Методическая разработка открытого урока "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт
Урок ситематизации и обобщения ЗУН по теме "Системы счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_sist_schisl_proverka_zun.docx | 116.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Борзинский филиал Государственного профессионального образовательного учреждения
«Краснокаменский промышленно-технологический техникум»
Конспект открытого урока по информатики и ИКТ
«Системы счисления»
Составил: Абдуллаева С.Ш.
Борзя
2017
Конспект открытого урока
по информатике и ИКТ
Тема урока: «Системы счисления»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Количество часов, отводимое на урок: 45 мин.
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знаний, умения учащихся по теме “Системы счисления”
Задачи урока:
предметные:
- систематизировать и обобщить ЗУН учащихся при изучении тем «Позиционные, непозиционные системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другие;
- повторить алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие: перевод в десятичную систему счисления, из десятичной системы счисления,
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
- расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач);
- развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;
- формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Формы: групповая (малые группы), фронтальная, личностно-ориентированная.
Основные понятия и термины:
системы счисления, виды систем счисления (унарные, позиционные, непозиционные), основание, алфавит, цифра, базис, разряд, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другие, связь между двоичной и шестнадцатеричной системами счисления, особенности двоичной арифметики, правила арифметических действий в других системах счисления, навыки работы на ПК, программное обеспечение ПК.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;
Раздаточный материал: приложений 1 – оценочный лист, приложение 2 система координат, приложение 3 – лист настроения.
I. Организационный момент
1. Приветствие (проверка присутствующих)
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Урок мы начнем с небольшого отрывка биографии (Слайд 1):
«Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя несколько лет у нас уже было 10 детей. Жалованья я получал в месяц 200 рублей…»
Учитель: Есть ли в этом отрывке странности?
Учитель: Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?
Ученик: Числа представлены в недесятичной системе счисления.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы автобиография стала понятной?
Ученик: Нужно определит, в какой системе счисления записаны все эти числа.
Учитель: Так как же определить?
Ученик:
Самая наибольшая цифра в этом отрывке 4, значит система счисления будет пятеричная.
Секрет выдается фразой: “Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком…”. Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 — наибольшая в этой системе, а, следовательно, основанием системы является 5.
Учитель: Чудаку-математику пришла фантазия написать все числа своей биографии в пятеричной системе счисления. Так, что же мы будем делать дальше?
Ученик: Переводить числа.
Учитель: Переводим. Вот что у вас должно получиться (Слайд2):
«Я окончил курс университета 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя несколько лет у нас уже было 5 детей. Жалованья я получал в месяц 50 рублей…»
Исходя из данного задания сформулируйте тему урока.
Ученик: Системы счисления и т.д.
Учитель: (Слайд 3) Правильно. Тема нашего занятия «Системы счисления». Но сегодня у нас заключительный урок по данной теме. Как вы думаете, чем сегодня мы займёмся на уроке?
(Ответы детей).
Учитель: (слайд 3) Правильно, мы закрепим, повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данной теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел в двоичной и десятичной системах счисления.
II Закрепление, обобщение знаний, умений, навыков
(Слайд 1) Наш урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет оцениваться вами. На ваших столах лежат оценочные листы (приложение1), которые по ходу урока вы должны будете заполнять.
На каждом этапе вы можете заработать баллы. В конце урока оценим ваши знания по количеству набранных баллов.
1 этап Разминка «Раз-вопрос, два - вопрос» (проверка знаний) (Слайд 5)
Учитель: Правила: каждый учащийся выбирает № вопроса и отвечает на него, если отвечающий не смог ответить на вопрос, есть возможность другому студенту заработать дополнительный балл.
За каждый верный ответ – 1 балл.
В листе ответов отмечаете верно отвеченный вами вопрос.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 этап «Художники» (Слайд 27)
Учитель: Работа в парах. На каждой парте у вас лежат листочки с системой координат (приложение 2).
Переведите точки в десятичную систему, отметьте и последовательно соедините их на координатной плоскости.
(Слайд 28) Посмотрите на слайд и сравните свой рисунок. Максимальное количество баллов: 3 балла
Рисунок совпал-3б., рисунок частично совпал-2б., рисунок не совпал-1 б.
Поставьте баллы в оценочный лист.
3 этап «Числовой лабиринт» (Слайд 29)
Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
Задание оценивается 8-ю баллами. За каждое число 1 балл.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
(Слайд 30) Поставьте баллы в оценочный лист.
(Ответ: ДИСКОВОД)
4 этап «Загадка поэта» (Слайд 31)
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова “Необыкновенная девочка” и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в нужную систему счисления.
(Слайд 32)
Ей было тысяча сто лет, | Она ловила каждый звук |
Когда, пыля десятком ног, | И десять темно-синих глаз |
(Слайд33) Посмотрите на слайд сравните свои ответы и запишите баллы в оценочный лист. Максимальное количество баллов: 8. За один правильный ответ 1 бал.
Ей было 12 лет, | Она ловила каждый звук |
Когда, пыля двумя ногами, | И двое темно-синих глаз |
(Слайд 34) А сейчас посчитайте итоговое количество набранных баллов и выставите оценки в оценочных листах. 2мин.
Критерии оценивания:
Оценка 5 = 18-23 баллов;
Оценка 4 = 11 -17 баллов;
Оценка 3= 4-10 баллов.
(Слайд 34) Свои впечатления после урока оцените с помощью листа настроения с обратной стороны. Обведите в круг. (Приложение 2).
Сдаем листочки.
III Рефлексия: 1 мин.
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
IV Домашнее задание 1 мин. (Слайд 35). Создать кроссворд, состоящий из 10 слов по теме «Системы счисления»
V Итог урока 3мин.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Закончить урок можно высказыванием французского математика Пьера Симона Лапласа (1749-1827)
«Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна».
Спасибо всем за урок. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...
Методическая разработка открытого урока на тему: "системы счисления"
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, ...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....