Технологическая карта урока "Моделирование зависимостей между величинами"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Урок информатики в 11 классе с использованием цифровой лаборатории Releon

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_zavisimostey_mezhdu_velichinami.docx51.75 КБ
Файл urok.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя

общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Технологическая карта урока

по физике в 11 классе на тему

«Моделирование зависимостей между величинами».

                                                                                            Составил: учитель физики

                                                                         Лукьянцева М.А.

2023

Технологическая карта урока

Предмет Физика 11 класс

Дата 26.10.2023Место для ввода даты.

Тема урока: «Моделирование зависимостей между величинами».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели уроканаучить моделировать зависимости между величинам.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Рабочие тетради.Учебники.Мультимедиапроектор.Презентация.

Формы работы с учащимися: Фронтальная.Групповая. Парная Фронтальная.

Основные понятия: величина, свойства величин, зависимости между величинами

Методы работы с учащимися: практические; методы самостоятельной работы;         

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации

      Здравствуйте, ребята! Я думаю, что у вас, ребята, хорошее настроение, и мы с вами успешно поработаем

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Актуализация знаний (Самоконтроль)

  Числовой диктант: зачитываются утверждения. Если утверждение верное, то  в тетради пишите 1, иначе 0. В результате получится двоичное число.  (По окончании на доске открывается верный ответ, анализируется правильность ответов.)

Слушают утверждения и решают верное оно или нет

Учащиеся сами выставляют себе оценку по предложенной оценочной шкале

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников

Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные:  1) умение структурировать знания;

  1. Актуализация и целеполагание.

  Перед вами на слайде пословицы:

  1. Дальше в лес, больше дров.
  2. Тише едешь, дальше будешь.
  3. Подальше положишь, поближе возьмешь.
  4. Как аукнется, так и откликнется.

- Определите слово, которое объединяет все эти пословицы.

- На каких уроках вы встречались с этим понятием?

- А между чем бывает зависимость?

                                         

- А теперь посмотрите на слайд. Как одним словом можно назвать эти изображения

                                

- Что мы можем моделировать?

Давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

Зависимость

Отвечают на вопросы учителя

на математике и физике

между величинами

модели

(объекты, процессы, явления)

Формулируют тему и цели урока

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные:  1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;                                

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Этап включения изученного в систему знаний

Сегодня поговорим о компьютерном математическом моделировании. Применение математического моделирования постоянно требует учета зависимостей одних величин от других. Приведем примеры таких зависимостей:

1) скорость движения частиц из которых состоит тело зависит от температуры

2) сила тока на участке цепи зависит от  напряжения на этом участке и от его сопротивления;

3) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит         от         концентрации вредных  примесей в         городском воздухе.

        Моделирование уровня    заболеваемости жителей города  бронхиальной астмой, относится к области статистического       прогнозирования, и мы рассмотрим его на следующих уроках.

      Вы знаете, что всякое исследование нужно начинать с выделения количественных характеристик исследуемого объекта. Такие характеристики называются величинами.

Давайте вспомним, какими тремя основными свойствами обладает величина?»

Имя величины отражает смысл, может быть смысловым и символическим. Например, «время» - это смысловое имя, а «t» - символическое имя. Ребята, приведите примеры смыслового и символического имен». На экран проецируются виды имён и их примеры.
Вторым свойством величины является ее
тип. С понятием типа величины вы также встречались, знакомясь с программированием и базами данных. Тип определяет множество значений, которые может принимать величина. Основные типы величин: числовой, символьный, логический. Поскольку в данном разделе мы будем говорить лишь о количественных характеристиках, и рассматриваться будут только величины числового типа.

«Если значение величины не изменяется, то она называется постоянной величиной или константой. Пример константы – скорость света в вакууме – с = 2,998*10^8м/с. На экран проецируются значения величины.

А какие постоянные величины вы знаете, ребята?»

Учитель: А как вы думаете, какая величина называется переменной

Величина, значение которой может меняться, называется переменной.  Например, уравнение равномерного движения:

х = х0 + vх·t

координата тела зависит от времени, Координата определяется однозначно. Такая зависимость называется функциональной.

На экран проецируется пример 1.

Теперь подробнее рассмотрим пример про уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой. Загрязнённость воздуха будем характеризовать концентрацией примесей – С (мг/м2), уровень заболеваемости – число хронически больных астмой, приходящихся на 1000 жителей данного города – Р (бол./тыс.). В данном примере зависимость между значениями носит более сложный характер, так как при одном и том же уровне загрязнённости в разные месяцы в одном и том же городе уровень заболеваемости может быть разным, так как на него влияют и другие факторы. На экран проецируется пример 2.

Рассмотрев два этих примера какой вывод можно сделать? в первом примере зависимость является функциональной, а во втором нет.

 Если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель. На экран проецируется вывод.

Если зависимость между величинами удаётся представить в математической форме, то мы имеем математическую модель.

Математическая модель - это совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ним и, представленных на языке математики.

Хорошо известны математические модели для первых двух примеров. Они отражают физические законы и представляются в виде формул:

Какие вы знаете зависимости:

Рассмотрим другие способы представления зависимостей между величинами: табличный и графический.

.

Имя, значение, тип»

Примеры детей.

Ответы детей.

Делают вывод

прямая, обратная, квадратичная, корневая

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные:  1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

                                  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Проведение эксперимента.
  1. Для     Для этого проведем эксперимент: измерим температуру
  2. кри         кристаллизации вещества.

Построить табличную модель и графическую нам поможет наша цифровая лаборатория.

Проводят эксперимент, анализируют результаты

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные:  1) Общеучебные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);  

                                  2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

6.Работа в группах

Составьте    Интеллект – карту на тему

«Величина»

Составляют Интеллект-карту

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

                                  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия

мы рассмотрели три способа моделирования зависимости величин: функциональный (формула), табличный и графический.  Формула более универсальна: имея формулу, можно легко создать таблицу и построить график, а наоборот – весьма проблематично.

Домашнее задание: Изучить § 17; вопрос1, 3 – устно, 2 - письменно

Выскажите своё отношение к уроку:

1. На уроке я работал       (активно - пассивно).

2.Своей работой на уроке я

(доволен - не доволен).

3.Урок для меня показался

(коротким - длинным).

4. За урок я      (не устал – устал).

5. Материал урока мне был

(понятен - не понятен, полезен –бесполезен).

Записывают домашнее задание

Заполняют анкету

Личностные: понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                                    

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется .

Слайд 2

1 . Модель – это упрощенное подобие реального процесса 2 . Информационной моделью организации учебного процесса в школе является правила поведения учащихся . 3. Географическая карта является материальной моделью 4 . Модель объекта содержит информации столько же, сколько и моделируемый объект 5. Информационная модель есть целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные свойства этого объекта 6. Картографический план местности является моделью, описанной формализованным языком 7. Объект может быть описан несколькими различными моделями 8. Компьютерная модель — это информационная модель, выраженная специальными знаками; 9. Запись музыкального произведения в виде нот есть знаковая модель 10. Информационные модели делятся на знаковые, вербальные и компьютерные Результат 1000111011 . Оценочная шкала: “5”- нет ошибок; “4” - до 2-х ошибок; “3” - до 4-х ошибок; “2” - более 4 ошибок.

Слайд 3

Дальше в лес - больше дров. Тише едешь - дальше будешь. Подальше положишь - поближе возьмешь . Назвался груздем – полезай в кузов Как аукнется - так и откликнется.

Слайд 5

Моделирование зависимостей между величинами

Слайд 7

Примеры таких зависимостей: 1) скорость движения частиц из которых состоит тело зависит от температуры 2) сила тока на участке цепи зависит от напряжения на концах этого участка 3 ) уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмой зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе.

Слайд 8

Моделирование уровня заболеваемости жителей города бронхиальной астмой, относится к области статистического прогнозирования, и мы рассмотрим его на следующих уроках .

Слайд 9

Основные свойства величин: Имя . Значение Тип Величина – количественная характеристика исследуемого объекта

Слайд 10

«время» « t » и мя смысловое символическое ТИП числовой символьный логический

Слайд 11

Скорость света в вакууме с = 2,998∙10 8 м/с х = х 0 + v х · t Значение величины п остоянная переменная

Слайд 12

Пример 1 Координата тела зависит от времени движения х (м) – координата тела х 0 (м) – начальная координата тела v х (м/с) – скорость тела t (с) – время движения Зависимость между величинами является полностью определенной: значение х однозначно определяет значение t

Слайд 13

Пример 2 Уровень заболеваемости жителей города бронхиальной астмы зависит от концентрации вредных примесей в городском воздухе. С (мг/м 2 ) - загрязнённость воздуха будем характеризовать концентрацией примесей, Р (бол./тыс.) - уровень заболеваемости – число хронически больных астмой, приходящихся на 1000 жителей данного города

Слайд 14

Вывод в первом примере зависимость является функциональной, а во втором нет. если зависимость между величинами удается представить в математической форме, то мы имеем математическую модель .

Слайд 15

совокупность количественных характеристик некоторого объекта (процесса) и связей между ними, представленных на языке математики. Скорость молекул Закон Ома Функциональная зависимость Математическая модель

Слайд 16

v , м/с Т , °С 6 1 ,1 9 1.4 12 1,6 15 1,7 18 1,9 21 2,1 24 2,2 27 2,3 30 2,5 таблица формула график Способы представления зависимостей

Слайд 17

Динамические модели - информационные модели, которые описывают развитие систем во времени. В физике: описывают движение тел В биологии: развитие организмов и популяций животных В химии: протекание химических реакций

Слайд 18

Вопрос? Какой способ моделирования наиболее универсальный и почему? функциональный

Слайд 19

Интеллект-карта ( — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры (от центра к периферии), то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ®) - разработка Тони Бьюзена , известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Групповая работа Составьте Интеллект – карту на тему «Величина»

Слайд 20

Основные правила, как составить интеллект-карту: 1. Возьмите лист бумаги А3. 2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. 3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. 4. От центра сделайте несколько ветвей , каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте. 5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо .

Слайд 21

Методы представления зависимостей Свойства величины Имя: отражает смысл величины Тип: определяет возможные значения величины Значение константа переменная Имя величины может быть символическим «давление газа » «температура» Р, Т Основные типы величин: числовой символьный логический Пример константы – скорость света Уравнение равномерного движения: х = х 0 + v х ·t смысловым с = 2,998*10^8

Слайд 22

Домашняя работа: § 17 вопрос 1,3 устно, 2 - письменно

Слайд 23

Рефлексия 1 . На уроке я работал (активно - пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен - не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким - длинным). 4 . За урок я (не устал – устал). 5. Материал урока мне был (понятен - не понятен, полезен –бесполезен).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование зависимостей между величинами

Урок в 10 классе по учебнику Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс.  "Моделирование зависимостей между величинами"...

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г. Игра «Как я стал учителем математики»

Урок - игра "Как я стал учителем математики" подготовлен в 2003 году, но на мой взгляд форма и содержание урока вполне современны....

Технологическая карта-корреляционные зависимости

Технологическая карта-корреляционные зависимости...

Технологическая карта урока "Русь между Западом и Востоком"

Технологическая карта интегрированного урока по истории России для 6 класса....

Моделирование зависимостей между величинами

Цель урока:Учащиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели; моделирование зависимостей между величинами.Учащиеся должны уметь:...

Открытый урок по информатике "Моделирование зависимостей между величинами" в 11 классе

Интегрированный урок информатики и физики при использовании проектно-исследовательской технологии....