Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 210.5 КБ |
otkrytyy_urok.ppt | 855.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков с использованием элементов проблемно-поискового метода.
Цели урока:
образовательные:
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);
Совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления;
развивающие:
Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
Развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
Развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
Формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Оснащение и методическое обеспечение урока
экран, проектор;
презентация по изучаемой теме;
опорный конспект;
карточки с заданиями.
План урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний. Опрос
Объяснение нового материала
Закрепление материала. Решение задач.
Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.
Ход урока.
Проверка домашнего задания(презентация) Слайд 1-12
Разминка.
2 человека у доски:
а)65710->A16->A2->A8 (ответ 511)
б)1011112-A8->A10->A16.(ответ 2 F)
Слайд 13. Сколько учеников в классе? (28 учеников)
Слайд 14. В школе 3 компьютерных класса. Всего компьютеров - 1000002. В первом и во втором классах по 10112компьютеров. Сколько компьютеров в третьем классе? Ответ: 10.
Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания, вместе будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. Прочтите их, пожалуйста. Читает один из учеников: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». И мы попробуем доказать справедливость этих слов. Слайд 17
Запишите число и тему урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления". Слайд 18
Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе.
Начнем со сложения в позиционных системах счисления.
Проведем аналогию с десятичной системой счисления.
При сложении цифры суммируются по разрядам отвечает ученик, и если при этом возникает переполнение разряда, то производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления.
Десятичная система счисления
999+876=1875(столбиком подробно) – Слайд 19
в 2,8,16. (10101+1101=100010(2), 2154+736=3112(8), 8D8+3BC=C94(16)) Слайд 20
При вычитании из меньшей цифры большей в старшем разряде занимается единица которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (пример вычисления разности десятичных чисел)
244 – 199 = 45
в 2, 8, 16 ( 10101-1011=1010(2), 43506-5042=36444(8), C94-3BC=848(16))
Слайд 21
При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления.
163*63=1335(8)
Слайд 22
Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. Слайд 23
Выполнить примеры. Слайд 24-29
Выходной контроль
Цель: проверить освоение способов сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной).
Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.
Действия:
5.1 Выполни действия, заданные в таблице
5.2.
1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.
Переведи полученные значения в десятичную систему счисления.
Результат занеси в таблицу
5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.
5.4. Точки соедини последовательно по правилу:
1 уровень: 5-6-7-5
2 уровень: 1-2-3-4-1
3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.
Домашнее задание:
1. Уровень знания:
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления
2.Уровень понимания: Выполните действия:
А) Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Б) 3. Сложить числа:
а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).
В) Выполнить умножение:
а) 100111(2) ´ 1000111(2) = 101011010001(2).
б) 1170,64(8) ´ 46,3(8) = 57334,134(8).
в) 61,A(16) ´ 40,D(16) = 18B7,52(16).
3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.
Действия:
5.1 Выполни действия, заданные в таблице
5.2. 1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.
Переведи полученные значения в десятичную систему счисления. Результат занеси в таблицу
5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.
5.4. Точки соедини последовательно по правилу:
1 уровень: 5-6-7-5
2 уровень: 1-2-3-4-1
3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.
Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.
Действия:
5.1 Выполни действия, заданные в таблице
5.2. 1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.
Переведи полученные значения в десятичную систему счисления.
Результат занеси в таблицу
5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.
5.4. Точки соедини последовательно по правилу:
1 уровень: 5-6-7-5
2 уровень: 1-2-3-4-1
3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.
Домашнее задание
1. Уровень знания:
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления
2.Уровень понимания: Выполните действия:
А) Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Б) 3. Сложить числа:
а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).
В) Выполнить умножение:
а) 100111(2) ´ 1000111(2) = 101011010001(2).
б) 1170,64(8) ´ 46,3(8) = 57334,134(8).
в) 61,A(16) ´ 40,D(16) = 18B7,52(16).
3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
Домашнее задание
1. Уровень знания:
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления
2.Уровень понимания: Выполните действия:
А) Выполнить вычитание:
а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).
Б) 3. Сложить числа:
а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).
В) Выполнить умножение:
а) 100111(2) ´ 1000111(2) = 101011010001(2).
б) 1170,64(8) ´ 46,3(8) = 57334,134(8).
в) 61,A(16) ´ 40,D(16) = 18B7,52(16).
3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....
Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"
В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....
План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"...
Открытый урок по теме Арифметические операции в позиционных системах счисления
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);Совершенствование навыка перевода ч...
Урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Арифметические операции в позиционной системе счисления"....
Открытый урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления" разработан используя опыт работ учителя информатики Московской области г.Балашиха МБОУ "Школа№17" Николаева О.И.
Разработка урока по информатике...
Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 8 кл.
Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в вось...