Урок по теме: "Абсолютные, относительные и смешанные ссылки"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме: "Абсолютные, относительные и смешанные ссылки" | 498.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Цель урока: отработать умения использования абсолютной и относительной адресации при решении задач практического характера.
Задачи:
Образовательные
- научить использовать в формулах адрес клетки (относительный, абсолютный, смешанный);
- продолжать совершенствовать навыки работы в программе Excel;
- повторение операций копирования, изучение особенностей этих операций при применении принципа абсолютной адресации;
- повторение правил ввода данных в ячейки Excel;
Развивающие
- развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
- познавательного интереса;
- формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;
Воспитательные
- воспитание появления настойчивости в завершении задания;
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Оборудование: компьютерный класс, объединенный в локальную сеть; экран; проектор
Программная поддержка: Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Объявление темы, целей и плана урока. Постановка задач перед учащимися. (слайд №1)
В жизни каждому человеку приходится выполнять те или иные вычисления, и представлять их в определенной форме. И, как показывает практика, большинство таких расчетов представляется в виде таблиц (учет продажи; счета; квитанции на оплату: свет, газ, и т.д., расчетный лист по зарплате и т.д.). В таких таблицах происходят изменения одних величин, которые приводят к изменению других. И человеку приходится каждый раз пересчитывать.
Но, как мы знаем, основным назначением ЭТ являются: табличные расчеты на компьютере, и основное свойство ЭТ состоит в том, что изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих адрес этой ячейки. Получается, что при решении практических задач, связанных с табличными вычислениями, человеку помогают ЭТ.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с электронной таблицей. В тетрадях запишите дату и тему урока.
2. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос)
Вопросы (слайды №2-№6).
На экране по щелчку мыши появляется текст вопроса и четыре варианта ответов. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, удаляет не нужные варианты ответов.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
1) ячейка;
2)Строка;
3)столбец;
4)формула.
2. В электронной таблице ячейкой называют:
1)горизонтальную строку;
2)вертикальный столбец;
3)пересечение строки и столбца;
4)курсор– рамку на экране.
3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2)столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки.
4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
1) 18D;
2)К13;
3)34;
4)АВ.
5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
1)DF;
2)F12;
3)АБ;
4)113.
6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1)11D;
2)F12;
3)АБ3;
4)В1А.
7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1)число;
2)текст;
3)лист;
4)формула.
8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:
1) формула записана с ошибкой;
2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;
3) в формуле есть циклическая ссылка;
4) столбец недостаточно широк.
9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:
1)в поле имени;
2)в строке состояния;
3) В строке формул;
4) в пункте “Вид” текстового меню.
10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
1) по центру;
2)по центру выделения;
3) по правому краю;
4) по левому краю.
11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:
1)4;
2) 8;
3)9;
4)10.
12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?
1) (С3+C5)/D6
2) (С3+C5)/E6
3) (D4+D6)/E7
4) (С4+C6)/D7
13. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?
=2*B1
=2*A2
=3*A2
3. Практическая работа (слайд №7)
Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Зарплата” и решить задачу самостоятельно. Как правило верный ответ обучающие получить не могут, так как по аналогии с предыдущими задачами в ячейку С3 заносят формулу =В3*В1, а затем ее скопируют в остальные ячейки. Учитель повторяет действия обучающихся на своем компьютере. Просматривая скопированные формулы в режиме проверки формул, обучающиеся обращают внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения. Как этого добиться?
4. Изучение нового материала.
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной ссылки для того, чтобы при копировании формулы адрес ячейки не изменялся. Этот процесс называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $С$2. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки. Смешанная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет его по другому. Например: $В2 или B$3. Закрепляемая часть обозначается значком $, а другая часть без значка. Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4.
Слайды №8-№10
По ходу объяснения учителя, уч-ся делают необходимые записи в тетрадь.
Изучив теоретический материал, обучающиеся решают задачу заново. Учитель контролирует работу обучающихся.
5. Закрепление изученного материала
1) Решение задачи “Таблица умножения”. (слайд №11)
Учитель контролирует работу обучающихся. Решения могут быть различными: использование в формуле абсолютной и относительной ссылки =B2*$A$3 или =$B$2*A3 позволит автоматизировать процесс заполнения таблицы умножения при копировании только по вертикали (в первом случае) или только по горизонтали (во втором случае). Для заполнения оставшихся ячеек потребуется дополнительный ввод соответствующих формул с последующим копированием. Следует обратить внимание обучающихся, что рациональнее ввести в ячейку В3 формулу =B$2*$A3 и скопировать на весь диапазон ячеек.
2) Тест
Учитель предлагает найти на рабочем столе документ “Тест” и ответить на вопросы теста самостоятельно. После выполнения теста уч-ся видят свою оценку.
6. Домашнее задание (слайд №12)
Тема 4.1., стр. 125-127
7. Рефлексия.
О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?
Итог урока. Подводится итог урока, оценивается работа обучающихся на уроке (слайд №13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Решение задачи для закрепления материала по темам „Функции в Excel“ и „Абсолютные, относительные и смешанные ссылки“»
В данном уроке закрепляются знаний учащихся по темам «Функции в Excel» и «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» на примере задачи «Директор кинотеатра» и составления таблиц, используя смешанны...
Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» Класс: 8
Первый год обучения, 1 час в неделю Учебник – Макарова Н.В. Тип урока: урок повторение и изучение нового материала. + презентация для урока, + кроссворд + лабораторная работа...
Презентация на тему : "Абсолютная и относительная погрешности"
В Презентации рассмотрены абсолютная и относительная погрешности, данная презентация может быть использована при обучении студентов професси "повар,кондитер" на 1 курсе...
урок на тему " Абсолютный беспорядок и абсолютный порядок" закономерности окружающего мира – 6 класс
знакомлю шестиклассников с двумя нелепыми крайностями – абсолютным порядком и абсолютном беспорядком; через примеры сочинений...
Урок по тема: «Абсолютная и относительная высота»
Цель: - дать представление об относительной и абсолютной высоте, научить учащихся определять абсолютную высоту по картам- развивать умение сопоставлять, устанавливать связи и отношения- воспитание вни...
Урок информатики в 9 классе «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».
Конспект урока информатики в 9 классе на тему: «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»...
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...