоне зависит от е г о температуры;

3) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.

Реализация математической модели на компьютере (компьютерная математическая модель) требует владения приемами представления зависимостей между величинами.

Рассмотрим различные методы представления зависимостей.

Всякое исследование нужно начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта. Такие характеристики называются величинами.

Со всякой величиной связаны три основных свойства: имя, значение, тип.

Имя величины может быть смысловым и символическим. Примером смыслового имени является «давление газа», а символическое имя для этой же величины - Р. В базах данных величинами являются поля записей. Для них, как правило, используются смысловые имена, например,: ФАМИЛИЯ, ВЕС, ОЦЕНКА и

т. п. В физике и других науках, использующих математический аппарат, применяются символические имена для обозначения величин. Чтобы не терялся смысл, для определенных величин используются стандартные имена. Например, время обозначают буквой t, скорость - V, силу - F и пр.

Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы – число Пифагора π = 3,14159… Величина, значение которой может меняться, называется переменной. Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота Н и

время падения t.

Третьим свойством величины является ее тип. С понятием типа величины вы также встречались, знакомясь с программированием и базами данных. Тип определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический. Поскольку в данном разделе мы будем говорить лишь о количественных характеристиках, и рассматриваться будут только величины числового типа.

А теперь вернемся к примерам и обозначим (поименуем) все переменные величины, зависимости между которыми нас будут интересовать. Кроме имен укажем размерности величин. Размерности определяют единицы, в которых представляются значения величин.

1) t (с) - время падения; Н (м) - высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с2) будем считать константой.

2) Р (н/м2) - давление газа (в единицах СИ давление измеряется в ньютонах на квадратный метр); t (0С) – температура газа. Давление при нуле градусов Р0 будем считать константой для данного газа.

3) Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей (каких именно, будет сказано позже) – С (мг/м3). Единица измерения - масса примесей, содержащихся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1 000 жителей данного города - Р (бол. /тыс.).

Отметим важное качественное различие между зависимостями, описанными в примерах 1 и 2, с одной стороны, и в примере 3, с другой. В первом случае зависимость между величинами является полностью определенной: значение Н однозначно определяет значение t (пример 1), значение t однозначно определяет

значение Р (пример 2). Но в третьем примере зависимость между значением загрязненности воздуха и уровнем заболеваемости носит существенно более сложный характер; при одном и том же уровне загрязненности в разные месяцы в одном и том же городе (или в разных городах в один и тот же месяц) уровень заболеваемости может быть разны м, поскольку на него влияют и многие другие факторы. Отложим более детальное обсуждение этого примера до следующего параграфа, а пока лишь отметим, что на математическом языке зависимости в примерах 1 и 2 являются функциональными, а в примере 3 - нет.

Математические модели. (слайд 7)

Если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.

Математическая модель - это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ним и, представленных на языке математики.

Хорошо известны математические модели для первых двух примеров. Они отражают физические законы и представляются в виде формул:

         

Это примеры зависимостей, представленных в функциональной форме. Первую зависимость называют корневой (время пропорционально квадратному корню высоты), вторую - линейной.

В более сложных задачах математические модели представляются в виде уравнений или систем уравнений. В конце данной главы будет рассмотрен пример математической модели, которая выражается системой неравенств.

В еще более сложных задачах (пример 3 - одна и з них) зависимости тоже можно представить в математической форме, но не функциональной, а иной.

Табличные и графические модели. (слайд 8-10)

Рассмотрим примеры двух други х, не формульных, способов представления зависимостей между величинами: табличного и графического. Представьте себе, что мы решили проверить закон свободного падения тела экспериментальным путем. Эксперимент организуем следующим образом: будем бросать стальной шарик с

6 -метровой высоты, 9 - метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время падения. По результатам эксперимента составим таблицу и нарисуем график.

H, м

t, с

6

1,1

9

1,4

12

1,6

15

1,7

18

1,9

21

2,1

24

2,2

27

2,3

30

2,5

Если каждую пару значений Н и t из данной таблицы подставить в приведенную выше формулу зависимости времени от высоты, то формула превратится в равенство (с точностью до погрешности измерений). Значит, модель работает хорошо. (Однако если сбрасывать не стальной шарик, а большой легкий мяч, то равенство не будет достигаться, а если надувной шарик, то значения левой и правой частей формулы будут различаться очень сильно. Как вы думаете почему?)

В этом примере мы рассмотрели три способа моделирования зависимости величин: функциональный (формула), табличный и графический. Однако математической моделью процесса падения тела на землю можно назвать только формулу. Формула более универсальна, она позволяет определить время падения тела с любой высоты, а не только для того экспериментального набора значений Н, который отображен на рисунке. Имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график, а наоборот – весьма проблематично.

Точно так же тремя способами можно отобразить зависимость давления от температуры. Оба примера связаны с известными физическими законами - законами природы. Знания физических законов позволяют производить точные расчеты, они лежат в основе современной техники.

Информационные модели, которые описывают развитие систем во времени, имеют специальное название: динамические модели. В примере 1 приведена именно такая модель. В физике динамические информационные модели описывают движение тел, в биологии - развитие организмов или популяций животных, в химии - протекание химических реакций и т. д.

  1. Физкультминутка.

(Здоровьезберегающая технология)

  1. Работа за компьютером.

(Дифференцированное обучение)

Выполнить задание на компьютере в Microsoft Office Excel (в парах):

Задание (уровень 1).

Представьте математическую модель зависимости время падения тела на землю от его первоначальной высоты табличным и графическим способами моделирования

g = 9,8

H = от 6 до 30 с шагом 3

Задание (уровень 2).

Представьте математическую модель зависимости давления газа от температуры табличным и графическим способами моделирования

         Р0 = 1,2

        t = от 10 до 150 с шагом 10

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Изучить § 17; изучить конспект.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование зависимостей между величинами

Слайд 2

Примеры таких зависимостей: 1) время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты; 2) давление газа в баллоне зависит от его температуры; 3) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.

Слайд 3

Основные свойства величин: Имя: смысловое (давление газа, время) и символическое ( P , t ) Значение: постоянная величина (константа) или переменная Тип: числовой, символьный, логический

Слайд 4

Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м 3 ). Единица измерения – масса примесей, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1000 жителей

Слайд 5

Моделирование уровня заболеваемости жителей города бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования , и мы рассмотрим его на следующих уроках.

Слайд 6

Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты t ( с) – время падения; H (м) – высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с 2 ) будем считать константой

Слайд 7

Математическая модель Это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики.

Слайд 8

Табличные и графические модели Проверим закон свободного падения тела экспериментальным путем. Будем бросать стальной шарик с 6-метровой высоты, 9-метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время его падения.

Слайд 9

Таблица и график результатов эксперимента H, м t, с 6 1,1 9 1,4 12 1,6 15 1,7 18 1,9 21 2,1 24 2,2 27 2,3 30 2,5

Слайд 10

На основании вычислительного эксперимента мы установили: Существует три способа моделирования числовых величин: функциональный (формула), табличный и графический ; Формула более универсальна; имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график

Слайд 11

Давление газа в баллоне зависит от его температуры P ( н /м 2 ) – давление газа (ньютоны на квадратный метр); t ( ° С) – температура газа. Давление при нуле градусов P 0 будем считать константой для данного газа.

Слайд 12

Математическая модель

Слайд 14

Домашнее задание: Изучить § 17 Изучить конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование зависимостей между величинами

Урок в 10 классе по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс.  "Моделирование зависимостей между величинами"...

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»

Урок - игра "Как я стал учителем математики" подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны....

Перевод единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями, запись чисел в стандартном виде.

Представлена презентация к уроку, проводимого в рамках повторения в конце года курса алгебры 9 класс, подготовка к выпускному экзамену.. Цель: обощение умений, связаннных с единицами измерений....

Прямая и обратно пропорциональная зависимости между физическими величинами

В настоящее время в своей работе особое внимание уделяю освоению одной из инновационных технологий - технологии  модерации и методу проектов,  которые позволяют использовать активн...

Открытый урок по информатике "Моделирование зависимостей между величинами" в 11 классе

Интегрированный урок информатики и физики при использовании проектно-исследовательской технологии....

Презентация Исследование статистической зависимости между двумя случайными величинами методами математической статистики

Данная презентация представляет собой исследовательскую работу учащихся. Основная цель работы – проверить зависимость между ценообразованием на бананы и апельсины в различных магазинах города Но...

Технологическая карта урока "Моделирование зависимостей между величинами"

Урок информатики в 11 классе с использованием цифровой лаборатории Releo...