Методическая разработка по теме "Информационное моделирование"
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)
Методическая разработка по теме " Информационное моделирование" предназначена для урока по инфоматике в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_izhdavletova_t.l.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
По теме Информационное моделирование
Тип урока: с применением современных информационных технологий
Цели урока:
- Образовательные:
- ввести классификацию структур информационных моделей;
- сформировать понятия «граф», «деревья», «таблицы»;
- ознакомить обучающихся с граф-моделями и табличными моделями систем, сформировать умение строить такие модели, использовать их для решения практических задач.
- Развивающие:
- развивать умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера;
- развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.
- Воспитательные:
- стимулировать интерес обучающихся к информационным технологиям;
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач.
Задачи урока:
- Знать:
- понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица»;
- структуры информационных моделей;
- структуру и типы таблиц.
- Уметь:
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети, таблицы) по вербальному описанию системы;
- строить различные по типу таблицы.
Формируемые умения: самоанализ вопросов теста, слушать, работать по учебнику, по карточкам.
Цели использования ИКТ: проверить теоретические знания с помощью теста, созданного в программе MyTestXPro, объяснить новый материал с использованием презентации MS PowerPoint, закрепить знания с помощью кроссворда, созданного в презентации MS PowerPoint, работа по карточкам в текстовом редакторе MS Word.
Этап урока, на котором использовались ИКТ: актуализация знаний, тестовый контроль, изучение нового материала.
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, практическая.
Формы организации работы учителя: контроль, объяснение, консультирование.
Технологические особенности: личностно–ориентированная, дифференцированная, объяснительно– иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии.
Технические условия
Используемое оборудование: компьютерный класс с установленным ПО (MS Power Point, MS Word, MyTestXPro), проектор, экран.
Разработанные цифровые образовательные ресурсы: подготовка теста в MyTestXPro, презентации нового материала урока, кроссворда.
Литература: И.Г Семакина «Информатика 10 класс», § 14
Технологическая карта урока
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
I. Организационный момент | 1 мин | – проверить готовность обучающихся к уроку; |
|
|
|
| Презентация к уроку слайд № 8. (Приложение 3 – гиперссылка в презентации к текстовому файлу). |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
II. Актуализация знаний | 5 мин. | – повторить базовые понятия изучаемой темы. | Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Работать с тестовой программой MyTestXPro. | Самоорганизация контроля | Самостоятельная работа | Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Подготовка контролирующей программы-теста на всех компьютерах класса. | Размещаются за свои рабочие места за компьютером. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
III. Мотивация и целеполагание | 3 мин | – подготовить учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока; | Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Создавать информационные модели на основе системного анализа. | сформулировать цели и задачи урока при использовании методики «Закончи предложение». | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайды № 15-17. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 15-17, беседа с обучающимися, подготавливающая к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. Помощь в составлении правильной формулировки цели и задач урока. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Реализация цели осуществляется через составление графа, который через системный анализ объекта моделирования подготавливает обучающихся к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IV. Изучение нового материала | 12 мин. | – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»; | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Когнитивный метод | Лекция–демонстрация, беседа | Презентация 1, слайды № 19-31. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 19-31, беседа с учащимися. | Размещаются за свои рабочие места. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
V. Первичная проверка понимания знаний | 4 мин. | – установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация с кроссвордом (Презентация 2) – гиперссылка в презентации. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Демонстрация презентации с кроссвордом. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Отвечают на вопросы, заполняя ответами кроссворд. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VI. Физминутка для глаз | 1 мин. | – снять усталость и напряжения обучающихся. |
|
|
|
| Презентация 1, слайды № 35-36. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Демонстрация презентации с физминуткой. | Просмотр видеоролика из презентации. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VII. Закрепление нового материала | 10 мин | – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять информационные модели: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 38 (гиперссылка в презентации к текстовому файлу |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учащимся предлагается выполнить практическую работу, используя учебник: [1] или карточки. | Работа выполняется на выбор учащегося в текстовом редакторе MS Word, либо в тетради. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VIII. Рефлексия урока | 2 мин. | – выявление уровня осознания содержания пройденного материала. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | «Закончи фразу...» | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 39. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Помощь в составлении правильной фразы. | Самостоятельно продолжают фразу, выявляя затруднения при обучении. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IX. Подведение итогов учебного занятия | 1 мин | – оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация | самооценка | Презентация 1, слайд № 40. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Знакомство с критериями оценивания работы за урок. Подсчет набранных баллов. Выставление оценок. Комментарий оценок. | Самооценивание по предложенным критериям. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
X. Задание на дом | 1 мин. | – дать полную информацию о домашнем задании; | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения |
| Презентация 1, слайд № 41. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Комментарии домашнего задания. Самоанализ урока (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). | Запись д/з |
Методическая часть
Элемент ИКТ | Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения | Презентация MS PowerPoint | Презентация MS PowerPoint Презентация1.pps (слайд №19 –31) | Текстовый редактор MS Word |
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке | личностно-ориентированная технология | личностно-ориентированная технология | объяснительно-иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии | практическая работа |
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»; | закрепить навыки и умения работы по созданию информационных моделей: «граф», «сеть», «дерево» «таблица». |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | иллюстративно-наглядное объяснение с обращением в форме вопросов к учащимся и комментарием учителя | самостоятельная работа учащихся за компьютером |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Моделирование одежды методом наколки.Наколка прямой юбки".
Методическая разработка по предмету "Моделирование и художественное оформление одежды". по теме: "Моделирование одежды методом наколки. Наколка прямой юбки"....
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»...
Методическая разработка по теме «Моделирование и формализация»
В методической разработке приводится сравнительный анализ изложения материала в учебниках разных авторов, рассматривается цикл уроков, позволяющих подробно рассмотреть тему "Моделирование". Приводится...
Методическая разработка урока "Информационное моделирование" (6 класс)
Урок изучения нового материала. Урок нацелен на формирование представления о моделях и их назначении, о моделировании....
Методическая разработка лабораторной работы "Моделирование. Составление прогноза. Тренды"
В данной лабораторной работе представлен алгоритм составления прогноза в Excel с использованием линий тренда...
Методическая разработка раздела «3D моделирование и печать на 3D принтере» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделирование»
В настоящее время цифровые технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно. В современном мире очень ак...