Моделирование зависимостей между величинами
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Цель урока:
Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь: определять тип модели; моделировать зависимость между величинами.
Задачи:
Образовательные – повторить с учащимися, что такое компьютерное информационное моделирование, что такое модель, информационная модель, какие типы моделей существуют; дать учащимся понятие моделирования зависимостей между величинами;
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моделирование зависимостей между величинами | 133 КБ |
Моделирование зависимостей между величинами | 361.24 КБ |
Предварительный просмотр:
11 – ___ класс
Урок с применением технологий:
информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая,
дифференцированное обучение
Тема урока: «Моделирование зависимостей между величинами»
Цель урока:
Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь: определять тип модели; моделировать зависимость между величинами.
Задачи:
Образовательные – повторить с учащимися, что такое компьютерное информационное моделирование, что такое модель, информационная модель, какие типы моделей существуют; дать учащимся понятие моделирования зависимостей между величинами;
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Компьютерное информационное моделирование».
- Дайте определение понятия «модель». Что такое моделирование?
- Какие виды объектов моделирования вы знаете? Приведите примеры.
- Назовите причины, по которым прибегают к построению модели. Приведите примеры.
- Что такое натурное моделирование? Приведите примеры.
- Что такое информационное моделирование? Приведите примеры.
- Что такое компьютерная информационная модель? Назовите этапы её построения.
- Новая тема. «Моделирование зависимостей между величинами».
(Информационно-коммуникационная технология)
Величины и зависимости между ними. (слайд 2-6)
Содержание данного раздела учебника связано с компьютерным математическим моделированием. Применение математического моделирования постоянно требует учета зависимостей одних величин от других. Приведем примеры таких зависимостей:
1) время падения тела на землю зависит о т его первоначальной высоты;
2) давление газа в баллоне зависит от е г о температуры;
3) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.
Реализация математической модели на компьютере (компьютерная математическая модель) требует владения приемами представления зависимостей между величинами.
Рассмотрим различные методы представления зависимостей.
Всякое исследование нужно начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта. Такие характеристики называются величинами.
Со всякой величиной связаны три основных свойства: имя, значение, тип.
Имя величины может быть смысловым и символическим. Примером смыслового имени является «давление газа», а символическое имя для этой же величины - Р. В базах данных величинами являются поля записей. Для них, как правило, используются смысловые имена, например,: ФАМИЛИЯ, ВЕС, ОЦЕНКА и
т. п. В физике и других науках, использующих математический аппарат, применяются символические имена для обозначения величин. Чтобы не терялся смысл, для определенных величин используются стандартные имена. Например, время обозначают буквой t, скорость - V, силу - F и пр.
Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы – число Пифагора π = 3,14159… Величина, значение которой может меняться, называется переменной. Например, в описании процесса падения тела переменными величинами являются высота Н и
время падения t.
Третьим свойством величины является ее тип. С понятием типа величины вы также встречались, знакомясь с программированием и базами данных. Тип определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический. Поскольку в данном разделе мы будем говорить лишь о количественных характеристиках, и рассматриваться будут только величины числового типа.
А теперь вернемся к примерам и обозначим (поименуем) все переменные величины, зависимости между которыми нас будут интересовать. Кроме имен укажем размерности величин. Размерности определяют единицы, в которых представляются значения величин.
1) t (с) - время падения; Н (м) - высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с2) будем считать константой.
2) Р (н/м2) - давление газа (в единицах СИ давление измеряется в ньютонах на квадратный метр); t (0С) – температура газа. Давление при нуле градусов Р0 будем считать константой для данного газа.
3) Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей (каких именно, будет сказано позже) – С (мг/м3). Единица измерения - масса примесей, содержащихся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1 000 жителей данного города - Р (бол. /тыс.).
Отметим важное качественное различие между зависимостями, описанными в примерах 1 и 2, с одной стороны, и в примере 3, с другой. В первом случае зависимость между величинами является полностью определенной: значение Н однозначно определяет значение t (пример 1), значение t однозначно определяет
значение Р (пример 2). Но в третьем примере зависимость между значением загрязненности воздуха и уровнем заболеваемости носит существенно более сложный характер; при одном и том же уровне загрязненности в разные месяцы в одном и том же городе (или в разных городах в один и тот же месяц) уровень заболеваемости может быть разны м, поскольку на него влияют и многие другие факторы. Отложим более детальное обсуждение этого примера до следующего параграфа, а пока лишь отметим, что на математическом языке зависимости в примерах 1 и 2 являются функциональными, а в примере 3 - нет.
Математические модели. (слайд 7)
Если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.
Математическая модель - это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ним и, представленных на языке математики.
Хорошо известны математические модели для первых двух примеров. Они отражают физические законы и представляются в виде формул:
Это примеры зависимостей, представленных в функциональной форме. Первую зависимость называют корневой (время пропорционально квадратному корню высоты), вторую - линейной.
В более сложных задачах математические модели представляются в виде уравнений или систем уравнений. В конце данной главы будет рассмотрен пример математической модели, которая выражается системой неравенств.
В еще более сложных задачах (пример 3 - одна и з них) зависимости тоже можно представить в математической форме, но не функциональной, а иной.
Табличные и графические модели. (слайд 8-10)
Рассмотрим примеры двух други х, не формульных, способов представления зависимостей между величинами: табличного и графического. Представьте себе, что мы решили проверить закон свободного падения тела экспериментальным путем. Эксперимент организуем следующим образом: будем бросать стальной шарик с
6 -метровой высоты, 9 - метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время падения. По результатам эксперимента составим таблицу и нарисуем график.
H, м | t, с |
6 | 1,1 |
9 | 1,4 |
12 | 1,6 |
15 | 1,7 |
18 | 1,9 |
21 | 2,1 |
24 | 2,2 |
27 | 2,3 |
30 | 2,5 |
Если каждую пару значений Н и t из данной таблицы подставить в приведенную выше формулу зависимости времени от высоты, то формула превратится в равенство (с точностью до погрешности измерений). Значит, модель работает хорошо. (Однако если сбрасывать не стальной шарик, а большой легкий мяч, то равенство не будет достигаться, а если надувной шарик, то значения левой и правой частей формулы будут различаться очень сильно. Как вы думаете почему?)
В этом примере мы рассмотрели три способа моделирования зависимости величин: функциональный (формула), табличный и графический. Однако математической моделью процесса падения тела на землю можно назвать только формулу. Формула более универсальна, она позволяет определить время падения тела с любой высоты, а не только для того экспериментального набора значений Н, который отображен на рисунке. Имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график, а наоборот – весьма проблематично.
Точно так же тремя способами можно отобразить зависимость давления от температуры. Оба примера связаны с известными физическими законами - законами природы. Знания физических законов позволяют производить точные расчеты, они лежат в основе современной техники.
Информационные модели, которые описывают развитие систем во времени, имеют специальное название: динамические модели. В примере 1 приведена именно такая модель. В физике динамические информационные модели описывают движение тел, в биологии - развитие организмов или популяций животных, в химии - протекание химических реакций и т. д.
- Физкультминутка.
(Здоровьезберегающая технология)
- Работа за компьютером.
(Дифференцированное обучение)
Выполнить задание на компьютере в Microsoft Office Excel (в парах):
Задание (уровень 1).
Представьте математическую модель зависимости время падения тела на землю от его первоначальной высоты табличным и графическим способами моделирования
g = 9,8
H = от 6 до 30 с шагом 3
Задание (уровень 2).
Представьте математическую модель зависимости давления газа от температуры табличным и графическим способами моделирования
Р0 = 1,2
t = от 10 до 150 с шагом 10
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Изучить § 17; изучить конспект.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примеры таких зависимостей: 1) время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты; 2) давление газа в баллоне зависит от его температуры; 3) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.
Основные свойства величин: Имя: смысловое (давление газа, время) и символическое ( P , t ) Значение: постоянная величина (константа) или переменная Тип: числовой, символьный, логический
Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе Загрязненность воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м 3 ). Единица измерения – масса примесей, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха, выраженная в миллиграммах. Уровень заболеваемости будем характеризовать числом хронических больных астмой, приходящихся на 1000 жителей
Моделирование уровня заболеваемости жителей города бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования , и мы рассмотрим его на следующих уроках.
Время падения тела на землю зависит от его первоначальной высоты t ( с) – время падения; H (м) – высота падения. Зависимость будем представлять, пренебрегая учетом сопротивления воздуха; ускорение свободного падения g (м/с 2 ) будем считать константой
Математическая модель Это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики.
Табличные и графические модели Проверим закон свободного падения тела экспериментальным путем. Будем бросать стальной шарик с 6-метровой высоты, 9-метровой и т. д. (через 3 метра), замеряя высоту начального положения шарика и время его падения.
Таблица и график результатов эксперимента H, м t, с 6 1,1 9 1,4 12 1,6 15 1,7 18 1,9 21 2,1 24 2,2 27 2,3 30 2,5
На основании вычислительного эксперимента мы установили: Существует три способа моделирования числовых величин: функциональный (формула), табличный и графический ; Формула более универсальна; имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график
Давление газа в баллоне зависит от его температуры P ( н /м 2 ) – давление газа (ньютоны на квадратный метр); t ( ° С) – температура газа. Давление при нуле градусов P 0 будем считать константой для данного газа.
Математическая модель
Домашнее задание: Изучить § 17 Изучить конспект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование зависимостей между величинами
Урок в 10 классе по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. "Моделирование зависимостей между величинами"...
Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»
Урок - игра "Как я стал учителем математики" подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны....
Перевод единиц измерений, сравнение величин, прикидка и оценка, соответствие между величинами и их значениями, запись чисел в стандартном виде.
Представлена презентация к уроку, проводимого в рамках повторения в конце года курса алгебры 9 класс, подготовка к выпускному экзамену.. Цель: обощение умений, связаннных с единицами измерений....
Прямая и обратно пропорциональная зависимости между физическими величинами
В настоящее время в своей работе особое внимание уделяю освоению одной из инновационных технологий - технологии модерации и методу проектов, которые позволяют использовать активн...
Открытый урок по информатике "Моделирование зависимостей между величинами" в 11 классе
Интегрированный урок информатики и физики при использовании проектно-исследовательской технологии....
Презентация Исследование статистической зависимости между двумя случайными величинами методами математической статистики
Данная презентация представляет собой исследовательскую работу учащихся. Основная цель работы – проверить зависимость между ценообразованием на бананы и апельсины в различных магазинах города Но...
Технологическая карта урока "Моделирование зависимостей между величинами"
Урок информатики в 11 классе с использованием цифровой лаборатории Releo...