Программа спецкурса "Математические основы информатики"
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме
программа спецкурса "Математические основы информатики" рассчистана на 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_osnovy_informatiki.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Пояснительная записка
Курс «Математические основы информатики» составлен на основе УМК Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. «Математические основы информатики» и носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Курс ориентирован на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математике.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.
Цели курса:
- формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
- создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Задачи курса:
- сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
- показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
- привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.)
- сформировать умения решения исследовательских задач;
- сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
- развить способность к самообучению.
Курсу отводится по 1 часу в неделю в течение двух лет обучения — 10-11 классы; 10 класс - 35 часов, 11 класс – 33 часа, всего 68 учебных часов.
Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 6 глав, которые можно изучать в произвольном порядке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Системы счисления | 10 |
2 | Представление информации в компьютере | 11 |
3 | Введение в алгебру логики | 14 |
4 | Элементы теории алгоритмов | 12 |
5 | Основы теории информации | 9 |
6 | Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики | 10 |
7 | Резерв свободного времени | 2 |
Всего | 68 |
Модуль 1. Системы счисления
Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.
Цели изучения темы:
- раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;
- изучить свойства позиционных систем счисления;
- показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
- познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере;
- рассказать о системах счисления, отличных от двоичной используемых в компьютерных системах.
В данном модуле разобраны 145 заданий — 103 задания в учебном пособии и 42 задания в самостоятельных и контрольных работах (методическое пособие).
Модуль 2. Представление информации в компьютере
Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, IT-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. В главе 2 не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере.
Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.
Цели изучения темы:
- достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;
- выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;
- познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.
Материал данного раздела, как и всего курса в целом, избыточен. В модуле 2 подробно разобраны 138 заданий (вместе с примерами и заданиями из учебного пособия и заданиями проверочных работ).
Модуль 3. Введение в алгебру логики
Цели изучения темы:
- достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;
- показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;
- систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.
В учебном пособии подробно рассмотрены решения 124 задач.
Модуль 4. Элементы теории алгоритмов
Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание уделяется разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы решается много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.
Цели изучения темы:
- формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;
- знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста;
- знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».
В данном модуле разобраны 82 задания.
Модуль 5. Основы теории информации
Цель изучения темы:
- познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации;
- показать практическое применение данного материала.
Модуль 6. Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики
Цель изучения темы: познакомить учащихся с быстро развивающейся отраслью информатики — вычислительной геометрией; показать, что именно она лежит в основе алгоритмов компьютерной графики.
В данном модуле рассматриваются некоторые алгоритмы решения геометрических задач. Такие задачи возникают в компьютерной графике, проектировании интегральных схем, технических устройств и др. Исходными данными в такого рода задачах могут быть множество точек, набор отрезков, многоугольник и т. п.
Тема данного модуля достаточно сложна для восприятия. Трактовка таких понятий, как «информация», «измерение информации», в данном модуле дается совершенно на другом уровне, нежели это делается в базовом курсе информатики. Кроме того, для полного освоения предлагаемых материалов необходима достаточно высокая математическая подготовка; в частности, желательно знакомство школьников с понятием логарифма. Именно поэтому данный модуль предлагается изучать не в начале курса, а ближе к его концу, когда учащиеся в курсе математики с логарифмами уже познакомятся.
Часть материала, например формула Шеннона или ее вывод, может быть опущена, а высвободившееся время использовано для более подробного изучения основных элементов теории информации, имеющих важное значение в информатике. Такими элементами являются формула Хартли, закон аддитивности информации, связь алфавитного подхода к измерению информации с подходом, основанным на анализе неопределенности знания о том или ином предмете, оптимальное кодирование информации.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны освоить несколько новых понятий, не рассматриваемых как в курсе математики, так и в базовом курсе информатики средней школы. Изложение материала данного модуля построено так, чтобы показать такие подходы к решению геометрических задач, которые позволят в дальнейшем достаточно быстро и максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач, в частности, в компьютерной графике.
В данном модуле разобрано 33 задания — 24 в учебном пособии и 9 заданий практической работы.
Материалы соответствующей главы учебника не входят практически ни в один учебник по базовому курсу информатики. А от профессиональных книг по данной тематике их отличает относительная доступность изложения и применение математического аппарата, практически не выходящего за рамки школьного курса элементарной математики.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И УЧЕНИЯ
В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:
- принцип обучения на высоком уровне трудности;
- принцип ведущей роли теоретических знаний;
- принцип концентрированности организации учебного процесса и учебного материала;
- принцип группового или коллективного взаимодействия;
- принцип полифункциональности учебных заданий.
Данная методика опирается на положения когнитивной психологии:
- в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент — когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;
- ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;
- из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;
- для всестороннего развития мышления в содержание обучения кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;
- для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект «напряженной потребности».
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая выражена в контроле качества усвоения. В систему проверки и контроля включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;
- результаты проверки должны сообщаться незамедлительно;
- школьник должен максимально участвовать в процессе проверки выполненного им задания.
Главное в контроле — не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных учеников данного класса.
Практическая реализация принципа изучения в быстром темпе подразумевает постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся, так как без убежденности в полном усвоении материала всеми учениками нет смысла двигаться вперед.
Литература
- Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 312 с.: ил.
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328 с.: ил.
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование).
Календарно – тематическое планирование – 10 класс (35 часов)
№ п/п | Параграф учебника | Тема разделов, уроков | Количество часов | В том числе | Дата проведения | Дата по факту | |
Теоретические уроки | Лабораторно-практические уроки | ||||||
| |||||||
§1.1 | Основные определения, связанные с позиционными системами счисления. Понятие базиса. Принцип позиционности | 1 | 1 | ||||
§1.1, 1.2 | Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления | 1 | 1 | ||||
§1.3 | Развернутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления | 1 | 1 | ||||
§1.4 | Самостоятельная работа № 1. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | 1 | 1 | ||||
§1.5 | Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную | 1 | 1 | ||||
§1-6 | Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную | 1 | 1 | ||||
§1-7 | Самостоятельная работа № 2. Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями: Р™ = Q | 1 | 1 | ||||
§1-8 | Системы счисления и архитектура компьютеров | 1 | 1 | ||||
§1.1, 1.7 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
§1.1, 1.8 | Анализ контрольной работы. Заключительный урок | 1 | 1 | ||||
| |||||||
§2.1 (п. 1 и 2) | Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код | 1 | 1 | ||||
§2.1 (п. 3 и 4) | Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов | 1 | 1 | ||||
§2.2 (п. 1 и 2) | Самостоятельная работа № 1. Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой | 1 | 1 | ||||
§2.2 (п. 3 и 4) | Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики. Самостоятельная работа № 2. | 1 | 1 | ||||
§2.3 | Представление текстовой информации. Практическая работа № 1 | 1 | 1 | ||||
§2.4 | Представление графической информации. | 1 | 1 | ||||
§2.4 | Практическая работа № 2 | 1 | 1 | ||||
§2.5 | Представление звуковой информации | 1 | 1 | ||||
§2.6 | Методы сжатия цифровой информации. Практическая работа № 3 (по архивированию файлов) | 1 | 1 | ||||
§2.1 2.6 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
§2.1 2.6 | Анализ контрольной работы. Проектная работа | 1 | 1 | ||||
| |||||||
§3.1 | Алгебра логики. Понятие высказывания | 1 | 1 | ||||
§3.2 | Логические операции | 1 | 1 | ||||
§3.3 | Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики | 1 | 1 | ||||
§3.3 | Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики | 1 | 1 | ||||
§3.4 или 3.5 | Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем) | 1 | 1 | ||||
§3.1-3.4 | Проверочная работа | 1 | 1 | ||||
§3.6 | Булевы функции | 1 | 1 | ||||
§3.7 | Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ | 1 | 1 | ||||
§3.8 | Минимизация булевых функций в классе дизъюнктивных нормальных форм | 1 | 1 | ||||
§3.87-3.8 | Практическая работа по построению СДНФ и ее минимизации | 1 | 1 | ||||
§3.9-3.10 | Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники | 1 | 1 | ||||
§3.9-3.10 | Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники | 1 | 1 | ||||
§3.1-3.10 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | ||||
Анализ контрольной работы | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование – 11 класс (33 часа)
| |||||||
§4.1 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов | 1 | 1 | ||||
§4.1 | Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Решение задач на составление алгоритмов | 1 | 1 | ||||
§4.2 | Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга. Решение задач на программирование машин Тьюринга | 1 | 1 | ||||
§4.2 | Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга. Решение задач на программирование машин Тьюринга | 1 | 1 | ||||
§4.3 | Машина Поста как уточнение понятия алгоритма | 1 | 1 | ||||
§4.4 | Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции | 1 | 1 | ||||
§4.1-4.3 | Проверочная работа | 1 | 1 | ||||
§4.5 | Анализ проверочной работы. Понятие сложности алгоритма | 1 | 1 | ||||
§4.6 | Алгоритмы поиска | 1 | 1 | ||||
§4.7 | Алгоритмы сортировки | 1 | 1 | ||||
§4.7 | Алгоритмы сортировки | 1 | 1 | ||||
§4.1-4.7 | Проектная работа по теме «Культурное значение формализации понятия алгоритма» | 1 | 1 | ||||
| |||||||
§5.1 | Понятие информации. Количество информации. Единицы измерения информации | 1 | 1 | ||||
§5.2 | Формула Хартли | 1 | 1 | ||||
§5.2 | Формула Хартли | 1 | 1 | ||||
§5.3 | Применение формулы Хартли или проверочная работа | 1 | 1 | ||||
§5.4 | Закон аддитивности информации | 1 | 1 | ||||
§5.5 | Формула Шеннона | 1 | 1 | ||||
§5.6 | Оптимальное кодирование информации. Код Хаффмана | 1 | 1 | ||||
§5.1-5.6 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
§5.1-5.6 | Заключительный урок | 1 | 1 | ||||
| |||||||
§6.1 | Координаты и векторы на плоскости | 1 | 1 | ||||
§6.2 | Способы описания линий на плоскости | 1 | 1 | ||||
§6.2 | Способы описания линий на плоскости | 1 | 1 | ||||
§6.3 | Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур | 1 | 1 | ||||
§6.3 | Задачи компьютерной графики на взаимное расположение точек и фигур | 1 | 1 | ||||
§6.4 | Многоугольники | 1 | 1 | ||||
§6.5 | Геометрические объекты в пространстве | 1 | 1 | ||||
§6.5 | Геометрические объекты в пространстве | 1 | 1 | ||||
§6.1-6.5 | Практическая работа | 1 | 1 | ||||
§6.1-6.5 | Практическая работа | 1 | 1 | ||||
| |||||||
Повторение | 1 | 1 | |||||
Повторение | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива "Основы информатики"
Традиционно в школах для детей с умственной отсталостью работало три профиля: столярное, слесарное и швейное дело. Однако в последние годы в связи с глобальными изменениями в государстве в целом и в с...
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Программа по основам информатики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения и умственную отсталость....
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» в рамках ФГОС....
Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ»....
Рабочая программа "Математические основы информатики" 10-11 класс
Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", рассчитанная на два года (10-11 класс, 1 час в неделю). Для преподавания курса используются учебное и методическое пособия Андр...