Методическая разработка по теме «Моделирование и формализация»
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
В методической разработке приводится сравнительный анализ изложения материала в учебниках разных авторов, рассматривается цикл уроков, позволяющих подробно рассмотреть тему "Моделирование". Приводится конспект и презентация для вводного урока, разработка урока "Построение и исследование физической модели в среде табличного процессора MS Excel", а также сценарий внеклассного мероприятия, завершающего изучение темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_i_formalizatsiya.zip | 542.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование как метод познания.
Цели урока:
образовательные:
- изучение понятия «модель», видов моделей и их назначения
- составление схемы моделирования
- составление информационной модели
развивающая:
- развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей
воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе.
- воспитание культуры общения.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: эвристическая беседа, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа
Оборудование урока:
Программное обеспечение: MS Exсel, MS PowerPoint, презентация «Моделирование как метод познания. Типы моделей».
Дидактический материал: карточки с заданиями «Ситуация», «Типы моделей»
Наглядные пособия: плакат «Информационные модели»
Требования к знаниям, умениям и навыкам: Учащиеся должны иметь представление о моделировании как методе познания, общения практической деятельности; понимать сущность процесса информационного моделирования; знать определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель», классификацию моделей; уметь выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования.
Возраст: 11 класс
Продолжительность: 1 урок
План урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление полученных знаний
- Подведение итогов урока
Ход урока.
- Организационная часть
- Мотивация познавательной деятельности.
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль, погибли 523 человека.
Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то «несерьезные» опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства и случилось непоправимое.
- Объяснение нового материала
С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка заменяет им коня и т.д.) В развитии ребенка, в процессе познания ими окружающего мира такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных объектов, играют важную роль.
Модели и моделирование используются человечеством давно. По сути, именно модели и модельные отношения обусловили появление разговорных языков, письменности, графики. Наскальные изображения наших предков, затем картины, книги – это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям. Что же мы понимаем под понятием моделирование?
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей. (слайд 2)
Попробуем разобраться в том, что такое модель.
Моделью мы называем и некую уменьшенную копию какого-то предмета (глобус как модель земного шара, макет застройки жилого района, муляж яблока), и схему физического явления (планетарная модель земного шара), и образец создаваемого предмета (модель одежды, новая модель автомобиля), и описание последовательности действий (модель сборки изделия, модель разбора предложения по составу).
Какими бы ни были модели, в них можно выделить общие моменты. (слайд 3)
- Любая модель строится в соответствии с некоторой целью, которая заранее определяется тем, кто занимается моделированием, субъектом моделирования.
- Во всех случаях моделирования есть некий объект, который субъект моделирования стремится как-то описать или представить.
- Любая модель каким-то образом соответствует объекту, подобна ему.
- В модели отражаются только некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.
Примеры.
Итак модель – это упрощенное подобие реального объекта, процесса или явления, которое отражает существенные свойства объекта в зависимости от целей моделирования. (слайд 4)
Существуют различные виды моделей. Их классификацию можно производить в соответствии с различными признаками. (слайд 5)
- По области использования:
- учебные – используются при обучении;
- опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик;
- научно-технические – создаются для исследования процессов и явлений;
- игровые – репетиция поведения объекта в различных условиях (военные, экономические, деловые и др. игры);
- По учету фактора времени:
- статические – описывающие состояние объекта в определенный момент времени (Примеры моделей: классификация животных, строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и т.д.)
- динамические – описывающие процесс изменения и развития объекта. (Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций)
Вопрос: твоя фотография и твой детский альбом, – к какому типу вы отнесете каждую из моделей и почему? (ответы учащихся)
- По отрасли знания:
- химические
- экономические
- биологические
- исторические
- социологические и др.
- По способу представления объекта:
- материальные
- информационные
Остановимся подробнее на последней классификации.
Как вы думаете о каком виде моделей писал американский поэт Генри Лонгфелло:
…Решил модель соорудить,
во всем подобную натуре,
…
И на модели без труда
Любой вопрос решить всегда.
(о материальных моделях)
Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Информационная модель – это описание объекта в некоторой форме. (слайд 6)
Примеры: глобус – материальная модель Земли, географическая карта – информационная модель.
Приведите свои примеры материальных и информационных моделей. (примеры учащихся)
Информационные модели по форме представления делят на: (слайд 7)
- словесные (вербальные);
- графические;
- табличные;
- математические.
(Примеры учащихся)
А теперь ответьте на такой вопрос: является ли истинным высказывание «Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью». Обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся). (слайды 8 и 9)
Приведите свои примеры, подтверждающие данное положение.
Ну а теперь давайте рассмотрим схему процесса создания информационной модели. (слайд 10) Комментарии к схеме:
- исследователь изучает объект;
- у исследователя есть определенная цель исследования объекта;
- объект обладает свойствами;
- исследователю доступна информация о свойствах объекта;
- некоторые свойства являются существенными для исследователя с точки зрения целей исследования;
- исследователь отбирает часть информации, которая поможет ему
- Закрепление полученных знаний
1. Выделить в исследуемой ситуации: объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования, модель. (Заполнить карточки)
Ситуации:
- Конструктор на заводе игрушек разрабатывает новую машинку.
- Мальчик запускает самолетик.
- Художник рисует портрет девушки.
2. Распределите предложенные модели в две колонки: в одну поместите статические информационные модели, в другую – динамические. (см. Таблица «Информационные модели») Ответ I: С1, А2, С2, С3, С4. II: А1, В2, А3, В3, А4, В4)
3. Распределите предложенные модели по группам: словесные, табличные, графические, математические: (см. Таблица «Информационные модели») Ответ словесные: А1, С3; табличные: В1; графические: С1, А2, В2, В3, А4, С4
4. Практическая работа на ЭВМ. Создание информационной модели.
- План класса (Paint)
- Изменение численности населения (Excel)
- Блок-схема линейного алгоритма (Word)
- Подведение итогов урока
| ||||||||||||
Опорный конспект
_____________________ – это метод познания, состоящий в создании и изучении модели.
Модель это _________________________________________________________________
Классификация моделей
Информационные модели
- _______________________
- _______________________
- _______________________
- _______________________
Схема создания информационной модели
Карточки к заданию№1
Выделить в исследуемой ситуации: Объект ________________________ Субъект _______________________ Задача исследования __________________________________________ ____________________________________________________________ Цель моделирования __________________________________________ Модель ___________________________ |
Выделить в исследуемой ситуации: Объект ________________________ Субъект _______________________ Задача исследования __________________________________________ ____________________________________________________________ Цель моделирования __________________________________________ Модель ___________________________ |
Выделить в исследуемой ситуации: Объект ________________________ Субъект _______________________ Задача исследования __________________________________________ ____________________________________________________________ Цель моделирования __________________________________________ Модель ___________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме: «Моделирование и формализация»
закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MSExcelи умения составить таблицу для решения конкретной задачи;приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих...
Разработки содержания уроков информатики в моделях по теме «Моделирование и формализация» 9 класс
Учебный материал позволяет очень быстро и визуально изучить тему «Моделирование и формализация» в 9 классе при помощи моделей содержания учебного материала и слайдовых презентаций, приступить к её пра...
Тесты по теме "Моделирование и формализация" 9 класс
Проверочные тесты к темам: "Моделирование и формализация", "Формализация и визуализация моделей","Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"....
Тест по теме "Моделирование и формализация"
Тест состоит из 2 вариантов, в каждом из которых по 10 вопросов. Тест реализован в программе MS PowerPoint с использованием языка VBA. Презентация состоит из трех слайдов:1) титульный слайд с указание...
Презентации по теме "Моделирование и формализация"
Моделирование и формализация...
Методическая разработка по теме: "Моделирование одежды методом наколки.Наколка прямой юбки".
Методическая разработка по предмету "Моделирование и художественное оформление одежды". по теме: "Моделирование одежды методом наколки. Наколка прямой юбки"....
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»
Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе»...