Урок информатики в 9 классе «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Конспект урока информатики в 9 классе на тему: «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_absolyutnye_otnositelnye_i_smeshannye_ssylki.docx | 320.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»
Класс: 9
Учебник – Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч.
Учитель: Кобзырева Ирина Ивановна
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с программой Microsoft Office Excel;
- напомнить правила ввода данных в ячейки ЭТ;
- научить использовать в формулах адрес ячейки (относительный, абсолютный, смешанный);
Развивающие:
- развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
- развитие познавательного интереса;
- формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;
Воспитательные:
- воспитание проявления настойчивости в достижении цели;
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы.
Задачи урока:
- обучение приемам работы в Microsoft Office Excel;
- формирование алгоритмического подхода к решению поставленной задачи;
- формирование эмоционально-положительного отношения к предмету «Информатика».
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Оборудование:
- компьютерный класс;
- экран;
- проектор;
- раздаточный материал.
Программная поддержка: Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint.
План урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
Устный опрос учащихся.
- Изучение нового материала.
- Постановка целей урока;
- Актуализация знаний.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
- Организационный момент.
Постановка целей урока, актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке!
- Фронтальный опрос.
- Вы уже знаете, что чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Наиболее удачным вариантом расположения информации для упрощения ее последующей обработки является таблица. На прошлом уроке мы начали знакомиться с программными средствами, которые предоставляют возможность работы с данными в табличной форме. Сегодня продолжим это знакомство. Для начала вспомним, о каких элементах ЭТ шла речь на прошлом уроке.
Вопросы (слайды №2-№8).
На экране по щелчку мыши появляется текст вопроса и четыре варианта ответов. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, удаляет не нужные варианты ответов.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
1) ячейка;
2) строка;
3) столбец;
4) формула.
2. Выберите верную нумерацию строки в электронной таблице:
1) 18D;
2) К13;
3) 34;
4) АВ.
3. Выберите верное наименование столбца в электронной таблице:
1) D;
2) F12;
3) АБ;
4) 113.
4. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1) 11D;
2) F12;
3) АБ3;
4) В1А.
5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1) число;
2) текст;
3) лист;
4) формула.
6. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
1) по центру;
2) по центру выделения;
3) по правому краю;
4) по левому краю.
7. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
A | B | C | D | |
1 | 5 | 2 | 4 | |
2 | 10 | 1 | 6 | = (A2*B1+C1) |
1) 6 2)14 3)16 4)24
- Молодцы.
Вы уже знаете, что вычисления в среде табличного процессора производятся при помощи формул. Формула – это выражение, которое задает или указывает нам, какие операции и в каком порядке необходимо выполнить для получения результата. Начинается запись формулы непременно со знака равенства.
В качестве аргументов, то есть составляющих формулы обычно используются ссылки на ячейки. Вот именно с этим понятием мы сегодня и будем работать.
III. Изучение нового материала
Учитель: Итак, тема нашего урока – «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».
Ссылка – это адрес ячейки, содержимое которой используется в вычислениях. Ячейка, значение которой используется при расчёте формулы, называется независимой. Ячейка, содержащая формулу, является зависимой. Если по каким-либо причинам изменится значение в независимой ячейке, на которую ссылается формула, значение зависимой ячейки пересчитывается.
Рассмотрим ЗАДАЧУ 1. Выполним расчет оплаты электроэнергии в многоквартирном доме.
Ведомость учета потребления электроэнергии | ||||
Стоимость 1 Квт | 3,31р. | |||
Показания счетчиков | ||||
ФИО | Ноябрь | Декабрь | Потребление, Квт | К оплате |
Иванов Д. Б. | 1235 | 1478 |
|
|
Петров А. С. | 1546 | 1617 |
|
|
Персиянов В. Е. | 3426 | 3562 |
|
|
Купцова В. Н. | 4321 | 4542 |
|
|
Федоров А. К. | 3458 | 3562 |
|
|
Осмольский Д. Г. | 7654 | 7854 |
|
|
Деревянкина В. А. | 10023 | 10245 |
|
|
Изотова А. Д. | 6432 | 6678 |
|
|
Фролов П. Т. | 567 | 690 |
|
|
Вычислим количество потребленной энергии (формула в ячейке D5=С5-В5)
Что произошло с ссылками в формулах при копировании по столбцу D?
Запишем – относительные ссылки при копировании формул изменяются.
Обозначения: А1.
Ведомость учета потребления электроэнергии | ||||
Стоимость 1 Квт | 3,31р. | |||
Показания счетчиков | ||||
ФИО | Ноябрь | Декабрь | Потребление, Квт | К оплате, р |
Иванов Д. Б. | 1235 | 1478 | =C5-B5 |
|
Петров А. С. | 1546 | 1617 | =C6-B6 |
|
Персиянов В. Е. | 3426 | 3562 | =C7-B7 |
|
Купцова В. Н. | 4321 | 4542 | =C8-B8 |
|
Федоров А. К. | 3458 | 3562 | =C9-B9 |
|
Осмольский Д. Г. | 7654 | 7854 | =C10-B10 |
|
Деревянкина В. А. | 10023 | 10245 | =C11-B11 |
|
Изотова А. Д. | 6432 | 6678 | =C12-B12 |
|
Фролов П. Т. | 567 | 690 | =C13-B13 |
|
Вычислим, сколько необходимо оплатить за прошедший месяц (формула в ячейке Е5= D5*В2). Скопируем формулу по столбцу Е. В чем проблема? Нам необходимо зафиксировать ссылку В2. Такая ссылка называется абсолютной.
Запишем – абсолютные ссылки при копировании формул не изменяются.
Обозначения: $А$1.
Ведомость учета потребления электроэнергии | ||||
Стоимость 1 Квт | 3,31 | |||
Показания счетчиков | ||||
ФИО | Ноябрь | Декабрь | Потребление, Квт | К оплате, р |
Иванов Д. Б. | 1235 | 1478 | =C5-B5 | =D5*$B$2 |
Петров А. С. | 1546 | 1617 | =C6-B6 | =D6*$B$2 |
Персиянов В. Е. | 3426 | 3562 | =C7-B7 | =D7*$B$2 |
Купцова В. Н. | 4321 | 4542 | =C8-B8 | =D8*$B$2 |
Федоров А. К. | 3458 | 3562 | =C9-B9 | =D9*$B$2 |
Осмольский Д. Г. | 7654 | 7854 | =C10-B10 | =D10*$B$2 |
Деревянкина В. А. | 10023 | 10245 | =C11-B11 | =D11*$B$2 |
Изотова А. Д. | 6432 | 6678 | =C12-B12 | =D12*$B$2 |
Фролов П. Т. | 567 | 690 | =C13-B13 | =D13*$B$2 |
ЗАДАЧА 2. Составим таблицу сложения чисел от 1 до 5.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | =$A2+B$1 | =$A2+C$1 | =$A2+D$1 | =$A2+E$1 | =$A2+F$1 |
2 | =$A3+B$1 | =$A3+C$1 | =$A3+D$1 | =$A3+E$1 | =$A3+F$1 |
3 | =$A4+B$1 | =$A4+C$1 | =$A4+D$1 | =$A4+E$1 | =$A4+F$1 |
4 | =$A5+B$1 | =$A5+C$1 | =$A5+D$1 | =$A5+E$1 | =$A5+F$1 |
5 | =$A6+B$1 | =$A6+C$1 | =$A6+D$1 | =$A6+E$1 | =$A6+F$1 |
Запишем – в смешанных ссылках при копировании формул изменяется только относительная часть.
Обозначения: $А1 или А$1.
Учитель. Делаем вывод:
Ссылки на ячейки могут быть абсолютными, относительными и смешанными. По умолчанию все ссылки на ячейки, создаваемые в строке формул, являются относительными. Но, Вы сами можете их модифицировать, изменить, и переделать в абсолютные или смешанные.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель: Переходим к выполнению самостоятельной работы.
Выдать листы с заданиями самостоятельной работы.
Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация
Вариант № 1
1. Запишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки
2. Определите, какая формула получится при копировании из ячейки B2=C$2 в ячейки F1, C3, D5
Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация
Вариант № 2
1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки
2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки A1 = $C2 в ячейки F2, C3, B5
_____________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация
Вариант № 3
1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки
2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки F4: = E$3 в ячейки D3, C2, G4
_____________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация
Вариант № 4
1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки
2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки D3: = C$2 в ячейки A6, B4, E5
Ответы
Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4
V. Рефлексия.
Учитель: О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?
Я участвовал | Очень хорошо | Хорошо | Удовлетворительно |
Отвечал на вопросы | |||
Выполнял задания | |||
Слушал внимательно | |||
Ваша оценка урока |
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы закрепили навыки работы с электронными таблицами, и еще раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.
- Всем спасибо за урок, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Решение задачи для закрепления материала по темам „Функции в Excel“ и „Абсолютные, относительные и смешанные ссылки“»
В данном уроке закрепляются знаний учащихся по темам «Функции в Excel» и «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» на примере задачи «Директор кинотеатра» и составления таблиц, используя смешанны...
Урок математики. 6 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Открытый урок. + презентация + самостоятельная работа + анализ урока....
Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» Класс: 8
Первый год обучения, 1 час в неделю Учебник – Макарова Н.В. Тип урока: урок повторение и изучение нового материала. + презентация для урока, + кроссворд + лабораторная работа...
Урок в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Разработка урока-обобщения по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" в 6 классе. Игровая, необычная форма проведения данного урока, способствует развитию интереса к предмету математики у де...
урок алгебра 9 класс тема Относительная частота случайного события
урок алгебра 9 класс по учебники Макарычева тема Относителтная частота случайного события...
Урок по теме: "Абсолютные, относительные и смешанные ссылки"
Обработка числовой информации в электронных таблицах. Изучение нового материала....
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"
Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...