Формирование социальной компетентности учащихся на основе школьной издательской деятельности
статья по информатике и икт

Сивоволова Татьяна Владимировна

Статья убедительно покказывает, какие есть возможности для социализации школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности учащихся
на основе школьной издательской деятельности

Сивоволова Татьяна Владимировна, учитель информатики ГБОУ школа № 525

с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга,

координатор Санкт-Петербургского регионального отделения

Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»

в Московском районе Санкт-Петербурга

В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряд других. Модернизация образования направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.

Такие тенденции модернизации российского образования, как стремление к открытости, гуманизация процесса воспитания, профильность обучения и другие находят наиболее яркое отражение в развитии социальной компетенции школьника. «Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт». [1].

Компетентностный подход накладывает отпечаток на выбор методов обучения. Педагоги все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Примером может служить метод проектов, широко использующийся в нашей школе. В своей педагогической практике, сменив ее с инженерной деятельности в 1999 году, с самого начала применяю метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников. Проект, организованный по моей инициативе, посвящен подготовке и изданию на базе школы № 525 Московского района Санкт-Петербурга школьных газет, журналов, буклетов, брошюр и другой печатной продукции.

Получение информации об окружающем мире очень важно в подростковый период для социализации подростков, интегрирования личности в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации подростков. В последние годы наблюдается все более возрастающий интерес к детским СМИ на региональном и всероссийском уровнях: проводятся многочисленные конкурсы и фестивали детской и юношеской прессы, организуются профильные смены во Всероссийском детском центре «Орленок» и детско-юношеском лагере «Зеркальный». Активизировало свою деятельность Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов»[1],  работа которой направлена на поддержку детской журналистики, на содействие предоставления возможности детям и подросткам, а также любым детским объединениям по интересам заявлять о своих правах, проблемах, о своем отношении к происходящему в обществе и в семье в средствах массовой информации.

Внедрение школьной издательской деятельности в образовательный процесс способствует переходу на личностно-ориентированное обучение в школе. Организованная настольно-издательская деятельность в 525 школе создает условия для коллективной сотворческой работы учащихся разных классов (с 5 по 11-й) и учителя-руководителя, позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. У нас создана редколлегия, организована работа журналистского коллектива. За десять лет на посту главного редактора сменилось восемь старшеклассников. Учащиеся сами выбирают темы, которые им хочется освещать, сами (но под руководством учителя) распределяют их между собой, выполняют компьютерный набор и обработку фотографий. Работа учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, учит делиться ими с другими людьми, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т.д. – создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам, писателям и журналистам.

Контент большинства школьных газет традиционен: школьные новости, стихи и проза школьников, конкурсы, объявления, фотоотчеты. В нашей школьной газете «Высокое напряжение» мы, помимо традиционных школьных тем, стараемся писать статьи на актуальные темы, которые затрагивают не только самих школьников и их родителей, но и всех жителей микрорайона. Например, мы регулярно освещаем проблему уплотнительных застроек, которая очень актуальна для Санкт-Петербурга. Мы понимаем всю ответственность печатного слова, поэтому изучаем проблему, о которой пишем досконально. Проводим настоящие журналистские расследования, в ходе которых беседуем со специалистами, представителями местной власти, депутатами, жителями, адвокатами. Результат: из трех предполагаемых пятен застройки вокруг школы удалось отстоять один сквер. Особо интересными в газете ребята считают рубрики «Записки прокурора»,  в которой каждый ученик и учитель школы может выступить с критической заметкой, и «Вопрос – ответ», в которой публикуются ответы на поступившие в редакцию вопросы. Через эти рубрики мы пытаемся поддерживать связь учеников с учителями.

Кроме школьной газеты издано девять тематических журналов и несколько экологических газет, около сотни различных информационных буклетов, листовок, программок, брошюр для различных мероприятий, проведенных на базе 525 школы. Выпущено более трех десятков видеорепортажей, несколько радиопередач.

Благодаря участию и победам в конкурсах учащимся и руководителю команды предоставлялась возможность обучения у профессионалов. Это и работа в мастер-классах ведущих журналистов, фотографов, операторов, редакторов, режиссеров, специалистов в области компьютерной верстки, директоров Санкт-Петербургских СМИ, и приобретение бесценного опыта работы в настоящих телевизионных студиях, редакциях городских газет, на журналистских сменах в ВДЦ «Орленок». Это и знакомство с работой зарубежных редакций («The Guarduen» в Лондоне, «Etelä-Suomen Sanomat» в Финляндии), крупнейшими печатными центрами в Европе («The News Paper Education Trust»). Особо одаренные учащиеся имели возможность пройти стажировки в редакциях городских газет и телеканалов, успешно выступили на международной конференции молодых журналистов в СПбГУ.

«Старики» школьной редакции (в том числе и выпускники) делятся своими знаниями, передают опыт начинающим юным журналистам, проводя свои мастер-классы в школе, вместе с учителем-руководителем помогают другим ребятам найти себя, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Этот проект значим не только для учащихся, но и для учителей, так как осуществляет связь между разными дисциплинами: информационными технологиями, русским языком, литературой, историей, географией, журналистикой, английским языком, экологией, изобразительным искусством, компьютерной графикой и многими другими. Важной стороной этого проекта является возможность активного привлечения родителей к работе школьного издательского центра. Он создает условия сотрудничества со всеми участниками проекта.

Организация издательской деятельности в школе способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Проект позволяет выявлять и активно работать с талантливой молодежью, обеспечивает полноценные условия взросления, социализацию всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава, через развитие форм детского самоуправления. С помощью работы актива редакторов воспитываются лидерские качества у обучающихся. Участие в работе школьной редколлегии создает условия успешности, повышает мотивацию и к учебной деятельности. Ребятам предоставляется возможность научиться публичным выступлениям, брать интервью и правильно выражать свои мысли. В этом проекте находится место каждому ученику независимо от возраста.

Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Эта задача отлично решается через выпуск газет, фоторепортажей, радио- и телевизионных передач о социально значимых событиях.

Важным итогом работы в школьном пресс-центре становится приобретение учащимися ключевых компетенций, которые переходят потом в компетентности, а они, в свою очередь, в профессию. Таким образом, организация издательской деятельности в школе выполняет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся основной школы, и профильную подготовку старшеклассников. Учащиеся пробуют, ищут, и многие находят свой путь в профессию. Каждый год наши выпускники поступают в вузы по направлениям «информационные технологии», «журналистика», «компьютерная графика», «издательское дело». Многие становятся успешными инженерами, журналистами, редакторами, дизайнерами.

Организация издательской деятельности в школе способствует социализации учащихся согласно концепции М. И. Рожкова, которая условно названа «концепцией социальных проб»: «Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду» [2].

Результатом воспитания социальной компетенции становится характеристика личности, включающая готовность к общению и взаимодействию с другим человеком, отношение к социальному партнеру и к себе как к самостоятельным активным субъектам. Главным же результатом становится способность проецирования социально-коммуникативного опыта, полученного в ходе работы в школьном пресс-центре, на реальное социальное общество. Педагог-руководитель напрямую ничего не развивает в ребенке, а лишь обусловливает этот процесс, помогает овладеть собственной ориентировочной основой поведения и деятельности. Через такое освоение достигается саморегуляция, самоуправление личности, ее саморазвитие.

Результаты нашей многолетней работы над проектом показывают, что организация школьной издательской деятельности способствует освоению учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особо ценно, что учащиеся приобретают компетенции, позволяющие им успешно действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Эти средства личность находит в процессе решения подобных ситуаций и достигает требуемых результатов. Как отмечают Дж. Боуден и Ф. Мертон (John Bowden & Ference Marton): «Если Вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться Ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях» [3].

Литература

1. Бодалев А.А., Мальков З.А., Новикова Л.И., Караковский, В.А. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. – М., 1991

2.Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 16-19.

3. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: “Kogan Press”, 1998

4. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: «Молодой ученый», 2011.

5. Пигичка Ю. Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся: Групповое исследование учащимися глобальных проблем современности с использованием новых информационных технологий. // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-globalnye-problemy-sovremennosti-kak-predmet-gruppovoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya#ixzz2rW6nhYQI // СПб., 1999.


[1]  Официальный сайт Отделения Лиги Юных Журналистов доступен по адресу: люж.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Формирование социальной компетентности учащихся через школьную издательскую деятельность

Проект, которым я руковожу, посвящен подготовке и изданию на базе 525 школы Московского района СПб школьных газет, журналов, информационных буклетов, листовок, программок, брошюр и др. печатной продук...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...