Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 7 кл. Угринович. 2019-2020
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Озонова Ольга Валерьевна

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В соответствии с авторской программой Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatika_ugrinovich_7_klass_2019-20.docx821.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ.

на заседании методического

с заместителем

Директор МБОУ «ООШ

объединения

директора

№ 15»

учителей  __________

по учебно-

______________ цикла

воспитательной работе.

____________И.В. Плеханова

Протокол №____от

Зам. дир. по УВР

«____»________20___г.

_______________

Руководитель МО

М.Н. Булгадаева

______________

«_____»________20____г.

«_____»________20____г.

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

(наименование учебного предмета \ курса)

основное общее 7 класс

(уровень образования  \ класс

2019-2020 уч.год

(срок реализации программы)

Составлена на основе  

Авторской программы Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

                                                     (название стандартов, наименование программы)

Программу составила

Озонова Ольга Валерьевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

                   

г. Улан-Удэ

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В соответствии с авторской программой Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

        Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

  1. Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
  2. Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя, авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013
  3. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2015
  4. Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011
  5. Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010        
  6. Электронное приложение к УМК
  7. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
  8. Базисного учебного плана на 2017 – 2018 учебный год;
  9. Устава МБОУ ООШ №15;

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20- 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ»

 – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и  составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную  среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования

Ценностные ориентиры учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор  из предлагаемых жизненных ситуаций  или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • ценностей семьи и общества и их уважение;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств;
  • способности к организации своей учебной деятельности;
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма,  совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров и других средств ИКТ для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации.

Место учебного предмета в учебном плане

    Базисный учебный  план на изучение информатики  в 7 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю в течение всего  года обучения, всего 34 часа.

   

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Учебно-тематический план

№  

Тематическое планирование

Теория

Практика

Контрольное тестирование

Итого

1

Компьютер как универсальное устройство для  обработки информации

6

2

1

9

2

Обработка текстовой информации

3

4

2

9

3

Обработка графической информации

3

3

1

7

4

Коммуникационные технологии

4

3

1

8

Повторение

1

1

Итого                

16

12

6

34

Содержание учебного курса (34 часа)

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа № 1 «Работа  с файлами с использованием файлового менеджера».
  2. Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
  3. Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

2. Обработка текстовой информации (9 часов)

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
  2. Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
  3. Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
  4. Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
  5. Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
  6. Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
  7. Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

3. Обработка графической информации (7 часов)

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
  2. Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
  3. Практическая работа № 13 «Анимация».

4. Коммуникационные технологии (8 часов)

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
  2. Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».
  3. Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
  4. Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».

Повторение (1 час)

График контрольных работ

Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство обработки»

Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации»

Полугодовая контрольная работа

Контрольная работа №3 «Обработка графической информации»

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

Итоговая контрольная работа

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Тема «Информация и информационные процессы».

Ученик научится:

  • описывать размер двоичных текстов,
  •  используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  •  использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

Ученик получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

Ученик научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Тема «Обработка графической информации»        

Ученик научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Ученик получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема «Обработка текстовой информации»

Ученик научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать формулы;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Ученик получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Тема «Коммуникационные технологии»

Ученик научится

  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов;
  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
  • умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Ученик получит возможность

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Тема «Информационное общество и информационная безопасность»

Ученик научится

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;
  • познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:

знать:

  • основные устройства компьютера;
  • структуру внутренней памяти компьютера;
  • файловый способ организации данных в компьютере;
  • принципы работы в текстовых графических редакторах;
  • принципиальные отличия растровой и векторной графики;
  • инструменты растрового и векторного ГР;
  • приёмы создания и редактирования изображений;
  • понятия «мультимедиа», «анимация»;
  • основные информационные ресурсы Интернета;

уметь:

  • работать на клавиатуре;
  • определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
  • обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
  • работать и ориентироваться в файловой системе;
  • работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
  • работать с антивирусными программами.
  • создавать документы в текстовых редакторах;
  • редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
  • настраивать палитру цветов;
  • ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
  • создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
  • ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
  • искать информацию в Интернете;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной для жизни:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Для оценки достижений обучающегося используются следующие виды и формы контроля: 

  • Система контрольных работ

Контрольная работа

Тест  

Зачет

Диктант

Взаимоконтроль

Самоконтроль

  • Система практических работ

разноуровневые задания

  • Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина, Е.В. Заика)

Формы работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • фронтальные,
  • классные,
  • внеклассные.

Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и интерактивные методы обучения;
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • Метод проектов;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Исследовательская технология обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии и др.

Темы ученических проектов по информатике для 7-х классов (урочная деятельность)

Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её  и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к информатике, привитию ученикам информационной культуры и расширению кругозора учащихся.

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории родного города.
  • научиться составлять и решать задачи по информатике;
  • Познакомить с различными источниками получения информации.
  • Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
  • Усилить взаимосвязь информатики с историей;
  • Продемонстрировать значимость знаний в практической деятельности;
  • Превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков.

Актуальность проектов:

 Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

  • проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
  • предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Продолжительность выполнения: средней продолжительности – октябрь 2018 года – март 2019 года.

Формы продуктов деятельности: компьютерный диск, памятка, инструкция

Темы проектов:

  1. История возникновения информатики как науки
  2. Информатика и  другие науки.
  3. Компьютер моей мечты
  4. Что умеет компьютер
  5. Страна файлов
  6. Удивительное форматирование
  7. Тайны редактирования
  8. Безопасный Интернет
  9. Как найти правильный ответ в Интернете
  10. Опасная Всемирная паутина

Оценка планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке  результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
  • При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Система оценивания

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по информатике:

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
  2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
  4. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
  5. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые  в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.
  6. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
  7. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты  и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
  8. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
  9. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
  10. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии учащегося по предмету, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
  11. Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения   с учетом текущих отметок.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  •  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
  • Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3»  ставится в следующих случаях:

  •  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании терминологии,
  • ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка «1» ставится в случае, если:

  • ученик обнаружил полное незнание  и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.
  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

-Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

Оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся вла-деет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязатель-ными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50%

Оценивание проекта:

Презентация проекта.

«5» балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;

 «3» балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;

«1» балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.

Защита проекта

«5» балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;

“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;

“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897
  2. Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя, авторы Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С., БИНОМ, 2014
  3. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  4. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.
  6. Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике. 7 класс.
  7. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  8. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Для учащихся:

  1. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  2. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Интернет – ресурсы:

  1. Педсовет  http://pedsovet.su/
  2. Учительский портал.  http://www.uchportal.ru/
  3. Уроки. Нет.  http://www.uroki.net/
  4. Единая коллекция образовательных ресурсов. -  Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/
  5. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
  6. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
  7. http://www.klyaksa.net/ 
  8. http://www.informatka.ru/ 
  9. http://www.informatik.kz/index.htm 
  10. http://uchinfo.com.ua/links.htm 
  11. http://infoschool.narod.ru/ 
  12. http://www.school.edu.ru/ 
  13.  http://kpolyakov.narod.ru 
  14. http://window.edu.ru/resource/526/58526 
  15. http://www.it-n.ru 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства ввода и вывода звуковой информации – микрофон; наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Редактор векторных изображений
  • Звуковой редактор.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Сокращенные наименования типов уроков:

  • УОНЗУН – урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
  • УЗЗ – урок закрепления знаний
  • УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
  • УФПЗУН – урок формирования и применения знаний, умений, навыков
  • УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
  • УП – урок–практикум
  • КУ – комбинированный урок
  • УОЗ – урок обобщения знаний
  • УПОКЗ – урок проверки, оценки и коррекции знаний
  • УКЗ – урок коррекции знаний

Сокращенные наименования форм контроля:

  • ФР – фронтальная работа с классом
  • РуД – работа у доски и в тетрадях
  • КР – контрольная работа
  • Т – тест
  • Д – диктант
  • ПР – проверочная работа
  • СР – самостоятельная работа
  • ИР – индивидуальная работа
  • ГР – групповая работа или работа в парах
  • РУ – работа с текстом учебника

Календарно-тематическое планирование  по  информатике в 7 классе (34 ч, 1 ч в неделю)

урока

Тема урока

Содержание урока

Виды и средства контроля

Планируемые результаты

Региональный компонент

Домашнее задание

Дата проведения урока

Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки  информации – 9 часов

ТБ и

организация рабочего места. Информация. Количество информации

Информация. Информационные объекты различных видов. Единицы измерения количества информации.

фронтальная работа с классом

Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения

Правила ТБ

Программная обработка данных на компьютере

программы, данные, информатика, компьютер.

фронтальная работа с классом – ответы

на вопросы по  теме

Формирование информационной и алгоритмической культуры

1.1.

Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память

процессор, системная плата,

устройства ввода, вывода, оперативная память, долговременная память, типы ПК

работа с текстом учебника

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных

1.2.3. 1.2.4

Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками

логическое имя устройства внешней памяти; файл;

правила именования файлов; каталог; корневой каталог;

файловая структура;путь к файлу;

полное имя файла, архивация, фрагментация, дефрагментация 

Практическая работа  1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера»

работа с текстом учебника

Научиться: строить графическое изображение файловой  структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации

1.2.3. 1.2.4

1.3.3

Программное обеспечение компьютера

операционная система, программное обеспечение (ПО);

прикладное ПО;система

программирования; приложение общего назначения;приложение специального назначения;

правовой статус ПО

Практическая работа № 2 «Форматирование диска».

групповая работа или работа в парах

Понимание назначения

программного обеспечения персонального компьютера

1.4

Графический интерфейс операционных систем и приложений

Пользовательский,

командный,

графический интерфейс;

основные элементы графического интерфейса;

диалоговые окна, окна папок и приложений, контекстные меню

Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

индивидуальная работа

Научиться оперированию

компьютерными

информационными объектами в наглядно-графической форме

1.5.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

Индивидуальное информационное пространство, значки, ярлыки

Проверочная  работа

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

1.6.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Компьютерный вирус, антивирусная программа

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме

формирование представления об основных изучаемых понятиях: компьютерный вирус, антивирусная программа

1.7.

Контрольная работа №1 «ПК как универсальное устройство для обработки информации»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Контрольная работа

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике

Глава 2. Обработка текстовой информации (9 часов)

Создание документов в текстовых редакторах

Текстовые редакторы, формат файлов, ориентация, размеры полей

Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Формирование представления о текстовом редакторе и текстовом процессоре, видах создания документа

Набор текста Гимн Бурятии

2.1.

Ввод и редактирование документа

Текстовый документ, ввод текста, редактирование документа, операция «заменить»

Проверочная  работа

Формирование представления о способах ввода информации и ее редактировании

2.2

Сохранение и печать документа

Сохранение документа, печать

Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Формирование представления о сохранении документов в различных форматах в зависимости от ее хранения, виды печати джокумента

2.3

Форматирование символов. Форматирование абзацев

Форматирование документа, параметры форматирования: шрифт, абзац, отступ, интервал

Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».

групповая работа или работа в парах

Формирование представления о форматировании документа и его параметрах

2.4.1,

 2.4.2

Нумерованные и маркированные списки

Нумерованные списки, маркированные списки, многоуровневые списки

Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».

индивидуальная работа

Формирование представления о способах создания списков и его форматировании

2.4.3

Таблицы

Строки, столбцы, ячейки, стили таблиц,вычисления, границы, форматирование таблицы, Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными»

групповая работа или работа в парах

индивидуальная работа

Развитие основных навыков и умений использования компьютера для создания таблиц в документе

2.5.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

компьютерные словари, системы компьютерного перевода. Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Формирование умения пользоваться машинным переводом текстов

2.6.

Системы оптического распознавания документов

системы оптического распознавания символов, форм

Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера

2.7.

Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Контрольная работа

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике

Глава 3. Обработка графической информации – 7 часов

Растровая и векторная графика

Формирование понятий: графический объект;компьютерная графика;растровая графика;

векторная графика;форматы графических файлов

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Научиться правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой

задачи

3.1.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов

Формирование понятий: растровый векторный графический редактор;инструменты графического редактора;графические примитивы

Работа с текстом учебника

Знакомство с возможностями графических редакторов, изучения инструментария для решения поставленной задачи

3.2.1.

Работа с объектами в растровых графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков

Формирование понятий: слои, заливка, прозрачность, выравнивание, выделение, преобразования

Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Проверочная  работа

Индивидуальная  работа

Научиться подбирать и использовать

инструментарий для решения поставленной задачи

3.2.2.

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков

Формирование понятий: слои, заливка, прозрачность, выравнивание, выделение преобразования

Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Проверочная  работа

Индивидуальная  работа

Научиться подбирать и использовать

инструментарий для решения поставленной задачи

3.2.3.

Растровая и векторная анимация

Формирование понятий: анимация, растровая и векторная анимация

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме

Формирование понятия анимация

3.3.

Компьютерные презентации

Формирование понятий: презентация;компьютерная презентация;слайд;шаблон презентации;

дизайн презентации;макет слайда;гиперссылка;эффекты анимации

Практическая работа № 13 «Анимация».

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Научиться создавать мультимедийные презентации

Презентация «Озеро Байкал»

«Баргузинский «заповедник

3.3.

Контрольная работа №3 «Обработка графической информации»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Контрольная работа

Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике

Глава 4. Коммуникационные технологии – 8 часов

Информационные ресурсы Интернета

Формирование понятий: Всемирная паутина, Web- страница, её адрес 

Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».

Работа с текстом учебника

Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества

4.1.1.

Электронная почта

Формирование понятий: Адрес электронной почты, почтовый ящик

 Практическая работа № 15 «Работа с электронной почтой».

Индивидуальная  работа

Групповая работа

Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества

4.1.2.

Файловые архивы

Формирование понятий: Сервер, адрес файла на сервере, менеджеры загрузки

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с файловыми архивами, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Общение в Интернете. Мобильный Интернет

Формирование понятий: Серверы общения, ICQ, Интернет-телефония

фронтальная работа с классом – ответы на вопросы по  теме, выполнение упражнений

Формирование информационной культуры

4.1.4.

4.1.5.

Звук и видео в Интернете. Социальные сети

Формирование понятий: Потоковый звук и видео, социальные сети 

Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».

Работа у доски и в тетрадях

Формирование понятия «социальные сети», умения общаться в социальных сетях

4.1.6.

4.1.7.

Поиск информации в Интернете

Формирование понятий: Ключевые слова, система каталогов, поиск файлов

Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».

Индивидуальная  работа

Формирование умения делать запросы в Интернете, правильно отбирать необходимую информацию

4.2.

Электронная коммерция в Интернете

Формирование понятий: Хостинг, реклама, аукционы, цифровые деньги

Работа с текстом учебника

Формирование понятия «электронный кошелек» умение создавать рекламу, подавать объявления в интернете

4.3.

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Повторение пройденных тем

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по темам.

Контрольная работа № 1 по информатике по теме

«Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

7 класс.

Вариант 1

1.   Байт – это:
 а) Единица количества информации, изображаемая 0 или 1
 б) Средство изменить буквы в ОЗУ
 в) Последовательность из восьми бит
 г) Комбинация четырех шестнадцатеричных цифр
 д) Максимальная единица измерения количества информации

2.  К расширениям графических файлов можно отнести:
 а) txt , doc, dot
 б) bas, pas, cal
 в) exe, com, bat
 г) sys, bak
 д) gif, bmp, jpg

3.  К расширениям готовых к исполнению программ можно отнести:
 а) txt , doc, dot
 б) bas, pas, cal
 в) exe, com, bat
 г) sys, bak
 д) gif, bmp, jpg

4.  Верное высказывание:
 а) Принтер – устройство кодирования
 б) Клавиатура – устройство ввода
 в) Монитор – устройство ввода
 г) CD- ROM – устройство кодирования информации

5.  Минимально необходимый набор устройств для работы компьютера содержит:
 а) Принтер, системный блок, клавиатуру
 б) Системный юлок, монитор, клавиатуру
 в) Процессор, мышь, монитор
 г) Принтер, винчестер, монитор, мышь

6.   Манипулятор «мышь» это устройство:
  а) Вывода
 б) Ввода
 в) Считывания информации
 г) Сканирования информации
 д) Хранения информации

7.  Постоянное запоминающее устройство служит для:
 а) хранения программы пользователя во время работы
 б) записи особо ценных прикладных программ
 в) хранения постоянно используемых программ
 г) хранение программ начальной загрузки компьютера и тестирование его узлов
  д) постоянного хранения особо ценных документов

8.  При отключении компьютера информация стирается
 а) из оперативной памяти
 б) из ПЗУ
 в) на магнитном диске
 г) на компакт-диске

9.  Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере?

  1. вставлять/вынимать дискету
  2. отключать/подключать внешние устройства
  3. перезагружать компьютер, нажимая на кнопку RESET
  4. перезагружать компьютер, нажимая на клавиши CTRL – ALT – DEL

10.  Полный путь файлу: c:\books\raskaz.txt. Каково имя файла?
 а) books\raskaz
 б) raskaz.txt
 в) books\raskaz.txt
 г) txt

11.  Чему равен 1 Мбайт?

  1. 1000000 бит   
  2. 1000000 байт    
  3. 1024 Кбайт   
  4. 1024  байт

12.  В текстовом редакторе выполнение операции Копирование становится возможным после…

  1. установки курсора в определенное положение
  2. сохранения файла
  3. распечатки файла
  4. выделения фрагмента текста

13.  В целях сохранения информации CD-ROM диски необходимо оберегать от…

  1. холода                             
  2. загрязнения
  3. магнитных полей           
  4. перепадов атмосферного давления

14.Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе ...

  1. работы с файлами
  2. форматирования диска
  3. выключения компьютера
  4. печати на принтере

15.Как происходит заражение «почтовым» вирусом?

  1. при открытии зараженного файла, присланного с письмом по e-mail
  2. при подключении к почтовому серверу
  3. при подключении к web-серверу, зараженному «почтовым» вирусом
  4. при получении с письмом, присланном по e-mail, зараженного файла

16.Компьютерным вирусом является ...

  1. программа проверки и лечения дисков;
  2. любая программа, созданная на языках низкого уровня;
  3. программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты;
  4. специальная программа небольшого размера, которая может приписывать себя к другим программам, она обладает способностью "размножаться;

17. Какие профилактические меры защиты от компьютерных вирусов вызнаете?

Вариант 2

1.   Найдите ошибку. Файл – это:
 а) Любая информация, записанная на технические носители под определенным именем
 б) Программа, записанная на диск
 в) Документ, записанный на диск
 г) Любая информация, записанная в оперативной памяти компьютера

2.   К расширениям текстовых файлов можно отнести:
 а) txt , doc, dot
 б) bas, pas, cal
 в) exe, com, bat
 г) sys, bak
 д) gif, bmp, jpg

3.  К расширениям готовых к исполнению программ можно отнести:
 а) txt , doc, dot
 б) bas, pas, cal
 в) exe, com, bat
 г) sys, bak
 д) gif, bmp, jpg

4.   Верное высказывание:
 а) Принтер – устройство ввода/вывода
 б) CD- ROM – устройство вывода
 в) Компакт-диск – устройство для хранения информации
 г) Клавиатура устройство ввода/вывода
 д) Монитор – устройство ввода

5.  Об оперативной памяти компьютера можно сказать:
 а) Сохраняется при выключении ПК
 б) Очищается при выключении ПК
 в) Это – память, которая используется для ускорения работы ПК
 г) Участок памяти, где находится операционная система
  
6.  Компьютер это - 
 а) электронное вычислительное устройство для обработки чисел
 б) устройство для хранения информации любого вида
 в) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией
 г) устройство для обработки аналоговых сигналов

 7.  Хранение информации на внешних носителях отличается от хранения информации в оперативной памяти
 а) тем, что на внешних носителях информация может хранится после отключения питания компьютера
 б) объемом хранения информации
 в) возможность защиты информации
 г) способами доступа к хранимой информации

8.  Файл - это
 а) элементарная информационная единица, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя
 б) объект, характеризующихся именем, значением и типом
 в) совокупность индексированных переменных
 г) совокупность фактов и правил

9.   Расширение файла, как правило, характеризует:
 а) время создания файла
 б) объем файла
 в) место, занимаемое файлом на диске
 г) тип информации, содержащейся в файле
 д) место создания файла

10.  Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT 

Каково полное имя файла?

  1. C:\DOC\PROBA.TXT                  
  2. PROBA.TXT
  3. DOC\PROBA.TXT                       
  4. TXT

11.  Чему равен 1 Мбайт?

  1. 1000000 бит   
  2. 1000000 байт    
  3. 1024 Кбайт   
  4. 1024  байт

12.  К основным операциям, возможным в графическом редакторе, относятся…

  1. линия, круг, прямоугольник                  
  2. карандаш, кисть, ластик
  3. выделение, копирование, вставка       
  4. наборы цветов (палитра)

13.  В целях сохранения информации CD-ROM диски необходимо оберегать от…

  1. холода                            
  2. загрязнения
  3. магнитных полей         
  4. перепадов атмосферного давления

14.Что необходимо иметь для проверки на вирус жесткого диска

  1. защищенную программу
  2. загрузочную программу
  3. файл с антивирусной программой
  4. антивирусную программу, установленную на компьютер

15.Как вирус может появиться в компьютере?

  1. при работе компьютера в сети ;
  2. при решении математической задачи; 
  3. при работе с макросами;
  4. самопроизвольно;

16.Заражению компьютерными вирусами могут подвергнуться ...

  1. графические файлы 
  2. программы и документы
  3. звуковые файлы
  4. видеофайлы

17. Что такое антивирусная программа:

Контрольная работа  по теме № 2: « Обработка текстовой информации»

1 вариант

1. Текстовый редактор - программа, предназначенная для

  1. создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
  2. работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
  3. управление ресурсами ПК при создании документов;
  4. автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;

2. К числу основных функций текстового редактора относятся:

  1. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
  2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
  3. строгое соблюдение правописания;
  4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

3. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой:

  1. задаваемыми координатами;
  2. положением курсора;
  3. адресом;
  4. положением предыдущей набранной букве.

4. Сообщение о местоположении курсора, указывается

  1. в строке состояния текстового редактора;
  2. в меню текстового редактора;
  3. в окне текстового редактора;
  4. на панели задач.

5. С помощью компьютера текстовую информацию можно:

  1. хранить, получать и обрабатывать:
  2. только хранить;
  3. только получать;
  4. только обрабатывать.

6. Какая операция не применяется для редактирования текста:

  1. печать текста;
  2. удаление в тексте неверно набранного символа;
  3. вставка пропущенного символа;
  4. замена неверно набранного символа;

7. Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь:

  1. указание позиции, начиная с которой должен копироваться объект;
  2. выделение копируемого фрагмента;
  3. выбор соответствующего пункта меню;
  4. открытие нового текстового окна.

8. Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем запоминающем устройстве:

  1. в виде файла;
  2. таблицы кодировки;
  3. каталога;
  4. директории.

9. С помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?

1. 2.  3.  4.

10. Для чего предназначены клавиши прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.
  2. Для выбора элементов меню.
  3. Для быстрого перемещения по тексту.
  4. Для оформления экрана.

11. Даны слова и местоположение курсора в них. Какие слова получатся из данных в результате того, что были нажаты клавиши:

ПА|РУС        

БАЛ|КА        

СОЛИСТ|   

РА|МА          

ТР|ОН                                         

|КОШКА                

МОСТ|                

12. Для чего служит клавиша Delete?

  1. Для удаления символа перед курсором.
  2. Для перехода к следующему абзацу.
  3. Для отступления места.
  4. Для сохранения текста.
  5. Для удаления символа следующего за курсором.

13. С помощью какой последовательности команд можно получить следующий вид надписи:

  1. Правка | Специальная вставка...
  2. Формат]Шрифт...
  3. Вставка | WordArt...
  4. Формат | Стиль

14. Какая из перечисленных последовательностей действий выполняет перемещение блока.

1.

  • Выделить блок.
  • Скопировать его в буфер.
  • Затем передвинуть курсор туда, куда необходимо
  • Вставить его в нужном месте.

2.

  • Выделить блок.
  • Вырезать его в буфер.
  • Затем передвинуть курсор туда, куда необходимо.
  • Вставить блок.

Критерии оценивания:

12-14 правильных ответов – «5»

9-11 правильных ответов - «4»

6-8 правильных ответов – «3»

2 вариант

1. В ряду "символ" - ... - "строка" - "фрагмент текста" пропущено:

  1. "слово";
  2. "абзац";
  3. "страница";
  4. "текст".

2. Клавиша BackSpace служит для::

  1. удаления символа справа от курсора
  2. удаления символа слева от курсора
  3. удаления всей строки, на которой расположен курсор
  4. перемещения на следующую страницу документа;

3. Курсор - это

  1. устройство ввода текстовой информации;
  2. клавиша на клавиатуре;
  3. наименьший элемент отображения на экране;
  4. метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры.

4. При наборе текста одно слово от другого отделяется:

  1. точкой;
  2. пробелом;
  3. запятой;
  4. двоеточием.

5. Редактирование текста представляет собой:

  1. процесс внесения изменений в имеющийся текст;
  2. процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
  3. процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
  4. процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.

6. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:

  1. Гарнитура, размер, начертание;
  2. Отступ, интервал;
  3. Поля, ориентация;
  4. Стиль, шаблон.

7. Строка меню текстового редактора - это:

  1. часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом;
  2. подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа;
  3. своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;
  4. информация о текущем состоянии текстового редактора.

  1. . С помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?
  2. 1. 2.  3.  4.

9. Для чего предназначены клавиши прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.
  2. Для выбора элементов меню.
  3. Для быстрого перемещения по тексту.
  4. Для оформления экрана.

10. Даны слова и местоположение курсора в них. Какие слова получатся из данных в результате того, что были нажаты клавиши:

ПА|РОЛЬ        

ПАЛ|КА        

МАШИНА|   

СА|ША          

ТР|ОН                                         

|КОШКА                

МОСТ|                

11. Какой из приведенных списков является маркированным?

1.

2.

  1. Зима
  2. Весна
  3. Лето
  1. Осень

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

12. Укажите номера пиктограмм, выполняющих запись документа в долговременную память

  1.  2. Картинки по запросу иконки  печать3.   4. поиск, файл значок

13. Что такое абзац?

  1. Абзац — это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу Esc.
  2. Абзац — это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу Space.
  3. Абзац — это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу Enter.
  4. Абзац — это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу Delete.
  5. Абзац — это фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу Shift.

14. Перечислите номера клавиш меню, с помощью которых можно поместить какую-либо таблицу в документ:

7

6

5

4

3

2

1

Критерии оценивания:

12-14 правильных ответов – «5»

9-11 правильных ответов - «4»

6-8 правильных ответов – «3»

Контрольная  работа № 3  по теме «Обработка графической информации»

Контрольная  работа № 4  по теме «Коммуникационные технологии»

 1. вариант

  1. Примером передачи информации может служить процесс:
  1. отправление телеграммы;
  2. запроса к базам данных;  
  3. поиска нужного слова в словаре;
  4. коллекционирование марок;
  5. проверки ошибок в диктанте.
  1. Глобальная компьютерная сеть - это:
  1. информационная система с гиперсвязями
  2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящиеся в пределах одного помещения, здания
  3. система обмена информацией на определенную тему
  4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему
  1. Модем обеспечивает:
  1. ослабление аналогового сигнала
  2. усиление аналогового сигнала
  3. преобразование аналогового сигнала в двоичный код
  4. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал
  5. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно

  1. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
  1. Адаптером
  2. коммутатором
  3. станцией
  4. сервером
  5. клиент-сервером
  1. Организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги называется...
  1. Провайдер
  2. Посредник
  3. Проводник
  4. Волга Телеком
  5. Дигитайзер

  1. Задача: Теоретически модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, может передать две страницы текста (3600 байт) в течение ... секунд: 

  1. Максимальная скорость передачи данных в локальной сети?
  1. 100Мбит/с
  2. 10Мбт/с
  3. 1000Мбит/с
  1. Загрузочные вирусы характеризуются тем, что
  1. запускаются при загрузке компьютера
  2. всегда меняют начало и длину файла
  3. изменяют весь код заражаемого файла
  4. поражают загрузочные сектора дисков

  1. На чем основано действие антивирусной программы?
  1. на вирусной атаке
  2. на сравнении программных кодов с известными вирусами
  3. на выводе зараженных файлов на экран

  1. Что может делать компьютерный вирус?
  1. копировать программы
  2. сканировать файлы
  3. размножаться

 

 2. вариант

  1. Обмен информацией – это:
  1. выполнение домашнего задания по физике;
  2. наблюдение за поведение рыб в аквариуме;
  3. разговор по телефону; просмотр видеофильма;         
  4. прослушивание радиопередачи.
  1. Локальная компьютерная сеть - это:
  1. информационная система с гиперсвязями
  2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящиеся в пределах одного помещения, здания
  3. система обмена информацией на определенную тему
  4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему
  1. Модем - это ..., согласующее работу ... и телефонной сети. 
  1. устройство; программы
  2. программа; компьютера
  3. программное обеспечение; компьютера
  4. устройство; дисковода
  5. устройство; компьютера

  1. Чтобы соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь...
  1. модем на одном из компьютеров
  2. модем и специальное программное обеспечение на одном из компьютеров
  3. по модему на каждом компьютере
  4. по модему и специальному программному обеспечению на каждом компьютере
  1. Задача: 
    Теоретически модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, может передать четыре страницы текста (7200 байт) в течение ... секунд: 

  1. Пропускная способность канала передачи информации измеряется в :
  1. бит/с
  2. Мбит
  3. Мбайт/с
  1. Браузер является
  1. средством просмотра Web-страниц
  2. языком разметки Web страниц
  3. программой для создания текста

  1. Файловый вирус
  1. всегда меняет начало и длину файла
  2. всегда меняет длину файла
  3. всегда меняет начало файла
  4. всегда изменяет код заражаемого файла
  1. Какое высказывание о вирусе неверно:
  1. вирус мешает введению дискеты в дисковод
  2. вирус может уменьшать свободную оперативную память компьютера
  3. вирус искажает и уничтожает информацию на компьютере
  1. Защита информации не обеспечивается…
  1. применением антивирусных средств
  2. двоичным кодированием информации в компьютере
  3. резервированием файлов

Ответы:

1 вариант

2 вариант

  1. а
  1. в
  1. г
  1. б
  1. д
  1. д
  1. г
  1. г
  1. а
  1. 2
  1. 1
  1. А
  1. А
  1. А
  1. Г
  1. Г
  1. Б
  1. А
  1. В
  1. б

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 7 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ на 2018/2019 уч.год с КТП...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2019-2020

Рабочая программа по информатике  составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича для 7-9 классов основной школы по информатике и ИКТ, издательства...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2019-2020

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  6 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)...