Применение графической наглядности на уроках информатики для слепых и слабовидящих детей.
методическая разработка по информатике и икт
Особенности графической наглядности для детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskaya_naglyadnost.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение графической наглядности на уроках информатики
для слепых и слабовидящих детей.
Из опыта работы учителя информатики Сафроновой Л.Н.
Многолетняя практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей показала, что выпадение или серьезное нарушение функции зрения пагубным образом сказывается, прежде всего, в области информационного обмена с окружающим миром, и, следовательно, в области освоения навыков социального общения — коммуникации. Изучение информатики являются тем уникальным средством, которое способно обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, т.к. предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и представлять в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к информационной культуре современного общества, перспективы роста возможностей социальной адаптации, доступа к образованию, роста уровня достижений, расширения сфер будущей деятельности.
Наглядность – основной элемент образовательного процесса не только зрячих, но и детей с нарушением зрения. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно. Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия "информация": Одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов.
Графическая наглядность – особый вид наглядности, к которой относятся таблицы, карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики. Высокая степень обобщенности содержания курса информатики выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условных изображений должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях. Средства наглядности нужно делать с учетом данных офтальмолога, относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения, т.е. с оптимальным размером (масштабностью) и доступной нагрузке пособия, рельефной и цветовой унификацией, контрасностью изображений.
Использование таблиц и схем в изучении информатики позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта. При работе с детьми, имеющими глубокое нарушение зрения важно обучить правильному обследованию предметов, сформировать у ребенка стратегию обследования наглядного материала. Основные клинические формы патологии определяют целый ряд требований к графической наглядности: его сложность, специальные размеры, форма, рельеф, степень контрастности и окрашенность пособий, условия воспроизводительной деятельности, последовательность и режим предъявления дидактического материала.
Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком. Учитель должен знать остроту зрения ребенка отдельно на левый и правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать поле зрения, периферическое зрение, цветоощущение, световую чувствительность, бинокулярность, глубинное зрение, состояние прослеживающих функций зрения и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся, особенности их восприятия объектов и процессов. Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств, с учетом зрительных возможностей ребенка, графические объекты можно дооформить индивидуально для каждого:
- разнообразной палитры цветов
- рисунков (здесь рисунок как элемент оформления таблицы);
- набора шрифтов;
- различных средств обрамления таблиц;
- установления определенного количества столбцов и строк;
- реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.
Рассмотрим на примере использование графической наглядности и метопредметной связи на уроках информатики. Метапредметность — это неотъемлемая часть любой образовательной среды. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Одним из направлений применения метапредметных умений в информатике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности, конкретно, показать связь информатики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.
Тема | Графическоая наглядность | Метапредметная связь |
Клавиатура компьютера | Схема | Русский язык Английский язык |
«Объекты и системы» | таблицы классификация растений, схемы состава объекта цветка. | на основе знаний по биологии о живой и неживой природе |
«Информационное моделирование» | Графики и диаграммы Решение задач схемы | География Математика, физика Черчение, тифлографика |
«Информация и информационные процессы» | Таблицы Схемы Графики и диаграмм | География Биология История |
Компьютерная графика | Таблица | Геометрия |
Системы счисления | Таблицы схемы | Математика История |
База данных | Таблица | История география |
Алгоритмизация и программирование | Блок-схемы, наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения | Математика |
Рассмотрим некоторые объекты графической наглядности. Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. С помощью таблиц можно выделить, основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное.
Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается. Для развития зрительного восприятия применяются таблицы с плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтом.
Таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида:
1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.
2. Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы. При сравнении выделяется общее, особенное, единичное.
3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий.
Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы. Таблицы применяются практически на каждом уроке информатики, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих и слепых обучающихся.
Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок. Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.
Различают следующие типы схем: статичные и подвижные (анимационные).
К графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки.
В своей работе я акцентировала внимание на применение графической наглядности, но хочется сказать о информационных объектах, которые применяются на уроках информатики: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений, репродукции, схемы, плакаты, таблицы, презентации, аудио- и видеофайлы, разнообразные программы и др. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения. Важной особенностью преподавания предмета является использование компьютеров на каждом уроке. Это ключевое условие для проведения уроков «Информатика и ИКТ». Кроме того, компьютер является одним из основных ТСО при использовании наглядных методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
Особенности преподавания информатики в школе для слепых и слабовидящих детей
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями преподавния информатики в школе для слепых и слабовидящих детей. Она написана с учетом опыта работа с такими детьми....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...
Применение интерактивных технологий в образовательном процессе слепых и слабовидящих детей.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и...
Образовательные потребности слепых и слабовидящих детей на уроках информатики
Для реализации возможностей каждого ребенка с ОВЗ, необходим учет особенностей обучения и (ре)абилитации каждой категории детей с отклоняющимся развитием. Основой этого учета должны быть знания образо...
Инновационный продукт «Скрытые резервы». Методический и дидактический материал по математике и информатике для обучения слепых и слабовидящих детей.
Адресность продукта.Данный продукт призван оказать помощь учителям математики и информатики, работающих в классах для слепых и слабовидящих детей.Наибольшая значимость продукта для учителей данных пре...