Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 7-9 кл | 84.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению Утверждена приказом
протокол ШМО №__________ ГБОУ «КШ-ИСОО»
от ___.______________._____ №______ от ___.___.______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Информатика и ИКТ»
для 7-9 классов
на 2019-20 учебный год
Автор (составитель):
Самбилова Туяна Пурбуевна, учитель информатики и ИКТ высшей категории
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Описание места предмета в учебном плане: данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене, на изучение курса отводится 1 час в неделю с 7 по 9 классы, по 34 часа в год, итого 102 часа.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно обеспечить осознание информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты должны отражать:
1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать естественные и формальные языки;
- определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
- распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
- определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Содержание тем учебного курса
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
7 класс
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | ||
всего | теоретич | практич | ||
Человек и информация | 6 | 4 | 2 | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | 3 | 3 | |
Текстовая информация и компьютер | 10 | 4 | 6 | |
Графическая информация и компьютер | 6 | 3 | 3 | |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | 2 | 4 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
8 класс
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | ||
всего | теоретич | практич | ||
Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 4 | 4 | |
Информационное моделирование | 4 | 3 | 1 | |
Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 5 | 5 | |
Табличные вычисления на компьютере | 12 | 7 | 5 | |
Итого | 34 | 19 | 15 |
9 класс
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | ||
всего | теоретич | практич | ||
Управление и алгоритмы | 12 | 5 | 7 | |
Введение в программирование | 15 | 6 | 8 | |
Информационные технологии и общество | 4 | 4 | 0 | |
Резерв | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 34 | 17 | 17 |
Содержание учебного предмета
7 класс
- Человек и информация - 6 ч (4+2)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
- Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
- Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
- Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
Проекты исследования:
Использование антивирусных программ.
3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
- Кодирование текстовой информации
- Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
- Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
- Таблицы в текстовом документе
- Нумерованные и маркированные списки;
- Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
- Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
- Кодирование графической информации
- Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты исследования:
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
- Cоздание презентаций в Power Point
- Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
- Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
- Создание презентации на заданную тему
Проекты и сследования:
Способы презентации проекта
8 класс
- Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
- Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
- Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
- Табличные вычисления на компьютере 12 ч (7+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
9 класс
Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 4 часа.
- Управление и алгоритмы 12 ч (5+7)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
- Введение в программирование 15 ч (5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
- Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Календарно-тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№ урока/занятия | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально-техническое обеспечение | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | |||||||
Введение в предмет – 1 ч. | ||||||||||
1\1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 | 07.09 | ЦОР № 2, 3, 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. Техника безопасности и санитарные нормы ЦОР №1. Домашнее задание № 1 Глава 1, § 1: ЦОР № 1. Информативность сообщений ЦОР № 2. Информация и знания. Классификация знаний | Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведен при работе с комп. программами и в Инт., умения соблюдать нормы информационной этики и права. | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Владение устной речью. | Конспект, стр.6-9 (учебник) | |||
Человек и информация – 5 ч. | ||||||||||
1\2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. | 1 | 14.09 | ЦОР № 1. Восприятие информации ЦОР № 3. Информация и письменность ЦОР № 9. Языки естественные и формальные ЦОР № 8. Формы представления информации Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание ЦОР № 2 | Формирование представления о понятии информации и ее свойствах | Формирование целостного мировоззрения. Владение устной речью. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации информации. | п.1-2 вопросы к параграфам | |||
2\3 | Информационные процессы. Практическая работа №1 "Работа с клавиатурным тренажером" | 1 | 21.09 | ЦОР № 1. Виды информационных процессов ЦОР № 6. Обработка информации ЦОР № 7. Передача информации ЦОР № 9. Хранение информации Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 3 | Формирование представления о понятии информации и ее свойствах | Формирование ответственного отношения к учению. Владение устной и письменной речью. | п.3 | |||
3\4 | Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | 28.09 | ЦОР № 1. Алфавитный подход к измерению информации ЦОР № 3. Единицы информации ЦОР № 5. Информационный объем текста ЦОР № 7. Количество информации в сообщении Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации. ЦОР № 2. Домашнее задание № 4 | Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи | Формирование ответственного отношения к обучению. Владение устной и письменной речью. | п.4 | |||
4\5 | Измерение информации. Решение задач | 1 | 05.10 | ЦОР № 1. Алфавитный подход к измерению информации ЦОР № 3. Единицы информации ЦОР № 5. Информационный объем текста ЦОР № 7. Количество информации в сообщении Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации. | Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной Владение основами самоконтроля, самооценки. | Стр.30-35, задание 4 на стр.35 | |||
5\6 | Проверочная работа «Человек и информация». | 1 | 12.10 | Умение применять алфавит русского и английского языка. Умение использовать термины единиц измерения: бит, байт, «формула» и т.д. Уметь решать задачи | Актуализация сведений. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | |||||
Компьютер: устройство и программное обеспечение – 7ч. | ||||||||||
1\7 | Назначение и устройство компьютера. | 1 | 19.10 | ЦОР № 1.Аналогия между компьютером и человеком ЦОР № 2. Информационный обмен в компьютере ЦОР № 8. Принципы фон Неймана ЦОР № 9. Схема устройства компьютера Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7. Практическое задание № 1 Глава 2, §6 ЦОР № 1. Внутренняя память ЭВМ ЦОР № 7. Носители и устройства внешней памяти Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 5 | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | п.5-6 | |||
2\8 | Устройство персонального компьютера Практическая работа №2 "Знакомство с комплектцией устройств ПК" | 1 | 26.10 | ЦОР № 6. Структура персонального компьютера ЦОР № 5. Основные устройства персонального компьютера ЦОР № 4. Первое знакомство с компьютером Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3 Кроссворд по теме: Первое знакомство с комп. ЦОР № 6. Основные характеристики персонального компьютера Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 6 ЦОР № 7. Практическое задание № 2 ЦОР № 8. Программа-тренажер «Устройство компьютера–2» | Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации | Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | п.7-8 | |||
3\9 | Понятие программного обеспечения и его типы. | 1 | 09.11 | ЦОР № 6. Структура программного обеспечения ЦОР № 5. Прикладное программное обеспечение Глава 2, §10 ЦОР № 7. Системное программное обеспечение ЦОР № 6. Операционная система ЦОР № 8. Системы программирования Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 7 | различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; выполнять операции с ос- новными объектами опера- ционной системы; выполнять основные опера ции с объектами файловой системы; | Формирование коммуникативной компетентности учебно-познавательной деятельности. Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | п.9-10 | |||
4\10 | Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс.» | 1 | 16.11 | ЦОР № 11. Разновидности пользовательского интерфейса ЦОР № 9. Объектно-ориентированный графический интерфейс ЦОР № 10. Рабочий стол Windows ЦОР № 15. Элементы оконного интерфейса Windows ЦОР № 1. Главное меню Windows, ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования ЦОР № 12. Типы меню и их использование в Windows, ЦОР № 3. Индивидуальная настройка рабочего стола Windows ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 9 | различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; выполнять операции с ос- новными объектами опера- ционной системы; выполнять основные опера ции с объектами файловой системы; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ПО. | ||||
5\11 | Файлы и файловые структуры | 1 | 23.11 | ЦОР № 15. Файлы и файловые структуры ЦОР № 13. Файловая структура диска ЦОР № 2. Имя файла. Путь к файлу ЦОР № 10. Таблица размещения файлов Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 8 ЦОР № 9. Практическое задание № 3 | выполнять операции с ос- новными объектами опера- ционной системы; выполнять основные опера ции с объектами файловой системы; | Самостоятельное выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | п.11 | |||
6\12 | Практическая работа №4 «Работа с файловой строктурой ОС» | 1 | 30.11 | ЦОР № 7. Окно проводника Windows ЦОР № 8. Операции с файлами и папками Windows | выполнять операции с ос- новными объектами опера- ционной системы; выполнять основные опера ции с объектами файловой системы; | Самостоятельное выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | ||||
7\13 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | 1 | 07.12 | Итоговый тест к главе 1 Человек и информация Тренировочный тест к главе 2 Первое знакомство с компьютером, Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером. | Обобщение представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | ||||
Текстовая информация и компьютер – 9 ч. | ||||||||||
1\14 | Представление текстов в памяти компьютера | 1 | 14.12 | ЦОР № 12. Тексты в компьютерной памяти ЦОР № 11. Способы обработки и хранения текстов ЦОР № 10. Свойства компьютерных документов ЦОР № 6. Кодирование текста. Таблица кодировки ЦОР № 1. Гипертекст Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» ЦОР №2. Домашнее задание № 10 | Умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице | Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебной и познавательной задачи. | п.13 | |||
2\15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | 21.12 | ЦОР № 7. Текстовые редакторы: назначение и классификация ЦОР № 8. Структурные единицы текста ЦОР № 5. Среда текстового редактора ЦОР № 17. Режимы работы текстового редактора ЦОР № 16. Режим ввода – редактирования текста | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | п.14 | |||
3\16 | Практическая работа №5 «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текстов» | 1 | 28.12 | ЦОР № 19. Управление шрифтами ЦОР № 20. Форматирование текста ЦОР № 14. Работа с фрагментами текста ЦОР № 17. Многооконный режим работы ЦОР № 3. Интерфейс MS Word ЦОР № 9. Перемещение по тексту в MS Word ЦОР № 2. Ввод и редактирование текста в MS Word, ЦОР № 10. Поиск и замена в MS Word Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 11. Практическое задание № 5 ЦОР № 12. Практическое задание № 6 ЦОР № 13. Практическое задание № 8 | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий. | п.15 | |||
4\17 | Практическая работа №6 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста» | 1 | 18.01 | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий. | п.16 | ||||
5\18 | Практическая работа №7 «Использование буфера обмена. Режим поиска и замены.» | 1 | 25.01 | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий. | п.17 | ||||
6\19 | Практическая работа №8 «Работа с таблицами.» | 1 | 01.02 | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий. | |||||
7\20 | Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора.» | 1 | 08.02 | ЦОР № 11. Стили в MS Word ЦОР № 9. Работа с графикой в MS Word ЦОР № 10. Работа с таблицами в MS Word ЦОР № 13. Шаблоны в MS Word ЦОР № 2. Дополнительные возможности текстовых процессоров ЦОР № 8. Проверка текста; исправление ошибок в MS Word | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования инф.-коммуникационных технологий. | п.16-17 | |||
8\21 | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | 15.02 | Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. Практическое задание № 7 ЦОР № 7. Практическое задание № 8 ЦОР № 1. Домашнее задание № 11 | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Владение основами само- контроля, самооценки, при- нятия решений и осуществ- ления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | ||||
9\22 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 | 22.02 | ЦОР № 1. Итоговый тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер ЦОР № 4 Тренировочный тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер. | Умение использовать прикладные компьютерные программы. Умение осуществлять прямое и стилевое форматирование умение визуализировать информацию; | Владение основами само- контроля, самооценки, при- нятия решений и осуществ- ления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | ||||
Графическая информация и компьютер – 5 ч. | ||||||||||
1\23 | Компьютерная графика и области ее применения. | 1 | 01.03 | ЦОР № 11. Этапы развития средств компьютерной графики ЦОР № 9. Статические графические объекты ЦОР № 1. Анимированные графические объекты ЦОР № 2. Графика в компьютерных играх ЦОР № 7. Научная графика Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7. Практическое задание № 9 ЦОР № 2. Домашнее задание № 12 ЦОР № 7. Растровая и векторная графика ЦОР № 6. Особенности растровой и векторной графики Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание ЦОР № 14 ЦОР № 2. Возможности графического редактора ЦОР № 16. Режимы работы графического редактора ЦОР № 13. Работа с текстом в Paint ЦОР № 15. Редактирование рисунка в Paint ЦОР № 19. Среда графического редактора Paint ЦОР № 1. Базовые инструменты в Paint ЦОР № 17. Рисование геометрических фигур в Paint ЦОР № 18. Рисование линий в Paint ЦОР № 4. Закрашивание областей рисунка в Paint ЦОР № 14. Работа с фрагментами изображения в Paint Упражнения для самостоятельной работы ЦОР № 11. Практическое задание № 11 ЦОР № 12. Практическое задание № 12 ЦОР № 5. Растровое представление изображения ЦОР № 4. Кодирование цвета Упражнения для самостоятельной работы ЦОР № 1. Домашнее задание № 13 ЦОР № 8. Практическое задание № 10 Упражнения для самостоятельной работы ЦОР № 2. Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации» | Умение применять инстру- менты графических (растровых и векторных) редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; умение масштабировать изображения умения сохранять изображения в различных графических форматах | Умение самостоятельно оп- ределять цели своего обуче- ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной дея- тельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; самостоятельное выделение и формулирование познава- тельной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, (изучаем содержание практической работы в учебнике); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | п.18 | |||
2\24 | Практическая работа №11 «Графические редакторы растрового вида.» | 1 | 08.03 | п.19 | ||||||
3\25 | Кодирование изображения | 1 | 15.03 | п.20 | ||||||
4\26 | Практическая работа №12 «Работа с векторным графическим редактором.» | 1 | 22.03 | п.21 | ||||||
5\27 | Практическая работа №13 «Технические средства компьютерной графики» | 1 | 05.04 | п.18-21 | ||||||
Мультимедиа и компьютерные презентации – 7ч. | ||||||||||
1\28 | Практическая работа №14 «Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации» | 1 | 12.04 | ЦОР № 5. Интерфейс программы PowerPoint ЦОР № 15. Создание слайда в PowerPoint Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint, Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint, | Использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи | Актуализация сведений из личного жизненного опыта. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; | п.24 | |||
2\29 | Практическая работа №15 «Создание презентации с использованием текста, графики и звуков.» | 1 | 19.04 | п.26 | ||||||
3\30 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | 26.04 | ЦОР № 1. Аналоговое и цифровое представление звука ЦОР №5. Технические средства мультимедиа | п.25 | |||||
4\31 | Практическая работа №16 «Создание презентации с применением гиперссылок.» | 1 | 03.05 | ЦОР № 7. Кроссворд по теме: Технологии мультимедиа ЦОР № 20. Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» ЦОР № 7. Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 | п.27 | |||||
5\32 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 | 10.05 | Тренировочный тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №10) Итоговый тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №3) | Учащиеся должны знать что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Стр.159-163 | |||
6\33 | Урок-игра «Что? Где? Когда?» Итоговая практическая работа | 1 | 17.05 | Стр.163-166 | ||||||
7\34 | Итоговый урок. | 1 | 24.05 | Повторение п.24-27. |
Календарно-тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№ | Разделы и темы | Кол часов | Планируемые результаты | Материально-техническое обеспечение | Д/З | Дата проведения | |||
Личностные | Предметные | Метапредметные | По плану | Факт. | |||||
1.Передача информации в компьютерных сетях - 8 | |||||||||
1 | Как устроена компьютерная сеть. | 1 | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником | общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §1 | 07.09 | |
2 | Электронная почта и другие услуги сетей | 1 | представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества | понимание общепредметной сущности понятия компьютерная сеть, что такое электронное письмо | общие предста-вления об ком-пьютерных сетях и электронной почте | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §2 | 14.09 | |
3 | Аппаратное и программное обеспечение сети. Входная контрольная работа | 1 | представления о технических средствах глобальной сети, протоколах, навыки работы в сети | обобщённые представления о различных способах программного обеспечения глобальной сети | понимание общепредметной сущности понятия программное обеспечение | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §3 | 21.09 | |
4 | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов | 1 | навыки концентрации внимания, умения поиска информации в сети умение концентрироваться при выполнении контрольной работы | представления об Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт | понимание универсальности глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §4 | 28.09 | |
5 | Решение задач на составление url-адреса | 1 | навыки концентрации внимания, умения поиска информации в сети умение концентрироваться при выполнении контрольной работы | представления об Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт | понимание универсальности глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §4 | 05.10 | |
6 | Способы поиска в Интернете | 1 | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; навыки концентрации внимания | знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы | понимание сущности телеконференций, языка запросов поисковых серверов | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §5 | 12.10 | |
7 | Способы поиска в Интернете. Решение задач | 1 | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; навыки концентрации внимания | знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы | понимание сущности телеконференций, языка запросов поисковых серверов | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §5 | 19.10 | |
8 | Контрольное тестирование | 1 | навыки концентрации внимания, понимание значимости информационной деятельности для современного человека | общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире | общепредметные навыки обработки информации | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | повторить § 4-5 | 26.10 | |
2. Информационное моделирование – 4 | |||||||||
9 | Что такое моделирование | 1 | понимание значимости информационной деятельности для современного человека | общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §6 | 09.11 | |
10 | Графические информационные модели | 1 | владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. | основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 7 | 16.11 | |
11 | Табличные модели | 1 | владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; представление о табличных моделях | представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире | поиск и выделение необходимой информации, применение табличных моделей | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 8, № 5 | 23.11 | |
12 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом | систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях, моделирование на компьютере | обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации представленной моделью | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 9 | 30.11 | |
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 10 | |||||||||
13 | Основные понятия | 1 | понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости организованной совокупности данных | понятие важности информационных систем, баз данных | понимание назначения баз данных и информационных систем и назначения элементов реляционных баз данных | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §10 | 07.12 | |
14 | Что такое система управления базами данных | 1 | понимание назначения систем управления базами данных | представление о системах управления базами данных как программного обеспечения для работы с базами данных | представление о возможностях использования компьютеров при работе с базами данных | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 11 | 14.12 | |
15 | Создание и заполнение баз данных | 1 | понимание необходимости упорядоченного хранения больших массивов данных | представления о структуре баз данных, типах и форматах полей баз данных, заполнении баз данных информацией | умения и навыки организации по созданию и заполнению баз данных | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 12 | 21.12 | |
16 | Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных | 1 | понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству | понимание и соблюдение этапов создания баз данных, умение редактирования баз данных | навыки оперирования компьютерными информационными объектами | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | 28.12 | ||
17 | Основы логики: логические величины и формулы | 1 | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом ; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды | представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, понимание основ логики | основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 13 | 18.01 | |
18 | Условия выбора и простые логические выражения | 1 | способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с созданием логических запросов | систематизированные представления о простых запросах | умения выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 14 | 25.01 | |
19 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | знание сфер применения баз данных; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с базами данных | систематизированные представления о реляционных базах данных | умения правильно выбирать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи, выполнять сортировку и удаление записей | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 15 | 01.02 | |
20 | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 | интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой | систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов | умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 16 | 08.02 | |
21 | Решение задач ОГЭ | 1 | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с баз данных на компьютере | основные навыки и умения использования систем управления базами данных для решения практических задач | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 10-16 | 15.02 | |
22 | Контрольное тестирование | 1 | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с баз данных на компьютере | основные навыки и умения использования систем управления базами данных для решения практических задач | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 10-16 | 22.02 | |
4. Табличные вычисления на компьютере - 12 | |||||||||
23 | История чисел и систем счисления | 1 | понимание роли в жизни современного человека навыков работы в различных системах счисления | систематизированные представления о позиционных и непозиционных системах счисления | широкий спектр умений и навыков использования различных систем счисления | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §17 | 01.03 | |
24 | Перевод чисел и двоичная арифметика | 1 | понимание роли в жизни современного человека навыков перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую | представления о выполнении перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления | широкий спектр умений и навыков использования двоичной арифметики и алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 18 | 08.03 | |
25 | Числа в памяти компьютера | 1 | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека знаний о представлении чисел в памяти компьютера | представление о кодировании целых, вещественных чисел в памяти компьютера, об особенностях работы компьютера с вещественными числами | широкий спектр умений и навыков по определению внутреннего представления чисел с использованием ячеек различных разрядов | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §19 | 15.03 | |
26 | Что такое электронная таблица | 1 | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с электронными таблицами | представление о структуре электронной таблицы, данных в электронной таблице, режимах отображения данных | широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания электронных таблиц | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 20 | 22.03 | |
27 | Правила заполнения таблицы | 1 | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания электронных таблиц | умения использования средств создания электронных таблиц и подготовки таблиц к расчетам | широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания электронных таблиц и выполнения расчетов | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | §21, №4 | 05.04 | |
28 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | 1 | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с электронными таблицами | навыки работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с электронными таблицами | широкий спектр умений и навыков использования электронных таблиц, умение работать с диапазонами | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 22 | 12.04 | |
29 | Деловая графика. Условная функция | 1 | способность применять теоретические знания для решения практических задач | знание основных принципов представления информации в электронных таблицах, как в электронных таблицах реализуются логические операции при записи условных функций | умения строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 23 | 19.04 | |
30 | Логические функции и абсолютные адреса | 1 | понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания электронных таблиц | умения работы с электронными таблицами; умения использовать логические операции при записи условных функций; умения правильно указывать адреса ячеек | широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания таблиц; навыки выполнения вычислительных операций в электронных таблицах | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 24 | 26.04 | |
31 | Электронные таблицы и математическое моделирование | 1 | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой электронных таблиц, об этапах математического моделирования | основные навыки и умения использования инструментов создания электронных таблиц для решения практических задач | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 25 | 03.05 | |
32 | Пример имитационной модели | 1 | способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией создания и применения электронной таблицы; умения с имитационными моделями | умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 26 | 10.05 | |
33 | Решение задач ОГЭ | 1 | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с электронными таблицами | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 17-26 | 17.05 | |
34 | Контрольное тестирование | 1 | умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия. | систематизированные представления об основных понятиях, связанных с электронными таблицами | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; | ПК, учебник, Раб. тетрадь мультимедийный проектор, экран | § 17-26 | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Компьютерный практикум ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [1]* http://school-collection.edu.ru |
1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | § 1. Управление и кибернетика § 2. Управление с обратной связью | 9 класс. Глава 5 , § 25 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. 9 класс. Глава 5, § 26 ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. |
2 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | § 3. Определение и свойства алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 27 ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 . |
3 | Графический учебный исполнитель Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | § 4. Графический учебный исполнитель | 9 класс. Глава 5 , § 28 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 |
4 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 9 класс. Глава 5, § 29 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 . ЦОР № 9. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 14 ЦОР № 15 |
5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | ||
6 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | § 6. Циклические алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 30 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 15 ЦОР № 16 ЦОР № 17 ЦОР № 18 |
7 | Разработка циклических алгоритмов | ||
8 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 15 ЦОР № 16 |
9 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | ||
10 | Зачётное задание по алгоритмизации | ||
11 | Тест по теме Управление и алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 13 | |
12 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | § 8. Что такое программирование § 9. Алгоритмы работы с величинами | 9 класс. Глава 6, § 32 ЦОР № 3 ЦОР № 4 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 9 класс. Глава 6, § 33 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 7 |
13 | Линейные вычислительные алгоритмы | § 10. Линейные вычислительные алгоритмы | 9 класс. Глава 6, § 34 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 9 ЦОР № 10 |
14 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | ||
15 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | § 11. Знакомство с языком Паскаль | 9 класс. Глава 6, § 35 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 ЦОР № 7
|
16 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | ||
17 | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | § 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером | 9 класс. Глава 6, §36 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 14 9 класс. Глава 6, § 37 ЦОР № 1; ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. 9 класс. Глава 6, § 38 ЦОР № 1; ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 |
18 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | ||
19 | Циклы на языке Паскаль | § 15. Программирование циклов | 9 класс. Глава 6, § 39 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 17 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7. ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 ЦОР № 16 |
20 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | ||
21 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решении задач | § 16. Алгоритм Евклида | 9 класс. Глава 6, § 40 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 |
22 | Одномерные массивы в Паскале | § 17. Таблицы и массивы § 18. Массивы в Паскале | 9 класс. Глава 6, § 41 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 9 класс. Глава 6, § 42 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. ЦОР № 8 |
23 | Разработка программ обработки одномерных массивов | ||
24 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | § 19. Одна задача обработки массива | 9 класс. Глава 6, § 43 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 10. ЦОР № 11 |
25 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | ||
26 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 9 класс. Заключение, § 6.1 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 ЦОР № 7 |
27 | Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива | § 21. Сортировка массива | 9 класс. Заключение, § 6.2 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 7 |
28 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | ||
29 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | § 22. Предыстория информатики § 23. История ЭВМ § 24. История программного обеспечения и ИКТ | 9 класс. Глава 7, § 44 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8 9 класс. Глава 7, § 46 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР№ 11 ЦОР№ 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5 9 класс. Глава 7, § 47 ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 ЦОР № 10 |
30 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | § 25. Информационные ресурсы современного общества § 26. Проблемы формирования информационного общества | 9 класс. Глава 7, § 48 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 9 класс. Глава 7, § 49 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7 |
31 | Социальная информатика: информационная безопасность | § 27. Информационная безопасность | |
32 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | ||
33-34 | Резерв |
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства: (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);
Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
- Звуковой редактор.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Простой редактор Web-страниц
[1]* Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru 🡪 выбрать раздел «Информатика и ИКТ»🡪выбрать 9 класс 🡪 перейти по ссылке «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 🡪 выбрать соответствующие главу и параграф учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 3 класса разработана на БУП ОУ, РФ ФГОС второго поколения, примерной программы по «Технологии» раздел «Практика работы на компьютере»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...