Урок по теме "Программирование циклов с заданным условием продолжения работы."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Рыжих Светлана Николаевна

Урок в 9 классе по учебнику Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta1.docx48.57 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.9 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.08 КБ
Файл prilozhenie_1.pptm261.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

ФИО (полностью): Рыжих Светлана Николаевна

  1. Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» г. Курска
  2. Должность: учитель информатики
  3. Предмет: информатика
  4. Класс: 9 класс.
  5. Тема и номер урока: «Начала программирования», урок № 40
  6. Учебник:                                                                                                                               

        Информатика: учебник для 9 класса.  /Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  1. Длительность урока: 45 минут.

Тема урока

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Тип урока

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Цель урока

Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с предусловием и навыков написания программ с использованием оператора while

Планируемый

результат обучения,

в том числе

формирование УУД

Предметные        

умение записывать на языке программирования короткие программы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикла с предусловием;

Метапредметные

Познавательные УУД:  формирование представления о цикле с заданным условием продолжения работы;   формирование представления о способе реализации изучаемого цикла с помощью языка программирования  Pascal;

Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

Регулятивные УУД:  определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно. 

Личностные

Выработка алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Основные понятия

  • оператор while
  • алгоритм;
  • повторение;
  • циклический алгоритм (цикл);
  • тело цикла

Межпредметные связи

  Математика, экономика

Ресурсы

интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР для интерактивной доски,   тестовые задания на ПК, приложения.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

личностные

Приветствие

Настраиваются на урок

Целеполагание и мотивация

регулятивные

Прежде, чем мы начнем наш урок, хочу напомнить слова выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Я бы хотела, чтобы вы об этом помнили, не смущались, если что-то сразу не получится.

Актуализация знаний

регулятивные

Давайте вспомним, с какими основными понятиями и определениями вы уже познакомились при изучении темы «Начала программирования».  Для этого предлагаю выполнить тест.

Пока идет выполнение теста, мы проверим домашнюю задачу, которая заключалась в следующем: ввести случайным образом число в интервале от 0 до 5 и если число четное, то увеличить его вдвое, если не четное – возвести в квадрат, если равно нулю, то вывести, что результат равен нулю.

Разберём задачу:

  • какие трудности возникли при выполнении задания?
  • просмотрим программу и результат, используя вначале ваши решения, затем решение в готовом виде

Двое обучающихся выполняют тест. (Приложение 1)

 

Ответы детей, вывод решений детей через документ-камеру

 

постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

регулятивные

Упростим задачу: 1) вывести случайным образом 5 чисел из интервала от 0 до 10.

2) вывести случайным образом 5 чисел из интервала от 0 до 10  одним кликом по кнопке «выполнить» (F9). (Проблема)

О каких трех алгоритмических конструкциях для записи любого алгоритма говорил нидерландский ученый  Эдсгер Вибе Дейкстра?

Что такое повторение ( последовательность действий, выполняемых многократно).

Как называют алгоритмы, содержащие конструкцию повторения (циклическими или циклами).

Как называется последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла (телом цикла).

- Где в жизни встречаем повторяющиеся действия? (Смена времен года, смена дня и ночи, фотосинтез, круговорот воды в природе, повтор действий происходит в жизни, режим дня).

Какие типы циклов вам известны? (С заданным условием продолжения работы – с предусловием, с заданным условием окончания работы – с постусловием, с заданным числом повторений)

  Посмотрите еще раз на задачу, вспомните, что сейчас повторили и попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока.

        Запишем тему урока: «Программирование алгоритмов с заданным условием продолжения работы»

Блок-схема алгоритма:

 

Общий вид оператора:

while <условие> do <оператор>

Здесь:

<условие> - логическое выражение;
пока оно истинно, выполняется тело цикла;

<оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.

Особенности оператора с предусловием

  1. Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие верно.
  2.  Цикл  может не выполнится ни разу, если значения условия при входе в цикл – ложно
  3. Если в теле цикла требуется более одного оператора, то необходимо использовать операторные скобки BEGIN … END.
  4. Если условие цикла всегда истинно, то программа зациклится. (например: n:=1;

while n<=10 do  ;

writeln ('Привет!’); (как исправить, чтобы не зациклилось?)

Рассмотрим решение задачи:

var

n, x: integer;

begin

randomize;

n:=1;

while n<=10 do  begin

x:=random(10);

writeln ('x=',x);

n:=n+1;

end

end.

 

Задача: написать программу нахождения суммы цифр составляющих восьмеричную систему счисления.

var

n, s: integer;

begin

n:=0; s:=0;

while n<8 do  begin

s:=s+n;

n:=n+1;

end;

writeln ('s=', s);

end.

(Как изменится программа, если посчитать сумму четных чисел в 8-ой системе счисления)

 Рассмотрим примеры работы цикла while.

Определить значение переменной k после выполнения следующих фрагментов программы:

  1. k:=2; i:=5;

While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;

  1. 31
  2. 13
  1. f:=0; i:=0;

While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;

  1. 5
  2. 0
  1. a := 4; b := 6;

while a < b do a := a - 1;

  1. 6
  2. зацикливание
  1. Укажите процесс, который демонстрирует работу циклического алгоритма:
  1. движение часовой стрелки
  2. направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ничего не найдешь
  1. Требуется подсчитать сумму натуральных чисел от 5 до 125. Какое условие нужно использовать в цикле While:
  1. i>125
  2. i<=125

Ответы: 1-1, 2 – 2, 3- 2, 4 – 1, 5 – 2.

Предположения детей – 5 раз использовать оператор random(10);

- ввести числа с клавиатуры

Ответы: следование, ветвление и повторение.

Ответы детей

Ответы детей

Предположения детей

Ответ: изменить значение переменной в теле цикла

Работают на доске

(Приложение 2)

Физкультминутка (Приложение 3)        

Выполняют  Аутомануальный комплекс

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания

Реализация построенного проекта

коммуникативные

Познавательные

Задача: Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$. 

Наводящие вопросы учителя.

  1. О чем идет речь в задаче?(что на каждый день рождения дарили по доллару)
  2. Что дано?(1 день рождения-1 доллар,в каждый последующий он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов сколько исполнилось)
  3. Что нужно найти в задаче?(к какому дню рождения подарок превысит 100$)
  4. Как связаны между собой данные?(зная сколько ему лет, мы можем посчитать сколько долларом подарил дядюшка на день рождения)

2. Строят математическую модель задачи (вместе с учениками):
I – номер дня рождения, S – подарок(в $)

I

S

Результат

1

1

2

1*2+2=4

 

3

4*2+3=11

 

4

26

 

5

57

 

6

120

 6

3. Вопросы ученикам (после заполнения таблицы).

  1. Как изменяется значение переменной I?  (I=I+1)
  2. Это действие повторяющееся?(Да)
  3. Как изменяется значение переменной S? (S=S*2+I)
  4. Это действие повторяющееся? (Да)
  5. Количество повторений известно? (Нет)
  6. От чего зависит выполнение повторяющихся действий? (от условия)
  7. При каком условии будет повторение действий? (S<=100)

Программа:

var i, s: integer;

begin

       i:=0;    s:=0;

    while s<=100 do

      begin

      s:=s*2+i ;

      i:=i+1;

      end;

     writeln ('i=',i-1);

end.

Слушают учителя

Комментарии в фигурных скобках должны давать учащиеся.

закрепление

познавательные

 Проверить работу программы за компьютером.

Выполняют задание на компьютере

Физкультминутка

Выполняют  упражнения для глаз

Домашнее задание

§4.6, №   (в учебнике) + задача

Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ»

- https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяце

Математическая модель:

  • Первоначальный вклад а0=1000
  • 1 месяц: а100*0,02
  • 2 месяц: а211*0,02
  • ----------------------------
  • 10 месяц: а1099*0,02
  • Общий случай: an=an-1+an-1*0,02

Program vklad;

Var i: integer;

      a: real;

Begin Writeln ('Введите значение первоначального вклада');

           Readln (a);

           i:=1;

           while i<=12 do

           begin a:= a+a*0.02;

           writeln (a:8:2);

           i:=i+1; end;

end.

записывают домашнее задание

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия.

коммуникативные

Подведем итоги нашего урока.  

В сказке Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть такие слова: «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Предлагаю устно закончить следующие предложения.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

 "Я похвалил бы себя…";

  "После урока мне захотелось…";

  "Сегодня мне удалось…";

 "Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…".

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Аутомануальный комплекс (массаж) 

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону. 
• Точка на лбу между бровями. 
• По краям крыльев носа. 
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка. 
• В височной ямке (парные). 
• В области козелка (парные). 
• Чуть выше роста волос под основанием черепа. 



Предварительный просмотр:

  1. k:=2; i:=5;

While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;

  1. f:=0; i:=0;

While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;

  1. a := 4; b := 6;

while a < b do a := a - 1;

  1. Укажите процесс, который демонстрирует работу циклического алгоритма:
  1. движение часовой стрелки
  2. направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ничего не найдешь

  1. Требуется подсчитать сумму натуральных чисел от 5 до 125. Какое условие нужно использовать в цикле While:
  1. i>125
  2. i<=125

___________________________________________________________

  1. k:=2; i:=5;

While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;

  1. f:=0; i:=0;

While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;

  1. a := 4; b := 6;

while a < b do a := a - 1;

  1. Укажите процесс, который демонстрирует работу циклического алгоритма:
  1. движение часовой стрелки
  2. направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ничего не найдешь

  1. Требуется подсчитать сумму натуральных чисел от 5 до 125. Какое условие нужно использовать в цикле While:
  1. i>125
  2. i<=125

§4.6, №   (в учебнике) + задача

Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ»

- https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев

§4.6, №   (в учебнике) + задача

Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ»

- https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

мин. 5 Время тестирования Начать тестирование 9 Всего заданий Введите фамилию и имя Тест по теме Начала программирования

Слайд 2

Далее 1 Задание 1 бал. 1 2 3 Выберите оператор условного перехода if then do

Слайд 3

Далее 2 Задание 1 бал. 1 2 3 Процедура – включение функции (генератора) случайных чисел random randomize procedure

Слайд 4

Далее 3 Задание 1 бал. Выберите все правильные ответы! 1 2 3 4 Оператор вывода данных на экран read readln write writeln

Слайд 5

Далее 4 Задание 1 бал. Введите ответ: Запишите служебное слово, служащее для описания всех переменных

Слайд 6

Далее 5 Задание 1 бал. 1 2 3 Открывающая операторная скобка ( begin end

Слайд 7

Далее 6 Задание 1 бал. 1 2 3 4 Служебное слово для описания символьных переменных integer real string char

Слайд 8

Далее 7 Задание 1 бал. 1 2 3 Функция возведение в квадрат sqr sqrt abs

Слайд 9

Далее 8 Задание 1 бал. 1 2 3 Логическое умножение and or not

Слайд 10

Итоги 9 Задание 1 бал. 1 2 Как проверить число на четность? X div 2=0 X mod 2 = 0

Слайд 11

Затрачено времени Выход Снова бал. Всего заданий Ошибки в выборе ответов на задания: Набранных баллов Правильных ответов Оценка Подождите! Идет обработка данных Результаты тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.

Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Урок напрвлен на получение представления об алгоритмической конструкции «цикл», получить навыки записи и выполнения циклов с заданным условием продолжения работы...

Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"

Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс....

Презентация и технологическая карта урока по информатике, 8 класс. Тема: "Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы."

Технологическая карта урока Предмет, класс:  Информатика  и ИКТ, 8 класс.Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.Тема урока: Алгоритмическая конструкция...

Урок Цикл с заданным условием окончания работы

Тема урока: Цикл с заданным условием окончания работы Тип урока: открытие новых знаний.Технологии урока: смысловое чтение.Методы работы: частично- поисковый, проблемный.Цели урокаЛичностные:  раз...