Дидактическая игра "Логический квест"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Степанцова Екатерина Викторовна

Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок  как нельзя, кстати,  выполняет эту роль.  Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepantsova_e.v._razrabotka.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нахабинская гимназия №4» Красногорского городского округа Московской области

Методическая разработка

Тема разработки: Логический квест

Форма проведения дела: урок – игра

Адресат: учащиеся 10 классов МБОУ «Нахабинской гимназии №4»

Автор: Степанцова Екатерина Викторовна

Должность: учитель математики и информатики

п.Нахабино

2019г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Методическая разработка.        4

Приложение 1        10

Приложение 2        11

Приложение 3.        12

Приложение 4        13

Список использованной литературы:        17

Пояснительная записка

Одной из своих задач, я, как учитель информатики, считаю развитие познавательного интереса к урокам информатики. Полюбить информатику – значит полюбить логическое мышление, алгоритмическую деятельность, что вряд ли может прийти само по себе. Данный урок  как нельзя, кстати,  выполняет эту роль.  Данный урок разработан в курсе информатики 10 класса для учащихся общеобразовательных классов.  Урок имеет цель создать условия для  образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.  Используются технические средства обучения.

Методическая разработка.

Тема урока: Логические основы работы компьютера.

Тип урока: урок обобщения и систематизации пройденного материала.

Форма урока: дидактическая игра.

Цель: Создать условия для  образовательного взаимодействия учащихся в рамках заданной темы.

Предметные: закрепить умение решать логические задачи, используя законы логики.

Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний,  умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, умение находить информацию .

Планируемые результаты: 

Предметные УУД

-Ученик отработает умение решать логические задачи с использованием законов логики,

Познавательные УУД

-Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;

Регулятивные УУД

-Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

-Формировать умение определять цель учебной деятельности с

помощью учителя;

-Формировать навыки контроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера);

-Формировать умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Личностные УУД:

- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного

психологического фона, обстановки заинтересованности);

- Развитие интеллектуальных качеств: логическое мышление, умение

анализировать, делать выводы, обобщать

Формы работы: групповая

Оборудование урока:

Компьютеры по количеству групп, доступ в интернет,

Раздаточный материал:

Маршрутный лист (приложение 1)

УМК: Семакин И.Г. Информатика. Базовый учебник: учебник для 10 класса/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 264с.: ил.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

  1. Организационный этап.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 – Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

Один мудрец однажды сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира.

Как вы думаете, почему человек должен мыслить и поступать логично ?

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Садятся.

Отвечают на вопрос

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: подготовка мышления учащихся, организация групп

Сегодня урок я предлагаю провести в необычной форме. Все вы когда - нибудь ходили на квест. Вспомним основную цель квеста: пройти больше заданий, набрать как можно больше очков. Т.к. мы с вами находимся на уроке информатики, то я предлагаю вам необычный квест: а именно логический квест за компьютером, при этом задача стоит перед вами та же, а именно потратив, как можно меньше времени, выполнить больше заданий. В ходе прохождения квеста вы вспомните основные логические операции, логические законы, способы применения логических законов к решению задач. Результатом пройденного квеста будет оценка отлично.

А теперь давайте вспомним основные правила техники безопасности при работе за компьютером.

Учащиеся отвечают на вопросы, распределяются по группам, разбирают маршрутные листы

Личностные:

- Мотивировать к изучению информатики (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности)

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Регулятивные

Формировать умение определять цель учебной деятельности с

помощью учителя;

   Закрепление  умения применять основные логические законы к решению логических задач

Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач

Учитель помогает определиться с порядком выполнения заданий

Учащиеся распределяют между собой задания и выполняют их

Личностные

Развитие логического мышления, умения

анализировать

Регулятивные

Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

Коммуникативные

Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль).

Физкультминутка (Динамическая пауза)

Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учитель: А теперь я посмотрю, как вы умеете слышать

Я говорю и показываю, а выполняете только те действия, которые слышите.

При проговаривании считалочки, учитель может показывать движения, противоположные называемым.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

веками три кивка. (Движения веками глаз.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Динамическая пауза направлена на развитие внимания, воображения, умения

анализировать

Личностные

создание благоприятного психологического фона

Развитие интеллектуальных качеств: внимания, умение анализировать

Регулятивные

Формировать умение следовать при выполнении заданий инструкциям

учителя;

   Закрепление  умения применять основные логические законы к решению логических задач

Цель: отработать умение применять основные логические законы при решении задач

Учитель: Продолжаем работать У кого возникли трудности? Кому требуется помощь?

Учащиеся продолжают выполнять задания квеста, при необходимости обращаясь за помощью к учителю

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Формировать умение работать в группе (управление поведением партнера, контроль

Познавательные

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные

Развитие интеллектуальных качеств: внимания, логического мышления, умение анализировать, делать выводы.

Итог урока

За пройденные 9 – 10 заданий группа учащихся получает оценку 5

За пройденные 7 – 8 заданий группа получает оценку 4.

За пройденные 5 – 6 заданий группа получает оценку удовлетворительно.

Учащиеся отвечают на вопросы

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

– Что было самым трудным? А что было легким?

– Над чем еще надо поработать?

Личностные:

- осознание собственных достижений при освоении темы;

- уметь проводить самооценку результатов своей деятельности;

- понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.

Регулятивные:

- уметь соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Повторить основные логические законы. Задание будет в файле.

Приложение 1

Маршрутный лист команды:

Вашему вниманию предлагается квест по теме «Логические основы работы компьютера».

Цель квеста: пройти все задания за наименьшее время.

Количество заданий в квесте – 10.

На рабочем столе в папке «10 класс» располагается файл под названием «Логический квест». Открыв файл, вы увидите ссылку https://www.mindomo.com/mindmap/mind-map-df15c532da8849f29593e932366d60cc

Пройдите по ссылке и увидите задания, которые необходимо выполнить. 

Рядом с каждым заданием находится ссылка в виде значка   , нажав на которую откроется соответствующий файл с заданием. Все задания, кроме первого, запаролены. Паролем является ответ на предыдущее задание. Например, чтобы открыть файл «Задание №2», необходимо решить  задание из файла «Задание№1».

Чтобы открыть файл «Задание №2» необходимо скачать его на компьютер в папку «10 класс» и вести полученный на предыдущем этапе ответ  в окне ввода пароля.

Квест считается полностью пройденным, если выполнены все 10 заданий.

За выполненные 5 – 6 заданий оценка 3

За выполненные 7 – 8 заданий оценка 4

За выполненные 10 заданий оценка 5

Задание

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Заключительное задание

Пароль

Нет


Приложение 2.

Ссылка

https://www.mindomo.com/mindmap/mind-map-df15c532da8849f29593e932366d60cc


Приложение 3.

Ответы:

Задание №1: Импликация

Задание № 2: 0

Задание № 3: 2

Задание № 4: 4

Задание № 5: София

Задание № 6: 5

Задание № 7: 4

Задание № 8: Влад

Задание № 9: 3

Задание № 10: 32

Заключительное задание:  оценка 5

Приложение 4.

Задания:

Задание №1.

По таблице истинности определите название логической операции.

А

В

?

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

Данное слово, записанное по правилам русского языка, является паролем к следующему заданию

Задание №2.

Определите истинность высказывания:

ОЗУ – это память для долговременного хранения данных.

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают истинность или ложность высказывания

Отгаданная  цифра  является паролем к следующему заданию.

Задание №3.

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

X

Y

Z

F

0

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

0

Какое выражение соответствует F?

  1.                         3)
  2.                         4)

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.

Отгаданная  цифра  является паролем к следующему заданию.

Задание №4.

Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.

x1

x2

x3

x4

x5

x6

F

1

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

0

Какое выражение соответствует F?

1)  

2)  

3)  

4)  

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.

Отгаданная  цифра  является паролем к следующему заданию.

Задание №5.

Для какого имени истинно высказывание:

((Первая буква согласная →Вторая буква согласная)≡Имя содержит букву «Л»)?

  1. Людмила                                3) София
  2. Василий                                        4) Степан

Ответом к данному заданию является ИМЯ, для которого истинно данное высказывание

Отгаданное  имя, Записанное по правилам русского языка,  является паролем к следующему заданию.

Задание №6.

Для какого из указанных значений X истинно высказывание:

  1. 1                                3) 10
  2. 5                                4) 15

Отгаданное  значение Х  является паролем к следующему заданию.

Задание №7.

Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению

1)                                3)

                                4)

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают правильный ответ.

Отгаданная  цифра  является паролем к следующему заданию.

Задание №8.

Три одноклассника – Влад, Тимур, Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего – регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра – единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

  1.                                 
  2. .
  3. − юрист и регбист, Тимур - врач и турист, Юра – физик и бегу

Ответом к данному заданию является имя регбиста.

Отгаданное  слово, записанное по правилам русского языка так, как указано в задаче,  является паролем к следующему заданию.

Задание №9.

Сколько различных решений имеет уравнение

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают количество решений данного логического уравнения.

Отгаданная  цифра  является паролем к следующему заданию.

Задание №10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Сколько различных решений имеет система уравнений:

Ответом к данному заданию является цифра, которой обозначают количество решений данного логического уравнения.

Отгаданная  цифра  является паролем к итоговому документу «Заключительное задание».

Заключительное задание.

В данном файле изображена цифра 5, которую получает группа учащихся.


Список использованной литературы:

  1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2016. – 264 с.: ил.
  2. Галеева Н.Л. Сто и пять приемов управления ситуацией формирования учебного успеха на уроках информатики: Методическое пособие для учителей информатики реализующих требования ФГОС./ Н.Л.Галеева, А.А.Заславский. – М.:ООО «Книга по требованию», 2013. – 116с.
  3. Зорина Е.М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий/ Е.М. Зорина, М.В.Зорин. - М.:Эксмо, 2016. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

"Доброта для души то же, что здоровье для тела..." (из опыта работы: дидактические материалы, творческие работы, игры, квесты на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся)

Данные материалы были представлены в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы формирования ценностей здорового образа жизни дет...

Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!»

Квест «Помогите котенку!» с дидактическим материалом «Помоги котенку!» 3 класс. 7 октября 2022 г....