Урок информатики в 9 классе «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Конспект урока информатики в 9 классе на тему: «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_absolyutnye_otnositelnye_i_smeshannye_ssylki.docx320.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки»

Класс: 9

Учебник – Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч.

Учитель: Кобзырева Ирина Ивановна

Тип урока:  изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с программой Microsoft Office Excel;
  • напомнить правила ввода данных в ячейки ЭТ;
  • научить использовать в формулах адрес ячейки (относительный, абсолютный, смешанный);

Развивающие:

  • развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности мышления, навыков работы на ПК;
  • развитие познавательного интереса;
  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний;

Воспитательные:

  • воспитание проявления настойчивости в достижении цели;
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы.

Задачи урока:

  • обучение приемам работы в Microsoft Office Excel;
  • формирование алгоритмического подхода к решению поставленной задачи;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к предмету «Информатика».

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование: 

  • компьютерный класс;
  • экран;
  • проектор;
  • раздаточный материал.

Программная поддержка:  Microsoft Office Excel,  Microsoft PowerPoint.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос.

         Устный опрос учащихся.

  1. Изучение нового материала.
  1. Постановка целей урока;
  2. Актуализация знаний.
  1. Самостоятельная работа.
  2. Рефлексия.
  3. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     Постановка целей урока, актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке!

  1. Фронтальный опрос.

- Вы уже знаете, что чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Наиболее удачным вариантом расположения информации для  упрощения ее последующей обработки является таблица. На прошлом уроке мы  начали знакомиться с программными средствами, которые предоставляют возможность работы с данными в табличной форме. Сегодня продолжим это знакомство. Для начала вспомним, о каких элементах ЭТ шла речь на прошлом уроке.

Вопросы  (слайды №2-№8).

   На экране по щелчку мыши появляется текст вопроса и четыре варианта ответов. Получив правильный ответ, учитель, используя эффекты анимации, удаляет не нужные варианты ответов.

1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

1) ячейка;

2) строка;

3) столбец;

4) формула.

2. Выберите верную нумерацию строки в электронной таблице:

1) 18D;

2) К13;

3) 34;

4) АВ.

3. Выберите верное наименование столбца в электронной таблице:

1) D;

2) F12;

3) АБ;

4) 113.

4. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1) 11D;

2) F12;

3) АБ3;

4) В1А.

5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1) число;

2) текст;

3) лист;

4) формула.

6. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

1) по центру;

2) по центру выделения;

3) по правому краю;

4) по левому краю.

7. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1)       Какое значение появится в ячейке D2?

A

B

C

D

1

5

2

4

2

10

1

6

= (A2*B1+C1)

1) 6                        2)14                         3)16                         4)24

- Молодцы.

Вы уже знаете, что  вычисления в среде табличного процессора производятся при помощи формул. Формула – это выражение, которое  задает или указывает нам, какие операции и в каком порядке  необходимо выполнить для  получения результата. Начинается запись  формулы непременно со знака равенства.

     В качестве аргументов, то есть составляющих формулы обычно используются ссылки на ячейки. Вот именно с этим понятием мы сегодня и будем работать.

  III.  Изучение нового материала

Учитель:  Итак, тема нашего урока – «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки».

         Ссылка – это адрес ячейки, содержимое которой используется в вычислениях. Ячейка, значение которой используется при расчёте формулы, называется независимой. Ячейка, содержащая формулу, является зависимой. Если по каким-либо причинам изменится значение в независимой ячейке, на которую ссылается формула, значение зависимой ячейки пересчитывается.

Рассмотрим ЗАДАЧУ 1. Выполним расчет оплаты электроэнергии в многоквартирном доме.

Ведомость учета потребления электроэнергии

Стоимость 1 Квт

3,31р.

Показания счетчиков

ФИО

Ноябрь

Декабрь

Потребление, Квт

К оплате

Иванов Д. Б.

1235

1478

 

 

Петров А. С.

1546

1617

 

 

Персиянов В. Е.

3426

3562

 

 

Купцова В. Н.

4321

4542

 

 

Федоров А. К.

3458

3562

 

 

Осмольский Д. Г.

7654

7854

 

 

Деревянкина В. А.

10023

10245

 

 

Изотова А. Д.

6432

6678

 

 

Фролов П. Т.

567

690

 

 

Вычислим количество потребленной энергии (формула в ячейке D5=С5-В5)

Что произошло с ссылками в формулах при копировании по столбцу D?

Запишем – относительные ссылки при копировании формул изменяются.

Обозначения: А1.

Ведомость учета потребления электроэнергии

Стоимость 1 Квт

3,31р.

Показания счетчиков

ФИО

Ноябрь

Декабрь

Потребление, Квт

К оплате, р

Иванов Д. Б.

1235

1478

=C5-B5

 

Петров А. С.

1546

1617

=C6-B6

 

Персиянов В. Е.

3426

3562

=C7-B7

 

Купцова В. Н.

4321

4542

=C8-B8

 

Федоров А. К.

3458

3562

=C9-B9

 

Осмольский Д. Г.

7654

7854

=C10-B10

 

Деревянкина В. А.

10023

10245

=C11-B11

 

Изотова А. Д.

6432

6678

=C12-B12

 

Фролов П. Т.

567

690

=C13-B13

 

Вычислим, сколько необходимо оплатить за прошедший месяц (формула в ячейке Е5= D5*В2). Скопируем формулу по столбцу Е. В чем проблема? Нам необходимо зафиксировать ссылку В2. Такая ссылка называется абсолютной.

     

Запишем – абсолютные ссылки при копировании формул не изменяются.

Обозначения: $А$1.

Ведомость учета потребления электроэнергии

Стоимость 1 Квт

3,31

Показания счетчиков

ФИО

Ноябрь

Декабрь

Потребление, Квт

К оплате, р

Иванов Д. Б.

1235

1478

=C5-B5

=D5*$B$2

Петров А. С.

1546

1617

=C6-B6

=D6*$B$2

Персиянов В. Е.

3426

3562

=C7-B7

=D7*$B$2

Купцова В. Н.

4321

4542

=C8-B8

=D8*$B$2

Федоров А. К.

3458

3562

=C9-B9

=D9*$B$2

Осмольский Д. Г.

7654

7854

=C10-B10

=D10*$B$2

Деревянкина В. А.

10023

10245

=C11-B11

=D11*$B$2

Изотова А. Д.

6432

6678

=C12-B12

=D12*$B$2

Фролов П. Т.

567

690

=C13-B13

=D13*$B$2

ЗАДАЧА 2. Составим таблицу сложения чисел от 1 до 5.

 

1

2

3

4

5

1

=$A2+B$1

=$A2+C$1

=$A2+D$1

=$A2+E$1

=$A2+F$1

2

=$A3+B$1

=$A3+C$1

=$A3+D$1

=$A3+E$1

=$A3+F$1

3

=$A4+B$1

=$A4+C$1

=$A4+D$1

=$A4+E$1

=$A4+F$1

4

=$A5+B$1

=$A5+C$1

=$A5+D$1

=$A5+E$1

=$A5+F$1

5

=$A6+B$1

=$A6+C$1

=$A6+D$1

=$A6+E$1

=$A6+F$1

Запишем – в смешанных ссылках при копировании формул изменяется только относительная часть.

Обозначения: $А1 или А$1.

Учитель.  Делаем вывод:

Ссылки на ячейки могут быть абсолютными, относительными и смешанными. По умолчанию все ссылки на ячейки, создаваемые в строке формул, являются относительными. Но, Вы сами можете их модифицировать, изменить, и переделать в абсолютные или смешанные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV. Самостоятельная работа.

Учитель: Переходим к выполнению самостоятельной  работы.

Выдать листы с заданиями самостоятельной работы.

Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация

Вариант № 1

1. Запишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки

2. Определите, какая формула получится при копировании из ячейки B2=C$2 в ячейки F1, C3, D5

Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация

Вариант № 2

1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки

2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки A1 = $C2 в ячейки F2, C3, B5

_____________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация

Вариант № 3

1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки

2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки F4: = E$3 в ячейки D3, C2, G4

_____________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа. Excel. Абсолютная, относительна, смешанная адресация

Вариант № 4

1. Напишите получившиеся формулы при копировании в выделенные ячейки

2. Определите какая формула получится при копировании из ячейки D3: = C$2 в ячейки A6, B4, E5


Ответы

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

Вариант № 4

V. Рефлексия.

Учитель: О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?

Я участвовал

Очень хорошо

Хорошо

Удовлетворительно

Отвечал на вопросы

Выполнял задания

Слушал внимательно

Ваша оценка урока

VI. Подведение итогов урока.

Учитель:  Итак, сегодня на уроке мы закрепили навыки работы с электронными таблицами, и еще раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.

- Всем спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Решение задачи для закрепления материала по темам „Функции в Excel“ и „Абсолютные, относительные и смешанные ссылки“»

В данном уроке закрепляются знаний учащихся по темам «Функции в Excel» и «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» на примере задачи «Директор кинотеатра» и составления таблиц, используя смешанны...

Урок математики. 6 класс. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Открытый урок. + презентация + самостоятельная работа + анализ урока....

Тема урока «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки» Класс: 8

Первый год обучения, 1 час в неделю Учебник – Макарова Н.В. Тип урока: урок повторение и изучение нового материала. + презентация для урока, + кроссворд + лабораторная работа...

Урок в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разработка урока-обобщения  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" в 6 классе. Игровая, необычная форма проведения данного урока, способствует развитию интереса к предмету математики у де...

урок алгебра 9 класс тема Относительная частота случайного события

урок алгебра 9 класс по учебники Макарычева тема Относителтная частота случайного события...

Урок по теме: "Абсолютные, относительные и смешанные ссылки"

Обработка числовой информации в электронных таблицах. Изучение нового материала....

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по теме "Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы"...