Рабочая программа по математике 5 класс. Составлена в соответствии с ФГОС
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. М.: Мнемозина, 2011. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. А. С. Чесноков, К. И. Нешков. М.: Классикс Стиль, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_fgos_prgramma_2013-14.docx | 110.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
Краснообская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО на МО учителей математики __________ Н.А. Коваленко «____»__________ 2013г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР МБОУ КСОШ №1 ____________Л.Н. Марченко «____» __________ 2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ КСОШ № 1 __________Г.А. Теплова «____»__________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
На 2013-2014 учебный год
Класс 5 «В» Количество часов 175
Основная ступень обучения. Базовый уровень
Составитель
учитель математики первой категории
Зацепина Надежда Владимировна
2013 - 2014 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Основное содержание рабочей программы учебного предмета «Математика» 5 класс на базовом уровне
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Учебно-тематический план по предмету «Математика» для 5 класса (базовый уровень)
- Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике в 5 классе
- Критерии и нормы оценочной деятельности
- Список литературы для учащихся и учителя
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и в соответствии с нормативными документами:
- Приказ МО РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ МО РФ от 19.12.2012 № 1067, зарегистрирован Минюстом России 30.01. 2013 г. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
- Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 05.07.2013г. № 1724 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год».
- Учебный план МБОУ Краснообская СОШ № 1 Новосибирского района, Новосибирской области на 2013-2014 учебный год для пятого класса.
- Положение о рабочей программе МБОУ Краснообская СОШ № 1 Новосибирского района, Новосибирской области от 30.08.2012г.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений
и реализуется на основе следующих программ:
- Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. М.: Мнемозина, 2009.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 классы. /сост. Г.М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2004.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа направлена на выполнение двух основных функций:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
- Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. М.: Мнемозина, 2011. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса. А. С. Чесноков, К. И. Нешков. М.: Классикс Стиль, 2008.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение математики в 5-х классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности;
- отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей;
- развитие навыков вычислений с натуральными числами;
- освоение навыков действий с десятичными дробями;
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- переводить практические задачи на язык математики;
- формирование умений использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий;
- формирование навыков решения уравнений и умений составления уравнений;
- освоение навыков построение геометрических фигур, измерение геометрических величин;
- подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников и тематическое планирование учебных часов по разделам курса.
Основное содержание рабочей программы учебного предмета «Математика» 5 класс
Общая характеристика учебного предмета «Математика» 5 класс
- Числа и вычисления
- Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Изображение чисел точками координатного луча. Степень с натуральным показателем.
- Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
- Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей в виде десятичных. Приближенные значения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений. Среднее арифметическое. Решение текстовых задач арифметическими приемами.
- Проценты. Основные задачи на проценты.
- Выражения и их преобразования
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
- Уравнения и неравенства
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Числовые неравенства.
- Функции
Таблицы и диаграммы. Изображение чисел точками координатного луча.
- Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур. Отрезок. Длина отрезка и ее свойства. Расстояние между точками. Формула площади прямоугольника. Формула объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения длин, площадей, объёмов. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга.
Место учебного предмета математического цикла в Базисном учебном (образовательном) плане
Согласно Базисному учебному (образовательному) плану на ступени основного общего образования в 5—6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет). На изучение учебного предмета математика на базовом уровне отводится не менее 875 часов из расчета 5 ч в неделю и ориентировано на 35 учебных недель в год с V по IX класс.
На изучение математики в 5 классе по Базисному учебному плану отводится примерно 175 часов в год.
В соответствии с этим за основу берётся программа по математике для 5 класса автора В. И. Жохова, в объеме 170 часов.
Предмет «Математика» в 5–6 классах включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно статистической линии.
Содержание обучения по авторской программе: В. И. Жохов «Математика» 5 класс
- Натуральные числа и шкалы (15 часов).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
- Сложение и вычитание натуральных чисел (21 часов).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. Основная цель - закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
- Умножение и деление натуральных чисел (27 час).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач. Основная цель - закрепить и развить навыки арифметических действий над числами.
- Площади и объёмы (12 часов).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Основная цель - расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объёмов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
- Обыкновенные дроби (23 часов).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Основная цель - познакомить учащихся с понятием дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач. Основная цель - выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
- Умножение и деление десятичных дробей (26 часов).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. Основная цель - выработать умения умножать делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Инструменты для вычислений и измерений (17 часов).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. Основная цель - сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
- Повторение. Решение задач (16 часов). Основная цель-обобщение и систематизация знаний и умений за курс 5 класса.
Требования к математической подготовке обучающихся
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение следующих тем:
- Натуральные числа и шкалы – 20 часов, вместо15 часов.
- Сложение и вычитание натуральных чисел – 20 часов, вместо 21 часа.
- Умножение и деление натуральных чисел – 21 час, вместо 27 часов.
- Площади и объёмы – 16 часов, вместо 12 часов.
- Обыкновенные дроби – 25 часов, вместо 23 часов.
- Умножение и деление десятичных дробей – 25 часов, вместо 26 часов.
- Инструменты для вычислений и измерений – 19 часов, вместо 17 часов
Учебно-тематический план по предмету «МАТЕМАТИКА» 5 класс
Согласно учебному плану МБОУ Краснообская СОШ № 1, тематический план по учебному предмету «Математика» 5 класс основной школы предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | Кол-во часов | В том числе: | |
Уроков | Контрольных работ (Кр) | |||
1 | Натуральные числа и шкалы | 20 | 18 | КР входная; Кр №1 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 20 | 18 | Кр № 2; Кр № 3 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 21 | 19 | Кр № 4; Кр № 5; |
4 | Площади и объемы | 16 | 14 | Кр №6; Кр полугодовая |
5 | Обыкновенные дроби | 25 | 23 | Кр № 7; Кр № 8 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | 12 | Кр №9 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 25 | 23 | Кр №10; Кр №11 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | 19 | 17 | Кр №12; Кр №13 |
9 | Итоговое повторение курса | 16 | 15 | Кр №14 (итоговая) |
Всего часов (5 ч в неделю из расчёта 35 учебных недель) | 175 | 158 | 16 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике в 5 классе (175 часов) | |||||||
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Формы организации образоват. процесса | Дата план | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
§ 1. Натуральные числа и шкалы. (20 часов) | |||||||
Введение. Повторение. Цифры и числа | Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел. | Читают и записывают многозначные числа | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность | (Р) – Определение цели УД; работа по составленному плану. (П) – Передают содержание в сжатом виде. (К) – Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать. | |||
Числовые выражения. Значения выражений | |||||||
Обозначение натуральных чисел | |||||||
Запись и чтение многозначных чисел | |||||||
Отрезок, обозначение отрезка и его длина | Обсуждение и выведение понятия «отрезок, концы отрезка, длина отрезка»; называние отрезков; изображение отрезка, запись точек. | Строят отрезок, называют его элементы, измеряют длину отрезка, выражают длину в различных единицах | Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают, положит. отношение к процессу познания | (Р) – Определение цели УД; работа по составленному плану. (П) – записывают правила «если…то…»; Передают содержание в сжатом виде. (К) – Уметь отстаивать точку зрения; работа в группе | |||
Измерение, построение отрезков. Треугольник | |||||||
Отрезок. Единицы измерения длина | |||||||
Входная контрольная работа за курс 4 класса | Решение к/р входной | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. (П) – делают предположения об информации. (К) – критично относятся к своему мнению | |||
Плоскость. Прямая. Луч | Указание взаимного расположения прямой, луча, отрезка; запись чисел | Строят прямую, луч; называют точки, прямые, лучи, точки | выражают, положит. отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своей учебной деятельности | (Р) – работа по составленному плану; доп. источники информации. (П) – «если… то…». (К) – умеют слушать других, договариваться | |||
Построение прямых и лучей | |||||||
Шкалы. Координаты | Обсуждение понятий «штрих, деление, шкала»; устные вычисления; координаты точек. | Строят координатный луч, изображают точки на нём; единицы измерения | Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми | (Р) – составление плана и работа по плану. (П) – делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. (К) – умеют договариваться, менять точку зрения | |||
Шкалы. Координатный луч | |||||||
Шкалы и координаты точек | |||||||
Координаты точек | |||||||
Меньше или больше | Выведение правил,: какое из двух чисел больше; устные вычисления; изображение чисел на луче | Сравнивают числа по разрядам; записывают результат сравнения с помощью «>,<» | Проявляют познават. интерес к изучению предмета; применяют правила делового сотрудничества | (Р) – совершенствуют критерии оценки и самооценки. (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) – оформление мысли в устной и письменной речи | |||
Сравнение натуральных чисел | |||||||
Сравнение натуральных чисел на координатном луче | |||||||
Обобщение. Натуральные числа | Подготовка к К/р № 1 | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. (П) – делают предположения об информации. (К) – критично относятся к своему мнению | |||
К/р № 1: Натуральные числа и шкалы | Решение к/р № 1 | ||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||
§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел. (20 часов) |
Сложение натуральных чисел | Обсуждение названий компонентов и рез-тата сложения; сложение натуральных чисел; решение задач на сложение натуральных чисел. | Складывают натуральные числа; прогнозируют результат вычислений | Понимают причины успеха в учебной деятельности; проявляют познавательный интерес к учению; дают адекватную оценку своей деятельности | (Р) – определяют цель учебной деят-ти; работают по составленному плану. (П) – передают сод-е в развёрнутом или сжатом виде. (К) – умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||
Решение задач на сложение | |||||||||||||||
Сложение натуральных чисел и его свойства | |||||||||||||||
Вычитание натуральных чисел | Обсуждение названий компонентов и рез-тата вычитания; свойств вычитания; вычитание и сложение чисел; решение задач | Вычитают натуральные числа; прогнозируют рез-тат вычисления, выбирая удобный порядок | Понимают необходимость учения; объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми | (Р) – определяют цель учения; работают по составленному плану. (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||
Решение задач на сложение и вычитание | |||||||||||||||
Обобщение. Сложение и вычитание чисел | Подготовка к К/р № 2 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач | |||||||||||
К/р № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | Решение к/р № 2. | ||||||||||||||
Числовые выражения | Определение буквенного выражения; составление и запись буквенных выражений; нахождение значения буквенного выражения | Составляют и записывают буквенные выражения; | Проявляют положит-ное отн-е к урокам математики, объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность | (Р) – обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем. (П) – делают предположение об информации, необходимой для решения задачи. (К) – умеют принимать точку зрения других, договариваться | |||||||||||
Буквенные выражения | |||||||||||||||
Числовые и буквенные выражения | |||||||||||||||
Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Обсуждение и запись свойств сложения и вычитания с помощью букв; устные вычисления; упрощение выражений; нахождение значений выражения | Читают и записывают с помощью букв свойства сложения и вычитания; вычисляют числовое значение буквенного выражения | Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету | (Р) – определяют цель УД; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) – умеют организовать учебное взаимодействие в группе; умеют принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения | |||||||||||
Применение свойств сложения и вычитания | |||||||||||||||
Упрощение буквенных выражений | |||||||||||||||
Уравнение. Определение | Обсуждение понятий «уравнение, корень уравнения, решить уравнение»; решение задач; решение уравнений | Решают простейшие уравнения; составляют уравнение как математическую модель задачи | Дают позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету | (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем. (П) – сопоставляют отбирают информацию. (К) – умеют оформлять мысли в устной и письменной форме | |||||||||||
Решение уравнений на сложение и вычитание | |||||||||||||||
Составление уравнений при решении задач | |||||||||||||||
Решение задач с помощью уравнений | |||||||||||||||
Обобщение. Уравнения, выражения | Подготовка к К/р № 3 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 3 «Числовые и буквенные выражения» | Решение к/р № 3. | ||||||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
§ 3. Умножение и деление натуральных чисел (21 часа) | |||||||||||||||
Умножение натуральных чисел | Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами | Находят и выбирают порядок действий; пошагово контролируют правильность вычислений; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Объясняют отличия в оценках одной ситуации разными людьми; проявляют интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету | (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||
Переместительное и сочетательное свойства умножения | |||||||||||||||
Решение уравнений и задач на умножение | |||||||||||||||
Деление натуральных чисел | Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений; | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин; решают простейшие уравнения, планируют решение задачи | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Решение задач на деление | |||||||||||||||
Решение уравнений и задач | |||||||||||||||
Деление с остатком | Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения; | Проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; объясняют ход решения задачи | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Решение задач на деление с остатком | |||||||||||||||
Обобщение. Умножение и деление | Подготовка к К/р № 4 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | Решение к/р № 4. | ||||||||||||||
Распределительный закон умножения | Обсуждение и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение уравнений и задач; | Применяют буквы для обозначения чисел; выбирают удобный порядок выполнения действий; составляют буквенные выражения | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика | (Р) – работают по составленному плану, используют дополнительную литературу. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого | |||||||||||
Раскрытие скобок. Упрощение выражений | |||||||||||||||
Вынесение общего множителя | |||||||||||||||
Упрощение выражений | |||||||||||||||
Порядок выполнения действий | Обсуждение и выведение правил выполнения действий; нахождение значения выражений | Действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; | (Р) – понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. (П) – передают сод-е в сжатом или развернутом виде. (К) – умеют слушать других; | |||||||||||
Выполнение действий по схеме, программе | |||||||||||||||
Квадрат и куб натурального числа | Обсуждение понятий «квадрат, куб, степень, основание, показатель степени»; составление таблицы квадратов и кубов | Контролируют правильность выполнения заданий | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика | (Р) – работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого | |||||||||||
Нахождение квадрата и куба натурального числа | |||||||||||||||
Обобщение. Упрощение выражений | Подготовка к К/р № 5 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 5 «Упрощение выражений» | Решение к/р № 5. | ||||||||||||||
Анализ контрол. работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
§ 4. Площади и объемы (16 часов) | |||||||||||||||
Формулы | Выведение формулы пути; ответы на вопросы; решение задач | Составляют буквенные выражения, находят значения выражений | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Вычисления по формуле | |||||||||||||||
Площадь квадрата | Обсуждение и выведение формул площади прямоугольника и квадрата, всей фигуры; ответы на вопросы; решение задач | Описывают явления и события с использованием буквенных выражений; работают по составленному плану | Проявляют устойчивый интерес к способам реш. задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Объясняют свои наиболее замет-е достиж. | (Р) – работают по составленному плану. (П) – записывают выводы «если… то…». (К) – умеют высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи | |||||||||||
Площадь прямоугольника | |||||||||||||||
Единицы измерения площади | Обсуждение понятий «квадратный метр, дециметр, ар, гектар»; ответы на вопросы; решение задач на нахождение площади | Переходят от одних единиц измерения к другим; решают житейские ситуации (планировка, разметка) | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Площадь. Решение задач. | |||||||||||||||
Площадь и периметр фигур | |||||||||||||||
Прямоугольный параллелепипед | Обсуждение и называние граней, ребер, вершин; | Распознают на чертежах прямоугольный параллелепипед | Дают положительную самооценку и оценку результатов УД; | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда | |||||||||||||||
Объём прямоугольного параллелепипеда | Обсуждение понятий «кубический см, дм, км»; правила перевода литра в кубические метры; нахождение объёма пр/п; переход от одних единиц измерения к другим; решение задач практической направленности | Переходят от одних единиц измерения к другим; пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия | Проявляют положительное отношение к урокам математики, объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность дают положительную самооценку и оценку результатов УД; | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Единицы измерения объёмов | |||||||||||||||
Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда | |||||||||||||||
Обобщение. Площадь, объём | Подготовка к К/р № 6 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 6 «Площади и объёмы» | Решение к/р № 6. | ||||||||||||||
Обобщение за первое полугодие | Подготовка к К/р за 1 полугодие | ||||||||||||||
Контрольная работа полугодовая | Решение к/р за 1 полугодие. | ||||||||||||||
§ 5. Обыкновенные дроби (25 часа) | |||||||||||||||
Окружность и круг | Радиус окружности, центр круга, диаметр; построение окружности, круга | Изображают окружность, круг; наблюдают за изменением решения задач от условия | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Построение окружности и круга | |||||||||||||||
Доли. Обыкновенные дроби | Обсуждение того, что показывает числитель и знаменатель; ответы на вопросы; решение задач на нахождение числа по его дроби; нахождение дроби от числа; изображение геометрической фигуры, деление её на равные части | Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия; используют различные приёмы проверки правильности выполнения заданий | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||
Запись и чтение обыкновенных дробей | |||||||||||||||
Решение задач на части | |||||||||||||||
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем | Изображение и выведение равных дробей на координатном луче; сравнение обыкновенных дробей | Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения; сравнивают разные способы вычисления | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. | (Р) – определяют цель учебной деятельности; осущ-ют поиск средств её достижения. (П) – записывают выводы правил «если…, то…». (К) – умеют критично относиться к своему мнению; организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Сравнение дробей на координатном луче | |||||||||||||||
Правильные и неправильные дроби | Какая дробь называется правильной, неправильной; запись правильных и неправильных дробей; решение задач величины данной дроби | Указывают правильные и неправильные дроби; выделяют целую часть из неправильной дроби; | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Решение задач с дробями | |||||||||||||||
Обобщение. Доли и дроби | Подготовка к К/р № 7 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 7 «Обыкновенные дроби» | Решение к/р № 7. | ||||||||||||||
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | Обсуждение и выведение правил сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями; решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; решение уравнений | Обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера; самостоятельно выбирают способ решения заданий | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |||||||||||||||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |||||||||||||||
Решение задач и уравнений с дробями | |||||||||||||||
Деление и дроби | Каким числом является частное, если деление выполнено нацело, не нацело | Записывают дробь в виде частного и частное в виде дроби | Проявляют положительное отношение к урокам математики; понимают причины успеха в своей УД. | (Р) – работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других. | |||||||||||
Проверочная работа «Обыкновенные дроби» | |||||||||||||||
Смешанные числа. | Выведение правил, что такое целая часть и дробная часть; запись смешанного числа в виде неправильной дроби | Представляют число в виде суммы его целой и дробной части; действуют со заданному и самостоятельно выбранному плану | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Выделение целой части и наоборот | |||||||||||||||
Сложение смешанных чисел | Обсуждение и выведение правил сложения и вычитания смешанных чисел; решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел | Складывают и вычитают смешанные числа; используют математическую терминологию при записи и выполнении действия | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Сложение вычитание смешанных чисел | |||||||||||||||
Решение задач и уравнений содержащих смешанные числа | |||||||||||||||
Обобщение. Смешанные числа | Подготовка к К/р № 8 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» | Решение к/р № 8. | ||||||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов) | |||||||||||||||
Десятичная запись дробных чисел | Выведение правила короткой записи десятичной дроби; чтение и запись десятичных дробей | Читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений | дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Чтение и запись десятичных дробей | |||||||||||||||
Сравнение десятичных дробей | Выведение правил сравнения десятичных дробей; запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной | Исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; сравнивают числа по классам и разрядам; объясняют ход решения задачи | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Сравнение десятичных дробей на координатном луче | |||||||||||||||
Сложение десятичных дробей | Выведение правил сложения и вычитания десятичных дробей; что показывает каждая цифра после запятой. Сложение и вычитание десятичных дробей; решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей | Складывают и вычитают десятичные дроби; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания) | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Вычитание десятичных дробей | |||||||||||||||
Сложение, вычитание десятичных дробей | |||||||||||||||
Решение задач и уравнений | |||||||||||||||
Приближенные значения чисел | Выведение правил округления чисел; запись натуральных чисел, между которыми расположены десятичной дроби | Округляют числа до заданного разряда | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Округление чисел | |||||||||||||||
Обобщение. Десятичные дроби | Подготовка к К/р № 9 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Решение к/р № 9. | ||||||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
§ 7. Умножение и деление десятичных дробей (25 час) | |||||||||||||||
Умножение десятичных дробей на натуральное число | Обсуждение и выведение правил умножения дес. дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, 100, 1000 … запись произведения в виде суммы; запись суммы в виде произведения | Умножают десятичные числа на натуральное число; пошагово контролируют правильность выполнения арифметического действия | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Умножение десятичных дробей на 10; 100; 100; и т. д. | |||||||||||||||
Решение задач на умножение | |||||||||||||||
Деление десятичных дробей на натуральное число | Обсуждение и выведение правил деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000… Деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной; решение задач по теме деления десятичных дробей на натуральные числа | Делят десятичные дроби на натуральные числа; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности | (Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе | |||||||||||
Деление десятичных дробей на 10; 100; т. д. | |||||||||||||||
Решение задач на деление и умножение | |||||||||||||||
Обобщение. Умножение, деление десятичных дробей на натуральное число | Подготовка к К/р № 10 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 10 «Умножение, деление десятичных дробей» | Решение к/р №10. | ||||||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. | Обсуждение и выведение правил умножения на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001, …; умножение десятичных дробей; решение задач на умножение десятичных дробей | Умножают десятичные дроби; решают задачи на умножение десятичных робей | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Умножение десятичных дробей на десятичные дроби | |||||||||||||||
Умножение десятичных дробей | |||||||||||||||
Решение задач и уравнений с дробями | |||||||||||||||
Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01… | Выведение правила деления десятичной дроби на десятичную дробь; как разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001…; ответы на вопросы; решение задач на деление десятичных дробей | Делят на десятичную дробь; решают задачи на деление на десятичную дробь; действуют по составленному плану решения заданий | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Деление десятичных дробей на десят. дробь | |||||||||||||||
Деление десятичных дробей | |||||||||||||||
Деление десятичных дробей | |||||||||||||||
Умножение и деление десятичных дробей | |||||||||||||||
Решение задач и уравнений | |||||||||||||||
Среднее арифметическое чисел | Какое число называют средним арифметическим чисел; правила нахождения среднего арифметического | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Нахождение среднего арифметического | |||||||||||||||
Средняя скорость | |||||||||||||||
Умножение и деление десятичных дробей. Обобщение | Подготовка к К/р № 11 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
К/р № 11 «Умножение и деление десятичных дробей» | Решение к/р № 11. | ||||||||||||||
Анализ контр. работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
§ 8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов) | |||||||||||||||
Микрокалькулятор | Ответы на вопросы; чтение показаний на индикаторе | Планируют решение задачи | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Вычисления на микрокалькуляторе | |||||||||||||||
Деление на 100. Процент | Обсуждение вопросов, что называют процентом; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах | Записывают проценты в виде десятичных дробей, и наоборот; обнаруживают и устраняют ошибки в вычислениях | Объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми; проявляют положительное отношение к результатам своей учебной деятельности | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Процент от числа | |||||||||||||||
Нахождение числа по проценту | |||||||||||||||
Решение задач на проценты | |||||||||||||||
Обобщение. Проценты | Подготовка к К/р № 12 | ||||||||||||||
К/р № 12 «Инструменты для вычислений и измерений» | Решение К/р № 12. | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
Угол. Прямой и развернутый угол. Обозначение угла | Обсуждение и объяснение что такое угол, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым; определение видов углов; построение углов и запись их значений | Моделируют разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости; определяют геометрические фигуры | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других | |||||||||||
Угол. Чертёжный треугольник | |||||||||||||||
Транспортир. Виды углов | Для чего служит транспортир; как пользоваться транспортиром; построение и измерение углов, треугольников | Определяют виды углов, действуют по заданному плану, самостоятельно выбирают способ решения задач | Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – работают по составленному плану, используют дополнительную литературу. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого | |||||||||||
Измерение углов с помощью транспортира | |||||||||||||||
Построение углов. Биссектриса угла | |||||||||||||||
Измерение и построение углов | Обсуждение понятия круговая диаграмма; построение диаграмм | Наблюдают за изменением решения задач при изменении условия | Проявляют устойчивый широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Круговые диаграммы | |||||||||||||||
Обобщение. Углы | Подготовка к К/р № 13 | ||||||||||||||
К/р № 13 «Инструменты для вычислений и измерений» | Решение К/р № 13 | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
Итоговое повторение (16 часа) | |||||||||||||||
Натуральные числа и шкалы | Запись с помощью букв свойств сложения, вычитания, умножения, деления с остатком | Читают и записывают многозначные числа; строят координатный луч; координаты точки | Дают адекватную самооценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | (Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют принимать точку зрения другого | |||||||||||
Сложение и вычитание натуральных чисел | Устные вычисления; ответы на вопросы; нахождение буквенного выражения | Действуют по заданному и самостоятельно составленному плану | Проявляют мотивы УД; дают оценку результатам своей УД; применяют правила делового сотрудничества | (Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют высказывать точку зрения | |||||||||||
Сложение и вычитание натуральных чисел | |||||||||||||||
Умножение и деление натуральных чисел | Устные вычисления; решение задач на умножение и деление натуральных чисел | Пошагово контролируют ход выполнения заданий | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Умножение и деление натуральных чисел | |||||||||||||||
Площади и объемы | Ответы на вопросы; решение задач на нахождение площади и объема | Самостоятельно выбирают способ решения задач | Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | (Р) – работают по составленному плану. (П) – выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Обыкновенные дроби | Выделение целой части из смешанного числа; сложение и вычитание смешанных чисел | Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения | Проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об информации, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Обыкновенные дроби | |||||||||||||||
Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей; нахождение значения буквенного выражения | Прогнозируют результат своих вычислений | Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | (Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют высказывать точку зрения | |||||||||||
Сложение и вычитание десятичных дробей | |||||||||||||||
Умножение и деление десятичных дробей | Умножение и деление десятичных дробей нахождение значений буквенных выражений | Прогнозируют результат своих вычислений | Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | (Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют высказывать точку зрения | |||||||||||
Умножение и деление десятичных дробей | |||||||||||||||
Инструменты для вычислений и измерений | Выполнение рисунков; доказательство равенства углов | Находят геометрические фигуры | Проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей УД. | (Р) – работают по составленному плану. (П) – выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе | |||||||||||
Контрольная работа № 14 «Итоговая» | Решение итоговой контрольной работы | Используют разные приемы проверки правильности ответа | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | (Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению | |||||||||||
Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | ||||||||||||||
Урок-игра «Занимательная математика» | Кроссворд на форзаце учебника(1254) | Кроссворд на форзаце учебника (626) | Кроссворд на форзаце учебника(181) |
Критерии и нормы оценочной деятельности
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся, положены объективность и единый подход при 5 - балльной оценке.
- Общедидактические критерии
Оценка "5" ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4" ставится в случае:
- Знание всего изученного программного материала.
- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится в случае:
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2" ставится в случае:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1" ставится в случае: Полного незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
2. Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
- Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Выполнил работу без ошибок и недочетов.
- Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик
- Правильно выполнил не менее половины работы.
- Допустил не более двух грубых ошибок.
- Допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Допустил не более двух-трех негрубых ошибок.
- Допустил не более одной негрубой ошибки и трех недочетов.
- При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
- Если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
4. Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории.
- Незнание формул, общепринятых символов обозначений величин.
- Незнание наименований единиц измерения.
- Неумение выделить в ответе главное.
- Нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений.
- Неумение делать выводы и обобщения.
- Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
- Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
- Нарушение техники безопасности.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
- Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.).
- Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (если основное задание не построение графика, схемы и т. д.)
- Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного или письменного ответа.
- Неумение решать задачи или выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
- Нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий.
- Ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики).
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
5. Правила выставления оценок при аттестации
- Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимом учителем.
- Тематическая аттестация: Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась по каким-либо отдельным направлениям видов деятельности (например: умений решать задачи, выполнять чертежи, знаний материала и др.), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).
- Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестация, является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка не может быть, положительной, если имеется даже одна отрицательная оценка при тематической аттестации. В этом случае обучаемый должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём сдачи по ней зачёта. Учитель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за четверть (полугодие) выполнил задание (я) по данной теме, включённое (ые) в работу.
- Оценка при промежуточной годовой аттестации определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за экзамен, зачёт и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились). Если обучающийся в конце четверти (полугодия), года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированности умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на четвертную (полугодовую), годовую, так как к этому времени его знания изменились. Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за тему, четверть (полугодие), год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за четверть, полугодие, год) и формируются умения применять знания в новой ситуации, творчески.
Список литературы для учащихся и учителя
- Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 280с. Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф. 2004.
- Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Классикс Стиль, 2008.
Список дополнительной литературы для учителя
- Волович М. Б. Под редакцией А. Г. Мордковича. Методическое пособие. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе. - М.: Вентана-Графф – Мозаика-Синтез, 2003.
- Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах. - М.: Мнемозина, 2001.
- Контрольно–измерительные материалы. Математика к учебнику Н. Я. Виленкина: 5 класс /Составитель Л. П. Попова. – М.: ВАКО, 2011.
- Кузнецова Г. М., Миндюк Н. Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2004.
- Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
- Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- Минаева С. С. 20 тестов по математике. 5-6 классы. М.: Экзамен, 2008.
- Программа. Планирование учебного материала. Математика 5 – 6 классы /авт.-сост. В. И. Жохов. М.: Мнемозина, 2009.
- Савинцева Н. В. Тесты по математике. 5 класс. - М.: Первое сентября, 2002.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004г. Математика. Федеральный базисный учебный план. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
- Цукарь А. Я. Математика 5 – 6. Задания образного и исследовательского характера. Новосибирск: новосиб. гос. пед. ун-т. 1997.
- Юрченко Е. В. Математика. Тесты. 5 – 6 классы. – М.: Дрофа, 2003.
Составитель Н. В. Зацепина МБОУ Краснообская СОШ №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС по химии 8-9 класс
Рабочая программа к УМК О.С. Габриелян...
Итоговый практико-значимый проект. Рабочая программа по истории Древнего мира в соответствии с ФГОС ООО
рабочая программа...
Рабочая программа по математике 6 класс. Составлена в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по математике составлена на основе федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и в соответствии с нормативными документами:·...
рабочая программа по математике к учебнику Зубаревой, Мордкович по ФГОс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математ...
Рабочая программа по истории Древнего мира в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по истории Древнего мира в соответствии с ФГОС для 5 класса...
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм
Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016 учебный годКоличество часов по учебному плану: все...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» в соответствии с ФГОС ООО
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» в соответствии с ФГОС ООО...