Открытый урок на тему:"Логические операции" (10 класс)
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Презентация урока на тему :"Логические операции " (10 класс, профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pptx | 305.13 КБ |
otkrytyy_urok_10d.docx | 114.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верные и неверные утверждения. 1. Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно. 2. Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний. 3. Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно. 4. Высказывание «Если число Х делится на 3, то оно делится и на 9», образованное при помощи операции логического следования, является истинным. 5. Высказывание «День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за горизонтом» получено при помощи операции логического равенства.
Логические операции
Концептуальная таблица Линия сравнения Логическая операция 1 Логическая операция 2 Логическая операция 3 Логическая операция 4 Логическая операция 5 Название Обозначение Таблица истинности Заполните Google таблицу самостоятельно
Решение задач 1. Определите значение логического выражения (Х >2) (X>3) , для Х=2 2 . Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F? ¬X ¬Y ¬Z X Y Z X Y Z ¬X ¬Y ¬Z X Y Z F 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 1 4
3. В ходе заседания суда выяснилось, что: 1) Если Аськин не виновен или Баськин виновен, то виновен Сенькин. 2) Неверно, что если Аськин не виновен, то Сенькин не виновен. Что можно сказать о виновности Аськина , Баськина , Сенькина? В чем может быть затруднение при выполнении этого задания? Решение задач 4. Составьте таблицу истинности для выражения (А ¬ В) ¬ А.
А В ¬ А ¬ В А ¬ В (А ¬ В) ¬ А 0 0 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 0 Изучение нового материала (новые операции, составление таблиц истинности) Работа с учебником стр. 165-172 4. Составьте таблицу истинности для выражения (А ¬ В) ¬ А.
Рефлексия Какова тема нашего урока? Дано высказывание: «В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого» В результате какой операции было получено данное высказывание? Даны высказывания: «Идет дождь» и «На улице сыро». Какое высказывание получится, если применить логическую операцию импликация? Вернемся к нашим утверждениям и оценим их достоверность.
Верные и неверные утверждения. 1. Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно. 2. Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний. 3. Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно. 4. Высказывание «Если число Х делится на 3, то оно делится и на 9», образованное при помощи операции логического следования, является истинным. 5. Высказывание «День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за горизонтом» получено при помощи операции логического равенства.
Домашнее задание Параграф 19, задачи 8-11(стр.178)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме "Логические операции" (10 профильный)
Цели: знакомство обучающихся с основными логическими операциями: инверсией, дизъюнкцией, конъюнкцией, импликацией и эквивалентностью; отработка умений составления таблиц истинности логических выражений, развитие аналитического критического мышления; воспитание таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: приложение «Логические операции» (Приложение 1)
Планируемые результаты:
предметные — формирование представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями;
метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, умение использовать знаково-символических средств, умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату выполнения заданий, умение формулировать свои затруднения.
личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
План урока:
1. Организационный момент 1 минут
2. Формулировка темы и целеполагание. 3 минуты
3. Изучение нового материала (логические операции) 10 минут
4. Закрепление материала, решение задач (практическая часть) 10 минут
5. Изучение нового материала (приоритет операций, алгоритм заполнения таблицы истинности) 2 минут
6.Закрепление, решение задач ЕГЭ 15 минут
7. Рефлексия, (три М), выставление оценок 4 минут
1. Организационный момент 1 минут
2. Формулировка темы и целеполагание. 3 минуты
Стадия «Вызов»
Актуализация ранее изученного материала:
– Вспомните, что такое алгебра логики? /Аппарат, который позволяет выполнять действия над высказываниями/
– Что такое высказывание? /Предложение, относительно которого имеет смысл говорить истинно оно или ложно/
Приём «Верные и неверные утверждения» (на партах бланки для ответов)
– Перед вами бланки:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Я буду зачитывать утверждения. Вы должны поставить знак «+», если считаете, что утверждение верное, и знак «-», если считаете, что утверждение неверное.
- Любое логическое выражение либо истинно, либо ложно.
- Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные какой-то одной логической операцией.
- Истинность сложного высказывания можно определить, зная истинность или ложность входящих в него высказываний.
- Результатом операции отрицания над высказыванием «Пушкин – не гениальный русский поэт» является высказывание «Пушкин – гениальный русский поэт».
- Высказывание «4 – простое число» истинно. Высказывание «4 – не простое число» ложно.
- Высказывание «Тигр – это полосатый зверь или домашнее животное», полученное при помощи логического сложения, истинно.
- Высказывание «Январь – последний зимний месяц и в нем всегда 31 день», полученное при помощи логического умножения, истинно.
- Высказывание «День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за горизонтом» получено при помощи операции логического равенства.
- Высказывание «Если число Х делится на 3, то оно делится и на 9», образованное при помощи операции логического следования, является истинным.
- Даны высказывания «Учитель должен быть умным» и «Учитель должен быть справедливым». Объединение этих высказываний при помощи логической операции конъюнкции означает, что учитель должен быть одновременно и умным, и справедливым.
– Что у вас получилось? Аргументируйте свой ответ (ситуация с противоречивыми мнениями обучающихся).
– Мы проверим правильность ваших мнений чуть позже. Отложите бланки в сторону.
– Определите тему урока, исходя из предложенных высказываний. /Логические операции/
3.Изучение нового материала (логические операции) 10 минут
Стадия «Осмысление»
Чтобы проверить правильность ваших ответов, запустите приложение «Логические операции» и ознакомьтесь с его содержанием.
– О каких логических операциях идет речь? /Инверсия, дизъюнкция, конъюнкция, импликация и эквивалентность/
Приём «Концептуальная таблица»
На доске таблица:
Линия сравнения | Логическая операция 1 | Логическая операция 2 | Логическая операция 3 | Логическая операция 4 | Логическая операция 5 |
|
– Выделите линии для сравнения перечисленных вами логических операций. (чем могут отличаться операции)
В ходе коллективного обсуждения выделены следующие линии: название, обозначение, союз, истинность результата операции, таблица истинности. На доске Googleтаблица с заполненными линиями сравнения и логическими операциями:
Линия сравнения | Инверсия | Конъюнкция | Дизъюнкция | Импликация | Эквивалентность |
Название | |||||
Обозначение | |||||
Союз | |||||
Истинность результата операции | |||||
Таблица истинности |
– Заполните Google таблицу, используя приложение «Логические операции», самостоятельно (работа в группах).
– Итак, мы заполнили концептуальную таблицу, отражающую основную информацию о логических операциях. Чем характеризуется каждая логическая операция? /Названием, обозначением, союзом, условием истинности логической операции и таблицей истинности/
– Используя данные сводной таблицы, решите следующие задачи.
X | Y | Z | F |
1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 |
4. Закрепление материала, решение задач (практическая часть) 10 минут
Задача 1. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F?
- ¬X ∧ ¬Y ∧ ¬Z
- X ∧ Y ∧ Z
- X ∨ Y ∨ Z
- ¬X ∨ ¬Y ∨ ¬Z
Задача 2. Заполните таблицы истинности в тесте по теме Логические операции «Алгебра логики» (библиотека МЭШ) Какие возникли затруднения?
Задача 3. Составьте таблицу истинности для выражения А∧¬В∧С∨ ¬А∧В∧С. В чем может быть затруднение при выполнении этого задания?
5. Изучение нового материала (приоритет операций, алгоритм заполнения таблицы истинности) 2 минуты
Работа с учебником стр 171-172
6.Закрепление, решение задач ЕГЭ 15 минут
Возвращаемся к задаче 3.
глава 3. Онлайн-тесты для 10 класса
7. Рефлексия, выставление оценок 4 минут
Стадия «Рефлексия»
– Какова тема нашего урока? /Логические операции/
– О каких логических операциях вы узнали на уроке? /Инверсия, дизъюнкция, конъюнкция, импликация и эквивалентность/
– Дано высказывание «В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого». В результате какой операции было получено данное высказывание? /Дизъюнкция/
– Даны высказывания «Идёт дождь» и «На улице сыро». Какое высказывание получится, если применить логическую операцию импликация?/Если идет дождь, то на улице сыро/
– Определите истинность следующего высказывания «С помощью компьютера нельзя обработать информацию тогда и только тогда, когда он не включен (примечание: компьютер не включен)» /Истинно/
– Вернемся к утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию (коллективный анализ высказываний и определение их достоверности)
Правильно заполненный бланк:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
+ | - | + | + | - | + | - | + | - | + |
А закончить наш урок мне хотелось бы словами Льюиса Кэрролла:
Овладев... методами «символической логики», вы получите увлекательное развлечение, не требующее ни специальных досок, ни карт, и к тому же полезное, независимо от того, чем вы занимаетесь. Методы эти позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, выработают у вас привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики.
Листок контроля учени___ 10 класса _______________________________________________
Дополнительное задание на составление таблицы истинности
Составьте таблицу истинности для логического выражения (выполнить в тетради):
A → B ~ C & A V B
Количество баллов за тест ________
Оцените свою работу на уроке (выберите из второго столбца подходящее вам продолжение высказывания из первого столбца).
Закончите предложение:
На уроке мне было трудно ___ ________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс ТЕМЕ: ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...
Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...
Урок по теме: Логические операции
конспект урока...
Разработка урока по теме «Логические операции»
Разработка урока элективного курса «Математические основы информатики» по теме «Логические операции»...
Презентация к уроку по теме: "Логические операции. Составление таблиц истинности".
Составления таблиц истинности с примениний знаний логических операций....
Открытый урок по теме Арифметические операции в позиционных системах счисления
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);Совершенствование навыка перевода ч...