Дидактическая игра "Логический квест"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок как нельзя, кстати, выполняет эту роль. Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepantsova_e.v._razrabotka.docx | 49.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нахабинская гимназия №4» Красногорского городского округа Московской области
Методическая разработка
Тема разработки: Логический квест
Форма проведения дела: урок – игра
Адресат: учащиеся 10 классов МБОУ «Нахабинской гимназии №4»
Автор: Степанцова Екатерина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
п.Нахабино
2019г.
Оглавление
Список использованной литературы: 17
Пояснительная записка
Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок как нельзя, кстати, выполняет эту роль. Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов. Урок имеет цель создать условия для образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы. Используются технические средства обучения.
Методическая разработка.
Тема урока: Логические основы работы компьютера.
Тип урока: урок обобщения и систематизации пройденного материала.
Форма урока: дидактическая игра.
Цель: Создать условия для образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.
Предметные: закрепить умение решать логические задачи, используя законы логики.
Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, умение находить информацию .
Планируемые результаты:
Предметные УУД
-Ученик отработает умение решать логические задачи с использованием законов логики,
Познавательные УУД
-Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
Регулятивные УУД
-Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям
учителя;
-Формировать умение определять цель учебной деятельности с
помощью учителя;
-Формировать навыки контроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД:
-Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера);
-Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Личностные УУД:
- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного
психологического фона, обстановки заинтересованности);
- Развитие интеллектуальных качеств: логическое мышление, умение
анализировать, делать выводы, обобщать
Формы работы: групповая
Оборудование урока:
Компьютеры по количеству групп, доступ в интернет,
Раздаточный материал:
Маршрутный лист (приложение 1)
УМК: Семакин И.Г. Информатика. Базовый учебник: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 264с.: ил.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | ||
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. – Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.!» Как вы думаете, почему человек должен мыслить и поступать логично ? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Садятся. Отвечают на вопрос | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация групп | ||
Сегодня урок я предлагаю провести в необычной форме. Все вы когда - нибудь ходили на квест. Вспомним основную цель квеста: пройти больше заданий, набрать как можно больше очков. Т.к. мы с вами находимся на уроке информатики, то я предлагаю вам необычный квест: а именно логический квест за компьютером, при этом задача стоит перед вами та же, а именно потратив, как можно меньше времени, выполнить больше заданий. В ходе прохождения квеста вы вспомните основные логические операции, логические законы, способы применения логических законов к решению задач. Результатом пройденного квеста будет оценка отлично. А теперь давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером. | Учащиеся отвечают на вопросы, распределяются по группам, разбирают маршрутные листы | Личностные: - Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности) Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивные Формировать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя; |
Закрепление умения применять основные логические законы к решению логических задач Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач | ||
Учитель помогает определиться с порядком выполнения заданий | Учащиеся распределяют между собой задания и выполняют их | Личностные Развитие логического мышления, умения анализировать Регулятивные Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; Коммуникативные Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль). |
Физкультминутка (Динамическая пауза) Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | ||
Учитель: А теперь я посмотрю, как вы умеете слышать Я говорю и показываю, а выполняете только те действия, которые слышите. При проговаривании считалочки, учитель может показывать движения, противоположные называемым. Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, веками три кивка. (Движения веками глаз.) На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.) Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.) | Динамическая пауза направлена на развитие внимания, воображения, умения анализировать | Личностные создание благоприятного психологического фона Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать Регулятивные Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; |
Закрепление умения применять основные логические законы к решению логических задач Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач | ||
Учитель: Продолжаем работать У кого возникли трудности? Кому требуется помощь? | Учащиеся продолжают выполнять задания квеста, при необходимости обращаясь за помощью к учителю | Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль Познавательные Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации; Личностные Развитие интеллектуальных качеств: внимания, логического мышления, умение анализировать, делать выводы. |
Итог урока | ||
За пройденные 9 – 10 заданий группа учащихся получает оценку 5 За пройденные 7 – 8 заданий группа получает оценку 4. За пройденные 5 – 6 заданий группа получает оценку удовлетворительно. | Учащиеся отвечают на вопросы | |
Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | ||
– Что было самым трудным? А что было легким? – Над чем еще надо поработать? | Личностные: - осознание собственных достижений при освоении темы; - уметь проводить самооценку результатов своей деятельности; - понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности. Регулятивные: - уметь соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать свое мнение. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
Повторить основные логические законы. Задание будет в файле. |
Приложение 1
Маршрутный лист команды:
Вашему вниманию предлагается квест по теме «Логические основы работы компьютера».
Цель квеста: пройти все задания за наименьшее время.
Количество заданий в квесте – 10.
На рабочем столе в папке «10 класс» располагается файл под названием «Логический квест». Открыв файл, вы увидите ссылку https://www.mindomo.com/mindmap/mind-map-df15c532da8849f29593e932366d60cc
Пройдите по ссылке и увидите задания, которые необходимо выполнить.
Рядом с каждым заданием находится ссылка в виде значка , нажав на которую откроется соответствующий файл с заданием. Все задания, кроме первого, запаролены. Паролем является ответ на предыдущее задание. Например, чтобы открыть файл «Задание №2», необходимо решить задание из файла «Задание№1».
Чтобы открыть файл «Задание №2» необходимо скачать его на компьютер в папку «10 класс» и вести полученный на предыдущем этапе ответ в окне ввода пароля.
Квест считается полностью пройденным, если выполнены все 10 заданий.
За выполненные 5 – 6 заданий оценка 3
За выполненные 7 – 8 заданий оценка 4
За выполненные 10 заданий оценка 5
Задание | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | Заключительное задание |
Пароль | Нет |
Приложение 2.
Ссылка
https://www.mindomo.com/mindmap/mind-map-df15c532da8849f29593e932366d60cc
Приложение 3.
Ответы:
Задание №1: Импликация
Задание № 2: 0
Задание № 3: 2
Задание № 4: 4
Задание № 5: София
Задание № 6: 5
Задание № 7: 4
Задание № 8: Влад
Задание № 9: 3
Задание № 10: 32
Заключительное задание: оценка 5
Приложение 4.
Задания:
Задание №1.
По таблице истинности определите название логической операции.
А | В | ? |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Данное слово, записанное по правилам русского языка, является паролем к следующему заданию
Задание №2.
Определите истинность высказывания:
ОЗУ – это память для долговременного хранения данных.
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают истинность или ложность высказывания
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Задание №3.
Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
X | Y | Z | F |
0 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 0 |
Какое выражение соответствует F?
- 3)
- 4)
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Задание №4.
Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.
x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | x6 | F |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Какое выражение соответствует F?
1)
2)
3)
4)
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Задание №5.
Для какого имени истинно высказывание:
((Первая буква согласная →Вторая буква согласная)≡Имя содержит букву «Л»)?
- Людмила 3) София
- Василий 4) Степан
Ответом к данному заданию является ИМЯ, для которого истинно данное высказывание
Отгаданное имя, Записанное по правилам русского языка, является паролем к следующему заданию.
Задание №6.
Для какого из указанных значений X истинно высказывание:
- 1 3) 10
- 5 4) 15
Отгаданное значение Х является паролем к следующему заданию.
Задание №7.
Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению
1) 3)
4)
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Задание №8.
Три одноклассника – Влад, Тимур, Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
- .
- − юрист и регбист, Тимур - врач и турист, Юра – физик и бегу
Ответом к данному заданию является имя регбиста.
Отгаданное слово, записанное по правилам русского языка так, как указано в задаче, является паролем к следующему заданию.
Задание №9.
Сколько различных решений имеет уравнение
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают количество решений данного логического уравнения.
Отгаданная цифра является паролем к следующему заданию.
Задание №10
Сколько различных решений имеет система уравнений:
Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают количество решений данного логического уравнения.
Отгаданная цифра является паролем к итоговому документу «Заключительное задание».
Заключительное задание.
В данном файле изображена цифра 5, которую получает группа учащихся.
Список использованной литературы:
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2016. – 264 с.: ил.
- Галеева Н.Л. Сто и пять приемов управления ситуацией формирования учебного успеха на уроках информатики: Методическое пособие для учителей информатики реализующих требования ФГОС./ Н.Л.Галеева, А.А.Заславский. – М.:ООО «Книга по требованию», 2013. – 116с.
- Зорина Е.М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий/ Е.М. Зорина, М.В.Зорин. - М.:Эксмо, 2016. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)
Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...
"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)
Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни дет...
Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...
Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"
В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)
интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...
Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!»
Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!» 3 класс. 7 октября 2022 г....