Урок по теме "Программирование циклов с заданным условием продолжения работы."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Урок в 9 классе по учебнику Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta1.docx | 48.57 КБ |
prilozhenie_3.docx | 10.9 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.08 КБ |
prilozhenie_1.pptm | 261.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
ФИО (полностью): Рыжих Светлана Николаевна
- Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» г. Курска
- Должность: учитель информатики
- Предмет: информатика
- Класс: 9 класс.
- Тема и номер урока: «Начала программирования», урок № 40
- Учебник:
Информатика: учебник для 9 класса. /Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Длительность урока: 45 минут.
Тема урока | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | |||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок решения частных задач с применением открытого способа | |||||||||||||||||||||||
Цель урока | Формирование у учащихся понимание принципа работы цикла с предусловием и навыков написания программ с использованием оператора while | |||||||||||||||||||||||
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Предметные умение записывать на языке программирования короткие программы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикла с предусловием; Метапредметные Познавательные УУД: формирование представления о цикле с заданным условием продолжения работы; формирование представления о способе реализации изучаемого цикла с помощью языка программирования Pascal; Коммуникативные УУД: организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные УУД: выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; Регулятивные УУД: определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, сверяясь с целью, нахождение и исправление ошибки, в т.ч. самостоятельно. Личностные Выработка алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | |||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
| |||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Математика, экономика | |||||||||||||||||||||||
Ресурсы | интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР для интерактивной доски, тестовые задания на ПК, приложения. | |||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||||||||||||||
Оргмомент | личностные | Приветствие | Настраиваются на урок | |||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация | регулятивные | Прежде, чем мы начнем наш урок, хочу напомнить слова выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Я бы хотела, чтобы вы об этом помнили, не смущались, если что-то сразу не получится. | ||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | регулятивные | Давайте вспомним, с какими основными понятиями и определениями вы уже познакомились при изучении темы «Начала программирования». Для этого предлагаю выполнить тест. Пока идет выполнение теста, мы проверим домашнюю задачу, которая заключалась в следующем: ввести случайным образом число в интервале от 0 до 5 и если число четное, то увеличить его вдвое, если не четное – возвести в квадрат, если равно нулю, то вывести, что результат равен нулю. Разберём задачу:
| Двое обучающихся выполняют тест. (Приложение 1)
Ответы детей, вывод решений детей через документ-камеру
| |||||||||||||||||||||
постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) | регулятивные | Упростим задачу: 1) вывести случайным образом 5 чисел из интервала от 0 до 10. 2) вывести случайным образом 5 чисел из интервала от 0 до 10 одним кликом по кнопке «выполнить» (F9). (Проблема) О каких трех алгоритмических конструкциях для записи любого алгоритма говорил нидерландский ученый Эдсгер Вибе Дейкстра? Что такое повторение ( последовательность действий, выполняемых многократно). Как называют алгоритмы, содержащие конструкцию повторения (циклическими или циклами). Как называется последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла (телом цикла). - Где в жизни встречаем повторяющиеся действия? (Смена времен года, смена дня и ночи, фотосинтез, круговорот воды в природе, повтор действий происходит в жизни, режим дня). Какие типы циклов вам известны? (С заданным условием продолжения работы – с предусловием, с заданным условием окончания работы – с постусловием, с заданным числом повторений) Посмотрите еще раз на задачу, вспомните, что сейчас повторили и попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока. Запишем тему урока: «Программирование алгоритмов с заданным условием продолжения работы» Блок-схема алгоритма:
Общий вид оператора: while <условие> do <оператор> Здесь: <условие> - логическое выражение; <оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла. Особенности оператора с предусловием
while n<=10 do ; writeln ('Привет!’); (как исправить, чтобы не зациклилось?) Рассмотрим решение задачи: var n, x: integer; begin randomize; n:=1; while n<=10 do begin x:=random(10); writeln ('x=',x); n:=n+1; end end.
Задача: написать программу нахождения суммы цифр составляющих восьмеричную систему счисления. var n, s: integer; begin n:=0; s:=0; while n<8 do begin s:=s+n; n:=n+1; end; writeln ('s=', s); end. (Как изменится программа, если посчитать сумму четных чисел в 8-ой системе счисления) Рассмотрим примеры работы цикла while. Определить значение переменной k после выполнения следующих фрагментов программы:
While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;
While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;
while a < b do a := a - 1;
Ответы: 1-1, 2 – 2, 3- 2, 4 – 1, 5 – 2. | Предположения детей – 5 раз использовать оператор random(10); - ввести числа с клавиатуры Ответы: следование, ветвление и повторение. Ответы детей Ответы детей Предположения детей Ответ: изменить значение переменной в теле цикла Работают на доске (Приложение 2) | |||||||||||||||||||||
Физкультминутка (Приложение 3) | Выполняют Аутомануальный комплекс | |||||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания Реализация построенного проекта | коммуникативные Познавательные | Задача: Мой богатый дядюшка подарил мне один доллар в мой первый день рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько лет мне исполнилось. Написать программу, указывающую, к какому дню рождения подарок превысит 100$. Наводящие вопросы учителя.
2. Строят математическую модель задачи (вместе с учениками):
3. Вопросы ученикам (после заполнения таблицы).
Программа: var i, s: integer; begin i:=0; s:=0; while s<=100 do begin s:=s*2+i ; i:=i+1; end; writeln ('i=',i-1); end. | Слушают учителя Комментарии в фигурных скобках должны давать учащиеся. | |||||||||||||||||||||
закрепление | познавательные | Проверить работу программы за компьютером. | Выполняют задание на компьютере | |||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Выполняют упражнения для глаз | |||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | §4.6, № (в учебнике) + задача Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ» - https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245 Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяце Математическая модель:
Program vklad; Var i: integer; a: real; Begin Writeln ('Введите значение первоначального вклада'); Readln (a); i:=1; while i<=12 do begin a:= a+a*0.02; writeln (a:8:2); i:=i+1; end; end. | записывают домашнее задание | ||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия. | коммуникативные | Подведем итоги нашего урока. В сказке Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть такие слова: «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Предлагаю устно закончить следующие предложения. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…". | Ответы детей |
Предварительный просмотр:
Аутомануальный комплекс (массаж)
Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Предварительный просмотр:
- k:=2; i:=5;
While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;
- f:=0; i:=0;
While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;
- a := 4; b := 6;
while a < b do a := a - 1;
- Укажите процесс, который демонстрирует работу циклического алгоритма:
- движение часовой стрелки
- направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ничего не найдешь
- Требуется подсчитать сумму натуральных чисел от 5 до 125. Какое условие нужно использовать в цикле While:
- i>125
- i<=125
___________________________________________________________
- k:=2; i:=5;
While i>2 do begin i:=i-1; k:=k+i*i; end;
- f:=0; i:=0;
While i>2 do begin i:=i+1; f:=f+i*i; end;
- a := 4; b := 6;
while a < b do a := a - 1;
- Укажите процесс, который демонстрирует работу циклического алгоритма:
- движение часовой стрелки
- направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – ничего не найдешь
- Требуется подсчитать сумму натуральных чисел от 5 до 125. Какое условие нужно использовать в цикле While:
- i>125
- i<=125
§4.6, № (в учебнике) + задача
Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ»
- https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245
Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев
§4.6, № (в учебнике) + задача
Рассмотреть примеры с образовательного портала «Решу ЕГЭ»
- https://inf-ege.sdamgia.ru/test?theme=245
Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Далее 1 Задание 1 бал. 1 2 3 Выберите оператор условного перехода if then do
Далее 2 Задание 1 бал. 1 2 3 Процедура – включение функции (генератора) случайных чисел random randomize procedure
Далее 3 Задание 1 бал. Выберите все правильные ответы! 1 2 3 4 Оператор вывода данных на экран read readln write writeln
Далее 4 Задание 1 бал. Введите ответ: Запишите служебное слово, служащее для описания всех переменных
Далее 5 Задание 1 бал. 1 2 3 Открывающая операторная скобка ( begin end
Далее 6 Задание 1 бал. 1 2 3 4 Служебное слово для описания символьных переменных integer real string char
Далее 7 Задание 1 бал. 1 2 3 Функция возведение в квадрат sqr sqrt abs
Далее 8 Задание 1 бал. 1 2 3 Логическое умножение and or not
Итоги 9 Задание 1 бал. 1 2 Как проверить число на четность? X div 2=0 X mod 2 = 0
Затрачено времени Выход Снова бал. Всего заданий Ошибки в выборе ответов на задания: Набранных баллов Правильных ответов Оценка Подождите! Идет обработка данных Результаты тестирования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.
Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....
Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
Урок напрвлен на получение представления об алгоритмической конструкции «цикл», получить навыки записи и выполнения циклов с заданным условием продолжения работы...
Конспект урока по информатике на тему "Программирование циклов с заданным условием окончания работы"
Программирование циклических алгоритмов на языке Pascal ABC. Циклы с заданным условием окончания работы. Конспект урока и презентация к уроку. 8 класс....
Презентация и технологическая карта урока по информатике, 8 класс. Тема: "Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы."
Технологическая карта урока Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 8 класс.Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.Тема урока: Алгоритмическая конструкция...
Домашнее задание по теме «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы» 8 класс
Для дистанционного использования...
Урок Цикл с заданным условием окончания работы
Тема урока: Цикл с заданным условием окончания работы Тип урока: открытие новых знаний.Технологии урока: смысловое чтение.Методы работы: частично- поисковый, проблемный.Цели урокаЛичностные: раз...