Урок по теме: "Абсолютные, относительные и смешанные ссылки"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Конева Ирина Иоганасовна

Обработка числовой информации в электронных таблицах. Изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

Цель урока: отработать умения использования абсолютной и относительной адресации при решении задач практического характера.

Задачи: 

Образовательные

  • научить использовать в формулах адрес клетки (относительный, абсолютный, смешанный);
  • продолжать совершенствовать навыки работы в программе Excel;
  • повторение операций копирования, изучение особенностей этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
  • повторение правил ввода данных в ячейки Excel;

Развивающие

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
  • познавательного интереса;
  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;

Воспитательные

  • воспитание появления настойчивости в завершении задания;
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы.

Методы обучения: 

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование: компьютерный класс, объединенный в локальную сеть; экран; проектор

Программная поддержка: Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Объявление темы, целей и плана урока. Постановка задач перед учащимися. (слайд №1)

В жизни каждому человеку приходится выполнять те или иные вычисления, и представлять их в определенной форме. И, как показывает практика, большинство таких расчетов представляется в виде таблиц (учет продажи; счета; квитанции на оплату: свет, газ, и т.д., расчетный лист по зарплате и т.д.). В таких таблицах происходят изменения одних величин, которые приводят к изменению других. И человеку приходится каждый раз пересчитывать.

Но, как мы знаем, основным назначением ЭТ являются: табличные расчеты на компьютере, и основное свойство ЭТ состоит в том, что изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих адрес этой ячейки. Получается, что при решении практических задач, связанных с табличными вычислениями, человеку помогают ЭТ.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с электронной таблицей. В тетрадях запишите дату и тему урока.

2. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос)

Вопросы  (слайды №2-№6).

На экране по щелчку мыши появляется текст вопроса и четыре варианта ответов. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, удаляет не нужные варианты ответов.

1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

1) ячейка;

2)Строка;

3)столбец;

4)формула.

2. В электронной таблице ячейкой называют:

1)горизонтальную строку;

2)вертикальный столбец;

3)пересечение строки и столбца;

4)курсор– рамку на экране.

3. В электронной таблице невозможно удалить:

1) строку;

2)столбец;

3) содержимое ячейки;

4) имя ячейки.

4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

1) 18D;

2)К13;

3)34;

4)АВ.

5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

1)DF;

2)F12;

3)АБ;

4)113.

6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1)11D;

2)F12;

3)АБ3;

4)В1А.

7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1)число;

2)текст;

3)лист;

4)формула.

8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

1) формула записана с ошибкой;

2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;

3) в формуле есть циклическая ссылка;

4) столбец недостаточно широк.

9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

1)в поле имени;

2)в строке состояния;

3) В строке формул;

4) в пункте “Вид” текстового меню.

10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

1) по центру;

2)по центру выделения;

3) по правому краю;

4) по левому краю.

11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

1)4;

2) 8;

3)9;

4)10.

12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

1) (С3+C5)/D6

2) (С3+C5)/E6

3) (D4+D6)/E7

4) (С4+C6)/D7

13. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

=2*B1

=2*A2

=3*A2

3. Практическая работа (слайд №7)

Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Зарплата” и решить задачу самостоятельно. Как правило верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами в ячейку С3 заносят формулу =В3*В1, а затем ее скопируют в остальные ячейки. Учитель повторяет действия обучающихся на своем компьютере. Просматривая скопированные формулы в режиме проверки формул, обучающиеся обращают внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения. Как этого добиться?

4. Изучение нового материала.

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной ссылки для того, чтобы при копировании формулы адрес ячейки не изменялся.  Этот процесс называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $С$2. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки. Смешанная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет его по другому. Например: $В2 или B$3. Закрепляемая часть обозначается значком $, а другая часть без значка. Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4.

Слайды №8-№10

По ходу объяснения учителя, уч-ся делают необходимые записи в тетрадь.

Изучив теоретический материал, обучающиеся решают задачу заново. Учитель контролирует работу обучающихся.

5. Закрепление изученного материала

     1) Решение задачи “Таблица умножения”. (слайд №11)

Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки =B2*$A$3 или =$B$2*A3 позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании только по вертикали (в первом случае) или только по горизонтали (во втором случае). Для заполнения оставшихся ячеек потребуется дополнительный ввод соответствующих формул с последующим копированием. Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку В3 формулу =B$2*$A3 и скопировать на весь диапазон ячеек.

     2) Тест

Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Тест” и ответить на вопросы теста самостоятельно. После выполнения теста уч-ся видят свою оценку.

6. Домашнее задание (слайд №12)

Тема 4.1., стр. 125-127

7. Рефлексия.

О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?

Итог урока. Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке (слайд №13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Решение задачи для закрепления материала по темам „Функции в Excel“ и „Абсолютные, относительные и смешанные ссылки“»

В данном уроке закрепляются знаний учащихся по темам «Функции в Excel» и «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» на примере задачи «Директор кинотеатра» и составления таблиц, используя смешанны...

Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» Класс: 8

Первый год обучения, 1 час в неделю Учебник – Макарова Н.В. Тип урока: урок повторение и изучение нового материала. + презентация для урока, + кроссворд + лабораторная работа...

Презентация на тему : "Абсолютная и относительная погрешности"

В Презентации рассмотрены абсолютная и относительная погрешности, данная презентация может быть использована при обучении студентов професси "повар,кондитер" на 1 курсе...

урок на тему " Абсолютный беспорядок и абсолютный порядок" закономерности окружающего мира – 6 класс

знакомлю  шестиклассников  с  двумя  нелепыми  крайностями – абсолютным  порядком  и  абсолютном  беспорядком; через  примеры  сочинений...

Урок по тема: «Абсолютная и относительная высота»

Цель: - дать представление об относительной и абсолютной высоте, научить учащихся определять абсолютную высоту по картам- развивать умение сопоставлять, устанавливать связи и отношения- воспитание вни...

Урок информатики в 9 классе «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».

Конспект урока информатики в 9 классе на тему: «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...