Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_7_klass_fgos.docx | 80.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения РФ
Управление образования Чайковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании ШМО: Протокол № 1 «30» августа 2019 г Руководитель ШМО:____________ | Согласовано: «31» августа 2019 г Зам. директора по УВР Азарова С.С_____________ | УТВЕРЖДАЮ:__________ Директор школы Зорина О.М. Приказ № ____ от 01.09.2019 г |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для обучающихся 7 классов
на 2019-2020 учебный год
Учитель информатики
Л.Л. Жернакова
г. Чайковский
Оглавление
Содержание тем учебного курса 4
Требования к уровню подготовки обучающихся 5
Планируемые результаты изучения курса 8
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов) 10
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы 15
Перечень учебно-методического обеспечения 16
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Содержание тем учебного курса
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Учебная тема | Кол-во часов | ||
всего | теоретич | практич | ||
Человек и информация | 6 | 4 | 2 | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | 3 | 3 | |
Текстовая информация и компьютер | 10 | 4 | 6 | |
Графическая информация и компьютер | 6 | 3 | 3 | |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 7 | 2 | 5 | |
Итого | 35 | 16 | 19 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Человек и информация - 6 ч (4+2)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.
учащиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ
- Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
- Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
- Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
Проекты и исследования:
Использование антивирусных программ.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
учащиеся получат возможность научиться:
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.
3. Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
- Кодирование текстовой информации
- Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
- Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
- Таблицы в текстовом документе
- Нумерованные и маркированные списки;
- Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера;
- назначение текстовых редакторов (процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации
- Графическая информация и компьютер - 6 ч (3+3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
- Кодирование графической информации
- Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты и исследования:
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
- понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.
- Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч (2+5)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
- Cоздание презентаций в Power Point
- Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
- Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
- Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования:
Способы презентации проекта
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
учащиеся должны уметь:
- Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
учащиеся получат возможность научиться:
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления информации для обрабортки на компьютере.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
- Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать естественные и формальные языки;
- определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
- распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
- определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов | |
| 7 | анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи | умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды | выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных | освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ | как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером; | ||||
1 | 1 | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером | 1 | |||||||
2 | 2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 | Фронтальный опрос | ||||||
3 | 3 | Информационные процессы | 1 | Устный опрос | ||||||
4 | 4 | Измерение информации. Единицы измерения информации | 1 | Практическая работа | ||||||
5 | 5 | Практическая работа № 1 Решение задач на измерение информации | 1 | Устный опрос | ||||||
6 | 6 | Практическая работа № 2 Решение задач на измерение информации | 1 | Практическая работа | ||||||
7 | 7 | Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» | 1 | |||||||
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов | |
| 6 | построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера | повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы | развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ | ||||
8 | 1 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | 1 | Устный опрос | ||||||
9 | 2 | Практическая работа № 3 Устройство ПК и его основные характеристики. | 1 | Практическая работа | ||||||
10 | 3 | Программное обеспечение компьютера. Системное ПО | 1 | Терминологический диктант | ||||||
11 | 4 | Практическая работа №4 Файлы и файловые структуры | 1 | Практическая работа | ||||||
12 | 5 | Пользовательский интерфейс | 1 | Самостоятельная работа | ||||||
13 | 6 | Итоговое тестирование по разделу «Устройство компьютера» | 1 | Практическая работа | ||||||
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов | |
| 10 | использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.) | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий | развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях | приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности | ||||
14 | 1 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы | 1 | Тестирование | ||||||
15 | 2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними | 1 | Практич. работа | ||||||
16 | 3 | Практическая работа №5 Кодирование текста. Ввод и редактирование текста. | 1 | взаимооценивание | ||||||
17 | 4 | Практическая работа №6 Приёмы форматирования текста. Нумерованные и маркированные списки | 1 | Пр. работа | ||||||
18 | 5 | Практическая работа №7 Таблицы в текстовом документе. | 1 | Взаимоопрос в парах | ||||||
19 | 6 | Практическая работа №8 Гипертекст. Режим поиска и замены | 1 | Практич. работа | ||||||
20 | 7 | Практическая работа №9 Вставка объектов в текст (рисунков, формул) | 1 | Устный опрос | ||||||
21 | 8 | Системы перевода и распознавания текста | 1 | Практич. работа | ||||||
22 | 9 | Выполнение итогового практического задания | 1 | Практич. работа | ||||||
23 | 10 | Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер» | 1 | Контрол. работа | ||||||
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов | |
| 5 | приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера | преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты | овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др | получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов | понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений | ||||
24 | 1 | Компьютерная графика: области применения, технические средства | 1 | Устный опрос | ||||||
25 | 2 | Технические средства компьютерной графики | 1 | Практическая работа | ||||||
26 | 3 | Как кодируется изображение | 1 | Самостоятельная работа | ||||||
27 | 4 | Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором | 1 | Практическая работа | ||||||
28 | 5 | Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором | 1 | Самостоятельная работа | ||||||
№ п/п | № урока в теме | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ-компетентность | Оценка результатов | |
| 6 | совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных) | использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений | умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов | организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.) | ||||
29 | 1 | Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера | 1 | Устный опрос | ||||||
30 | 2 | Компьютерные презентации Power Point. | 1 | тестирование | ||||||
31 | 3 | Практическая работа №16 Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст | 1 | Практическая работа | ||||||
32 | 4 | Практическая работа №17 Использование гиперссылок, регистров в Power Point | 1 | Пр. работа | ||||||
33 | 5 | Практическая работа №18 Создание презентации на заданную тему | 1 | Пр. работа | ||||||
34 | 6 | Защита презентации по теме | 1 | Защита проекта | ||||||
35 | 7 | Повторение | 1 | |||||||
Итого | 35 |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
- Звуковой редактор.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « География" для обучающихс 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...