Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
рабочая программа по географии (8 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Рабочая программа учебного предмета « География"   для обучающихс  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogbougeografiya_rp.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр  образования  и  развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

Утверждаю:

Директор

/Дюг С.А./

«30» августа 2019  г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

          /Гагарина Т.В./

«30» августа 2019 г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «30» августа 2019г.

Рассмотрено:

на заседании МО

« 30» августа 2019 г.

Руководитель МО

Голубева Н.С. ______          

Рабочая программа учебного предмета


«
География»

для обучающихся

8?9 классов

на 2019/ 2020 учебный год

                                                                    

Программу составила:

Курчавая Галина Владимировна

учитель географии  

высшей  категории

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др., допущенной Министерством образования РФ, 2014 г.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (для БУП).
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Изучение  географии направлено на достижение следующей цели:

- сформировать  элементарные научные и систематические знания о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран.

Задачи:

Образовательные:

  • показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;
  • помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

  • содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
  • содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

 Корреционно-развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
  • расширять лексический запас, развивать связную речь. 

Программа адресована обучающимся 6-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2012. Приложение к учебнику. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва. «Просвещение».  Рабочая тетрадь. Т.М. Лифанова. Москва. «Просвещение». 2001. Атлас. Контурная карта.
  2. География России. 7 класс. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва, «Просвещение». 2004. Приложение к учебнику. 2012. Рабочая тетрадь. 2000.
  3. География. 8 класс. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва. «Просвещение». 2011. Приложение к учебнику. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва. «Просвещение». 2003. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Т.М. Лифанова. Москва. «Просвещение». 2005. Атлас. Контурная карта.
  4. География. 9 класс. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва. «Просвещение». 2011. Приложение к учебнику. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Москва. «Просвещение». Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии. Т.М. Лифанова. Москва. «Просвещение».  2006. Атлас. Контурная карта.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические   явления и процессы во взаимосвязи. Соотношение компонентов  жизненной компетенции и академической отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний по географии и реализации этих знаний в настоящем и будущем. Развитие компетенций происходит с учетом БУД и практических занятий. Обладая данными компетентностями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.  

На предмет «География» в учебном плане отводится 2 часа в неделю. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. География  как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «География России», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс — «Государства Евразии». В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса. Курс предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, наглядных пособий. Программа построена таким образом, что логика изложения учебного материала строится от общего к частному. Такое изложение позволяет формировать у обучающихся  общеучебные умения и навыки, базовые способы деятельности. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3, «2».

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании курса обучающиеся в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

должны знать:

  •  что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий: основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
  •  положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России. Правила поведения в природе: расположение географических объектов на территории России, указанных в программе;
  •  Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение; особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
  •  географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; Границы, государственный строй и символику России; Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности (для начальных классов массовой школы); ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте; выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся);
  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по «Начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся); делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  • показывать на географической карте океаны, давать им характеристику; определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе;
  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;    пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России. Правила поведения в природе: расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

География материков и океанов

8 класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа

I.

Введение

1

-

II.

Мировой океан

5

4

1.

Африка

12

2

2.

Австралия

8

2

3.

Антарктида

6

4

4.

Америка

Северная Америка                                      

Южная Америка

20

4

5.

Евразия

16

3

Введение

1-2. Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан

3. Атлантический океан.

4. Северный Ледовитый океан.

5. Тихий океан.

6. Индийский океан.

7. Современное изучение Мирового океана.

Межпредметные  связи.

Сравнение размеров океанов (математика). Вода. Водоросли. Обитатели морей (естествознание).

Практические  работы:

  1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
  2. Составление схемы хозяйственного использования океанов.
  3. Зарисовка рыб, морских животных, айсберга.
  4. Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».

Материки и части света

 Африка

8. Географическое положение.

9. Разнообразие рельефа, климата, реки и озера.

10. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.

11. Животный мир тропических лесов.

12. Растительный мир саванн.

13. Животный мир саванн.

14. Растительный и животный мир пустынь.

15. Население. Государства.

16-17. Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя.

18. Обобщающий урок.

Практические  работы:

1. Обозначение на контурной из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

 Австралия

19. Географическое положение.

20.Разнообразие рельефа, климат,  реки и озера.

21. Растительный мир.

22. Животный мир.

23. Население.

24. Австралийский Союз.

25. Океания. Остров Новая Гвинея.

26. Обобщающий урок.

Практические  работы:

1. Обозначение на контурной из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида

27. Географическое положение. Антарктика.

28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

29. Разнообразие рельефа, климат.

30. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.

31. Современные исследования Антарктиды.

32. Обобщающий урок.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса в рабочей тетради на печатной основе.
  2. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
  3. Зарисовки птиц и животных Антарктиды.
  4. Изготовление простейшего макета изучаемого материка.

Америка

  1. Открытие Америки.

 Северная Америка 

  1. Географическое положение.

35. Разнообразие рельефа, климат.

36. Реки и озера.

37. Растительный и животный мир.

38. Население и государства.

39-40. Соединенные Штаты Америки.

41. Канада.

42. Мексика. Куба.

Практические  работы:

  1. Обозначение на контурной карте из рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
  2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Южная Америка

  1. Географическое положение.

44. Разнообразие рельефа, климат.

45. Реки и озера.

46. Растительный мир тропических лесов.

47. Животный мир тропических лесов.

48. Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.

49. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.

50. Население. Государства.

51. Бразилия, Аргентина.

52. Перу или другие по выбору учителя.

53. Обобщающий урок. Часть света — Америка.

Практические  работы:

  1. Обозначение на контурной карте в рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре.
  2. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия

54. Географическое положение.

55-56. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.

57.Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

58. Разнообразие рельефа.  Полезные ископаемые Азии.

59. Климат Евразии.

60. Реки и озера Европы.

61. Реки и озера Азии.

62-63. Растительный и животный мир Евразии.

64. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.

65. Культура и быт народов Европы и Азии.

66-68. Обобщающий урок.

Межпредметные  связи.

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание). Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические  работы:

  1. Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер.
  2. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией в рабочей тетради на печатной основе.
  3. Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.

География материков и океанов

9 класс (68 часов)

Основные темы

Кол-во часов

Практическая работа

I.

Государства Евразии

68

-

1.

Европа

23

-

2.

Азия

22

-

3.

Россия

7

2

4.

Свой край

16

7

 Государства Евразии

  1. Политическая карта Евразии.

Европа

Западная Европа

2-3. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

4-5. Франция (Французская Республика).

6. Германия (Федеративная Республика Германия).

7. Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа.

8. Испания. Португалия (Португальская Республика).

9-10. Италия (Итальянская Республика).

11. Греция (Греческая Республика).

Северная Европа.

12. Норвегия (Королевство Норвегия).

13. Швеция (Королевство Швеция).

14. Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа.

15. Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).

16. Венгрия (Венгерская Республика).

17. Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).

18. Сербия. Черногория.

19. Эстония (Эстонская Республика).

20.Латвия (Латвийская Республика).

21. Литва (Литовская Республика).

22. Белоруссия (Республика Беларусь).

23. Украина.

24. Молдавия (Республика Молдова).

Азия

Центральная Азия

  1. Казахстан (Республика Казахстан).

26. Узбекистан (Республика Узбекистан).

27. Туркмения (Туркменистан).

28. Киргизия (Кыргызстан).

29. Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия.

30. Грузия (Республика Грузия).

31. Азербайджан (Азербайджанская Республика).

32. Армения (Республика Армения).

33. Турция (Республика Турция).

34. Ирак (Республика Ирак).

35. Иран (Исламская Республика Иран).

36. Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

37-38. Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

39-40. Китай (Китайская Народная Республика).

41. Монголия (Монгольская Народная Республика).

42. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

43-44. Япония.

Юго-Восточная Азия

45-46. Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Россия

47-48. Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.

49. Границы России.

50. Административное деление России (повторение).

51. Столица, крупные города России.

52. Обобщающий урок по России.

53. Обобщающий урок по географии материков и океанов.

Межпредметные  связи

Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).

Практические  работы:

  1. Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение границы Европы и Азии.
  2. Составление альбома «По странам и континентам».

Свой край

54. История возникновения нашего края.

55. Географическое положение. Границы. Рельеф.

56. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

57. Полезные ископаемые и почвы.

58. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

59. Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

60. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

61. Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

62. Промышленность. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.

63. Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).

64. Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

65. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

66. Наш город (поселок, деревня).

67-68. Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Практические  работы:

  1. На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
  2. Обозначить на контурной карте России свою область.
  3. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
  4. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
  5. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
  6. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
  7. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Межпредметные  связи

Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история). Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание). Фольклор (музыка). Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа Избранные вопросы математики для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 7 класса на 2019-2020 учебный год

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 8 класса на 2019-2020 учебный год

Цели и задачи курса Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теор...

Рабочая образовательная программа по предмету «Математика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных ча...