Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Лебедева Инна Юрьевна

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_6_lebedeva.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

01-34

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ №3  

приказ от 02.09.2019 г. № 850

___________________Боряева Н.В.

                         

                                                                    Рабочая программа

по _информатике___________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_________________ основное общее образование _6__ класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов __6 а, б, в_34ч._________________

Учитель ___Лебедева Инна Юрьевна

Программа разработана на основе

Авторской программы  Л.Л. Босовой: «Информатика.

 Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)    

Пояснительная записка

        Рабочая программа   для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Письмо Рособрнадзора  03.11.2015. № 02-501
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
  • Авторская программа  Л.Л. Босовой: «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование);
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2019– 2020 учебный год;
  • Календарный учебный график на 2019– 2020 учебный год.
  • Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели обучения информатике в 6 классе:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей.

1.        В направлении личностного развития:

•        развитие алгоритмического мышления;

•        формирование информационно-правовой куль-туры, соблюдения авторского права, уважения к частной информации и информационному пространству;

•        умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

•        приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

•        умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

•        повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

2.        В метапредметном направлении:

•        формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования, формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

•        овладение навыками постановки задачи при полной и неполной имеющейся информации;

•        формирование умения планирования деятельности;

•        контроль, анализ, самоанализ результатов деятельности;

•        коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

•        умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

•        умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

•        моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

•        выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

•        преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

•        формирование умений представления информации в виде информационных моделей различных видов на естественном, формализованном и формальном языках.

3.        В предметном направлении:

•        овладение видами информационной учебной деятельности и компетенциями, необходимыми для успешного обучения и повседневной жизни;

•        формирование механизмов мышления, характерного для информатики и информационной деятельности.

Задачи обучения информатике в 6 классе:

•        формирование представления об основных понятиях информатики;

•        развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

•        освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;

•        освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;

•        освоение технологии работы в среде ЛОГОМИРЫ;

•        пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде ЛОГОМИРЫ;

•        систематизировать подходы к изучению предмета;

•        сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением     информации;

•        научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

•        показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

•        сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

.

Общая характеристика, предмета информатики

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место  предмета  в учебном плане:

Учебный  план  МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение информатики на уровне основного общего образования в 6 классе — 35 часов (1 час в неделю).  

РАЗДЕЛ № 1

Содержание учебного предмета информатики

Раздел  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел  3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Формы организации  учебных занятий:

  • Конференция
  • Собеседование (индивидуальная беседа)
  • Самостоятельная работа с книгой
  • Самостоятельная работа
  • Домашнее задание
  • Групповая работа
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

Основные виды учебной

  • Игровая деятельность
  • Групповая деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Проблемно-поисковая деятельность

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание

Кол-во

часов

Даты

проведения урока в

6 а

Даты

проведения урока в

6 б, в

По

плану

По факту

По

плану

По факту

1 четверть

9

Компьютер (3 часа)

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

1

06.09

07.09

Стартовая контрольная работа.

1

13.09

14.09

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №1 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». Способы познания окружающего мира. Практическая работа №2 «Создаем компьютерные документы»

1

20.09

21.09

Объекты и системы

7

Объекты операционной системы.

Практическая работа №3 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

27.09

28.09

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №4 «Работаем с объектами файловой системы»

1

04.10

05.10

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами. Практическая работа №5 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

1

11.10

12.10

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №6 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

18.10

19.10

Контрольная работа №1

1

25.10

26.10

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №7 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1

01.11

02.11

2 четверть

7

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №7 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

15.11

16.11

Компьютерная графика

3

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №7 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1

22.11

23.11

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Определение понятия.

Практическая работа №8 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания1, 2)

1

29.11

30.11

Информационные модели

9

Информационное моделирование как метод познания.  

Практическая работа №9 «Создаём графические модели»

1

06.12

07.12

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №10 «Создаём словесные модели»

1

13.12

14.12

Контрольная работа №2

1

20.12

21.12

Математические модели. Многоуровневые списки.

Практическая работа №11 «Создаём многоуровневые списки»

1

27.12

28.12

3 четверть

10

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №12 «Создаем табличные модели»

1

10.01

11.01

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №13 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

17.01

18.01

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1

24.01

25.01

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

1

31.01

01.02

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №15 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

07.02

08.02

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №15 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1

14.02

15.02

Алгоритмика

9

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

21.02

22.02

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

28.02

29.02

Контрольная работа №3

1

06.03

07.03

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №16 «Создаем линейную презентацию»

1

13.03

14.03

4 четверть

9

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №17 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

03.04

04.04

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №18 «Создаем циклическую презентацию»

10.04

11.04

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

17.04

18.04

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

24.04

25.04

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

08.05

02.05

Контрольная работа №4

1

15.05

16.05

Итоговая контрольная работа

1

22.05

23.05

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика»

1

29.05

30.05

Планируемые результаты освоения курса информатики 6 класса

Личностные результаты 

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты 

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

От_28.09.2019 года  №_1________

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Пьянова И.Г./

«28»  августа  2019 г.

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 6 класс. Составлена в соответствии с ФГОС

Рабочая  программа по математике составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и в соответствии с нормативными документами:·...

Рабочая программа по математике 11 класс. Составлена для классов естественнонаучного профиля

Модифицированная рабочая  программа по математике (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне...

Рабочая программа по биология - 7 класс. Составлена на основе ФГОС и ориентирована на работу по УМК "Сфера жизни" (концентрический курс)

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта  и ориентирована на работу по УМК «Сфера жизни» (концентрический курс)....

Рабочая программа по математике 5 класс. Составлена в соответствии с ФГОС

Рабочая  программа по математике составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметны...

Рабочая программа по математике 10 класс. Составлена для классов естественнонаучного профиля

Модифицированная рабочая  программа по математике (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне...