Методическая разработка открытого урока на тему: "системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
- воспитательные:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Системы счисления
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательные:
- актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
- дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики и информационных технологий
Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вводное слово учителя – 2 мин.
3. Систематизация знаний – 12 мин.
4. Решение задач – 25 мин.
5. Заключение – 4 мин.
6. Задание на дом – 1 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.
2. Вводное слово учителя.
Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
План работы на уроке следующий:
1. Блиц-опрос
2. Заполнение таблицы.
3. Решение неравенств.
4. Выполнение арифметических действий
5. Рождение цветка.
6. Загадка поэта.
7. Числовой лабиринт.
3. Систематизация знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока.
Задание 1. Блиц-опрос. (1 команда)
1. Система счисления – это …
2. В какой с.с. нет числа 120?
3. Совокупность различных цифр, используемых в позиционной системе счисления для записи чисел. (алфавит)
4. Как называются цифры десятичной с.с.? (арабские)
5. Чему равно следующее число МDСХLVIII? (1648)
Задание 1. Блиц-опрос. (2 команда)
- Назовите два вида систем счисления
- Базис – это..
- В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа (15)...
- Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341 , 123 , 111
- В ЭВМ используется … система счисления.
Задание 1. Блиц-опрос. (3 команда)
- Позиционная система счисления – это система …
Символы, при помощи которых записывается число.(цифры)
- Как называется позиция цифры в числе? (разряд)
- Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)
- Число 5 в двоич
- ной системе счисления? (101)
Задание 1. Блиц-опрос. (4 команда)
- Непозиционная система счисления - это система …
- Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в ….. системе счисления
- Основание – это….
- В двоичной системе счисления 11 + 1 = …(100)
- Римская система счисления – это …… система счисления.
Задание 2. Заполнение таблицы.
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
8 |
| |
|
| 0; 1 |
Шестнадцатеричная |
|
(Правильно заполненная таблица имеет вид)
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | 0;1;2;3;4;5;6;7 |
Двоичная | 2 | 0; 1 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F |
После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям:
- Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «блиц-опрос» - 5, за задание «Заполнение таблицы» - 3.
Результаты заносятся в итоговую таблицу.
4. Решение задач.
На данном этапе урока учащиеся выполняют задания, не используя при этом компьютер. Каждая команда выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 3. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
- 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
- 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
- 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
- 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Задание 4. Выполнить следующие арифметические действия:
- Основание двоичной системы счисления сложить с количеством бит в одном байте.
- Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002.
- К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
- Ответ перевести в двоичную систему счисления.
Оценивается правильность и скорость выполнения задания (2 балла)
Ответ:
(2+8)*4+5=45
4510 = 1011012.
Задание 5. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
(ответ 100100012=145 дней)
Задание 6. Загадка (Задание оценивается 2-мя баллами.)
В саду 100 кустов малины- 28 чёрной и 61 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты?
Задание 7. Числовой лабиринт. (Задание оценивается 10-ю баллами.)
Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
(Ответ: ДИСКОВОД)
5. Заключение.
Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.
Рефлексия:
Написание синквейна (пятистрочника)
В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями через написание синквейна (алгоритм написания синквейна представлен в рабочих картах и на слайде). За основное понятие можно взять любое понятие с урока ( система счисления, базис, и т. д.).
Алгоритм написания синквейна (пятистрочника)
1 | Одно слово – существительное | Название понятия (объекта) |
2 | Два слова – прилагательные | Свойства понятия (объекта) |
3 | Три слова – глаголы | Возможности (действия) |
4 | Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) | Ваше личное отношение к понятию (объекту) |
5 | Предложение | Вывод, заключение |
Представляю вашему вниманию синквейн, составленный мною:
ВРЕМЯ…
Бесценное, быстротечное
Ускользает, тянется, УЧИТ
Невосполнимый ресурс и первостепенная ценность
Не потеряйте же время и дорожите им!
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
6.Задание на дом.
Составить кроссворд по теме: Системы счисления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Система счисления"
Цель занятия - закрепление, обобщение и систематизация знаний студентов по теме «Системы счисления».Занятие проведено с использованием игровых технологий (занимательных задач): графический диктант,...
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...
Методическая разработка открытого урока "Системы счисления"
Урок ситематизации и обобщения ЗУН по теме "Системы счисления"...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....