Методическая разработка урока
методическая разработка по информатике и икт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 245.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ ГАПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая» | |
Методическая разработка учебного занятия |
Методическая разработка
учебного занятия
по дисциплине ОУД.07 Информатика
на тему: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, обработка и передача информации»
Разработчик: Ахметова Ляйля Рашидовна, преподаватель информатики первой квалификационной категории ГАПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая» |
с. Б. Атня – 2019
Оглавление
1. Введение
2. Аннотация
3. Методика проведения урока
4. План урока
5. Учебный материал для проведения урока
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Введение
Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Термин «информация» происходит от латинского слова information, что означает сведения, разъяснения, изложение.
Во многом определение информации зависит от отрасли человеческой деятельности:
- в бытовом смысле под информацией понимают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чей-либо деятельности и т.п.;
- в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
- в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.
Применительно к компьютерной обработке данных, под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, звуков, графиков, рисунков и др.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Физически информация в ЭВМ записывается и передается в виде электрических сигналов.
Один из основоположников информатики как науки Норберт Винер о понятии информация говорил так: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших органов чувств».
Информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляются прием, передача (обмен), преобразование и использование информации.
В информационных процессах выделяются перечисленные выше виды процессов: получение, хранение, передача, обработка, использование информации.
Получение информации – это прежде всего реализация способности к отражению различных свойств объектов, явлений и процессов в окружающем мире.
Передача информации всегда осуществляется по некоторому каналу связи от источника информации к приемнику (ее получателю). Например, звук – канал связи - колебание воздуха; свет – электромагнитное колебание.
Обработка информации – прежде всего под обработкой информации понимают получение новой информации из уже имеющейся. Например, перевод русского текста на иностранный, сумма чисел.
Использование информации – это обязательный элемент формирования целенаправленной деятельности. Именно при использовании информации выявляются такие свойства, как ее новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота и т.п.
Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации, передачи информации со временем. С точки зрения человека, различная информация, в зависимости от степени ее важности и ценности, может иметь разное по длительности время хранения.
Аннотация
Методическая разработка написана для обучающихся очного отделения 1 курса по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Тема: «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, обработка и передача информации».
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе процессы передачи информации пронизывают всю нашу жизнь, поэтому информационные процессы следует представлять как совокупность интеллектуальных и современных процессов.
Для передачи информации на большие расстояния люди создали средства связи: почту, телеграф, телефон, радиосвязь, спутниковую связь и т.д. Благодаря средствам связи современный человек может в тот же день узнать о событии, произошедшем в любой точке земного шара. Именно поэтому информационным процессам следует отвести особо значимое место в жизни общества.
Для изучения данного материала обучающимися в кабинете имеются плакаты, раздаточный материал, учебники, компьютеры, мультимедийные технологии.
Данная методическая разработка представлена для использования на уроках информатики, преподавателями средних специальных учебных заведений.
Методика проведения урока
Урок проводится в учебном кабинете. Организационный момент включает в себя проверку отсутствующих и готовности студентов к уроку. После этого сообщается тема, цели и задачи предстоящего урока. Потом проводится разъяснение учебного материала.
Закрепление изученного материала осуществляется также опросом, но уже с помощью тестовых заданий, записей и слайдов. В конце дается домашнее задание. После всего обучающиеся приводят в порядок свои рабочие места, тетради, книги, сдают учебные пособия.
План урока
Тема: | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, обработка и передача информации |
Цель: | Формирование навыков распознавания и описания информационных процессов в социальных, биологических и технических системах |
Задачи: | |
Дидактические: | - познакомить студентов с понятием информационные процессы, - показать практическое применение теоретического материала; - научить решать практические задачи, связанные с информационными процессами. |
Развивающие: | - развивать мыслительные процессы студентов; - развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека при работе с информацией; - развивать такие процессы, как умение обобщать и сравнивать. |
Воспитывающие: | - воспитание познавательной потребности, интереса к предмету; - контроль за ТБ, прививание навыков самостоятельной работы, - привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность |
Обучающиеся должны знать: | - понятие информационного процесса; - основные информационные процессы, передача информации в социальных, биологических и технических системах; - распознавание и описание информационных процессов в социальных, биологических и технических системах |
Обучающиеся должны уметь: | распознавать и описывать информационные процессы |
Место проведения: | Учебный кабинет |
Продолжительность занятия: | 90 минут |
Оснащение занятия: | ПК по числу обучающихся, ИТК практической работы |
Литература: | Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ учебник. – М: Academia, 2011. |
Формируемые ОК: | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. |
План проведения занятия:
№ | Этапы занятия (возможно изменение, дополнение и т.д.) | Время |
1 | Организационный момент | 3 мин |
2 | Актуализация ранее усвоенных знаний | 2 мин |
3 | Объяснение нового материала | 15 мин |
4 | Формирование способов действия: А) инструктаж по ТБ, по отработке практических навыков; В) практическая работа за компьютером | 50 мин |
5 | Закрепление изученного материала | 10 мин |
6 | Подведение итогов практического занятия | 5 мин |
7 | Рефлексия | 5 мин |
1. Организационный момент
Проверка готовности к занятию, создание благоприятного психологического климата, приветствие студентов, проверка готовности к совместной деятельности.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний (по вопросам):
На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, “каменный век” - эпоха технологии обработки камня для получения орудия труда, “бронзовый век” - эпоха овладения технологией обработки металла, “век книгопечатания” - эпоха овладения новыми методами распространения информации, “век электричества” - эпоха овладения новыми видами энергии. Еще 20-30 лет назад говорили, что наступил “атомный век”, сейчас все чаще можно услышать о “веке информации” и “веке ЭВМ”.
Вопрос. Подумайте и скажите, пожалуйста, что значит эпоха информации и эпоха ЭВМ?
Вспомните свойства информации.
1. Выберите полную информацию:
в 1 году - 12 месяцев;
встреча назначена на завтра;
сутки – это 24 часа;
отправление поезда в 17 часов.
2. Выберите достоверную информацию:
в кабинете информатики находятся компьютеры;
собака – друг человека;
в квадрате все стороны равны;
урок длится 20 минут.
3. Выберите своевременную и одновременно важную информацию:
контрольная работа по математике состоится завтра;
неделю назад состоялись соревнования по футболу.
3. Объяснение нового материала.
Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе.
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.
Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
Существует три типа информационных процессов:
· хранение,
· передача
· обработка информации.
С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир.
В зависимости от направлений, по которым пересылается информация, различают каналы связи:
- симплексный (передача идет только в одном направлении);
- полудуплексный (в каждый момент времени производится либо передача, либо прием информации);
- дуплексный (передача и прием информации осуществляются одновременно в двух встречных направлениях).
Мы говорили о том, что информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, обработка, хранение, передача и использование информации. На предыдущих уроках мы рассматривали информационные процессы, протекающие в живой и неживой природе, в человеческом обществе. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир. Но информационные процессы характерны не только для живой и неживой природы. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с информационными процессами. Как же происходит передача информации в технических системах? На этот вопрос даёт ответ наш урок. Тема урока – «Информационные процессы в технике. Роботы».
Сначала определим, что называют техникой. Согласно словарю, техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. По мере создания новых орудий труда техника освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. После того, как мы поняли, что называют техникой, перейдём к вопросу о том, как протекает передача информации в мире техники.
Наука, которая занимается процессами управления сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах), называется кибернетикой. С точки зрения этой науки, жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Таким образом, состояние технической системы поддерживается системой управления.
Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект, который обеспечивает требуемое поведение или работу.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта.
Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым — кондиционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (канал обратной связи). При повышении или понижении температуры в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Таким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале. Мы можем увидеть, что системы управления встроены во всю современную бытовую технику и обеспечивают функционирование системы управления по заданной программе.
Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом). Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.
Управление технической системой может выполнять человек или встроенный в техническое устройство микропроцессор. Системы, которые функционируют без участия человека, называют автоматическими. Если человек вместе с техническим устройством участвует в процессе управления, то такую систему называют автоматизированной. Например, компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
4. Формирование способов действия:
А) инструктаж по ТБ, по отработке практических навыков
Б) практическая работа за компьютером
Упражнение 1 (работа в парах).
Заполнить таблицу
Пример обработки информации | Входная информация | Правило преобразования | Выходная информация |
Таблица умножения | |||
Определение времени полёта рейса «Москва — Ялта» | |||
Отгадывание слова в игре «Поле чудес» | |||
Получение секретных сведений | |||
Постановка диагноза болезни |
Упражнение 2 (Работа в тетрадях).
Вещество, энергия, информация – основные понятия науки. В каждом из приведенных примеров они передаются, хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.
Процессы | В - вещество | П - передача | П - природа |
1. Идет дождь | В | П | П |
2. Именинник получает подарки | В | П | О |
3. Нефть течет по нефтепроводу |
|
|
|
4. Запасы газа находятся под землей |
|
|
|
5. ЛЭП (линия электропередач) в действии |
|
|
|
6. Учитель учит учеников |
|
|
|
7. Переводчик работает на переговорах |
|
|
|
8. Птица вьет гнездо |
|
|
|
9. На складе лежит заряженная батарейка |
|
|
|
10. Светит солнце |
|
|
|
11. Многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию |
|
|
|
12. В библиотеке хранятся книги |
|
|
|
Упражнение 3.
Дана кодовая таблица флажковой азбуки.
Расшифруйте слова и объясните их значение.
1)
2)
5. Закрепление изученного материала.
Придумать несколько информационных процессов по теме «Моя группа», определить, к какому типу информационных процессов он относится.
6. Подведение итогов практического занятия.
Что вы узнали на занятии? Повторение основных информационных процессов.
7. Рефлексия.
Вспомнить цель урока и определить степень ее достижения.
1. Что нового сегодня вы узнали на уроке?
2. Чем понравилось этот практический урок?
3. Что больше всего вам понравилось на уроке?
4. Ваши главные результаты сегодня?
Выставление оценок.
Заключение
Значимость изучения темы «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, обработка и передача информации» для обучающихся велика.
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации. Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Главная задача преподавателя – сформировать практические, интеллектуальные и общие учебные умения. Необходимо построить беседу со студентами об источниках информации, средствах передачи информации, приводящую к тому, чтобы у них сформировались понятие о существовании 3 основных информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют применять и неограниченно обогащать содержание образования, выполнение любого задания. Упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока.
Список использованной литературы
1. М.С. Цветкова, Л.С. Великович Информатика и ИКТ учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2019.
2. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, М. С. Цветкова Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. – 4-е издание, М: Издательский центр «Академия», 2019.
3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2019.
4. Е. В. Михеева Практикум по информатике: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Интернет-ресурсы:
1. znanium.com – электронно-библиотечная система: И. И. Сергеева, А. А. Музалевская, Н. В. Тарасова Информатика: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2019, http:// znanium.com/catalog/product/1002014
2. http:// book.kbsu.ru/ - интерактивный учебник и практикум, Л.З. Шауцукова.
3. http://nemalo.net/other/18829-microsoft-office-2007.-obuchajushhijj-videokurs.html -
Электронный видео учебник для СПО
4. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий.
5. https://infourok.ru/ - ведущий образовательный портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...