Рабочая программа педагога
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Рабочая программа по информатике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_10_klass.doc | 213 КБ |
informatika_11_klass.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Медведевой Екатерины Сергеевны
По информатике в 10 классе
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии;
- Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Санниковская СОШ» (приказ от 26.08.2019г №1).
- Учебный план МБОУ «Санниковская СОШ» на 2019-20 учебный год (приказ от 26.08.2019г № 37).
- Годовой календарный график МБОУ «Санниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год (приказ от 26.08.2019г №42).
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 30.08.2016 г. №42)
- Авторская программа Семакин И.Г. «Программа курса информатики и ИКТ для старшей школы: базовый уровень» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Согласно действующему учебному плану предполагается обучение в объеме 35 часов (1 ч в неделю). Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» ориентирована на использование УМК под редакцией Семакин И.Г.
Изменений в авторской программе нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Учебно-методический комплект по «Информатике и ИКТ» издательства «Бином. Лаборатория знаний» (автор Семакин И.Г.) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий информатики основной школы. Новое издание этого комплекта адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
• Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в соответствии со стандартом. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:
• Определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;
• Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
• Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
• Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровье сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровье-сберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках,
- использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
- создание условий для самовыражения учащихся.
В данных классах планируется использовать следующие методы обучения:
- Методы обучения, выделяемые по источнику знаний
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Практические методы обучения
- Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся
- Репродуктивные
- Проблемно-поисковые
- Самостоятельная работа учащихся
Проблемное обучение информатике
- Метод проблемного обучения
- Исследовательский метод
- Метод проблемного изложения
На уроках используются технология личностно ориентированного обучения, обучение с применением ИКТ.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
- Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
- Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
- Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются различными способами. Так, требования «знать, понимать» оцениваются в ходе устного опроса, набора заданий, тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения практических работ на компьютере. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять операции с файлами и данными, умение работать в различных средах.
Условные обозначения
Тип урока
КУ | Комбинированный |
УУНЗ | Урок усвоения новых знаний |
УЗИМ | Урок закрепления изученного материала |
УП | Урок повторения |
УСОМ | Урок систематизации и обобщения материала |
УПЗ | Урок проверки и оценки знаний |
* | Урок с применением ИКТ |
Планируемые результаты
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
В результате изучения информатики и информационных технологий в 10 классе (базовый уровень) ученик должен знать/ понимать:
- Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
- Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь:
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Распознавать информационные процессы в различных системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- Автоматизации коммуникации оной деятельности;
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Тема 1. Информационные технологии (15 часов)
Понятие информации в науке. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Введение в теорию систем. Объемный подход. Содержательный подход. Что такое «система». Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации
Практические занятия по теме:
- Программирование машины Поста
Тема 2. Защита информации (3 часа)
Практические занятия по теме:
- Выполнение заданий по теме «Шифрование данных»
Тема 3. Моделирование (6 часов)
Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных. Пример структуры данных – модели предметной области. Алгоритм – модель деятельности.
Практические занятия по теме:
- Выполнение заданий по теме «Структуры данных: графы»
- Выполнение заданий по теме «Структуры данных: таблицы»
Практические занятия по теме:
- Управление алгоритмическими исполнителями
- Алгоритмы работы с величинами
Тема 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов (9часов)
Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией. Программное обеспечение компьютера. Дискретные модели данных в компьютере.
Практические занятия по теме:
- Выбор конфигурации компьютера
- Настройка BIOS
Представление чисел. Представление текста, графики, звука.
Практические занятия по теме:
- Системы счисления; двоичная арифметика.
- Представление чисел в памяти компьютера.
- Представление текстов. Сжатие текстов (алгоритм Хаффмена)
- Представление изображения
- Представление звука
Современные архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей.
Резерв (2 часа)
Содержание тем учебного предмета
№ | Название темы | Количество часов | Вид занятий | ||
Лабораторные и практические | Экскурсии | Контрольные работы | |||
1 | Информационные технологии | 15 | 1 | ||
2 | Защита информации | 3 | 1 | ||
3 | Моделирование | 6 | 3 | ||
4 | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 9 | 2 | ||
5 | Резерв свободного времени | 2 | 2 | ||
Итого: | 35 | 9 |
Тематическое поурочное планирование 10 класс базовый уровень (И.Г. Семакин)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приложение |
Информационные технологии (15 часов) | |||
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Введение. Структура информатики. | 1 | |
2 | Информация. Представление информации | 1 | |
3 | Информация. Представление информации. | 1 | |
4 | Практическая работа 1.2; 1.4 | 1 | |
5 | Измерение информации. | 1 | |
6 | Измерение информации. | 1 | |
7 | Измерение информации. ПР 2.1 | 1 | |
8 | Введение в теорию систем | 1 | |
9 | Введение в теорию систем ПР 1.5 | 1 | |
10 | Процессы хранения и передачи информации | 1 | |
11 | Процессы хранения и передачи информации | 1 | |
12 | Процессы хранения и передачи информации ПР 1.6 | 1 | |
13 | Обработка информации | 1 | |
14 | Обработка информации | 1 | |
15 | Обработка информации ПР 2.2 | 1 | |
16 | Поиск данных | 1 | |
17 | Защита информации | 1 | |
18 | Защита информации ПР 2.3 | 1 | |
19 | Информационные модели и структуры данных | 1 | |
20 | Информационные модели и структуры данных | 1 | |
21 | Информационные модели и структуры данных ПР 2.4 | 1 | |
22 | Информационные модели и структуры данных ПР 2.5 | 1 | |
23 | Алгоритм - модель деятельности | 1 | |
24 | Алгоритм - модель деятельности ПР 2.6 | 1 | |
25 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. | 1 | |
26 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. | 1 | |
27 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. ПР 2.7 | 1 | |
28 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. ПР 2.8 | 1 | |
29 | Дискретные модели данных в компьютере | 1 | |
30 | Дискретные модели данных в компьютере | 1 | |
31 | Дискретные модели данных в компьютере ПР 2.9 | 1 | |
32 | Дискретные модели данных в компьютере ПР 2.10 | 1 | |
33 | Дискретные модели данных в компьютере ПР 2.11 | 1 | |
34 | Многопроцессорные системы и сети | 1 | |
35 | Многопроцессорные системы и сети ПР 2.12 | 1 |
Материально – техническое обеспечение рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 – 11 классов
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 – 11 классы: методическое пособие
Оборудование и приборы
- Операционная система Alt Linux.
- Пакет офисных приложений OpenOffice.
- Средства телекоммуникации (выход в Интернет);
- Аудиторная доска;
- Мультимедийные проектор.
Интернет ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Литература, рекомендованная для учащихся
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
- Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Лист внесения изменений
Дата и тема не проведенного урока | Класс | Причина (№ приказа) | Восстановление | Дата проведения | Учитель роспись |
Приложения
а) Критерии оценивания
При проверке качества знаний при выполнении теста или набора заданий можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Материал полностью усвоен. Выполнено 95% - 100% предложенных заданий. Ученик легко справляется с нестандартными заданиями и заданиями повышенной сложности.
«4» - Материал полностью усвоен. Выполнено 75% - 94% предложенных заданий. Ученик легко справляется с предложенными заданиями, но может допускать негрубые ошибки.
«3» - Материал усвоен частично. Выполнено 50% -74 % предложенных заданий. Ученик справляется с частью предложенных заданий, допускает ошибки.
«2» - Материал не усвоен. Выполнено 0% - 49 % предложенных заданий. Ученик либо вообще не справляется ни с одним из предложенных заданий, либо выполняет лишь небольшую их часть, возможно и с ошибками.
При проверке качества умений и навыков при выполнении практической работы можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Практическая работа полностью выполнена. Ученик самостоятельно справляется с предложенной работой и в силах выполнять дополнительные, творческие задания или задания повышенной сложности.
«4» - Практическая работа выполнена с небольшими недочетами. Ученик справляется с предложенной работой, но либо с помощью учителя, либо допускает негрубые ошибки.
«3» - Практическая работа выполнена частично. Ученик справляется с частью работы при помощи учителя, допускает ошибки.
«2» - Практическая работа не выполнена. Ученик либо вообще не справляется с работой, либо выполняет лишь небольшую ее часть с помощью учителя и с грубыми ошибками.
При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою точку зрения на предложенную тему.
«4» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.
«3» - Материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.
«2» - Материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но с помощью учителя или одноклассник, допускает грубые ошибки.
б) Формы, методы обучения, используемое оборудование
№ урока | Формы обучения | Методы обучения | Оборудование | Примечание |
Фронтальная | Беседа, презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная | Рассказ, презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и групповая | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная | Презентация, систематизация | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация, систематизация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Медведевой Екатерины Сергеевны
По информатике в 11 классе
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по химии;
- Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Санниковская СОШ» (приказ от 26.08.2019г №1).
- Учебный план МБОУ «Санниковская СОШ» на 2019-20 учебный год (приказ от 26.08.2019г № 37).
- Годовой календарный график МБОУ «Санниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год (приказ от 26.08.2019г №42).
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 30.08.2016 г. №42)
- Авторская программа Семакин И.Г. «Программа курса информатики и ИКТ для старшей школы: базовый уровень» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Согласно действующему учебному плану предполагается обучение в объеме 35 часов (1 ч в неделю). Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» ориентирована на использование УМК под редакцией Семакин И.Г.
Изменений в авторской программе нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Учебно-методический комплект по «Информатике и ИКТ» издательства «Бином. Лаборатория знаний» (автор Семакин И.Г.) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий информатики основной школы. Новое издание этого комплекта адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
В ходе реализации программы целесообразно использование следующего учебно-методического комплекта:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
• Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в соответствии со стандартом. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:
• Определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;
• Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
• Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
• Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровье сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровье-сберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках,
- использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
- создание условий для самовыражения учащихся.
В данных классах планируется использовать следующие методы обучения:
- Методы обучения, выделяемые по источнику знаний
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Практические методы обучения
- Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся
- Репродуктивные
- Проблемно-поисковые
- Самостоятельная работа учащихся
Проблемное обучение информатике
- Метод проблемного обучения
- Исследовательский метод
- Метод проблемного изложения
На уроках используются технология личностно ориентированного обучения, обучение с применением ИКТ.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
- Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
- Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
- Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются различными способами. Так, требования «знать, понимать» оцениваются в ходе устного опроса, набора заданий, тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения практических работ на компьютере. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять операции с файлами и данными, умение работать в различных средах.
Условные обозначения
Тип урока
КУ | Комбинированный |
УУНЗ | Урок усвоения новых знаний |
УЗИМ | Урок закрепления изученного материала |
УП | Урок повторения |
УСОМ | Урок систематизации и обобщения материала |
УПЗ | Урок проверки и оценки знаний |
* | Урок с применением ИКТ |
Планируемые результаты
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
В результате изучения информатики и информационных технологий в 11 классе (базовый уровень) ученик должен знать/ понимать:
- Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
- Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;
- Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- Назначение и функции операционных систем;
уметь:
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- Распознавать информационные процессы в различных системах;
- Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- Автоматизации коммуникации оной деятельности;
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Тема 1. Информационные системы (1 час)
Назначение, состав и разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст. (2 часа)
Гипертекст, гиперссылки. Внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Практическая работа 3.1 Гипертекстовые структуры.
Тема 3. Интернет как информационная система. (6 часов)
Коммуникационные и информационные службы Интернета. Прикладные протоколы. Поисковый каталог. Поисковый указатель.
Практическая работа 3.2 Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями.
Практическая работа 3.3 Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц.
Практическая работа 3.4 Интернет: сохранение загруженных страниц
Практическая работа 3.5 Интернет: работа с поисковыми системами
Тема 4. Web-сайт. (3 часа)
Средства для создания Web-сайта. Создание несложного Web-сайта.
Практическая работа 3.7 Интернет: создание Web-сайта на языке HTML.
Тема 5. Геоинформационные системы (2 часа)
Что такое ГИС. Области приложения ГИС. Как устроена и приемы навигации в ГИС.
Практическая работа 3.8 Поиск информации в геоинформационных системах.
Тема 6. Базы данных и СУБД. (5 часов)
База данных. Модели БД. Основные понятия реляционной БД. Назначение СУБД. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Практическая работа 3.9 Знакомство с СУБД Base
Практическая работа 3.10 Создание базы данных «Приемная комиссия»
Тема 7. Запросы к базе данных (5 часов)
Структура команды запроса на выборку данных из БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Создание простых и сложных запросов.
Практическая работа 3.11 Реализация простых запросов с помощь конструктора.
Практическая работа 3.13 Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Практическая работа 3.14 Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей.
Практическая работа 3.15 Создание отчета.
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (4 часа)
Величина. Тип, имя, значение величины. Математическая модель. Регрессионная модель.
Практическая работа 3.16 Получение регрессионных моделей в Calc.
Практическая работа 3.17 Прогнозирование в Calc.
Тема 9. Корреляционное моделирование. (2 часа)
Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции.
Практическая работа 3.18 Расчет корреляционных зависимостей в Calc.
Тема 10. Оптимальное планирование. (2 часа)
Оптимальное планирование. Ресурсы. Описание ограниченности ресурсов в модели. стратегическая цель планирования. Задачи оптимального планирования.
Практическая работа 3.19 Решение задачи оптимального планирования в Calc.
Тема 11. Социальная информатика. (3 часа)
Информационные ресурсы общества. Рынок ИР. Информационный кризис и пути его решения. Основные законодательные акты в информационной сфере. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Правовые и этические нормы в информационной сфере.
Содержание тем учебного предмета
№ | Название темы | Количество часов | Вид занятий | ||
Лабораторные и практические | Экскурсии | Контрольные работы | |||
1 | Информационные системы | 1 | |||
2 | Гипертекст | 2 | 1 | ||
3 | Интернет как информационная система | 6 | 3 | ||
4 | Web-сайт | 3 | 2 | ||
5 | ГИС | 2 | 1 | ||
6 | Базы данных и СУБД | 5 | 2 | ||
7 | Запросы к базе данных | 5 | 3 | ||
8 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 4 | 2 | ||
9 | Корреляционное моделирование | 2 | 1 | ||
10 | Оптимальное планирование | 2 | 1 | ||
11 | Социальная информатика | 3 | 1 | ||
Итого | 35 | 17 |
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 17;
Тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
Информационные системы (1 час) | |||
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Информационные системы УУНЗ* | 1 | |
Гипертекст (2 часа) | |||
2 | Гипертекст. УУНЗ* | 1 | |
3 | Гипертекст. ПР 3.1, КУ* | 1 | |
Интернет как информационная система (6 часов) | |||
4 | Интернет как информационная система | 1 | |
5 | Интернет как информационная система | 1 | |
6 | Интернет как информационная система | 1 | |
7 | Интернет как информационная система ПР 3.2 | 1 | |
8 | Интернет как информационная система ПР 3.3 и 3.4 | 1 | |
9 | Интернет как информационная система ПР 3.5 | 1 | |
Web-сайт (3 часа) | |||
10 | Web-сайт | 1 | |
11 | Web-сайт ПР 3.7 | 1 | |
13 | Web-сайт ПР 3.7 | 1 | |
Геоинформационные системы (2 часа) | |||
13 | ГИС | 1 | |
14 | ГИС ПР 3.8 | 1 | |
Базы данных и СУБД (5 часов) | |||
15 | Базы данных и СУБД | 1 | |
16 | Базы данных и СУБД | 1 | |
17 | Базы данных и СУБД | 1 | |
18 | Базы данных и СУБД ПР 3.9 | 1 | |
19 | Базы данных и СУБД ПР 3.10 | 1 | |
Запросы к базе данных (5 часов) | |||
20 | Запросы к базе данных | 1 | |
21 | Запросы к базе данных | 1 | |
22 | Запросы к базе данных ПР 3.11 | 1 | |
23 | Запросы к базе данных ПР 3.13 | 1 | |
24 | Запросы к базе данных ПР 3.14; 3.15 | 1 | |
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (4 часов) | |||
25 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 1 | |
26 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 1 | |
27 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование ПР 3.16 | 1 | |
28 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование ПР 3.17 | 1 | |
Корреляционное моделирование (2 часа) | |||
29 | Корреляционное моделировани | 1 | |
30 | Корреляционное моделирование ПР 3.18 | 1 | |
Оптимальное планирование (2 часа) | |||
31 | Оптимальное планирование | 1 | |
32 | Оптимальное планирование ПР 3.19 | 1 | |
Социальная информатика (3 часа) | |||
33 | Социальная информатика | 1 | |
34 | Социальная информатика | 1 | |
35 | Социальная информатика ПР «Реферат-презентация» | 1 |
Материально – техническое обеспечение рабочей программы
Учебно–методическое обеспечение
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 – 11 классов
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 – 11 классы: методическое пособие
Оборудование и приборы
- Операционная система Alt Linux.
- Пакет офисных приложений OpenOffice.
- Средства телекоммуникации (выход в Интернет);
- Аудиторная доска;
- Интерактивная доска;
- Мультимедийные проектор.
- Компьютерный класс (13 компьютеров в сборе)
Интернет ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
Литература, рекомендованная для учащихся
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
- Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
Лист внесения изменений
Дата и тема не проведенного урока | Класс | Причина (№ приказа) | Восстановление | Дата проведения | Учитель подпись |
Приложение
a) критерии оценивания
При проверке качества знаний при выполнении теста или набора заданий можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Материал полностью усвоен. Выполнено 95% - 100% предложенных заданий. Ученик легко справляется с нестандартными заданиями и заданиями повышенной сложности.
«4» - Материал полностью усвоен. Выполнено 75% - 94% предложенных заданий. Ученик легко справляется с предложенными заданиями, но может допускать негрубые ошибки.
«3» - Материал усвоен частично. Выполнено 50% -74 % предложенных заданий. Ученик справляется с частью предложенных заданий, допускает ошибки.
«2» - Материал не усвоен. Выполнено 0% - 49 % предложенных заданий. Ученик либо вообще не справляется ни с одним из предложенных заданий, либо выполняет лишь небольшую их часть, возможно и с ошибками.
При проверке качества умений и навыков при выполнении практической работы можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Практическая работа полностью выполнена. Ученик самостоятельно справляется с предложенной работой и в силах выполнять дополнительные, творческие задания или задания повышенной сложности.
«4» - Практическая работа выполнена с небольшими недочетами. Ученик справляется с предложенной работой, но либо с помощью учителя, либо допускает негрубые ошибки.
«3» - Практическая работа выполнена частично. Ученик справляется с частью работы при помощи учителя, допускает ошибки.
«2» - Практическая работа не выполнена. Ученик либо вообще не справляется с работой, либо выполняет лишь небольшую ее часть с помощью учителя и с грубыми ошибками.
При проверке качества знаний при устном опросе можно выделить следующие критерии оценок:
«5» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит собственные примеры, высказывает свою точку зрения на предложенную тему.
«4» - Материал полностью усвоен. Ученик отвечает на все предложенные вопросы, приводит примеры из учебника, но может допускать негрубые ошибки.
«3» - Материал усвоен частично. Ученик отвечает на большую часть предложенных вопросов с помощью учителя или одноклассников, допускает ошибки.
«2» - Материал не усвоен. Ученик либо вообще не отвечает ни на один из предложенных вопросов, либо отвечает на часть вопросов, но с помощью учителя или одноклассник, допускает грубые ошибки.
Б) Формы, методы обучения, используемое оборудование№ урока | Формы обучения | Методы обучения | Оборудование | Примечание |
Фронтальная | Беседа, презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная | Рассказ, презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и групповая | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация, лекция | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная | Презентация, систематизация | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация, систематизация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа с учебником | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, упражнения | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор | ||
Фронтальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер | ||
Фронтальная и индивидуальная | Презентация, работа на компьютере | Интерактивная доска, проектор, компьютерные рабочие места | ||
Фронтальная | Презентация | Интерактивная доска, проектор, компьютер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертный лист для анализа рабочей программы педагога
Это экспертный лист для анализа рабочей программы, которым руководствуется аттестационная комиссия при аттестации учителя на первую квалификационную категорию...
Совещание при завуче " Методика создания рабочей программы педагога"
Алгоритм создания рабочей программы, методика оформления....
рабочая программа педагога по немецкому языку
рабочая программа по немецкому языку для 5,6 классов по И.Л. Бим, Л.И. Рыжова...
Рабочая программа педагога "Английский язык. 7 класс"
УМК "Enjoy English"...
Рабочая программа педагога
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах...
Рабочая программа педагога
Рабочая программа педагога по математике для 8 класса...
Рабочая программа педагога по русскому языку в 7 «Б» классе на 2013- 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. ...