рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка.doc | 50.5 КБ |
примерное планирование.doc | 48 КБ |
календарно - тематическое планирование 2 кл.doc | 90.5 КБ |
календарно - тематическое планирование 3 кл.doc | 83 КБ |
календарно - тематическое планирование 4 кл.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Информатика в играх и задачах»
2 – 4 классы Автор А.В.Горячев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приоб¬рести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода {т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—И лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Цели и задачи курса
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас
суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала по курсу
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае в начальной школе его использование необязательно.
Структура курса основ информатики
В материале курса выделяются следующие рубрики:
— описание объектов — атрибуты, структуры, классы;
— описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;
— описание логических рассуждений — алгебра высказываний;
— создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить лишний предмет в группе однородных;
— давать название группе однородных предметов;
— находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,
форма, размер, число элементов и т. д.);
— находить закономерности в расположении фигур по значению
одного признака;
— называть последовательность простых знакомых действий;
— находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
— отличать заведомо ложные фразы;
— называть противоположные по смыслу слова.
2 класс (34 ч)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. В результате обучения учащиеся должны уметь:
— предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
— выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
— разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
— находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
— приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
— точно выполнять действия под диктовку учителя;
— отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3 класс (34 ч)
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения
высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Модели в информатике
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономер-ности.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить общее в составных частях и действиях у всех предме¬тов из одного класса (группы однородных предметов);
— называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
— понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
— выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
— изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; — находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4 класс (34 ч)
Алгоритмы
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если — то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и — или» графы.
Модели в информатике
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1—3 (к алгоритмам, объектам и др.).
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д.;
— описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
— заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса: в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
— выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
— изображать множества с разным взаимным расположением;
— записывать выводы в виде правил «если —то»;
— по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если — то».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2, 3и 4 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.
2. Информатика в играх и задачах для 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г..
Предварительный просмотр:
Примерное планирование учебного материала по информатике и ИКТ во 2 классе.
№ | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | Применяемые технологии | Сроки изучения | Примечание |
1 | План действий и его описание | 8 | 1 | Учебно – познавательная, ИКТ, коммуникативная, ценностно - смысловая | 1 четверть | |
2 | Алгоритмы | 8 | 1 | 2 четверть | ||
3 | Множества | 10 | 1 | 3 четверть | ||
4 | Логические рассуждения | 8 | 1 | 4 четверть | ||
Итого | 34 | 4 |
Примерное планирование учебного материала по информатике и ИКТ в 3 классе.
№ | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | Применяемые технологии | Сроки изучения | Примечание |
1 | Алгоритмы | 9 | 1 | Учебно – познавательная, ИКТ, коммуникативная, ценностно - смысловая | 1 четверть | |
2 | Объекты. | 7 | 1 | 2 четверть | ||
3 | Логические рассуждения | 10 | 1 | 3 четверть | ||
4 | Применение моделей для решения задач | 8 | 1 | 4 четверть | ||
Итого | 34 | 4 |
Примерное планирование учебного материала по информатике и ИКТ 4 классе.
№ | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы | Применяемые технологии | Сроки изучения | Примечание |
1 | 9 | 1 | Учебно – познавательная, ИКТ, коммуникативная, ценностно - смысловая | 1 четверть | ||
2 | Объекты Алгоритмы | 7 | 1 | 2 четверть | ||
3 | Логические рассуждения | 10 | 1 | 3 четверть | ||
4 | Применение моделей для решения задач | 8 | 1 | 4 четверть | ||
Итого | 34 | 4 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | № урока | Тема урока | Основные понятия и термины | Требования к уровню подготовки | Формы проведения | Контроль за ЗУНами уч-ся | Применяемые технологии | д/з | Дата | Дата |
Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 ч) | ||||||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Признаки предметов | Общие признаки предметов. Объединение предметов в группы по их общему признаку. | Знать признаки, предметов. Уметь определять общий признак группы предметов, объединять предметы в группы | Беседа | Устный опрос. | ИКТ | с.5, №8 | ||
2 | 2 | Описание предметов | Описание предметов. Сравнение предметов. | Знать различные признаки предметов Уметь описывать признаки предметов, сравнивать предметы, отличать предметы по их признакам | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Тренировочн упражн. | Пробл, исслед | с.9, №18 | ||
3 | 3 | Состав предметов | Состав предметов. Общее в составе предметов. | Знать понятие «состав» предмета Уметь определять состав предмета, объединять предметы в группы по общему элементу | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | ИКТ | с.13, №28 | ||
4 | 4 | Действия предметов | Действия предметов. Описание предметов по признакам, составу и действиям. | Знать действия предмета Уметь называть действия предметов, описывать предмет по признакам, составу и действиям; определять лишнее действие в списке | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Тренировочн упражн. | Пробл, исслед | с.17, №38(а-г) | ||
5 | 5 | Симметрия | Симметрия. Симметричные предметы. Вертикальная и горизонтальная симметрия. Оси симметрии | Знать о симметрии и ее видах – горизонтально, вертикальной, осях симметрии Уметь определять симметричные предметы, рисовать симметричные предметы (отражения по вертикали и горизонтали) | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | с.21, №49 | ||
6 | 6 | Координатная сетка | Адрес предмета в координатной сетке. Кодирование. | Знать о координатной сетке, адресах предметов в координатной сетке Уметь определять адрес предмета в координатной сетке, «расселять» предметы по адресам | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | коллективн | с.26, №59 | ||
7 | 7 | Контрольная работа №1 «Отличительные признаки и составные части предметов» | Контроль знаний | |||||||
8 | 8 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний, решение задач. | Коррекция знаний | коллективн | Индив зад | ||||
Раздел 2. План действий и его описание (8 ч) | ||||||||||
9 | 1 | Действия предметов | Действия предметов. Результаты действий. | Знать о действиях, результатах действий Уметь называть действие, определять результат обратного действия, | беседа | Устный опрос. | ИКТ | 9 | ||
10 | 2 | Обратные действия | Правильные и обратные действия. Результат действия и обратного действия. Промежуточный результат. | Знать об обратных действиях, результатах обратных действий Уметь называть обратное действие, определять результат обратного действия, промежуточные результаты. | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | коллективн | 18 а,б | ||
11 | 3 | Последовательность действий | События по порядку. Последовательность действий. | Знать о порядке событий Уметь выполнять действия по шагам, расставлять события по порядку | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Пробл, исслед | 28 | ||
12 | 4 | Алгоритм | Алгоритм. Линейный алгоритм. Ошибки в алгоритме. | Знать понятие алгоритма. Уметь заполнять блок-схему линейного алгоритма, составлять правильную последовательность действий в алгоритме, выполнять алгоритм и определять его результат | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Тренировочн упражн. | коллективн | 38 | ||
13 | 5 | Ветвление | Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Выбор действия. Ветвление в алгоритме. | Знать понятие «ветвление»в алгоритме Уметь определять и задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»; выполнять алгоритм с ветвлением; определять недостающие команды алгоритма | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 48б | ||
14 | 6 | Контрольная работа №2 «План действий и его описание» | Контроль знаний | |||||||
15 | 7 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний, решение задач. | Коррекция знаний | коллективн | Индивид задания | ||||
16 | 8 | Повторение | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | ИКТ | |||||
Раздел 3. Множества (10ч) | ||||||||||
17 | 1 | Множество. Элементы множества | Множество. Название множества. Элементы множества. | Знать понятие о множестве предметов, элементах множества,. Уметь давать название множеству, определять лишний предмет в множестве, объединять элементы в множество | беседа | Тренировочн упражн. | ИКТ | 10 | ||
18 | 2 | Способы задания множества | Текстовый (список), графический (рисунки), табличный. | Знать о способах задания множеств, Уметь перечислять элементы множества; давать название множеству перечисленных элементов, множеству предметов на рисунке или в таблице; распределять элементы множества в таблице по общему названию | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Пробл, исслед | 20 | ||
19 | 3 | Сравнение множеств. | Сравнение множеств. Знаки сравнения. Равные множества. | Знать об отношениях множеств, знаках отношений Уметь сравнивать множества по количеству элементов | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 30 | ||
20 | 4 | Отображение множеств | Схема множества. Отображение множеств с помощью схем. | Знать о способе отображения множеств – схеме. Уметь читать и рисовать схему множеств | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Пробл, исслед | 40 б,в | ||
21 | 5 | Кодирование | Кодирование. Коды, знаки. Шифрование и расшифровка | Знать о кодировании Уметь расшифровывать закодированный текст, кодировать слова | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 50б | ||
22 | 6 | Вложенность множеств | Вложенность множеств. Подсчет количества элементов в множестве и вложенном множестве | Знать о вложенности множеств Уметь давать названия множествам и вложенным множествам; рисовать схемы множеств в виде овалов; находить и исправлять ошибки на схемах множеств; подсчитывать количество элементов множеств с вложениями. | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Пробл, исслед | 60 д,е,ж | ||
23 | 7 | Пересечение множеств | Изображение множеств в виде кругов. Пересекающиеся множества. Область пересечения. Название пересечения множеств. | Знать о пересечении множеств Уметь подсчитывать число элементов множества в пересечении; давать название пересекающихся множеств, зоне пересечения; рисовать и заполнять множества в виде кругов. | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 70 | ||
24 | 8 | Объединение множеств | Объединение множеств. Область объединения. Название объединения множеств. | Знать об объединении множеств Уметь рисовать и заполнять множества в виде кругов; подсчитывать число элементов в объединении множеств | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 79 | ||
25 | 9 | Контрольная работа №3 «Множества» | Контроль знаний | |||||||
26 | 10 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний, решение задач. | Коррекция знаний | коллективн | 88 | ||||
Раздел 4. Логические рассуждения (8ч) | ||||||||||
27 | 1 | Высказывание. Понятия «истина» и «ложь» | Истина. Ложь. Высказывание. | Знать понятия «истина» и «ложь» Уметь определять истинные и ложные подписи и высказывания | беседа | Тренировочн упражн. | ИКТ | 12 | ||
28 | 2 | Отрицание | Отрицание. Высказывание со связкой «НЕ». | Знать об отрицании Уметь давать объяснение, употребляя частицу «НЕ», составлять высказывания, противоположные по смыслу | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Тренировочн упражн. | Пробл, исслед | 24 | ||
29 | 3 | Высказывание со связками «И», «ИЛИ» | Высказывания со связками «И», «ИЛИ». Заполнение множеств элементами | Знать о составных высказываниях Уметь называть элементы множества по высказыванию со связками «И» и «ИЛИ» | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Пробл, исслед | 27 | ||
30 | 4 | Графы. Деревья | Граф. Вершины. Ребра. Построение графа. Дерево. | Знать о графе, вершинах и ребрах графа, деревьях Уметь рисовать граф | Решение задач, сам работа. | Устный опрос. Сам работа. | Дифф. | 47 | ||
31 | 5 | Комбинаторика. | Подсчет количества возможных вариантов действий. | Уметь подсчитывать количество вариантов действий на схеме графа, дерева; решать задачи комбинаторного типа; осуществлять поиск выигрышной стратегии в некоторых играх | Объяснение, первичное закрепление Решение задач, | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | коллективн | 58 а,б | ||
32 | 6 | Контрольная работа № 4 «Логические рассуждения» | Контроль знаний | |||||||
33 | 7 | Работа над ошибками | Комплексное применение знаний, решение задач. | Коррекция знаний | коллективн | 67 | ||||
34 | 8 | Повторение. | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. | ИКТ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Тема урока | Д/з | Формы проведения | Контроль за ЗУНами уч-ся | Требования к уровню подготовки | Применяемые технологии |
РАЗДЕЛ 1 «Алгоритмы» (9 ч) | |||||||
1 | Вводный урок. Алгоритм (делай – раз, делай два).вводный инструктаж по ТБ | № 3,4 с.5 | беседа | Устный опрос. | Знать правила безопасного поведения в кабинете информатики | ИКТ | |
2 | Схема алгоритма (стрелки вместо номеров). | № 6,9,10 с.8 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Знать Порядок действий при выполнении знакомых операций. | Пробл, исслед | |
3 | Ветвление в алгоритме (стрелка «да» или стрелка «нет». | № 12,13,15 с. 11 | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Знать Последовательности состояний в природе и сказках. Выполнение алгоритма. Обнаружение ошибки в алгорит-ме | ИКТ | |
4 | Цикл в алгоритме (повтори еще раз). | № 18 с. 16 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Знать Составление и способы записи алгоритма. | Пробл, исслед | |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | № 22 с. 19 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | ЗнатьОсновные алгоритмические конструкции(ветвление и цикл). Вложенные алгоритмы. | ИКТ Дифф. | |
6 | Обобщающий урок по теме « Алгоритмы» | № 26 с. 21 | Решение задач, сам работа. | Сам работа. | Знать Виды циклов: счетный, условный, параметрический. | ИКТ Дифф. | |
7 | Контрольная работа № 1. по теме « Алгоритмы» |
|
| Контроль знаний |
| ||
8 | Итоги работы. Работа над ошибками. | № 28 с. 23 |
| Коррекция знаний |
| коллективн | |
9 | Повторение пройденного. | № 31 с. 27 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Сам работа. |
| ИКТ | |
РАЗДЕЛ 2 «Группы (классы) объектов» (7 ч) | |||||||
10/1 | Состав и действия объекта (Из чего состоит? Что умеет?) | № 5, 6, 9 с. 31 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Знать Состав предмета и действия с ним. . Название предмета и имя группы. | ИКТ | |
11/2 | Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?) | № 14, 16, 17 с.37 | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Знать Объединение предметов в однородную группу по признакам, по составу, по действиям, обнаружение “лишнего” предмета в группе. | Пробл, исслед | |
12/3 | Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?). Особенные свойства объектов подгруппы (Что еще есть? Что еще умеют?) | № 18,20,21, 23,24 с. 41,42,43 | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Сам работа. | Знать Множества и отношения между ними (объединение, пересечение, вложенность). | ИКТ | |
13/4 | Единичное имя объекта (Имя для всех. Имя для каждого). Отличительные признаки объектов (Чем отличаются?) | № 26 с. 44, № 31 с. 47 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. Самостоят выполнение д. з. | Знать Анализ и описание состава предмета в виде схемы. | ИКТ | |
14/5 | Обобщающий урок по теме «Группы (классы) объектов» | № 33,35,38 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | Знать Графическое представление отношений между множествами Графы, пути в графах. Схема ситуации в виде графа. | Коллективн Дифф. | |
15/6 | Контрольная работа № 2 по теме «Группы (классы) объектов» | № 37, 39 |
| Контроль знаний |
| ||
16/7 | Итоги работы. Работа над ошибками. | № 40 с. 51 |
| Коррекция знаний |
| коллективн | |
РАЗДЕЛ 3 «Логические рассуждения» (10 ч ) | |||||||
17/ 1 | Множество. Число элементов множества. (Остров для множества). Подмножество. (На острове – страна, в стране - город). | № 5,7 с. 3,4 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Знать Логическое высказывание и его свойства. | ИКТ | |
18/2 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. (Слова «не», «и», «или» на карте множеств). | № 12 с. 7 | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | Знать Истинность и ложность высказываний. Высказывания со словами “все”, ”не все”, ”никакие”. | Пробл, исслед | |
19/ 3 | Пересечение и объединение множеств (Слова «не», «и», «или» на карте множеств). | № 16,17 с.10 | Объяснение, первичное закрепление | Устный опрос. Сам работа. | Знать Истинность и ложность высказываний. Высказывания со словами “все”, ”не все”, ”никакие”. | ИКТ | |
20/ 4 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ» («Да» или «нет») | № 22 с. 13 | Объяснение, первичное закрепление | Самостоят выполнение д. з. Тренировочн упражн. | Знать Логические операции И, ИЛИ, НЕ, их связь с операциями над множествами. Истинность высказывания. | Пробл, исслед | |
21/ 5 | Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ» | № 26 с. 15 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. Самостоят выполнение д. з. | Знать Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ», их связь с операциями над множествами. | ИКТ | |
22/ 6 | Граф. Вершины и ребра графа (Какие точки соединить?) | № 29 с. 17 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Знать Составление простейшей схемы рассуждений из правил ЕСЛИ – ТО и получение вывода по схеме рассуждений. | Пробл, исслед | |
23/ 7 | Граф с направленными ребрами (Когда помогут стрелки?) | № 32 с. 20 | Решение задач, сам работа. | Сам работа. | Знать Составление простейшей схемы рассуждений из правил ЕСЛИ – ТО и получение вывода по схеме рассуждений. | ИКТ Дифф. | |
24/ 8 | Обобщающий урок по теме «Логические рассуждения» | № 36 с. 22 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | Знать Составление простейшей схемы рассуждений из правил ЕСЛИ – ТО и получение вывода по схеме рассуждений. | коллективн | |
25/ 9 | Контрольная работа № 3. по теме «Логические рассуждения» | № 38 с. 23 |
| Контроль знаний |
| ||
26/10 | Итоги работы. Работа над ошибками. | № 40 с. 24 |
| Коррекция знаний |
| коллективн | |
РАЗДЕЛ 4 «Модели в информатике» ( 8 ч ) | |||||||
27/ 1 | Аналогия (На что похоже?) | № 4 с. 33 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. | Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех пред метов из одного класса (группы однородных предметов); | ИКТ | |
28/ 2 | Закономерность. (По какому правилу?) | № 7,8 с. 34 № 13,15с.37 | Объяснение, первичное закрепление | Тренировочн упражн. Самостоят выполнение д. з. | Уметь называть общие признаки предметов из одного класса (груп пы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем | Пробл, исслед | |
29/ 3 | Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило) | № 21,22,23 с. 40 | Объяснение, первичное закрепление | Самостоят выполнение д. з. | Уметь выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную си туацию; | ИКТ | |
30/ 4 | Аналогичная закономерность. | №26,27с. 43 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т. д.; описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом); заполнять таблицу признаков для предметов из одного клас са; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов
| Пробл, исслед | |
31/ 5 | Обобщающий урок по теме «Модели в информатике» | № 31 с. 46 | Комплексное применение знаний, решение задач. | Устный опрос. Сам работа. | ИКТ | ||
32/ 6 | Контрольная работа № 4 по теме «Модели в информатике» | № 32 с. 47 |
| Контроль знаний |
| ||
33/ 7 | Итоги работ. Работа над ошибками | № 33 с. 47 |
| Коррекция знаний |
| коллективн | |
34/ 8 | Выигрышная стратегия (Кто выигрывает?) |
| Игра |
|
| ИКТ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема урока | Формы проведения | Основные дидактические единицы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль за ЗУНами уч-ся | Д/З | Дата | |
Раздел 1 Алгоритмы (9 часов) | ||||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма («Команда «ЕСЛИ-ТО» | Объяснение, первичное закрепление | Информатика, человек и компьютер, алгоритм, команда алгоритма, схема алгоритма, ветвление в алгоритме, условие ветвления в команде «ЕСЛИ-ТО», вложенность алгоритмов | Знать: ветвление в построчной записи алгоритма Уметь: записывать условие ветвления со словами «ЕСЛИ-ТО», выполнять алгоритмы с ветвлениями | Устный опрос | задание № 3 | ||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма ( «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ») | Тренировочн упражн. | Условие ветвления в команде «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ» | Уметь: записывать условие ветвления со словами «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ», выполнять алгоритмы с ветвлениями | Тренировочн упражн. | задание № 5,6 | ||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма («Команда «Повторяй») | Решение задач, сам работа. | Цикл в алгоритме, команда «Повторяй … раз», условие цикла в команде «Повторяй … раз», условие цикла в команде «Повторяй для …» | Знать: цикл в построчной записи алгоритма Уметь: записывать условие цикла в команде «Повторяй … раз», выполнять алгоритмы с циклами | Сам работа | задание № 10 | ||
4 | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры») | Объяснение, первичное закрепление | Алгоритм с параметрами | Знать: параметрами алгоритма Уметь: выполнять алгоритм с параметрами | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 15 | ||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай») | Объяснение, первичное закрепление | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма | Уметь: записывать результат выполнения каждой команды алгоритма | Устный опрос | задание № 16, 17 | ||
6 | Подготовка к контрольной работе | Комплексное применение знаний, решение задач. | Повторение | Знать: о построчной записи ветвлений и циклах в алгоритмах Уметь: составлять и выполнять алгоритмы | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 20, 21 | ||
7 | Контрольная работа №1 | Контроль знаний | задание № 24 | |||||
8 | Работа над ошибками | Построчная запись ветвлений и циклов в алгоритмах, параметры | Уметь: составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, записывать промежуточные величины и результаты выполнения алгоритма | Коррекция знаний | задание № 28 | |||
9 | Повторение | задание № 30 | ||||||
Раздел 2 Способы описания объектов (8 часов) | ||||||||
10 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов («Что такое? Кто такой?») | Объяснение, первичное закрепление | Группа объектов, общие и единичные имена, общие и составные части и действия группы объектов, таблица «состав - действия», отличительные признаки объектов группы | Уметь: описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы | Устный опрос | задание № 3, 4 | ||
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок») | Решение задач, сам работа. | Схема состава объекта. Адрес составной части. | Знать: о схеме состава объекта Уметь: заполнять схему состава объекта и записывать адрес составной части | Сам работа | задание № 9 | ||
12 | Массив объектов на схеме состава («Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?») | Объяснение, первичное закрепление | Массив объектов на схеме состава, номер составной части в адресе | Уметь: описывать на схеме состава части предмета и записывать адрес элемента массива | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 11, 15 | ||
13 | Признаки и действия составных частей объекта («Сам с вершок, голова с горшок») | Объяснение, первичное закрепление | Признаки объекта и его составных частей, действия объекта и его составных частей | Уметь: выделять и записывать отличительные признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава. | Тренировочн упражн. | задание № 18, 21 | ||
14 | Подготовка к контрольной работе | Комплексное применение знаний, решение задач. | Многоуровневая схема состава, адрес составной части предмета, массив объектов | Знать: о многоуровневой схеме состава Уметь: анализировать структуру, признаки и действия объекта и заполнять схему состава | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 25, 28 | ||
15 | Контрольная работа №2 | Контроль знаний | ||||||
16 | Работа над ошибками | Многоуровневая схема состава, адрес составной части предмета, массив объектов | Знать: о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов Уметь: описывать в табличном виде составные части, признаки и действия объекта, анализировать структуру, признаки и действия объекта и заполнять схему состава | Коррекция знаний | задание № 22, 27 | |||
17 | Повторение | Комплексное применение знаний, решение задач. | ||||||
Раздел 3 Способы описания логических рассуждений (10 часов) | ||||||||
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества») | Объяснение, первичное закрепление | Множество, элемент множества, число элементов множества, подмножества, пересечение множеств. | Знать: о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств Уметь: определять принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами | Устный опрос | задание № 6 | ||
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» («Слова «НЕ», «И», «ИЛИ») | Объяснение, первичное закрепление | Подмножество, множество на пересечение двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | Знать: что такое истина и ложь, о пересечении множеств Уметь: определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 9 | ||
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы») | Решение задач, сам работа. | Граф, вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов | Знать: понятие графа, вершины и ребра графа. Уметь: строить графы по словесному описанию отношений между существами и предметами | Сам работа | задание № 12 | ||
21 | Пути в графах («Путешествуем по графу») | Объяснение, первичное закрепление | Пути в графах, описание пути. | Знать: понятие путь в графе Уметь: строить и описывать пути в графах, перечислять по порядку обозначения вершин | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 16-17 | ||
22 | Высказывания и подграфы («Разбираем граф на части») | Решение задач, сам работа. | Высказывания с «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов | Уметь: выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» | Сам работа | задание № 19 | ||
23 | Правило «если-то» | Объяснение, первичное закрепление | Правило «если-то» со словами «И» и «ИЛИ» | Знать: правило «если-то» Уметь: определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила «если-то» и делать выводы | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 20(10), 21(5) | ||
24 | Схема рассуждений («Делаем выводы») | Решение задач, сам работа. | Схема рассуждений | Знать: о схеме рассуждений Уметь: составлять схему рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с помощью схемы рассуждений | Сам работа | задание № 25 | ||
25 | Подготовка к контрольной работе | Комплексное применение знаний, решение задач. | Множество, подмножество, пересечение и объединение множеств, истинность высказываний, графы и пути в графах, схема рассуждений. | Закрепить полученные представления о множествах,, высказываниях и графах, о правилах «если-то» и схемах рассуждений | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 28, 29 | ||
26 | Контрольная работа №3 | Контроль знаний | задание № 26 | |||||
27 | Работа над ошибками | Множество, подмножество, пересечение и объединение множеств, истинность высказываний, графы и пути в графах, схема рассуждений. | Закрепить умения и навыки определять принадлежность объектов заданных множествам, истинность высказываний, изображать отношения между объектами с помощью графа, описывать связи между высказываниями | Коррекция знаний | задание № 27 | |||
Раздел 4 Применение моделей для решения задач (7 часов) | ||||||||
28 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колеса?») | Объяснение, первичное закрепление | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | Уметь: описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов, определять названия предметов по названиям составных частей | Устный опрос | задание № 5 | ||
29 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит, и что щекочет?») | Объяснение, первичное закрепление | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | Уметь: сравнивать действия предметов и существ, придумывать предметы с необычным составом и действиями | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 8, 9 | ||
30 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («Чей дом вкуснее?») | Решение задач, сам работа. | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями | Уметь: находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп | Сам работа | задание № 10, 12, 13 | ||
31 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот») | Объяснение, первичное закрепление | Действие, обратное действие, способ выполнения действия. Алгоритм действия обратного заданному. | Знать: об алгоритме и уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами Иметь представление об обратном действии и уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному | Устный опрос. Самостоят выполнение д. з. | задание № 15, 16, 19 | ||
32 | Подготовка к контрольной работе | Комплексное применение знаний, решение задач. | Общие и отличительные признаки предметов и существ, связь между составными частями, действиями и признаками объектов, ветвления и циклы в алгоритмах, множества, подмножества, пересечение множеств. | Повторение пройденного материала, развитие логического мышления и воображения | Сам работа | задание № 23-26 | ||
33 | Контрольная работа №4 | Контроль знаний | ||||||
34 | Работа над ошибками Повторение. | Комплексное применение знаний, решение задач. | Коррекция знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)
Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе Рабочая программа составлена на основе :учебного плана муниципального бюджетного образовательного у...
рабочая программа по информатике, 5-7 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, авторской программы Босовой Л.Задачи курса — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить кажд...
рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....