Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Озонова Ольга Валерьевна

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 классов общеобразовательной средней школы», требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_8_klass_ugrinovich_2018-2019.docx61.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ.

на заседании методического

с заместителем

Директор МБОУ «ООШ

объединения

директора

№ 15»

учителей  __________

по учебно-

______________ цикла

воспитательной работе.

____________И.В. Плеханова

Протокол №____от

Зам. дир. по УВР

«____»________20___г.

_______________

Руководитель МО

М.Н. Булгадаева

______________

«_____»________20____г.

«_____»________20____г.

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

(наименование учебного предмета \ курса)

основное общее 8 класс

(уровень образования  \ класс

(срок реализации программы)

Составлена на основе  

Авторской программы Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

                                                     (название стандартов, наименование программы)

Программу составила

Озонова Ольга Валерьевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

                   

г. Улан-Удэ

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г, авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 классов общеобразовательной средней школы», требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.  

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. .

Изучение информатики и ИКТ в  8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 8 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Образовательные результаты  предмета «Информатика и ИКТ»

Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  • представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты: 

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  • проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  • приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;  
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  • решение задач вычислительного характера  путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  • создание и наполнение собственных баз данных;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Перечень тематических и итоговых контрольных работ

Тематика

Вид

Форма

1

Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и звука.

Итоговый контроль

Тестирование

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Итоговый контроль

Тестирование

3

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов.

Тематический контроль

Индивидуальные задания.

Учебно-тематический план

Тематика

Количество часов

1

Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и звука.

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

11

3

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов.

13

4

Итоговая контрольная работа

1

Основное содержание учебного предмета (34 часа)

Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация. Информационные объекты различных видов.  

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
  2. Перевод единиц измерения  количества информации с помощью калькулятора.

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

  1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 часов)

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (13 часов)

Передача информации.

Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML

Практические работы:

  1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  2. «География» Интернета.
  3. Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 

Раздел I. Информация и информационные процессы (9ч)

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
  • определение  науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
  • единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.

Уметь:

  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
  • определять объем в различных единицах измерения количества информации;
  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов 

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера;
  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
  • основные действия с файлами и папками;
  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.

Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
  • определять тактовую частоту процессора;
  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
  • распознавать различные типы файлов;
  • записывать полное имя файла;
  • пояснять выполнение действий с папками и файлами;
  • перезагружать компьютер;
  • объяснять назначение основных прикладных программ;
  • работать с программой обработки изображений;
  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
  • находить антивирусную программу на компьютере.

Раздел III.  Коммуникационные технологии (13ч)

Знать/понимать:

  • принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи;
  • основные виды компьютерных сетей, их топологию;
  • понятие протокола, основные виды протоколов;
  • особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин;
  • систему адресации и назначение электронной почты;
  • правовые и этические нормы распространения информации;
  • преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе;
  • логическую структуру web-страницы ;
  • основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки.

Уметь:

  • организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета;
  • определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи;
  • владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост;
  • создавать свой электронный ящик на web-сервере;
  • использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности;
  • создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора;
  • использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Перечень средств икт, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор Web-страниц

Литература

  1. Н.Д.Угринович. Информатика: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 154с.

Интернет ресурсы

  1. E-mail: binom@Lbz.ru
  2. http://www.Lbz.ru, http://metodist.Lbz.ru

Количество часов.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект по информатике для 8 класса.

  1. Угринович Н.Д., Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Угринович Н.Д.,. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
  3. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д., (metodist.lbz.ru/).


Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требование к уровню содержания

Вид контроля

Д/з

Дата

по плану

Информация и информационные процессы, 9ч

1

Информация. Информатика

 

1

Ознакомительный

Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер

Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком

Беседа

§ 1.1.1

Техника безопасности

Актуализация знаний

Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена

Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером

Зачет, подпись в журнале по ТБ

2

Информация в живой и в неживой природе

 

1

Объяснение нового материала

Информационные процессы, свойства информации

Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации

Опрос

§ 1.1.2, 1.1.3

Правила набора текста

Практическая работа

Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац

Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку

Практическая работа

3

Информационные процессы в технике

 

1

Повторение Объяснение нового материала

Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами

Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах

Опрос

§ 1.1.4, Стр. 126.

Правила набора текста «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 1.2 

Применять правила набора текста

Практическая работа

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы

Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации

Беседа

§ 1.2.1

Работа с фрагментами

Практическая работа

Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение

Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста

Практическая работа

5

Знаковые системы

 1

Повторение. Объяснение нового материала

Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит.

Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы

Опрос

§ 1.2.2

Работа с фрагментами

Проверочная практическая работа

Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента

Практическая работа

6

Кодирование информации

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Кодирование, длина кода, код

Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль переко/дирования. Уметь определять длину кода

§ 1.2.3

Работа с фрагментами

Практическая работа

Применять навыки копирование фрагмента при наборе длинных текстов

Практическая работа

7

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации.

 

1

Объяснение нового материала. Решение задач

Количество информации,

Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие.

Опрос. Решение задач

§ 1.3.1

 «Перевод единиц измерения количества информации»

Практическая работа № 1.1.

Практическая работа

8

Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

Повторение. Объяснение нового материала Решение задач.

Алфавит. Мощность алфавита

Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита.

Решение задач

§ 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7 (письменно§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10)

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

тестирование

тест

Резерв

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации, 11ч

10

Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера

1

Объяснение нового материала

Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память

Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции

Опрос

§ 2.1, § 2.2,

11

Процессор и системная плата

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъмы.

Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность

тест

§ 2.2.1

§ 3.5.3

Практическая работа

Прайс-лист на процессоры и на системные платы

Определение характеристик процессора по прайс-листу.

Практическая работа

12

13

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

 

2

Повторение. Изучение нового материала

Устройства ввода Устройства вывода,, растр, пиксель, разрешающая способность

Понимать назначение устройств ввода, вывода  информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода  информации

Опрос

§ 2.2.2, оформить таблицу

§ 2.2.3, оформить схему

Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа  № 2.3.

Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения

Практическая работа

14

Внутренняя память компьютера Долговременная память

1

Повторение. Объяснение нового материала

Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель

Понимать назначение внутренней памяти компьютера

Опрос

§ 2.2.4
§ 2.2.5

Стр. 133

 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 2.2.

Компьютерный  практикум

15

16

Файловая система

 

2

Объяснение нового материала

Файл, имя файла, расширение, Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (Одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла

Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы

Опрос

§ 2.3.2
№ 2.8

Поиск файлов

Практическая работа

Поиск файлов и папок

Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов

17

Работа с файлами и дисками.

 

1

Повторение. Объяснение нового материала

Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация

Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска

Опрос

§ 2.3.3,

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2.1

Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера

Компьютерный  практикум

Стр. 130

18

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

 

1

Объяснение нового материала

Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем

Опрос

§ 2.4

Стр. 58-62

Правовая охрана программ и данных.

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Понимать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения

Опрос

§ 2.8.1, 2.8.2

Стр. 72-75

19

Графический интерфейс операционных систем и приложений

 

1

Объяснение нового материала. Практическая работа

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы

Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса

Опрос

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

«Установка даты и времени».

Практическая работа 2.4.

Компьютерный  практикум

Стр. 137

20

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации.

 1

Объяснение нового материала.

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя

Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов

Опрос

§ 2.7

Стр. 69-72

§ 2.8.3

Стр.76-78

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Практическая работа № 2.5.

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации

Демонстрация

Стр. 140

21

Контрольная работа

 № 2.

«Устройство компьютера».

1

Урок контроля

тест

§ 2.8.

Стр. 72-78

Коммуникационные технологии, 13 ч

22

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

 

1

Объяснение нового материала.

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.

Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие.

Решение задач

§ 3.1.

Стр. 80-81

«Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Практическая работа № 3.1.

Совместное использование оборудования.

Практическая работа

§ 3.2

Стр. 81-84

23

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

1

Объяснение нового материала.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Протокол передачи данных, маршрутизация.

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.

Региональная сеть, корпоративная сеть.

§ 3.3

Стр. 84-94

 «Подключение к Интернету».

 «География» Интернета».

Практическая работа № 3.2 Практическая работа № 3.3..

Практическая работа

Стр. 144

Стр. 149

24

Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине».

«Работа с электронной Web-почтой».

1

Практическая работа № 3.4.

Практическая работа № 3.5.

Адрес электронной почты

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

§ 3.4

Стр. 94-100

Стр. 151

Стр. 155

25

Файловые архивы.

 

1

Объяснение нового материала.

Файловые архивы.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

§ 3.4

Стр. 100-102

«Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 3.6.

Стр. 158

26

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

Объяснение нового материала.

Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет.

Опрос

§ 3.4

Стр. 102-106

27

28

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

 

2

Повторение. Объяснение нового материала.

Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин.

Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет.

§ 3.5

Стр. 107–110

«Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 3.7.

Стр. 161

29

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

Объяснение нового материала.

Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка

Понимать назначение технологии WWW  и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет

HTML, публикация Web-сайта

§ 3.7

Стр. 113 -117

30

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

Обсуждение практической работы, объяснение нового материала

Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес.

Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок.

Практическая работа

§ 3.7.4, 3.7.5

Стр. 117-119

31

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Повторение. Объяснение нового материала.

Бегущая строка

Использование интерактивных форм на Web-страницах.

Опрос

§ 3.7.6, 3.7.7

Стр. 119-123

32

33

«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

2

Практическая работа № 3.8.

Разработка собственного сайта

Зачет. Практическая работа

Стр. 165

34

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

1

Урок контроля

тест


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методические пособия для учителя

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ»  Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;
  • рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Дополнительная литература

  1. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
  2. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
  3. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
  4. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
  5. Е.В.Полякова   Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
  6. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
  7. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
  8. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
  9. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
  10. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
  11. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
  12. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
  13. Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
  14. Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
  15. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
  16. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
  17. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
  18. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
  19. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  20. Ресурсы Википедии


Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы

материал содержит рабочую программу по  нформатике и ИКТ для 10-11 классов...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по курсу Л.Л. Босовой...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 7 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ на 2018/2019 уч.год с КТП...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...