Урок по теме: Логические операции
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по информатике: Логические операции
Цели: Познакомить с основными логическими операциями: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
Задачи:
- Сформировать у учащихся понятие “логическая операция»;
- Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.
Ожидаемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность;
- таблицы истинности логических операций;
- обозначение логических операций;
- приоритет логических операций.
Учащиеся должны уметь:
- определить порядок действий при вычислении значения логического выражения;
- конструировать простые и сложные высказывания.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изложение нового материала.
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания.
Опр.1 Логическая операция — способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Рассмотрим три базовых логических операций — инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию и дополнительные — импликацию и эквивалентность.
Упражнение 1. Даны два простых высказывания:
А= “Щука – рыба”;
В=“Ворона — певчая птица”.
Составьте из них все возможные составные (сложные) высказывания и определите их истинность.
При вычислении значения логического выражения (формулы) логические операции вычисляются в определенном порядке, согласно их приоритету:
- инверсия
- конъюнкция
- дизъюнкция
- импликация и эквивалентность
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка действий используются скобки.
Например: дана формула .
Порядок вычисления:
— инверсия
— конъюнкция
— дизъюнкция
— импликация
— эквивалентность.
Упражнение 2.
Дана формула . Определите порядок вычисления.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Среди следующих высказываний укажите составные, выделите в них простые, обозначьте их каждое из них буквой. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.
- Число 456 трехзначное и четное.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
- Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.
- Луна — спутник Земли.
- На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.
- Если число оканчивается на 0, то оно делится на 10.
- Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.
- Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.
- Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться, и будут ему послушны.
2. Постройте отрицания следующих высказываний.
- На улице сухо.
- Сегодня выходной день.
- Ваня не был готов сегодня к урокам.
- Неверно, что число 3 не является делителем числа 198.
- Некоторые млекопитающие не живут на суше.
- Неверно, что число 17 — простое.
3. Из каждых трех выберите пару высказываний, являющихся отрицаниями друг друга.
- “Луна — спутник Земли”, “Неверно, что Луна спутник Земли”, “Неверно, что Луна не является спутником Земли”;
- “2007 < 2008”, “2007 > 2008”, “2007 ? 2008”;
- “Прямая а перпендикулярна прямой с”; “Прямая а не параллельна прямой с”; “Прямая а не пересекается с прямой с”.
4. По данным формам сложных высказываний запишите высказывания на русском языке.
5. Найдите значения логических выражений:
6. Даны два высказывания: А = “2 х 2 = 4”, В = “2 х 2 = 5”. Очевидно, что А=1, В=0. Какие из высказываний истинны?
- А
7. Даны простые высказывания: А= {15>13}, В={4=5}, C= {7<4}. Определите истинность составных высказываний:
8. При каких значениях числа Х логическое выражение не ((Х>15) или (Х< -5)) примет значение:
- ложь,
- истинна.
9. Какие из высказываний А, В должны быть истинны и какие ложны, чтобы было ложное высказывание ?
V. Итог урока.
Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.
VI. Домашнее задание.
1. Выучить определения, знать обозначения.
2. Даны высказывания:
А = {На улице светит солнце},
В = {На улице дождь},
С = {На улице пасмурная погода},
D = {На улице идет снег}.
Составьте два сложных высказывания, одно из которых в любой ситуации всегда будет ложным, а другое истинным.
3. Запишите сложное высказывание , значения А, В, С возьмите из предыдущего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"
Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...
Презентация "Подготовка к ГИА по информатике и ИКТ на тему Логические операции"
Материал для подготовки к ГИА по информатике и ИКТ по теме "Логические операции"....
Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Логические операции"
В презентации представлены основные логические операции, а так же таблицы истинности, подтверждённые примерами....
Разработка урока по теме «Логические операции»
Разработка урока элективного курса «Математические основы информатики» по теме «Логические операции»...
Урок информатики в 9 классе на тему «Логические операции и условная функция»
Урок информатики в 9 классе на тему «Логические операции и условная функция»...
Презентация к уроку по теме: "Логические операции. Составление таблиц истинности".
Составления таблиц истинности с примениний знаний логических операций....
Открытый урок на тему:"Логические операции" (10 класс)
Презентация урока на тему :"Логические операции " (10 класс, профильный уровень)...