Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2019-2020
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Озонова Ольга Валерьевна

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы Основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

- авторской программы  Угриновича Н.Д., предусматривающей изучение курса информатики в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ugrinovich_informatika_i_ikt_9_klass_2019-2020.docx655.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ.

на заседании методического

с заместителем

Директор МБОУ «ООШ

объединения

директора

№ 15»

учителей  __________

по учебно-

______________ цикла

воспитательной работе.

____________И.В. Плеханова

Протокол №____от

Зам. дир. по УВР

«____»________20___г.

_______________

Руководитель МО

М.Н. Булгадаева

______________

«_____»________20____г.

«_____»________20____г.

Рабочая учебная программа по

Информатике и ИКТ

(наименование учебного предмета \ курса)

основное общее 9 класс

(уровень образования  \ класс

(срок реализации программы)

Составлена на основе  

Авторской программы Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.

                                                     (название стандартов, наименование программы)

Программу составила

Озонова Ольга Валерьевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

                   

г. Улан-Удэ

2019-2020 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы Основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- базисного учебного плана на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы  Угриновича Н.Д., предусматривающей изучение курса информатики в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).

        Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

            Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

             В настоящей  программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы основного общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» и программы Угриновича Н. Д. для 7-9 классов, рассчитана на 68 ч в год (2 часa в неделю).

Требования к результатам освоения курса.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные,  метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение        выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • умение        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
  • умение        создавать информационные объекты в базе данных;
  • умение        искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • умение        пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Формы организации учебного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков  промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический  контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или устного экзамена.

Учебно – тематический план.

п/п

Тема

Кол-во часов

Количество практичес-ких работ

Количество контроль-ных работ

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

33

12

2

Моделирование  и формализация.

17

          3

1

Логика и логические основы компьютера.

5

2

1

Информационное общество и информационная безопасность.

5

-

1

Повторение.

8

-

-

Итого.

68

17

5

Содержание учебного предмета.

1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».

Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Практические работы компьютерного практикума к главе 1
«Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1. Практическая работа 1.1
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования
2. Практическая работа 1.2
Разработка проекта «Переменные»
3. Практическая работа 1.3
Разработка проекта «Калькулятор»
4. Практическая работа 1.4
Разработка проекта «Строковый калькулятор»

5. Практическая работа 1.5
Разработка проекта «Даты и время»
6. Практическая работа 1.6
Разработка проекта «Сравнение кодов символов»
7. Практическая работа 1.7
Разработка проекта «Отметка»
8. Практическая работа 1.8
Разработка проекта «Коды символов»
9. Практическая работа 1.9
Разработка проекта «Слово-перевертыш»
10. Практическая работа 1.10
Разработка проекта «Графический редактор» 65
11. Практическая работа 1.11
Разработка проекта «Системы координат»

12. Практическая работа 1.12
Разработка проекта «Анимация»

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

2. Моделирование и формализация(17ч).

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Представление информации.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Практические работы компьютерного практикума к главе 2 «Моделирование и формализация»
1. Практическая работа 2.1
Разработка проекта «Бросание мячика в площадку»
2. Практическая работа 2.2
Разработка проекта «Графическое решение уравнения»
3. Практическая работа 2.3
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
4. Практическая работа 2.4
Разработка проекта «Распознавание удобрений»
5. Практическая работа 2.5
Разработка проекта «Модели систем управления»

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать / понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

3. Логика и логические основы компьютера (3 ч).

Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Практические работы компьютерного практикума к главе 3 «Логика и логические основы компьютера» 


1. Практическая работа 3.1
Таблицы истинности логических функций
2. Практическая работа 3.2
Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать:

  • законы алгебры логики;
  • правила логических операций;
  • таблицы истинности.

уметь

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • формирования  информационной культуры;
  • развития  основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    формирование представления об основных изучаемых понятиях.

4. Информационное общество и информационная безопасность. (5ч).

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность,  информационные этика и право. 

Требования к уровню подготовки:

знать/понимать

  • понятия Информационное общество и Информационная культура, перспективы развития информационных и коммуникационных технологий, назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценки знаний.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5”

Ставится  за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка “4”

Ставится  за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух недочетов.

Оценка “3”

 Ставится  в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,
  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух-трех негрубых ошибок,
  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего    оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов

Оценка лабораторных и практических работ.

Оценка “5”

Ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка “4”

Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной  негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка “2”

Ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Сетевые устройства
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц.

Нормативные документы

1.        Федеральный государственный стандарт общего среднего образования.

2.        Примерные программы основного общего образования.  Информатика и

ИКТ. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010.

Учебно-методические комплекты

1.        Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9.  Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2013.

2.        Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ. Практикум. 2 – е издание – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011

Методическое обеспечение:

  1. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007

Интернет-ресурсы:

1.        www.edu.ru (сайт МОиН РФ) и www.ege.еdu.ru Аналитические отчеты. Результаты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки. (2003—2012 гг.).

2.        www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).

3.        www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)

4.        www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).

5.        http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

6.        http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm  Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

7.        http://www.metod-kopilka.ru   методическая копилка для учителей

Цифровые образовательные ресурсы:

 УМК Информатика 7-11 классы

Календарно –тематическое планирование

учебного материала по информатике в 9 классе (2 часа в неделю)

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ - 9.  Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2015.

урока

Тема урока

Содержание урока

Виды и средства контроля

Планируемые результаты

Региональный компонент

Домашнее задание

Дата проведения урока

Глава 1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(33ч).

1

Инструктаж по ТБ. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

Изучить понятие алгоритма, свойства алгоритма.

Эвристическая беседа 

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры  алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов

п.1.1.1, определения и свойства учить

2

Алгоритм и его формальное исполнение.

Алгоритм. Система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма.

Текущий контроль.

Опрос.

Решение задач.

Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор

п.1.1.1

Контр.вопр.

.задания для сам-го выполнения.

3

Блок схемы алгоритмов.

Элементы блок схем

Решение задач

Знать способы записи алгоритмов (словесный, школьный алгоритмический, блок-схемы). Уметь записывать алгоритмы различными  способами

п.1.1.1

Лекция.

П1.2.5

4

5

Выполнение алгоритмов компьютером.

Работа с материалом учебника.

Текущий контроль.

Опрос

Знать структуру алгоритмической конструкции следование. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач.

п.1.1.2

Контр.вопр

6

7

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Классифицировать языки программирования. Назначение и области применения.

Нахождение различий между языками. Примеры языков программирования.

Фронтальный опрос.

Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов.

П.1.1.3

Контр.вопр.

8

Практическая работа 1.1.Знакомство с системами объектно-ориентиров. и процедурного программирования

Компьютерный практикум, решение задач.

Текущий контроль

Выполнение практической работы

Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления

П.1.1.3

Пр.р.1.1.

Контр.вопр.

9

Основные алгоритмические структуры. Блок-схема

Выделять основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл

Решение задач

Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем

Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры

10

Линейный алгоритм

Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа

Решение задач.

Опрос теоретического материала.

Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

11

Решение задач по теме «Линейный алгоритм»

Учиться составлять схемы по теме «линейный алгоритм»

Самостоятельная работа.

Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы

П.1.2.1

Контр.вопр.

12

Алгоритмическая структура «ветвление»

Учиться составлять схемы по теме «ветвление».

Решение задач.

Индивидуальный опрос.

Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления.

П.1.2.2

№1.2

Контр.вопр.

13

Алгоритмическая структура «выбор».

Учиться составлять схемы по теме «выбор».

Решение задач.

Индивидуальный опрос.

Знать структуру алгоритмической конструкции ветвление (выбор). Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор выбор..

П.1.2.3

№1.3 Контр.вопр.

14

Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура»

Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода.

Решение задач. Проверочная работа.

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования.

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

15

Алгоритмическая структура «цикл»

Учиться составлять схемы по теме «цикл».

Решение задач.

Опрос теоретического материала.

Знать структуру алгоритмической конструкции: повторение. Уметь  разрабатывать алгоритм,  содержащий цикл.

П1.2.4

№1.4

Контр.вопр.

16

Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл»

Работа с базовой алгоритмической структурой - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком

Решение задач

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке  программирования

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

17

18

Переменные на языке  программирования: тип, имя, значение. Практическая работа 1.2   Разработка проекта «Переменные»

Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания

Работа с учебником, решение задач

Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения

карточки с заданиями на определение типа переменных

19

Арифметические, строковые и логические выражения и их запись на языке  программирования.

Учиться записывать  арифметические, строковые и логические выражения  на языке  программирования.

Работа с учебником, решение задач

Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке  программирования

П.1.4

Контр.вопр

20

 Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программированя

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач.

Решение задач. Опрос теоретического материала.

Иметь представление о среде объектно-ориентированного программирования. Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов.

П.1.5

Контр.вопр.

21

Контрольная работа №1

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

Письменный контроль.

Знать изученный материал.

Повторение глава 1.

21

Практическая работа 1.3

Разработка проекта «Калькулятор»

Составление программы  в среде программирования с использованием изученных функций

Работа на уроке, проверка домашнего задания

Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций.

П. 1.3.

Контр.вопр.

23

Практическая работа 1.4

Разработка проекта «Строковый калькулятор»

Составление программы  в среде программирования с использованием изученных функций.

Выполнение практической работы.

Понимать назначение встроенных функций. Уметь определять тип аргументов и возвращаемого значения. Уметь вызывать функцию.

Глава 1.

Контр.вопр.

24

Практическая работа 1.5

Разработка проекта «Даты и время»

Функции даты и времени. Составление программы  в среде программирования с использованием изученных функций

Выполнение практической работы

Понимать назначение встроенных функций. Уметь применять функции даты и времени в программном коде.

Глава 1.

Контр.вопр.

25

Практическая работа 1.6

Разработка проекта «Сравнение кодов символов»

Составление программы  в среде программирования с использованием изученных функций.

Выполнение практической работы

Уметь применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Глава 1.

Контр.вопр.

25

Практическая работа 1.7

Разработка проекта «Отметка»

Способы применения оператора выбора в программной среде. Создание проекта выставления отметок

Выполнение практической работы

Уметь применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Глава 1.

Контр.вопр.

27

Практическая работа 1.8

Разработка проекта «Коды символов»

Создание проекта вывода в поле списка числовые коды символов.

.

Выполнение практической работы

Уметь применять оператор цикла со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Глава 1.

Контр.вопр.

28

Практическая работа 1.9

Разработка проекта «Слово-перевертыш»

Создание проекта введенного слова в слово-первертыш

Выполнение практической работы

Уметь применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Глава 1.

Контр.вопр.

29

Практическая работа 1.10

Разработка проекта «Графический редактор»

Составление программы «Графический редактор».

Выполнение практической работы

Уметь выводить графические примитивы в область рисования. Уметь определять аргументы для вычерчивания графических примитивов. Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Глава 1.

Контр.вопр.

30

Практическая работа 1.11

Разработка проекта «Системы координат»

Разработка проекта «система координат»

Выполнение практической работы

Уметь создавать различные системы координат в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Глава 1.

Контр.вопр.

31

Практическая работа 1.12

Разработка проекта «Анимация»

Разработка проекта «анимация»

Выполнение практической работы

Уметь создавать анимацию в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Глава 1.

Контр.вопр.

32

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование»

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл.

Решение задач

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

карточки с задачами на составлении блок-схем и программ

33

Контрольная работа №2«Алгоритмизация и основы программирования»

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

Письменный контроль.

Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования

Повторить  изученную тему.

Глава 2. Моделирование и формализация(17ч).

34

35

Окружающий мир как иерархическая система.

Теоретический опрос.

Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе

П.2.1 Контр.вопр.

36

Моделирование как метод познания

Моделирование как метод познания. 

Решение задач

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация. Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования.  Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования.

п.2.2.1  Контр.вопр.

37

Материальные и информационные модели.

Модели материальные и модели информационные.  Их свойства.

Построение фрагментов информационных моделей.

Знать виды, материальных и информационных моделей.  Уметь строить фрагменты  информационных  моделей различных типов.

П. 2.2.2

№ 2.2 Контр.вопр.

38

Формализация и визуализация моделей.

 Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности.

Решение задач

Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма

п.2.2.3,

№2.3 Контр.вопр.

39

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере..

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 

Работа с литератур

ой, разработка моделей

Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей 

п. 2.3

40

Построение и исследование физических моделей.

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента.

Компьютерный экспери-

мент

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов

 п.2.4 составить план моделирован (индивидуально)

41

Практическая работа 2.1

Разработка проекта «Бросание мячика в площадку».

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента.

Компьютерный экспери-

мент

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов.

П.2.4

Контр.вопр.

42

Приближенное решение уравнений

Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей 

Компьютерный экспери-

мент

Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом  и проведения компьютерных экспериментов

П.  2.5

Контр.вопр.

43

Практическая работа  2.2

Разработка проекта  «Графическое решение уравнений»

Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели

Практическая работа

Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом  и проведения компьютерного эксперимента

 индивидуальные задания

44

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.  Построение и исследование компьютерной модели

Компьютерный экспери-мент

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

П.2.6

Контр.вопр.

45

46

47

Практическая работа 2.3 

«Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели.  Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов.  Построение и исследование компьютерной модели

Практическая работа

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

индивидуальные задания

48

Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа 2.4 

Разработка проекта «Распознавание удобрений» 

Изучение нового материала. Выполнение практической работы.

Текущий контроль.

Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем

П.2.7

Контр.вопр.

49

Информационные модели управления объектами.

 Практическая работа 2.5  

Разработка проекта «Модели систем управления»

Изучение нового материала. Выполнение практической работы.

Текущий контроль.

Уметь создавать компьютерную модель систем управления..

П.2.8

Контр.вопр.

50

Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация»

Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу.

Письменный контроль.

. Знать основные этапы моделирования.   Создавать простейшие модели объектов.  Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов.

Повторить тему «Моделирование и формализация»

Глава 3. Логика и логические основы компьютера(5ч).

51

Алгебра логики.

Логические переменные и логические высказывания

Изучение нового теоретиче-

ского материала

Опрос теоретического материала.

Знать законы алгебры логики и уметь выполнять логические операции.

П.3.1

Контр.вопр.

52

Логические функции.

Законы логики

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики решения типовых задач

Опрос теоретического материала.

Уметь пользоваться таблицами логических функций.

П.3.1

Контр.вопр.

53

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.

Практическая работа 3.1

Таблицы истинности логических функций

Изучение нового теоре-

тического материала.

Практическая работа

Опрос теоретического материала.

Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.

П.3.2.1

Контр.вопр.

53

Сумматор двоичных чисел.

 Практическая работа 3.2

Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Изучение нового материала

и практическая работа

Опрос теоретического материала.

Знать, что представляет собой логические основы устройства компьютера.. Сумматор двоичных чисел.

П3.2.2

Контр.вопр.

55

Контрольная работа №4

«Логика и логические основы компьютера»

Выполнение контрольной работы или теста по изу-ченному материалу.

Письменный контроль.

Знать изученный материал.

Повторение глава3.

Глава 4. Информационное общество и информационная безопасность.(5ч)

56

Информационное общество.

Работа с литературой

Опрос теоретического материала.

Иметь представление об информационном обществе. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий.

П.4.1

Подготовить реферат.

57

Информационная культура.

Работа с литературой

Опрос теоретического материала.

Иметь представление об информационной культуре. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий.

П.4.2

Подготовить реферат.

58

59

Правовая охрана данных.Защита информации.

Эвристическая беседа

Опрос теоретического материала.

Выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности. Уметь организовывать личное информационное пространство.

П.4.3

Подготовить реферат.

60

Итоговое занятие. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу.

Письменный контроль.

Знать материал курса информатики за 9 класса.

Повторение

Главы 4.

61-

68

Повторение.

Работа с тестами.

Опрос теоретического материала.

Уметь применять полученные знания.

Глава1,глава2,глава3,глава 4.

Приложение

Контрольная работа № 1

  «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Вариант 1

1. Алгоритм – это:

  1. Правила выполнений определенных действий
  2. Ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд
  3. Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей
  4. Набор команд для компьютера

2. Суть такого свойства как дискретность заключается в том, что:

  1. Алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
  2. Записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
  3. Алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
  4. При точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

3. Алгоритм называется линейным:

  1. Если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
  2. Если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
  3. Если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких либо условий
  4. Если он включает в себя вспомогательные алгоритмы

4. Алгоритмическая структура, какого типа изображена на блок схеме?

  1. Цикл
  2. Ветвление
  3. Подпрограмма
  4. Линейная

5. Напишите номера примеров, где оператор присваивания или имя переменной написаны неверно:

  1. а:= с+3
  2. с = d$
  3. 1 game: = 30
  4. А = с = 3

6. Чему будут равны значения переменных А и В после выполнения всех операторов:

          А = 3;  В = 6;  А:=2*А-В;  В:= А+22

7.  Что напечатается в результате выполнения программы, если ввести следующие данные А = 5, В = 7

Примечание (^ означает степень):

Алг. Вычислить выражение

Нач

Ввод А.В

Если А >В, то S: = A + 2, иначе S: = В^2

Все

Вывод S

конец

8. Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма записанного в виде блок-схемы:

Вариант 2

1. Алгоритм – это:

  1. Правила выполнений определенных действий
  2. Ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд
  3. Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей
  4. Набор команд для компьютера

2. Свойство алгоритма как понятность заключается в том, что:

  1. Алгоритм должен иметь дискретную структуру (должен быть разбит на последовательность отдельных шагов)
  2. Записывая алгоритм для конкретного исполнителя, можно использовать лишь те команды, что входят в систему его команд
  3. Алгоритм должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа
  4. При точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов, приведя к определенному результату

3. Алгоритм называется циклическим:

  1. Если он включает в себя вспомогательные алгоритмы
  2. Если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условии
  3. Если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких либо условий
  4. Если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

4. Алгоритмическая структура, какого типа изображена на блок схеме?

  1. Цикл
  2. Ветвление
  3. Подпрограмма
  4. Линейная

5. Напишите номера примеров, где оператор присваивания или имя переменной написаны неверно:

  1. 5 + 5:= а
  2. А2$ : = «Программа»
  3. game: = 30
  4. А = с = 22

6. Чему будут равны значения переменных А и В после выполнения всех операторов

Примечание (^ означает степень):

      А = 3;  В = 6;  А:=2*А-В;  В:= А^2

7.  Что напечатается в результате выполнения программы, если ввести следующие данные А = 10, В = 8:

Алг. Вычислить выражение

Нач

Ввод А.В

Если А >=В, то S: = A / (2 + В) , иначе S: = В + А

Все

Вывод S

конец

8. Определите значение переменной С после выполнения фрагмента алгоритма записанного в виде блок-схемы:

Контрольная  работа № 2

 по информатике по теме «Основы алгоритмизации» (9 класс)

Вариант 1

Задание 1. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

 Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

 Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец

Сместиться на (−6, −4)

 После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?

 1) Сместиться на (−2, −1)

2) Сместиться на (1, 1)

3) Сместиться на (−4, −2)

4) Сместиться на (2, 1)

Задание 2. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 2

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

 В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.

Задание 3. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы.

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 3 до 7

s := s + 6

кц

вывод s

кон

Задание 4. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

 1. вычти 1

2. возведи в квадрат

 Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 80, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 21121 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 1, вычти 1, возведи в квадрат, вычти 1, который преобразует число 3 в 48.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 5. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется первый символ цепочки, а если чётна, то в середину цепочки добавляется символ А. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

 Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка СФБЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПО.

 Дана цепочка символов БРА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Вариант 2

Задание 1. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (ab) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

 Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

 Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

 Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 paз

Команда1 Сместиться на (1, 3) Сместиться на (1, −2) Конец

Сместиться на (3, 9)

 После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?

 1) Сместиться на (3, 4)

2) Сместиться на (−5, −10)

3) Сместиться на (−9, −12)

4) Сместиться на (−3, −4)

Задание 2. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

 а := 5

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

 В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.

Задание 3. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы.

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 4 до 8

s := s + 7

кц

вывод s

кон

Задание 4. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

 1. вычти 3

2. возведи в квадрат

 Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 21211 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 3, возведи в квадрат, вычти 3, вычти 3, который преобразует число 3 в 30.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Задание 5. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется средний символ цепочки, а если чётна, то в начало цепочки добавляется символ Л. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка МСФЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ТО.

Дана цепочка символов РОГ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Ответы:

Вариант 1

  1. 1
  2. 32
  3. 30
  4. 11221
  5. ТБВ

Вариант 2

  1. 4
  2. 44
  3. 35
  4. 21112
  5. МТЕ

Контрольный тест № 3 на тему

 "Моделирование и формализация"

Задание №1

Метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

формализация

2)

умозаключение

3)

проектирование

4)

моделирование

Задание №2

Он состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

цикл

2)

граф

3)

чертеж

Задание №3

Эта таблица, содержит информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)

«объект - объект»

2)

«объект - свойство»

Задание №4

Эти модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

имитационная модель

2)

компьютерная математическая модель

3)

смешанная модель

Задание №5

К какому виду модели относится пример изображенный на рисунке?

 http://good4all.ru/g4atpimg.cgi?i=https://cdn2.top-shop.ru/7e/44/big_8a260d7b7733b033ad1e62a87310447e.jpg

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

материальная

2)

образная

3)

знаковая

Задание №6

Новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1)

символ

2)

знак

3)

предмет

4)

модель

5)

объект

Задание №7

Эти модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

вербальные

2)

знаковые

3)

компьютерные

4)

натурные

Задание №8

Какая модель изображена на рисунке?

     

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

числовая

2)

образная

3)

знаковая

4)

смешанная

Задание №9

Какая модель изображена на рисунке?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

знаковая

2)

натурная

3)

вербальная

4)

информационная

Задание №10

Описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках, это...

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

словесная модель

2)

образная модель

3)

смешанная модель

Задание №11

В таком графе вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

взвешенный граф

2)

дерево

3)

циклический граф

Задание №12

Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

имитационная модель

2)

компьютерная математическая модель

3)

смешанная модель

Задание №13

Эти модели, построены с использованием математических понятий и формул.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

смешанная модель

2)

математическая модель

3)

словесная модель

Задание №14

Эта таблица, содержит информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1)

«объект - свойство»

2)

«объект - объект»

Задание №15

По форме представления модели делятся на... (3 вида)

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)

графические

2)

знаковые

3)

образные

4)

предметные

5)

смешанные

Задание №16

Отметьте только графические информационные модели.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1)

чертеж

2)

макет дома

3)

график

4)

программа Pascal

5)

схема

Задание №17

Что изображено на рисунке?

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

граф

2)

дерево

3)

рисунок

4)

чертеж

Задание №18

Какая модель изображена на рисунке?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1)

смешанная

2)

знаковая

3)

образная

Задание №19

В каких случаях необходимо прибегнуть к созданию моделей?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1)

объект слишком мал

2)

процесс протекает слишком быстро

3)

когда исследуемый объект не знаком

4)

исследование опасно для окружающих

Контрольный тест № 4

по теме  «Логика и логические основы компьютера»

1. Что такое логика?

  1. Наука о суждениях и рассуждениях
  2. Наука, изучающая способы обработки информации
  3. Наука о формах и законах человеческого мышления
  4. Наука, изучающая логические основы компьютера

2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется:

  1. Высказывание
  2. Вопрос
  3. Выражение
  4. Умозаключение

3. Какое из приведенных ниже предложений является высказыванием?

  1. Чему равно расстояние от Земли до Марса?
  2. B Внимание! Посмотрите направо.
  3. Не нарушайте правил дорожного движения.
  4. Электрон - элементарная частица.

4. Логическое умножение - это …

  1. ДИЗЪЮНКЦИЯ
  2. ИМПЛИКАЦИЯ
  3. КОНЪЮНКЦИЯ
  4. ЭКВИВАЛЕНЦИЯ

6. Логическое следование – это …

  1. ДИЗЪЮНКЦИЯ
  2. ИМПЛИКАЦИЯ
  3. КОНЪЮНКЦИЯ
  4. ЭКВИВАЛЕНЦИЯ

7. Логическое равенство – это

  1. ДИЗЪЮНКЦИЯ
  2. ИМПЛИКАЦИЯ
  3. КОНЪЮНКЦИЯ
  4. ЭКВИВАЛЕНЦИЯ

1 вариант

 Пример 1.

 Перевести числа 263 и 188 в двоичную систему счисления

Пример 2. Перевести число 315 и 175 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы

2 вариант

Пример 1.

Перевести число 315 и 175 в двоичную систему счисления

Пример 2. Перевести число 263 и 188 в восьмеричную и шестнадцатеричную системы

1 вариант ДИЗЪЮНКЦИЯ ИНВЕРСИЯ ИМПЛИКАЦИЯ

 2 вариант КОНЪЮНКЦИЯ ЭКВИВАЛЕНЦИЯ ИНВЕРСИЯ

 Напишите определения и обозначения

Контрольная работа № 5 «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса»

ВАРИАНТ I

  1. Информационная культура общества предполагает:
  1. знание современных программных продуктов;
  2. знание иностранных языков и их применение;
  3. умение работать с информацией при помощи технических средств;
  4. умение запомнить большой объем информации.

  1. Информатизация общества — это:
  1. процесс повсеместного распространения ПК;
  2. социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;
  3. процесс внедрения новых информационных технологий;
  4. процесс формирования информационной культуры человека.

  1. Какое понятие объединяет камень, папирус, бересту, книгу и дискету?
  1. природное происхождение
  2. историческая ценность
  3. хранение информации
  4. вес

  1. Алгоритм – это:
  1. протокол вычислительной сети;
  2. правила выполнения определенных действий;
  3. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;
  4. набор команд для компьютера.

  1. Перечислите два свойства алгоритма.

  1. Какой алгоритм называется линейным:
  1. выполнение операций зависит от условия;
  2. операции выполняются друг за другом;
  3. одни и те же операции выполняются многократно;
  4. присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?

  1. Оператор организации ввода данных с клавиатуры записывается с использованием служебного слова:
  1. VAR;
  2. WRITE;
  3. READ;
  4. GOTO.

  1. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/»-это соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

  1. Операторы в языке программирования отделяются
  1. двоеточием;
  2. пробелом;
  3. запятой;
  4. точкой с запятой.

  1. Математическое выражение:

, записанное в электронной таблице имеет вид:

  1. A3^2-4*B3/2*B1-A2 + С3^4
  2. (A3^2-4*B3)/(2*B1-A2) + С3^4
  3. (A3^2-4*B3) : (2*B1-A2) + C3 ^4
  4. A3^2-4*B3 / (2*B1-A2) + C3 * 4

  1. Числа в языке Pascal различаются:
  1. как натуральные и вещественные;
  2. как натуральные и целые;
  3. как целые и вещественные;
  4. как целые и правильные дроби.

  1. За минимальную единицу измерения количества информации принимают:
  1. байт
  2. пиксель
  3. бит
  4. бот

  1. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам. Чему равен этот объем в байтах?
  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 4

  1. Расположите данные величины в порядке убывания. В ответ укажите последовательность букв.
  1. 1,5 Мб;
  2. 2 байта
  3. 1900 Кб
  4. 20 бит
  5. 0,5 Гб

  1. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем сообщения из 30 символов в этой кодировке.
  1. 240 бит
  2. 240 байт
  3. 30 бит
  4. 120 бит

  1. Объем информационного сообщения 12288 битов, можно выразить как:
  1. 1 Кбайт
  2. 1,5 Кбайт
  3. 0,5 Мбайта
  4. 1,5 Мбайт

  1. В цветовой модели RGB присутствует цвет:
  1. желтый
  2. серый
  3. бирюзовый
  4. зеленый

  1. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется

а) векторной;

б) растровой;

в) фрактальной;

г) пиксельной

  1. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10х10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
  1. 100 бит.
  2. 100 байт.
  3. 10 Кбайт.
  4. 1000 бит


  1. Переведите число 111001 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

В ответе напишите полученное число.


  1. Электронная таблица представляет собой:
  1. совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
  2. совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов;
  3. совокупность пронумерованных строк и столбцов;
  4. совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.


  1. В электронной таблице при перемещении или копировании формул относительные ссылки:
  1. преобразуются независимо от нового положения формулы
  2. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
  3. преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
  4. не изменяются

  1. Укажите ячейку, адрес которой является абсолютным:
  1. $B$5
  2. C$10
  3. $P3
  4. D4

  1. Какой вид примет формула, содержащая абсолютную и относительные ссылки, скопированная из ячейки A2 в ячейку B2, если формула была записана как =A1+$C$2?
  1. =B1+$D$2
  2. =B1+$C$2
  3. =B1+$D$3
  4. =A1+$C$2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

По значениям диапазона A2:D2 была построена диаграмма. Укажите правильный ответ.

A

B

C

D

1

0

1

2

=C1+D1

2

=B2-2*D1+D2

=B2-D1

1) hello_html_4a92b05c.jpg 2) hello_html_m393fffa5.jpg 3) hello_html_31966441.jpg 4) hello_html_2376fcd5.jpg

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

D

1

6

А1/3

=А1-В1

=B2+C1

2

=С1+1

1

6

Найдите числовое значение ячейки D1.

Ответ: __________________

   

ВАРИАНТ II

  1. Информатизация общества — это:
  1. процесс повсеместного распространения ПК;
  2. социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;
  3. процесс внедрения новых информационных технологий;
  4. процесс формирования информационной культуры человека.

  1. Информационная культура общества предполагает:
  1. знание современных программных продуктов;
  2. знание иностранных языков и их применение;
  3. умение работать с информацией при помощи технических средств;
  4. умение запомнить большой объем информации.

  1. Какое понятие объединяет камень, папирус, бересту, книгу и дискету?
  1. природное происхождение
  2. историческая ценность
  3. хранение информации
  4. вес

  1. Перечислите два свойства алгоритма.

  1. Алгоритм – это:
  1. протокол вычислительной сети;
  2. правила выполнения определенных действий;
  3. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;
  4. набор команд для компьютера.

  1. Какой алгоритм называется условным:
  1. выполнение операций зависит от условия;
  2. операции выполняются друг за другом;
  3. одни и те же операции выполняются многократно;
  4. присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?

  1. Оператор организации вывода данных с клавиатуры записывается с использованием служебного слова:
  1. VAR;
  2. WRITE;
  3. READ;
  4. GOTO.

  1. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/»-это соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

  1. Операторы в языке программирования отделяются
  1. двоеточием;
  2. пробелом;
  3. запятой;
  4. точкой с запятой.

  1. Математическое выражение:

, записанное в электронной таблице имеет вид:

  1. A3^2-4*B3/2*B1-A2 + С3^4
  2. (A3^2-4*B3)/(2*B1-A2) + С3^4
  3. (A3^2-4*B3) : (2*B1-A2) + C3 ^4
  4. A3^2-4*B3 / (2*B1-A2) + C3 * 4

  1. Числа в языке Pascal различаются:
  1. как натуральные и вещественные;
  2. как натуральные и целые;
  3. как целые и вещественные;
  4. как целые и правильные дроби.

  1. За минимальную единицу измерения количества информации принимают:
  1. байт
  2. пиксель
  3. бит
  4. бот

  1. Получено сообщение, информационный объем которого равен 16 битам. Чему равен этот объем в байтах?
  1. 5
  2. 2
  3. 3
  4. 4

  1. Расположите данные величины в порядке убывания. В ответ укажите последовательность букв.
  1. 1,5 Мб;
  2. 2 байта
  3. 1900 Кб
  4. 20 бит
  5. 0,5 Гб

  1. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем сообщения из 30 символов в этой кодировке.
  1. 240 бит
  2. 240 байт
  3. 30 бит
  4. 120 бит

  1. Объем информационного сообщения 12288 битов, можно выразить как:
  1. 1 Кбайт
  2. 1,5 Кбайт
  3. 0,5 Мбайта
  4. 1,5 Мбайт

  1. В цветовой модели RGB присутствует цвет:
  1. желтый
  2. серый
  3. бирюзовый
  4. зеленый

  1. Векторные графические изображения хорошо поддаются масштабированию (изменению размеров), так как
  1. используют большую глубину цвета;
  2. формируются из пиксель;
  3. формируются из графических примитивов (линий, окружностей и т.д.);

  1. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10х10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
  1. 100 бит.
  2. 100 байт.
  3. 10 Кбайт.
  4. 1000 бит


  1. Переведите число 111011 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

В ответе напишите полученное число.


  1. Электронная таблица представляет собой:
  1. совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
  2. совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов;
  3. совокупность пронумерованных строк и столбцов;
  4. совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.


  1. В электронной таблице при перемещении или копировании формул относительные ссылки:
  1. преобразуются независимо от нового положения формулы
  2. преобразуются в зависимости от нового положения формулы
  3. преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
  4. не изменяются

  1. Укажите ячейку, адрес которой является абсолютным:
  1. $B$5
  2. C$10
  3. $P3
  4. D4

  1. Какой вид примет формула, содержащая абсолютную и относительные ссылки, скопированная из ячейки A2 в ячейку B2, если формула была записана как =A1+$C$2?
  1. =B1+$D$2
  2. =B1+$C$2
  3. =B1+$D$3
  4. =A1+$C$2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

По значениям диапазона A2:D2 была построена диаграмма. Укажите правильный ответ.

A

B

C

D

1

0

1

2

=C1+D1

2

=B2-2*D1+D2

=B2-D1

1) hello_html_4a92b05c.jpg 2) hello_html_m393fffa5.jpg 3) hello_html_31966441.jpg 4) hello_html_2376fcd5.jpg

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

D

1

6

А1/3

=А1-В1

=B2+C1

2

=С1+1

1

6

Найдите числовое значение ячейки D1.

Ответ: __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 7 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ на 2018/2019 уч.год с КТП...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019

Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2018/2019 уч.г.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе ФЗ №273 «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 7 кл. Угринович. 2019-2020

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерально...

Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 8 кл. Угринович. 2019-2020

Рабочая программа по информатике  составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича для 7-9 классов основной школы по информатике и ИКТ, издательства...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  6 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)...